Приказ Ростехнадзора от 18.02.2013 N 72 "Об утверждении руководства по безопасности "Расследование и учет аномалий в учете и контроле ядерных материалов на объектах использования атомной энергии" (вместе с "РБ-082-13...")
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
от 18 февраля 2013 г. N 72
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ "РАССЛЕДОВАНИЕ
И УЧЕТ АНОМАЛИЙ В УЧЕТЕ И КОНТРОЛЕ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
НА ОБЪЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"
В целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
Утвердить прилагаемое к настоящему Приказу руководство по безопасности "Расследование и учет аномалий в учете и контроле ядерных материалов на объектах использования атомной энергии".
Н.Г.КУТЬИН
Приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 18 февраля 2013 г. N 72
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ АНОМАЛИЙ В УЧЕТЕ
И КОНТРОЛЕ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОБЪЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"
1. Настоящее руководство по безопасности "Расследование и учет аномалий в учете и контроле ядерных материалов на объектах использования атомной энергии" (РБ-082-13) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований пунктов 15, 52, 65, 67, 68, 69, 70, 71, 82, 84, 85, 86, 89 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255.
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по расследованию и учету аномалий в учете и контроле ядерных материалов (далее - ЯМ) на объектах использования атомной энергии.
3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для организаций, осуществляющих обращение с ЯМ.
4. Основными целями расследования и учета аномалий в учете и контроле ЯМ являются установление причин аномалий и разработка мер для предотвращения аномалий в дальнейшем.
5. Аномалией в учете и контроле ЯМ является расхождение значений фактически наличного количества ЯМ и данных учетных документов, выходящее за установленные пределы, а также недостача или излишек учетной единицы с ЯМ.
6. Аномалии в учете и контроле ЯМ имеют следующие признаки:
1) недостача (излишек) учетных единиц в зоне баланса материалов, организации, транспортном средстве;
2) превышение пределов допустимых расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве ЯМ, учетных единиц;
3) несоответствие фактических данных (атрибутивных признаков) на учетную единицу, партию ЯМ данным сопроводительных документов организации-отправителя, установленное организацией-получателем;
4) расхождение значений фактически наличного количества ЯМ и данных учетных документов, превышающее установленные пределы, в том числе определенное на основе статистически значимого расхождения между результатами учетных и/или подтверждающих измерений количественных параметров ЯМ, учетных единиц, продуктов;
5) превышение модулем инвентаризационной разницы установленных величин.
7. Организации, осуществляющей обращение с ЯМ, рекомендуется обеспечивать сбор, регистрацию, обработку, анализ, систематизацию и хранение информации об аномалиях в учете и контроле ЯМ на протяжении всего срока осуществления деятельности с ЯМ со дня поступления ЯМ на объект использования атомной энергии.
8. Передачу информации об аномалии в учете и контроле ЯМ другим организациям рекомендуется осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Рекомендуемый перечень сведений при документальной регистрации выявленных аномалий в учете и контроле ЯМ:
1) наименование организации, осуществляющей обращение с ЯМ, в которой обнаружена аномалия в учете и контроле ЯМ;
2) наименование и регистрационный номер зоны баланса материалов, в которой обнаружена аномалия (в случае обнаружения аномалии в зоне баланса материалов);
3) дата и время обнаружения аномалии (местное/московское);
4) краткая характеристика аномалии;
5) предполагаемые причины аномалии.
Порядок документальной регистрации выявленных аномалий в учете и контроле ЯМ рекомендуется устанавливать организацией, осуществляющей обращение с ЯМ.
II. Рекомендуемый порядок действий при обнаружении признаков
аномалии в учете и контроле ядерных материалов
10. При обнаружении признаков аномалии в учете и контроле ЯМ лицу, обнаружившему эти признаки, рекомендуется немедленно доложить непосредственному руководителю, а также руководителю службы учета и контроля ЯМ организации о факте и обстоятельствах обнаружения признаков аномалии в порядке, установленном в организации, осуществляющей обращение с ЯМ. Об обнаружении признаков аномалии в учете и контроле ЯМ в зоне баланса материалов рекомендуется также доложить лицу, ответственному за учет и контроль ЯМ в данной зоне баланса материалов.
11. Руководителю службы учета и контроля ЯМ организации предлагается организовать проведение расследования признаков аномалии с участием материально ответственного лица, лица, ответственного за учет и контроль ЯМ в зоне баланса материалов, лица, обнаружившего признаки аномалии, и представителей службы учета и контроля ЯМ организации, осуществляющей обращение с ЯМ. При необходимости распорядительным документом (приказом, распоряжением) руководителя организации, осуществляющей обращение с ЯМ, или лица, им уполномоченного, назначается комиссия по расследованию признаков аномалии. При обнаружении аномалии по итогам расследования оформляется акт, в котором делается вывод о факте аномалии.
12. При обнаружении признаков аномалии в учете и контроле ЯМ при передаче ЯМ организацией-получателем направляется соответствующее уведомление организации-отправителю. Организацией-отправителем и организацией-получателем совместно принимаются меры для расследования признаков возможной аномалии. В случае принятия решения о необходимости проведения арбитражных измерений они выполняются независимой лабораторией, аккредитованной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При обнаружении аномалии по итогам расследования оформляется акт, в котором делается вывод о факте аномалии.
13. При обнаружении признаков аномалии в учете и контроле ЯМ в результате физической инвентаризации ЯМ председатель рабочей инвентаризационной комиссии сообщает об этом председателю центральной инвентаризационной комиссии и руководителю организации, осуществляющей обращение с ЯМ. Председателем центральной инвентаризационной комиссии организуется проведение расследования признаков аномалии с участием материально ответственного лица, лица, ответственного за учет и контроль ЯМ в зоне баланса материалов, и представителей службы учета и контроля ЯМ. При необходимости распорядительным документом (приказом, распоряжением) руководителя организации, осуществляющей обращение с ЯМ, или уполномоченного им лица назначается комиссия по расследованию признаков возможной аномалии. При обнаружении аномалии по итогам расследования оформляется акт, в котором делается вывод о факте аномалии.
В акте инвентаризационной комиссии указывается выявленная аномалия с кратким анализом причин ее возникновения, а также принятых в ходе физической инвентаризации мерах по их устранению.
14. Рекомендуется ограничивать максимальный срок расследования признаков аномалии тремя днями. Если факт аномалии не может быть опровергнут в течение трех дней, рекомендуется считать такой случай аномалией в учете и контроле ядерных материалов и проводить расследование аномалии.
15. В ходе расследования признаков аномалии рекомендуется:
1) обследовать места, где обнаружены признаки аномалии;
2) проверить состояние средств контроля доступа;
3) провести проверку наличия и правильности составления учетных документов и предоставления отчетных документов на учетные единицы и/или партию ЯМ;
4) провести проверку работоспособности средств измерений, при помощи которых были выявлены признаки аномалии (при необходимости);
5) провести дополнительные измерения с использованием заведомо исправных и поверенных средств измерений (при необходимости).
III. Рекомендуемые порядок передачи и содержание информации
об аномалии в учете и контроле ядерных материалов
16. Информация о факте аномалии в учете и контроле ЯМ направляется организацией, осуществляющей обращение с ЯМ, в Госкорпорацию "Росатом", в центральный аппарат и территориальный орган Ростехнадзора незамедлительно при обнаружении аномалии, а в течение трех дней с момента обнаружения аномалии направляется специальный отчет. Другие организации информируются в соответствии с установленным в организации, осуществляющей обращение с ЯМ, порядком.
17. Информирование об аномалиях в учете и контроле ЯМ осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом по перечню организаций, которым передается информация об аномалиях в учете и контроле ЯМ. Данный перечень утверждается руководителем организации, осуществляющей обращение с ЯМ, или указывается в нормативных документах по учету и контролю ЯМ организации и содержит номера телефонов и другие данные, обеспечивающие оперативную передачу информации.
18. При информировании об аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется в оперативное сообщение включать следующие сведения:
1) наименование организации, осуществляющей обращение с ЯМ, в которой обнаружена аномалия;
2) наименование и регистрационный номер зоны баланса материалов, в которой обнаружена аномалия (в случае обнаружения аномалии в зоне баланса материалов);
3) дата и время обнаружения аномалии (местное/московское);
4) краткая характеристика аномалии;
5) предполагаемые причины аномалии;
6) должность, фамилия, имя и отчество лица, передавшего сообщение.
19. В специальный отчет рекомендуется включать:
1) описание обстоятельств события или серии событий, связанных с ЯМ, в отношении которых обнаружена аномалия в учете и контроле ЯМ (перечень причин и условий, приведших к аномалии, дата и время направления информации об аномалии);
2) характеристика ЯМ (категория, вид);
3) исходные данные для определения количественных характеристик ЯМ;
4) принятые меры по расследованию аномалии и план мероприятий по исключению подобного в дальнейшем.
IV. Рекомендуемый порядок расследования аномалии в учете
и контроле ядерных материалов
20. Руководителю организации, осуществляющей обращение с ЯМ, или уполномоченному им лицу рекомендуется в срок не более одних суток после обнаружения аномалии в учете и контроле ЯМ издать распорядительный документ (приказ, распоряжение) о расследовании аномалии. В указанном документе рекомендуется определить:
1) сроки проведения расследования аномалии;
2) персональный состав комиссии по расследованию аномалии;
3) сроки подготовки и проведения внеплановой инвентаризации ЯМ, персональный состав инвентаризационных комиссий (при необходимости);
4) сроки представления специального отчета;
5) сроки представления отчета о выполнении мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения.
21. В состав комиссии по расследованию аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется включать не менее трех человек.
22. Председателем комиссии по расследованию аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется назначать заместителя руководителя по учету и контролю ЯМ организации, осуществляющей обращение с ЯМ, его заместителем - руководителя службы (подразделения) по учету и контролю ЯМ, членами комиссии - представителя службы учета и контроля ЯМ организации, осуществляющей обращение с ЯМ, специалистов по проведению измерений, представителя службы безопасности и других специалистов.
23. В состав комиссии по расследованию аномалии в учете и контроле ЯМ категорий 1 и 2 рекомендуется включать представителей Госкорпорации "Росатом" и Ростехнадзора (по согласованию).
24. При проведении расследования аномалии в учете и контроле ЯМ комиссии рекомендуется:
1) получить и ознакомиться с необходимой для проведения расследования документацией (должностные инструкции, методики измерений, учетные и отчетные документы);
2) провести обследование места, где выявлена аномалия (зона баланса материалов, цех, хранилище);
3) провести проверки состояния средств контроля доступа и порядка их применения, организационных мер по физической защите, инженерно-технических средств физической защиты и подразделений охраны, наличия и достаточности мер административного контроля;
4) выявить ошибки в действиях персонала, приведших к аномалии, и их причины (при наличии);
5) провести проверку результатов физических инвентаризаций ЯМ и итогов подведения материального баланса, определение инвентаризационной разницы, наличия и достаточности проведения подтверждающих измерений при физических инвентаризациях (при необходимости);
6) провести проверку процедур приемки и передачи ЯМ и пустых контейнеров (при необходимости);
7) провести проверку соблюдения процедур снятия с государственного учета ЯМ, переводимых в категорию радиоактивных веществ или радиоактивных отходов, а также потерь ЯМ при проведении технологического процесса (при необходимости);
8) провести проверку документации об изменениях в технологических процессах или конструкционных изменениях, которые могли повлиять на организацию и ведение учета, контроля ЯМ (при необходимости);
9) проверить наличие и выполнение плана корректирующих мероприятий по предупреждению возникновения аномалий, выявленных ранее (если ранее выявлялись аномалии);
10) установить причины аномалии;
11) выработать предложения по корректирующим мерам, по устранению аномалии и предотвращению ее возникновения в будущем.
25. При установлении причин возникновения аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется:
1) проанализировать обстоятельства, предшествовавшие аномалии, в том числе действия (бездействие) лиц, повлекшие возникновение аномалии, включая соблюдение должностными лицами требований действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, эксплуатационных документов, относящихся к обеспечению учета и контроля ЯМ;
2) оценить влияние ранее выявленных нарушений и аномалий в учете и контроле ЯМ на причины и условия, способствовавшие возникновению данной аномалии, а также достаточность мер, предпринятых организацией, осуществляющей обращение с ЯМ, по устранению нарушений и аномалий и причин их возникновения.
26. Продолжительность расследования аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется ограничивать 15 рабочими днями после ее обнаружения. Решение о продлении срока расследования аномалии в учете и контроле ЯМ может приниматься должностным лицом, утвердившим распорядительный документ о проведении расследования и назначении комиссии. Предельный срок продления расследования рекомендуется ограничивать 15 рабочими днями.
27. Организации, осуществляющей обращение с ЯМ, рекомендуется проинформировать территориальный орган Ростехнадзора о создании, месте и времени начала работы комиссии по расследованию аномалии в учете и контроле ЯМ.
V. Рекомендуемый порядок оформления результатов
расследования аномалии в учете и контроле ядерных материалов
28. Комиссии по расследованию аномалии в учете и контроле ЯМ предлагается составить акт о расследовании аномалии.
29. Рекомендуемое содержание акта о расследовании аномалии в учете и контроле ЯМ:
3) наименование организации, осуществляющей обращение с ЯМ, в которой выявлена аномалия;
4) информация о комиссии и распорядительном документе о ее назначении (дата и номер приказа о создании комиссии; наименования организаций, которые представляют председатель и члены комиссии, должности, имена, отчества, фамилии председателя и членов комиссии);
6) описание действий персонала, последовательности отказов систем и элементов, приведших к аномалии;
8) выводы комиссии о причинах аномалии;
9) рекомендации по предотвращению и устранению причин аномалии.
30. При составлении акта рекомендуется проводить анализ его содержания на предмет наличия в нем информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. При наличии такой информации рекомендуется ставить акт на учет в установленном порядке с присвоением соответствующего грифа секретности или пометки "для служебного пользования".
31. Акт о расследовании аномалии в учете и контроле ЯМ подписывается всеми членами комиссии по расследованию аномалии и утверждается руководителем организации. При возникновении разногласий окончательное решение принимается председателем комиссии. В случаях если член комиссии не согласен с принятым решением, свое особое мнение излагается им в письменной форме и прикладывается к акту о расследовании аномалии.
32. Оригинал акта о расследовании аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется хранить в организации, осуществляющей обращение с ЯМ, до полного прекращения работ с ЯМ на объекте использования атомной энергии.
33. Организации, осуществляющей обращение с ЯМ, рекомендуется в течение 5 суток после окончания работы комиссии по расследованию аномалии в учете и контроле ЯМ направить копии акта о расследовании аномалии в Госкорпорацию "Росатом", в центральный аппарат и территориальный орган Ростехнадзора. При передачах ЯМ такой акт рекомендуется направить также организации-отправителю.
34. Если после подписания комиссией по расследованию аномалии в учете и контроле ЯМ акта стала известной дополнительная информация об обстоятельствах, причинах аномалии, организации, осуществляющей обращение с ЯМ, рекомендуется подготовить дополнительный акт (дополнение к акту).
35. Рекомендации по составлению дополнительного акта (дополнения к акту) аналогичны рекомендациям, предъявляемым к акту о расследовании аномалии в учете и контроле ЯМ. Кроме того, в дополнительном акте указывается, какой акт он дополняет, перечисляется и описывается новая информация.
VI. Рекомендуемые меры по устранению и предотвращению
аномалий в учете и контроле ядерных материалов
и причин их возникновения
36. Организации, осуществляющей обращение с ЯМ, предлагается по каждому факту аномалии в учете и контроле ЯМ разработать с учетом рекомендаций комиссии, изложенных в акте о расследовании аномалии, план мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения. В плане рекомендуется указывать конкретных исполнителей и сроки выполнения намеченных мероприятий.
37. Отчет о выполнении мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения, по которым был составлен специальный отчет, рекомендуется представлять в Госкорпорацию "Росатом", в центральный аппарат и территориальный орган Ростехнадзора после проведения соответствующего расследования и принятия мер. При возникновении аномалии в учете и контроле ЯМ при передачах ЯМ рекомендуется указанный отчет направить организации-отправителю или организации-получателю.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления