Законодательство РФ

Приказ Росимущества от 25.07.2013 N 218 (ред. от 26.09.2014) "Об утверждении Методологии определения профильности активов"


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

ПРИКАЗ

от 25 июля 2013 г. N 218

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНОСТИ АКТИВОВ

С целью исполнения пп. "в" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2333) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по определению профильности активов.

2. Управлению информационных технологий (Ю.П. Холодняков) совместно с Управлением корпоративных технологий (Д.С. Логунов) в срок до 01.08.2013 обеспечить публикацию Методических указаний по определению профильности активов на официальном сайте Росимущества, а также размещение на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.

Заместитель Министра

экономического развития

Российской Федерации -

руководитель Росимущества

О.К.ДЕРГУНОВА




МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНОСТИ АКТИВОВ

Методология определения профильности активов и работы с непрофильными активами определяют понятие непрофильных активов, устанавливают порядок выявления непрофильных активов в имуществе и критерии классификации для компаний с государственным участием, в которых доля Российской Федерации составляет более 50%


1. Общие положения

1.1. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной политике" (далее - Указ N 596) необходимо обеспечить разработку и реализацию компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50% акций (далее - Общество), программ отчуждения непрофильных активов.


2. Основные термины и определения

2.1. Активы компании - основные и оборотные средства юридического лица, включая денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы, финансовые вложения и прочее <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с утвержденными Минфином России Положениями по бухгалтерскому учету (за исключением кредитных организаций), а также в соответствии с положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России от 16.07.2012 N 385-П:

http://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/legislation/positions/

http://www.cbr.ru/analytics/bux/faq/385-p.pdf

2.2. В область анализа попадают внеоборотные активы <1> Общества.

--------------------------------

<1> Раздел I "Внеоборотные активы" Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, за исключением кредитных, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

2.3. Профильность/непрофильность активов определяется, прежде всего, их связью с профильной (основной) и непрофильной (неосновной) деятельностью юридического лица.

2.4. Стратегия развития Общества (далее - Стратегия) - внутренний документ общества, содержащий четко сформулированные и измеримые стратегические цели развития организации (включая сеть дочерних и зависимых обществ), информацию о ее текущем положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели и стратегических инициативах, стоящих перед организацией, на период не менее 5 лет. <1>

2.5. Долгосрочная программа развития Общества - внутренний документ АО, являющийся производным от Стратегии госкомпании и представляющий собой программный документ организации, содержащий перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных Стратегией ее развития, к поставленным срокам с указанием объема и источников их финансирования, включающий значения показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов на период от 3 до 5 лет <1>.

--------------------------------

<1> Рекомендации по разработке Стратегии и долгосрочной программы развития приведены в письме Росимущества от 29.04.2014 N ОД-11/18576 "О разработке ключевых стратегических документов в госкомпаниях" http://rosim.ru/documents/223803, директивы представителям интересов Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) Обществ по разработке долгосрочных программ развития направлены в акционерные общества письмами Росимущества от 15.08.2014 N ПФ-11/35222, от 19.08.2014 N ОД-11/35744 и от 19.08.2014 N 11/35746.

2.6. Профильные активы - активы, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, необходимые для реализации утвержденной Стратегии.

2.7. Непрофильные активы - активы, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, наличие/отсутствие/отчуждение которых не может оказать влияние на реализацию Стратегии.

2.8. В связи с тем, что Стратегии не содержат в себе перечней или ссылок на отдельные активы, а определяют виды деятельности (функции) организации, при рассмотрении активов с учетом их функционального назначения (по видам деятельности) рекомендуется объединять активы в комплексы активов - единицы управленческого учета.

2.9. Единица управленческого учета (далее - Е2У) <1> - актив/минимальный комплекс активов, способный (в том числе потенциально) самостоятельно генерировать поступление денежных средств. Таким образом, каждый актив, как объект бухгалтерского учета, посредством Е2У связывается со Стратегией.

--------------------------------

<1> Соответствует понятию Единица Генерирующая Денежный Поток (ЕГДП) согласно МСФО:

http://www.minfin.ru/ru/accounting/mej_standart_fo/.

2.10. Вся совокупность профильных и непрофильных активов вертикально-интегрированной структуры определяется активами материнской компании и подконтрольных ей юридических лиц <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", введенным в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н, а также указаниями Банка России от 16.01.2013 N 2964-У "О представлении и опубликовании кредитными организациями годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности" и положением о консолидированной отчетности, утвержденным Банком России от 30.07.2002 N 191-П:

http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2013/Prilozhenie N 4 - RU GVT IFRS 10 May 2011.pdf

http://www.cbr.ru/analytics/bux/msfo/2964-u.pdf.


3. Порядок анализа активов и единиц управленческого учета

Анализ активов и Е2У проводится в три этапа:

3.1. Подготовительный этап: на основании Стратегии, а также видов деятельности, фактически осуществляемых Обществом, Совет Директоров организует работу по определению реестра Е2У в отношении всех активов Общества, в том числе объединение активов в Е2У. Должно быть обеспечено постоянное ведение Реестра Е2У. В последующем каждый принятый на баланс Общества актив должен быть внесен в реестр Е2У или закреплен в управленческом учете за определенным ранее Е2У до наступления следующей за датой принятия на баланс отчетной даты (квартал).

3.2. При формировании Е2У необходимо руководствоваться классификатором внеоборотных средств (Приложение 1, Классификатор 1) и общей классификацией Е2У (Приложение 1, Классификатор 2).

3.3. Этап I: определение профильности Е2У с точки зрения Стратегии

3.3.1. Проводится анализ каждой Е2У (отдельный актив/комплекс) с точки зрения влияния на достижение целей и задач, определенных в Стратегии с учетом следующих факторов:

- Е2У прямо указана в Стратегии в качестве основного (Да, указать страницу/Нет);

- Е2У находится в функциональной (технологической) зависимости от основной Е2У (Да/Нет);

- Е2У обеспечивает предотвращение чрезвычайных ситуаций, информационную, экономическую и финансовую безопасность Общества и его подконтрольных юридических лиц (Да, указать нужное/Нет);

- Е2У генерирует более 5% выручки по итогам предыдущего года (Да/Нет);

- Е2У содержит активы, результаты деятельности которых составляют коммерческую тайну (Да/Нет);

- возможно передать функции Е2У на аутсорсинг (Да, есть конкурентные предложения/Да, конкурентные предложения отсутствуют/Нет);

- находится на территории или требует доступ исключительно через территорию объектов основной Е2У (Да/Нет);

- относится к социально значимым объектам (выбрать из перечня социально значимых Е2У: поликлиника, аэропорт, санаторий, спортивный комплекс, общежитие, столовая);

- Е2У доступна для использования всем желающим, не только лицам, являющимся сотрудниками организации, и их родственникам (Да/Нет);

- Е2У подлежит передаче в собственность муниципалитета согласно требованиям законодательства (Да/Нет);

- наличие заключенных контрактов или иных обязательств, связанных с использованием Е2У, общей стоимостью более 1% от выручки материнской компании или более 1 млрд. рублей (Да, укажите общую стоимость/Нет).

3.3.2. Е2У, определенная как профильная, подлежит включению в Стратегию в срок до первой отчетной даты (квартал), с даты проведения заседания Совета Директоров, на котором было принято обоснованное (на основе проведенного анализа см. п. 3.3.1) решение о необходимости оставить в собственности Общества указанную Е2У.

3.3.3. В отношении Е2У, определенной как непрофильная, и для которой было принято решение об отчуждении, Совет директоров Общества должен утвердить порядок отчуждения в срок не более 6 месяцев с даты проведения заседания Совета Директоров, на котором было принято обоснованное (на основе проведенного анализа см. п. 3.3.1) решение об отсутствии необходимости Общества в указанной Е2У для реализации Стратегии. Процедура отчуждения должна быть завершена в срок не позднее 12 месяцев с даты проведения заседания Совета Директоров, на котором было принято обоснованное (на основе проведенного анализа см. п. 3.3.1) решение об отсутствии необходимости Общества в указанной Е2У для реализации Стратегии.

3.4. Этап II: Рассмотрение активов, входящих в состав Е2У, в отношении которых принято решение о сохранении в собственности общества. Целью этого этапа является поиск активов, не соответствующих целям Е2У, в которые они включены. При проведении анализа следует учитывать целесообразность сохранения каждого из активов в рамках Е2У:

- актив является необходимым для обеспечения успешной работы Е2У (Да, указать причину/Нет);

- актив является неотчуждаемым (сервитут, объект коммерческой тайны, отчуждаемый);

- актив связан с другими Е2У (перечислить Е2У).

3.5. Общая схема проведения анализа активов и Е2У в рамках подготовки и реализации программ отчуждения непрофильных активов представлена в Приложении 2.


4. Дополнительные рекомендации для крупных АО

4.1. Разработка и подготовка проектов решений по выявлению и отчуждению осуществляет Комитет по стратегии (если такой комитет предусмотрен в структуре Общества).

4.2. Комитет по стратегии или совет директоров Общества проводит оценку опыта использования/продажи подобных активов в сравнимых компаниях.

4.3. При принятии решения об отчуждении необходимо провести анализ доходности актива. Итоги анализа должны быть донесены до сведения совета директоров и акционеров Общества.

4.4. Для Е2У (активов), в отношении которых советом директоров принято решение об отчуждении, с обоснованной оценочной стоимостью более 500 млн. рублей:

- считать целесообразным привлечение независимых оценщиков;

- при совершении сделки на сумму более 3 млрд. рублей рекомендуется получение заключения о справедливости всех существенных условий сделки от инвестиционного банка <1>.

--------------------------------

<1> Согласно распоряжению Правительства РФ от 25.10.2010 N 1874-р "Об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца".


5. Заключительные положения

5.1. Совет директоров материнской компании обеспечивает проведение работы по отчуждению непрофильных активов во всех подконтрольных юридических лицах на территории Российской Федерации и за рубежом с учетом настоящих рекомендаций <1>.

--------------------------------

<1> Настоящие рекомендации не распространяются на неподконтрольные Обществу юридические лица, но находящиеся в собственности Российской Федерации по консолидированному пакету акций.

5.2. По итогам Этапа I принимается решение о сохранении, отчуждении или преобразовании Е2У.

5.3. По итогам Этапа II принимается решение о сохранении актива в Е2У, передаче актива в другую Е2У или отчуждении актива.

5.4. Рекомендуется ежеквартальное планирование продаж подлежащих отчуждению непрофильных активов с учетом рыночной конъюнктуры, с ежеквартальной отчетностью о выполнении.

5.5. Основываясь на динамике фактических поступлений от реализации и дополнительной инвентаризации непрофильных активов (в том числе активов подконтрольных юридических лиц), Совет директоров или Комитет по стратегии осуществляет ежегодную корректировку программы отчуждения непрофильных активов.

5.6. Результаты проведенных мероприятий предоставляются в форме, указанной в Приложении 3. Информация от подконтрольных юридических лиц направляется в материнские компании. Материнские компании размещают объединенную информацию в личном кабинете Общества на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью (далее - МВ Портале) <1>.

--------------------------------

<1> https://mvpt.rosim.ru. Работа Общества на МВ Портале осуществляется в соответствии с приказом Росимущества от 28.02.2011 N 53 "Об утверждении регламента работы пользователей межведомственного портала по управлению государственной собственностью".

5.7. Доклад об итогах и мероприятиях, проведенных в рамках исполнения Указа N 596, должен быть включен в годовой отчет.

5.8. Реализацию Е2У, включающих в себя объекты недвижимости, доли в хозяйственных обществах, права на интеллектуальную собственность и прочие активы стоимостью не менее 1 млн. рублей, либо реализацию таких активов в отдельности производить путем публичных торгов посредством проведения открытого аукциона на сайте: http://torgi.gov.ru/index.html. Уведомление о проведении аукциона целесообразно размещать не позднее чем за 30 дней на МВ Портале <1>.

--------------------------------

<1> В настоящей Методологии приводятся общие рекомендации о способе отчуждения непрофильных активов, окончательный порядок отчуждения непрофильных активов должен быть определен в соответствии с Положением о порядке отчуждения активов.




Приложение N 1


1. Классификатор внеоборотных активов

- 1110 "Нематериальные активы"

- 1120 "Результаты исследований и разработок"

- 1130 "Нематериальные поисковые активы" <2>

- 1140 "Материальные поисковые активы" <1>

- 1150 "Основные средства"

- 1160 "Доходные вложения в материальные ценности"

- 1170 "Финансовые вложения"

- 1180 "Отложенные налоговые активы" <1>

- 1190 "Прочие внеоборотные активы" <1>

--------------------------------

<1> В настоящей Методологии приводятся общие рекомендации о способе отчуждения непрофильных активов, окончательный порядок отчуждения непрофильных активов должен быть определен в соответствии с Положением о порядке отчуждения активов.

<2> Используются в классификаторе для контроля финансовой отчетности Общества.


2. Классификатор 2: классификатор единиц управленческого учета

- 01 "Производственный (сервисный) комплекс"

- 02 "Недвижимость, сдаваемая в аренду"

- 03 "Земельные участки"

- 04 "Линейные сооружения"

- 05 "Прочие объекты недвижимости"

- 06 "Ценные бумаги, подконтрольное юридическое лицо"

- 07 "Права и иные нематериальные активы"

- 08 "Прочие Е2У"




Приложение N 2

ОБЩАЯ СХЕМА

ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ

О СОХРАНЕНИИ/ОТЧУЖДЕНИИ АКТИВОВ

(─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ──)

│ Подготовительный этап │

│ ┌─────НЕТ─────┐ │

┌───────────────────┐ │ │

│ │ Формирование Е2У │ \/ │ │

┌──────┐ │ │ ┌──────────/\──────────┐ │

┌ ─ ─ ─ ─┼>│Активы├───>│ Классификация ├──><Актив закреплен за Е2У>─┘ │

Приме- └──────┘ │ │ └──────────\/──────────┘

│нение │ │Ведение реестра Е2У│ │ │

Реко- └───────────────────┘ │

│менда- │ │ │

ций по (─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ │ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ──)

│работе │

с не- (─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ │ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ──)

│про- │ Этап I │ │

филь- ┌──────ДА──────┴<────────────┐

│ными │ │ │ │

акти- \/ │

│вами │ ┌─────/\─────┐ │ │

под- │Е2У указан в│ ┌──────────┐ │

│конт- │ < стратегии >─НЕТ─>│Анализ Е2У│ │ │

роль- │как основной│ └────┬─────┘ │

│ного │ └─────\/─────┘ │ │ │

ю.л. │ │ ДА

│ │ │ \/ │ │

│ ┌──────/\─────┐ │

│ │ (─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┼─ ─ ─ ─ ─) <Целесообразно>──┘ │

│ Анализ основной Е2У │ │ │сохранить Е2У│

│ │ │ └──────\/─────┘ │

│ ┌───────────────┐ │ │ │

│ │ │ Поручение СД │ \/ НЕТ │

│ │подконтрольного│ ┌───────/\──────┐ │ │

│ │ │ │ ю.л. по │ │Актив является │ \/ │

│ отчуждению │<─ДА─< пакетом акций > │ ┌────────────┐

└─ ─ ─ ─ ┤ ├─┤ непрофильных │ │подконтрольного│ │ Выбор схемы│ │

│ │ активов │ │ ю.л. │ │ │ отчуждения │

│ │подконтрольного│ └───────\/──────┘ │непрофильных│ │

│ │ ю.л. │ │ │ │ Е2У │

│ └───────────────┘ │ └────────────┘ │

│ │ │ │ │

(─┼─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┼─ ─ ─ ─ ─┼─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ──)

(─┼─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┼─ ─ ─ ─ ─┼─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ──)

│ Этап II \/ │

│ ┌──────/\──────┐ │

│ │Состав активов│ │

│ ┌────НЕТ───────< соответствует> │

│ │ │ целям Е2У │ │

│ │ └──────\/──────┘ │

│ \/ │ │

│ ┌────────────────┐ │ │

│ │ Выбор схемы │ │ │

│ │ отчуждения │ ДА │

│ │нецелесообразных│ │ │

│ │ активов из Е2У │ │ │

│ └────────────────┘ \/ │

│ ┌─────────────────┐│

│ │Сохранение актива│ │

│ │ в составе Е2У ││

│ └─────────────────┘ │

│ │

│ (─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─) │

│ │

(─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ──)




Приложение N 3

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНОСТИ АКТИВОВ ОАО

<%Наименование%> по состоянию на <%Отчетная_дата%>

Перечень полей:

- NN;

- Идентификатор актива, в соответствии с системой бухгалтерского учета;

- Наименование актива, в соответствии с системой бухгалтерского учета;

- Статья баланса, по которой учтен актив;

- Балансовая стоимость актива;

- Наименование Е2У;

- Тип Е2У по классификатору;

- Актив соответствует функциям Е2У;

- Актив является неотчуждаемым;

- Актив связан с другими Е2У (перечислить Е2У);

- Е2У указана в Стратегии в качестве основной;

- Е2У находится в функциональной (технологической зависимости);

- Е2У вносит значимый вклад в Стратегию;

- Возможно передать функции Е2У на аутсорсинг;

- Е2У обеспечивает предотвращение чрезвычайных ситуаций, информационную, экономическую и финансовую безопасность Общества и его подконтрольных юридических лиц;

- Е2У генерирует более 5% выручки;

- Е2У содержит активы, результаты деятельности которых составляют коммерческую тайну;

- Находится на территории основного Е2У или требует доступ исключительно через территорию основного Е2У;

- Е2У относится к социально значимым объектам;

- Е2У доступен для использования всеми желающими;

- Законодательное обоснование передачи актива в собственность муниципалитета;

- Наличие заключенных контрактов или иных обязательств, связанных с использованием Е2У, общей стоимостью более 1% от выручки материнской компании или более 1 млрд. рублей.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления