Законодательство РФ

Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1938 (ред. от 25.04.2008) Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИКАЗ

от 30 сентября 2005 г. N 1938

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании, п. 4 Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6006; 2005, N 7, ст. 560), в целях совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о государственной аккредитации приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений (приложение N 1).

1.2. Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов (приложение N 2).

2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2006 года.

Руководитель

В.А.БОЛОТОВ




Приложение 1

к Приказу

Федеральной службы

по надзору в сфере

образования и науки

от 30.09.2005 N 1938

ПОКАЗАТЕЛИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"


Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию.


Показатель 1.2. Качество подготовки

Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.

Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования.

Уровень организации научно-исследовательской работы студентов.

Востребованность выпускников.


Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения

Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися.

Организация воспитательной работы с обучающимися.


2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет)


Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ


Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования


Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность


Показатель 2.4. Методическая работа


Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников




Приложение 2

к Приказу

Федеральной службы

по надзору в сфере

образования и науки

от 30.09.2005 N 1938

КРИТЕРИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│    Показатель     │   Наименование критерия государственной    │
│  государственной  │         аккредитации и его значение        │
│   аккредитации    │                                            │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│2.1. Спектр        │Число укрупненных групп специальностей      │
│реализуемых        │(направлений подготовки) по реализуемым     │
│основных           │основным образовательным программам:        │
│образовательных    ├───────────────────┬────────────────────────┤
│программ           │для университетов  │- не менее 7            │
├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤
│2.2. Возможность   │Число отраслей науки по специальностям      │
│продолжения        │научных работников (аспирантуры):           │
│образования        ├───────────────────┬────────────────────────┤
│по образовательным │для университета   │- не менее 5            │
│программам         ├───────────────────┴────────────────────────┤
│послевузовского и  │Число аспирантов на 100 студентов           │
│дополнительного    │контингента, приведенного к очной форме     │
│профессионального  │обучения:                                   │
│образования        ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 4            │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 2            │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Процент аспирантов, защитивших              │
│                   │диссертации не позднее чем через год        │
│                   │после окончания аспирантуры (от числа       │
│                   │поступивших):                               │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 25           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 25           │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Для университета - наличие                  │
│                   │докторантуры, диссертационных советов,      │
│                   │реализация образовательных программ         │
│                   │профессиональной переподготовки и (или)     │
│                   │повышения квалификации руководящих          │
│                   │работников и специалистов, научных и        │
│                   │научно-педагогических работников            │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│                   │Для академии - наличие докторантуры,        │
│                   │наличие диссертационных советов             │
│                   │(информационный показатель), реализация     │
│                   │образовательных программ профессиональной   │
│                   │переподготовки и (или) повышения            │
│                   │квалификации руководящих работников и       │
│                   │специалистов для определенной области       │
│                   │научно-педагогической деятельности          │
│                   ├────────────────────────────────────────────┤
│                   │Среднегодовой контингент обучающихся по     │
│                   │образовательным программам                  │
│                   │профессиональной переподготовки и (или)     │
│                   │повышения квалификации (чел.):              │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 50           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 20           │
├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤
│2.3. Научная,      │Число отраслей науки, в рамках которых      │
│научно-техническая │выполняются научные исследования:           │
│деятельность и ее  ├───────────────────┬────────────────────────┤
│результативность   │для университета   │- не менее 5            │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Среднегодовой объем финансирования научных  │
│                   │исследований за пять лет (тыс. руб.):       │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │не менее 10 000         │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │не менее 5 000          │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │не менее 1 500          │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Среднегодовой объем научных исследований на │
│                   │единицу научно-педагогического персонала за │
│                   │пять лет (тыс. руб.):                       │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 18           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 12           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │- не менее 5            │
├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Среднегодовое количество монографий на 100  │
│                   │основных штатных педагогических работников  │
│                   │с учеными степенями и (или) учеными         │
│                   │званиями, изданных за пять лет:             │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 2,0          │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 1,5          │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │- не менее 1,2          │
├───────────────────┼───────────────────┼────────────────────────┤
│2.4. Методическая  │Процент учебных    │- 100%                  │
│работа             │дисциплин основных │                        │
│                   │образовательных    │                        │
│                   │программ,          │                        │
│                   │обеспеченных       │                        │
│                   │учебно-методичес-  │                        │
│                   │кими комплексами   │                        │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Для университета - использование            │
│                   │инновационных методов в образовательном     │
│                   │процессе, в том числе обеспечение           │
│                   │образовательного процесса доступом к        │
│                   │электронно-библиотечным системам,           │
│                   │сформированным на основании прямых договоров│
│                   │с правообладателями учебной и учебно-       │
│                   │методической литературы, методических       │
│                   │пособий                                     │
│                   ├────────────────────────────────────────────┤
│                   │Для академии - использование инновационных  │
│                   │методов в образовательном процессе, в том   │
│                   │числе обеспечение образовательного          │
│                   │процесса доступом к электронно-библиотечным │
│                   │системам, сформированным на основании прямых│
│                   │договоров с правообладателями учебной и     │
│                   │учебно-методической литературы, методических│
│                   │пособий                                     │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│2.5. Квалификация  │Процент профессорско-преподавательского     │
│педагогических     │состава с учеными степенями и (или) учеными │
│работников         │званиями:                                   │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 60           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 60           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │- не менее 55           │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Процент докторов наук и (или) профессоров:  │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 10           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 10           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │- не менее 8,5          │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Процент профессорско-преподавательского     │
│                   │состава, работающего в вузе на штатной      │
│                   │основе:                                     │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для вузов,         │- не менее 30           │
│                   │существующих от    │                        │
│                   │трех до пяти лет   │                        │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для вузов,         │- не менее 40           │
│                   │существующих от    │                        │
│                   │пяти до девяти лет │                        │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для вузов,         │- не менее 50           │
│                   │существующих более │                        │
│                   │девяти лет         │                        │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Среднегодовое число защит диссертаций на    │
│                   │100 человек научно-педагогического          │
│                   │персонала за 5 лет:                         │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 3            │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 3            │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │- не менее 1            │
└───────────────────┴───────────────────┴────────────────────────┘

Дополнительные требования к показателям

и критериям государственной аккредитации

для военных образовательных учреждений

высшего профессионального образования

(высших военно-учебных заведений)


Показатель 1.1. Уровень и содержание подготовки

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров (специалистов).


Показатель 1.2. Качество подготовки

Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов и квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.


Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования

Соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) и (или) докторантов установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.

Для военной академии - наличие образовательных программ дополнительного профессионального образования для офицерского состава, научных и научно-педагогических кадров.


Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

Соответствие объема финансирования научных исследований на единицу профессорско-преподавательского состава установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.


Показатель 2.4. Качественный состав научных и научно-педагогических кадров

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин, не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже "подполковник", а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.

В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.


Дополнительные требования

к показателям и критериям государственной

аккредитации для высших учебных заведений

культуры и искусств


Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

В перечень основных научных и творческих школ по каждому направлению научных исследований включаются:

защищенные диссертации (кандидатские/докторские), а для творческих школ - работы учеников, ярко проявивших себя в данной сфере художественной и педагогической деятельности (к ним относятся имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и других премий; члены творческих союзов; исполнившие ведущие партии/роли; осуществившие самостоятельную постановку спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве концертирующих музыкантов и т.п.);

опубликованные статьи в специализированных журналах и научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.

К монографиям могут приравниваться публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений: спектакль, концертная композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление.

Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.


Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления