Законодательство РФ

Приказ Минстроя России от 30.12.2020 N 913/пр (ред. от 02.09.2022) "Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды"


МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 декабря 2020 г. N 913/пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ГРАЖДАН, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИНЫХ ЛИЦ В РЕШЕНИЕ

ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

В целях обеспечения реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды.

2. Установить, что методическую и координационную поддержку по вопросам вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", оказывает Департамент стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр

И.Э.ФАЙЗУЛЛИН




Приложение

к приказу Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

от 30 декабря 2020 г. N 913/пр

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ГРАЖДАН, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИНЫХ ЛИЦ В РЕШЕНИЕ

ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ


1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды (далее - Методические рекомендации) подготовлены с целью оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, ответственным за реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее соответственно - уполномоченные органы, ФП ФКГС) в вопросах:

создания системы вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов формирования комфортной городской среды;

создания и выбора форматов вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов формирования комфортной городской среды в зависимости от целей, вида и этапа реализации проекта развития комфортной городской среды;

обеспечения устойчивого социального и экономического развития городской среды;

формирования сообщества лиц, заинтересованных в развитии территории населенного пункта;

повышения качества разрабатываемых проектов развития территорий, архитектурных и планировочных решений;

формирования адресного перечня территорий, нуждающихся в благоустройстве;

увеличения востребованности общественных и дворовых территорий населенного пункта и иных вопросах развития городской среды.

1.2. Согласно паспорту ФП ФКГС, утвержденному протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3 (с последующими изменениями), доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территориях которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, к 2030 году должна составить 30%.

1.3. С целью формирования комфортной городской среды в муниципальных образованиях Российской Федерации уполномоченным органам рекомендуется осуществлять мероприятия по инициированию проектов, выбору территорий, подлежащих благоустройству, созданию, корректировке и реализации документов архитектурно-строительного проектирования, реализации проектов развития территорий, направленных в том числе на создание, реконструкцию, ремонт и благоустройство и эксплуатацию общественных и дворовых территорий (далее - развитие городской среды) с привлечением граждан, их объединений и иных лиц - потенциальных пользователей проектов развития территорий (далее соответственно - вовлечение граждан, вовлечение).

1.4. Уполномоченным органам рекомендуется осуществлять вовлечение граждан в обсуждение проектов развития территорий (независимо от формы собственности на земельный участок, на котором они расположены) на всех этапах реализации таких проектов (формирование адресного перечня территорий, нуждающихся в благоустройстве, инициация проекта развития территории, разработка и согласование концепции и архитектурного облика территории, разработка и согласование проектной документации, реализация, контроль качества и приемка работ, функционирование территории).

Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в том числе при осуществлении реконструкции и ремонта общественных и дворовых территорий, когда проводимые работы предполагают изменение функционального, архитектурного и/или пространственного решений таких территорий.

1.5. Вовлечение граждан рекомендуется организовывать в форме структурированного, управляемого процесса, ориентированного на достижение заранее поставленных целей развития территории населенного пункта.


2. Участники процесса развития городской среды

и ожидаемые результаты вовлечения граждан в решение

вопросов развития городской среды

2.1. Уполномоченным органам при вовлечении граждан рекомендуется относить к потенциальным участникам процесса развития городской среды (далее - участники вовлечения) следующие группы лиц:

а) жители населенного пункта (граждане, их объединения - группы граждан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, инициативная группа, добровольцы (волонтеры) с целью:

исследования и учета мнения местных жителей о принимаемых решениях по проектам развития территорий;

появления новых, современных общественных и дворовых территорий, иных объектов, соответствующих ожиданиям и потребностям местных жителей;

возможности осуществления контроля за развитием благоустраиваемой территории населенного пункта;

формирования активного и сплоченного сообщества местных жителей, заинтересованного в развитии городской среды;

б) некоммерческие организации (в том числе бюджетные организации, учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры, галереи и др.), религиозные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, общеобразовательные, художественные, спортивные школы, учредители средств массовой информации (далее - СМИ), товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) и т.д.), для которых участие в вовлечении является возможностью:

развития реализации уставной деятельности с учетом развития и эксплуатации территорий населенного пункта;

укрепления лояльности и авторитета среди жителей населенного пункта;

расширения целевой аудитории;

в) представители предпринимательского сообщества (субъекты крупного, малого и среднего предпринимательства, представители застройщиков, индивидуальные предприниматели, самозанятые и т.д.), для которых участие в вовлечении является возможностью:

повышения эффективности коммерческой деятельности (для объектов, расположенных в непосредственной близости от территории реализации проекта развития территории);

повышения капитализации территории реализуемого проекта путем повышения качества проектных решений и удовлетворения потребностей местного населения;

формирования позитивного имиджа организации в населенном пункте;

формирования позитивного имиджа населенного пункта и его туристический и инвестиционной привлекательности;

реализации корпоративной социальной ответственности;

г) представители экспертного сообщества (эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, экономики города, истории, культуры, археологии, дендрологии, экологии, обслуживающие организации, строители и иные эксперты) с целью повышения эффективности проектных решений путем получения от жителей населенного пункта полной и актуальной информации о территории, на которой планируется реализация проекта благоустройства;

д) представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, члены муниципальных общественных комиссий по благоустройству, представители региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды с целью:

достижения целевых значений показателя ФП ФКГС "Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды";

синхронизации мероприятий, реализуемых в рамках ФП ФКГС с иными национальными проектами, региональными и муниципальными программами;

повышения качества городской среды в населенном пункте, в том числе повышения индекса качества городской среды, формируемого в соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. N 510-р;

формирования лояльного городского сообщества, повышение уровня доверия среди жителей населенного пункта;

формирования лояльных, конструктивных отношений с представителями крупного предпринимательства;

предотвращения и (или) разрешения градостроительных, социальных и экономических конфликтов на территории населенного пункта;

привлечения дополнительного финансирования, в том числе частных инвестиций, на цели реализации проекта развития территории;

повышения инвестиционной привлекательности населенного пункта;

изучения мнения жителей населенного пункта по вопросам развития городской среды;

привлечения граждан, их объединений и иных лиц к участию в содержании и эксплуатации общественных и дворовых территорий населенного пункта;

е) иные заинтересованные лица.

2.2. В качестве возможных результатов вовлечения рекомендуется рассматривать:

а) создание и развитие в населенном пункте сообществ, вовлеченных в развитие города;

б) формирование ответственного отношения всех участников вовлечения к разрабатываемым и реализуемым в населенном пункте проектам развития территорий;

в) повышение эффективности взаимодействия участников вовлечения.


3. Рекомендуемые принципы вовлечения граждан,

их объединений и иных лиц в решение вопросов развития

городской среды

3.1. При организации процесса вовлечения уполномоченным органам рекомендуется распределить функции и зоны ответственности участников вовлечения на всех этапах реализации проекта развития территории.

3.2. При реализации проектов развития территорий рекомендуется учитывать интересы, персональные и организационные цели и задачи всех групп участников вовлечения с целью формирования заинтересованного в развитии территории населенного пункта сообщества, включающего в себя представителей всех групп участников вовлечения.

3.3. Информирование граждан, их объединений и иных лиц на всех этапах реализации проекта развития территории рекомендуется осуществлять в полном объеме и в доступной форме для наибольшего количества участников вовлечения. Рекомендуется использовать визуализации, раскрывать информацию о бюджете проекта развития территории, планируемых мероприятиях, отчеты о промежуточных и окончательных результатах.

3.4. Рекомендуется предоставлять всем гражданам и иным участникам вовлечения равные возможности участия в процессе вовлечения в решение вопросов развития городской среды с целью исключения возникновения конфликтов интересов среди лиц, заинтересованных в развитии территории населенного пункта и (или) реализации конкретного проекта развития территории. Не рекомендуется вовлекать в решение вопросов развития городской среды исключительно представителей местной администрации и (или) представителей предпринимательского сообщества, ответственных за реализацию проекта, и (или) представителей бюджетных муниципальных учреждений, поскольку в этом случае из процесса принятия решений исключаются жители населенного пункта и близлежащих кварталов, которые являются конечными пользователями благоустраиваемой территории.

3.5. В процессе управления ожиданиями граждан, их объединений и иных лиц уполномоченным органам рекомендуется определить цели и задачи, которые ставят жители населенного пункта перед органами местного самоуправления, участвуя в проектах развития территории, проблемы, которые они пытаются решить. Рекомендуется разъяснять гражданам, участвующим в обсуждении проекта развития территории, какие из заявленных потребностей не могут быть удовлетворены в ходе реализации проекта с целью исключения возникновения конфликтов интересов между участниками вовлечения.

3.6. Вовлечение граждан в обсуждение проекта развития территории рекомендуется обеспечивать способом, учитывающим пожелания конкретной группы участников вовлечения, с использованием различных форматов вовлечения, указанных в разделе 7 настоящих Методических рекомендаций, в зависимости от этапа реализации проекта развития территории.

3.7. Уполномоченным органам рекомендуется информировать участников вовлечения о том, каким образом учитываются предложения участников вовлечения в ходе реализации проекта развития территории, в том числе их отражение на результате реализации проекта развития территории.

3.8. Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять на всех этапах реализации проекта развития территории, начиная с инициирования проекта развития такой территории. Также рекомендуется осуществлять вовлечение граждан на этапе эксплуатации реализованного проекта развития территории в целях формирования у жителей населенного пункта культуры ответственного использования территории и обеспечения участия жителей и организаций населенного пункта в событийном наполнении и реализации социокультурной программы.

3.9. Наряду с информированием в отношении участников вовлечения рекомендуется реализовывать образовательную функцию по вопросам проблем и возможностей развития территории населенного пункта, в том числе путем организации лекций, семинаров, выступлений, других встреч с экспертами в сфере архитектуры, градостроительства, урбанистики, истории, культуры, экономики города и другими экспертами.


4. Планирование процесса вовлечения граждан, их объединений

и иных лиц

4.1. Разработку уполномоченными органами проекта развития территории рекомендуется сопровождать планированием процесса вовлечения на всех стадиях реализации такого проекта с целью определения степени и формата участия на каждом этапе реализации проекта, а также планирования ресурсов, необходимых для организации вовлечения.

4.2. Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в отношении отдельных заинтересованных целевых групп и (или) в отношении всех жителей населенного пункта (общегражданское участие). В случае вовлечения отдельных заинтересованных целевых групп к участию в обсуждении вопросов развития городской среды рекомендуется приглашать конкретных лиц (группы лиц), мнение которых рекомендуется учитываться при принятии решений. В случае общегражданского участия потенциальных участников вовлечения рекомендуется разделить на целевые группы по возрасту, доходу, роду занятий, месту проживания или другим критериям.

4.3. На этапе планирования процесса вовлечения рекомендуется определить:

цель вовлечения;

задачи вовлечения;

этапы вовлечения (на каждом этапе вовлечения рекомендуется рассматривать одну задачу);

предмет (проблемы) для обсуждения (в целом, для каждого этапа, для каждой целевой группы);

форматы вовлечения для каждого этапа, возможность применения дистанционных форматов вовлечения;

ожидаемый результат по каждому этапу (задаче);

общий результат.

4.4. В целях систематизации процесса вовлечения уполномоченному органу рекомендуется составить поэтапный график планирования и принятия решений (далее - график), который на усмотрение уполномоченного органа может содержать открытую часть, представляемую всем участникам вовлечения, и закрытую часть, доступную организаторам процесса вовлечения.

4.5. Для каждого этапа процесса вовлечения рекомендуется определить:

планируемый результат;

предмет обсуждения с гражданами для каждой целевой группы;

перечень мотиваций участия в вопросах развития городской среды в отношении каждой целевой группы;

возможную степень влияния результатов вовлечения на принимаемые решения;

форматы участия (личное присутствие или участие в электронной форме, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") для каждой целевой группы;

способы выражения мнения участниками вовлечения, формат коммуникаций граждан между собой и с организаторами процесса вовлечения;

информацию, необходимую участникам вовлечения для участия в обсуждении и принятия решений;

порядок информирования каждой целевой группы о влиянии участия в процессе вовлечения на принимаемые решения.

4.6. В ходе реализации проектов развития городской среды уполномоченным органам рекомендуется осуществлять планирование оценки вовлечения граждан, их объединений и иных лиц. Для оценки вовлечения граждан, их объединений и иных лиц рекомендуется определить параметры оценки и оценить степень достижения ожидаемых результатов по каждому параметру оценки. Информацию о результатах оценки вовлечения граждан и иных лиц рекомендуется доводить до сведения участников вовлечения.


5. Уровни и форматы вовлечения граждан, их объединений

и иных лиц

5.1. В целях систематизации процесса вовлечения форматы вовлечения рекомендуется объединить в группы в зависимости от целей и степени участия граждан, их объединений и иных лиц в решении вопросов развития городской среды (далее - уровни вовлечения):

5.1.1. информирование, представляющее собой предоставление гражданам, их объединениям и иным лицам сведений о планируемой инициативе развития городской среды, последствиях ее реализации, ключевых технико-экономических и иных показателях проекта, возможностях граждан, их объединений и иных лиц принять участие в подготовке и (или) инициировании, утверждении и реализации проекта развития территории. Не рекомендуется рассматривать информирование в качестве уровня вовлечения при разработке и реализации новых проектов развития территорий;

5.1.2. консультирование, представляющее собой получение рекомендаций, выяснение мнений, пожеланий, позиций граждан, их объединений и иных лиц по существующим решениям и альтернативным предложениям в рамках реализации проекта развития территории, рекомендуется использовать при решении любых вопросов развития городской среды;

5.1.3. соучастие, представляющее собой проведение с гражданами, их объединениями и иными лицами совместной работы над разработкой и реализацией концепции и (или) проекта развития территории в целях получения концепции и (или) проекта развития территории, одобренной всеми участниками вовлечения;

5.1.4. партнерство, представляющее собой проведение с гражданами, их объединениями и иными лицами совместной работы над разработкой и реализацией проекта развития территории, при которой им передается часть функций или полномочий разработчика или инициатора проекта;

5.1.5. инициативное проектирование, представляющее собой поддержку инициатив граждан, их объединений и иных лиц по внесению в местную администрацию предложений об определении и (или) выборе проекта, направленного на развитие территории населенного пункта, в том числе по внесению инициативного проекта, предусмотренного статьей 26.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - инициативный проект).

5.2. Форматы вовлечения, рекомендуемые к применению для каждого уровня вовлечения, указаны в разделе 7 настоящих Методических рекомендаций.

5.3. При применении форматов вовлечения, подразумевающих личное участие жителей населенного пункта в проводимых мероприятиях, рекомендуется определить:

последовательность действий организаторов вовлечения;

сроки проведения мероприятий;

планируемый результат;

предполагаемое количество участников мероприятий на каждом этапе;

информационные и вспомогательные материалы для каждого этапа;

площадку проведения мероприятия;

необходимость проведения повторных мероприятий.

5.4. При применении цифровых форматов вовлечения, подразумевающих участие граждан, их объединений и иных лиц в электронной форме, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рекомендуется определить:

последовательность действий организаторов вовлечения;

сроки проведения мероприятий;

планируемый результат;

систему и порядок обработки сбора, переработки и анализа информации;

доступность цифрового формата вовлечения для всех целевых групп участников вовлечения;

необходимость проведения повторных мероприятий.


6. Вовлечение граждан на этапах планирования и реализации

проекта развития территории

6.1. В целях повышения уровня доверия граждан, их объединений и иных лиц к участникам разработки проекта развития городской среды и уровня лояльности к реализуемому проекту, а также в целях повышения компетенции граждан в вопросах развития общественных и дворовых территорий уполномоченным органам рекомендуется осуществлять постоянную коммуникацию с гражданами, их объединениями и иными лицами на всех этапах реализации проекта развития территории.

6.2. На этапе планирования проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях определения степени участия граждан, их объединений и иных лиц для каждого этапа реализации проекта развития территории, а также определения ресурсов, необходимых для проведения мероприятий по вовлечению, с составлением графика, указанного в пунктах 4.3 - 4.5 настоящих Методических рекомендаций.

6.3. На этапе инициирования проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях совместного выбора и согласования территории, определения целей, задач и функций территории.

6.3.1. На этапе инициирования проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

цели и задачи проекта;

влияние проекта на дальнейшее развитие территории населенного пункта, включая изменения, которые повлечет за собой реализация проекта;

характеристиках участка (места);

планируемый объем финансирования;

планируемые форматы вовлечения, с указанием места и сроков проведения мероприятий.

6.3.2. На этапе инициирования проекта развития территории рекомендуется:

а) информирование применять в случаях, когда в силу определенных причин территория, цели и задачи развития, а также функции территории заранее заданы или сформированы. В этом случае гражданам, их объединениям и иным лицам рекомендуется предоставить информацию о разрабатываемом проекте развития территории, сроках и этапах реализации проекта, планируемых форматах вовлечения на последующих этапах, а также о возможности инициировать собственный проект;

б) консультирование применять в случаях, когда необходимо совместно с жителями населенного пункта и (или) иными заинтересованными лицами определить территорию реализации проекта, исследовать мнения и пожелания жителей, уточнить цели, задачи и функции планируемого к разработке проекта, проверить градостроительные гипотезы, определить потенциальных участников развития территории и их планы в отношении использования территории;

в) соучастие применять в случаях, когда планируется сформировать ответственное сообщество, активно вовлеченное в реализацию проекта на всех этапах, в состав которого войдут руководители объединений граждан и организаций, в том числе субъектов предпринимательства. Соучастие на этапе инициирования предполагает предметное обсуждение целей и задач развития территории, выявление лиц, готовых принять участие в реализации проекта, сформировать первичные договоренности и перспективы сотрудничества;

г) партнерство применять в случае наличия организаций, заинтересованных в развитии территории и обладающих значительным ресурсом, который может быть дополнительно привлечен при реализации проекта. В качестве партнеров рекомендуется рассматривать бюджетные организации, реализующие иные федеральные проекты, региональные или муниципальные программы, мероприятия которых могут быть синхронизированы с мероприятиями, реализуемыми в рамках проекта развития территории, а также коммерческие организации, обладающие возможностями инвестирования в проект развития территории;

д) инициативное проектирование применять в случае наличия сформированного активного сообщества, в том числе в форме некоммерческой организации, готового предлагать собственные проекты, направленные на развитие территории населенного пункта и решение выявленных проблем на территории населенного пункта, а также принимать участие в реализации таких проектов, в том числе посредством финансового и (или) трудового участия.

6.4. На этапе разработки концепции проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях проведения предпроектного социокультурного исследования, формирования и согласования концепции проекта, в том числе с использованием методов соучаствующего проектирования, определения визуального облика архитектурных решений, функционального наполнения территории, а также формирования лояльного отношения к проекту у жителей населенного пункта и иных лиц.

6.4.1. На этапе разработки и согласования концепции проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

инструменты социокультурного исследования, применяемые разработчиком концепции проекта;

альтернативные варианты концепции проекта;

сведения об экспертах, участвующих в разработке концепции проекта;

сведения о разработке технического задания (далее - ТЗ), форматах вовлечения в разработку ТЗ, механизмах выбора исполнителя ТЗ.

6.4.2. На этапе разработки концепции проекта развития территории рекомендуется:

а) консультирование применять в случаях, когда необходимо получить дополнительную экспертную оценку разработанных вариантов концепции проекта и принятых решений. В рамках консультирования рекомендуется вовлекать представителей экспертного, предпринимательского сообщества, бюджетных организаций и учреждений, а также жителей населенного пункта в целях определения их потребностей и пожеланий, которые могут быть учтены при последующей разработке проекта и социокультурном программировании;

б) соучастие применять в целях совместной с гражданами и иными лицами разработки проекта развития территории, выработки совместных решений, урегулирования разногласий и достижения консенсуса между участниками вовлечения, повышения уровня ответственности участников вовлечения за реализованный проект, определения возможных способов участия в реализации программы развития территории. Вовлечение жителей населенного пункта может способствовать реализации проекта развития территории, востребованной у жителей и отвечающей потребностям различных групп населения и иных лиц;

в) партнерство применять в случаях, когда субъекты предпринимательской деятельности и (или) некоммерческие организации выступают заказчиками разработки проекта, заинтересованы в развитии территории и обладают значительными ресурсами для реализации проекта.

6.5. На этапе разработки и утверждения проектной документации проекта развития территории (далее - проектная документация) и технического задания вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях поддержания внимания граждан, их объединений и иных лиц к проекту в целом, ходу и перспективам его реализации.

6.5.1. На этапе разработки и утверждения проектной документации уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

проведение изысканий;

разработка и согласование проектной документации;

разработка и согласование ТЗ.

6.5.2. На этапе разработки и утверждения проектной документации рекомендуется:

а) информирование о ходе разработки проектной документации и ходе разработки проекта развития территории в целом осуществлять в СМИ, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в социальных сетях, в целях поддержания интереса и внимания жителей населенного пункта к проекту, сохранения лояльного отношения и доверия к заказчикам проекта и местным органам власти;

б) консультирование осуществлять с привлечением представителей экспертного сообщества в сфере рассматриваемого вопроса в целях контроля соответствия разрабатываемой проектной документации и ТЗ потребностям и пожеланиям жителей населенного пункта, сформулированных на этапе обсуждения концепции проекта развития территории;

в) соучастие применять в случаях, когда среди активных участников подготовки проекта развития территории имеются граждане, обладающие специальными компетенциями в области строительства и архитектуры, урбанистики, планировки территорий и т.д.

6.6. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях поддержания лояльного отношения граждан, их объединений и иных лиц к проекту, лицам, ответственным за его реализацию, сглаживания негативных социальных эффектов, связанных с неудобством от производства работ по реализации проекта.

6.6.1. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

переход от этапа разработки концепции проекта и проектной документации к этапу выполнения работ по реализации проекта;

сроки реализации проекта;

завершенные этапы реализации проекта;

планируемые этапы реализации проекта;

планируемые сроки окончания работ;

ожидаемые позитивные событийные изменения от реализации проекта;

окончание работ и завершение реализации проекта;

результаты вовлечения, примененные форматы вовлечения, характер и полнота учтенных мнений.

6.6.1.1. На этапе выполнения и приемки работ по благоустройству дворовой территории рекомендуется определить форму участия (финансовое и (или) трудовое) собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству, в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные уполномоченным органом субъекта Российской Федерации), софинансируемых за счет средств субсидии из федерального бюджета, в том числе о доле такого участия, в отношении муниципальных образований - получателей субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения об определении указанных условий либо принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении полномочий органам местного самоуправления по определению таких условий в муниципальных программах.

6.6.2. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории рекомендуется:

а) информирование граждан, их объединений и иных лиц по вопросам, указанным в пунктах 7.5.1 настоящих Методических рекомендаций, осуществлять в форматах, доступных наибольшему количеству участников вовлечения;

б) консультирование применять по инициативе органов местного самоуправления и (или) проектировщиков, в случаях уточнения деталей проекта, выявления недостатков, допущенных на этапе разработки концепции проекта развития территории, и (или) возникновения альтернативных вариантов размещения объектов. Также к консультированию может быть отнесен авторский надзор, предполагающий эпизодические консультации с архитекторами - авторами концепции проекта;

в) соучастие применять в целях укрепления вовлеченного и ответственного отношения граждан, их объединений и иных лиц в процесс реализации проекта развития территории, а также сплочения жителей населенного пункта. В рамках соучастия рекомендуется осуществление взаимного контроля и проявления инициативы по сопровождению реализации проекта. Ключевым аспектом соучастия может являться приемка территории общественной комиссией, в состав которой входят представители всех групп участников вовлечения, активные участники разработки проекта, иные заинтересованные лица.

г) партнерство применять случае, когда заказчиком проекта развития территории и лицом, осуществляющим оплату выполненных работ, являются отличные от органов местного самоуправления организации. В рамках партнерства рекомендуется организовать конструктивное взаимодействие между организациями - партнерами по реализации проекта в целях учета интересов сторон и недопущения возникновения конфликтных ситуаций;

д) инициативное проектирование применять при реализации проекта путем привлечения участников вовлечения, инициировавших проект, к осуществлению общественного контроля процессов выбора подрядчика, закупки материалов, приемки работ, а также к трудовому участию, например, при проведении демонтажных работ, работ по озеленению и проведению других видов работ, не требующих профессиональной подготовки, финансовому и (или) имущественному участию заинтересованных лиц в реализации проекта.

6.7. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях создания позитивного отношения граждан, их объединений и иных лиц к реализованному проекту развития территории, поддержания мнения о возможности влияния граждан на решение вопросов развития городской среды и позитивные изменения в населенном пункте.

6.7.1. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

начало функционирования реализованной территории;

повседневное функционирование территории, изменения в порядке использования территории (при необходимости);

события и проводимые мероприятия;

ремонтные работы.

6.7.2. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории рекомендуется:

а) в рамках информирования осуществлять профессиональное, широкое освещение в СМИ новостей, связанных с началом функционирования новой реализованной территории, сделать ретроспективу проекта, отметить ключевые этапы его реализации, публично выразить благодарность лицам, принимавшим активное, значительное участие в разработке, обсуждении и реализации проекта развития территории;

б) консультирование применять в случаях, когда на этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта предполагается привлечение участников разработки проекта, а также лиц, осуществляющих деятельности по событийному и содержательному наполнению территории. В рамках консультирования рекомендуется изучать мнения указанных лиц, а также мнения иных жителей населенного пункта - пользователей территории, жителей окрестных домов, арендаторов территории о качестве реализации проекта, необходимости улучшения пространственных решений, функций и сервисов, реализуемых на территории, планируемых мероприятиях;

в) соучастие применять в целях вовлечения жителей населенного пункта в управление реализованной территорией, а также формирования группы активных участников развития территории, которые в дальнейшем могут быть привлечены к разработке и реализации других проектов развития городской среды. В рамках соучастия рекомендуется привлекать жителей населенного пункта к решению вопросов о событийном наполнении реализованной территории, формировании плана мероприятий, а также создавать условия для волонтеров (добровольцев) по поддержанию порядка и сохранению визуального облика реализованной территории и расположенных на ней объектов;

г) партнерство применять путем участия в управлении территорией созданных для этих целей юридических лиц, а также путем вовлечения организаций, выступавших партнерами реализации проекта, иных юридических лиц, заинтересованных в развитии и функционировании территории, в целях привлечения дополнительного финансирования.


7. Форматы вовлечения граждан, их объединений и иных лиц

7.1. Уполномоченным органам рекомендуется выбирать форматы вовлечения в зависимости от уровня вовлечения, этапа реализации проекта развития территории, цели вовлечения на конкретном этапе реализации проекта развития территории, особенностей группы участников вовлечения и (или) целевой аудитории и иных факторов.

7.2. В рамках информирования рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:

7.2.1. публикации в местных печатных СМИ. Указанный формат вовлечения рекомендуется применять в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек и обеспеченностью доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" менее чем у 50% населения. Информацию о разработке проекта развития территории и планируемых мероприятиях по вовлечению рекомендуется размещать в форме публикаций небольшого объема, содержащих исчерпывающие сведения, избегая использование специальной терминологии, крупным, заметным шрифтом;

7.2.2. информирование на сайте администрации населенного пункта или муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанный формат вовлечения рекомендуется применять в населенных пунктах, где более чем у 50% населения имеется свободный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информацию о разработке проекта развития территории и планируемых мероприятиях по вовлечению рекомендуется размещать на главной странице сайта, в месте, не требующем осуществления прокрутки страницы для прочтения публикации, в форме публикаций небольшого объема, содержащих исчерпывающие сведения, избегая использование специальной терминологии, заметным шрифтом;

7.2.3. информирование в социальных сетях. Указанный формат вовлечения рекомендуется применять в населенных пунктах, где более чем у 50% населения имеется свободный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При размещении информации в социальных сетях рекомендуется использовать официальные страницы администрации населенного пункта или муниципального образования в социальных сетях, а также популярные у населения группы и страницы сообществ. При этом рекомендуется одновременное использование других форматов информирования, направленных на граждан, не являющихся активными пользователями социальных сетей;

7.2.4. размещение информационных баннеров, вывесок, объявлений, стендов и иных печатных материалов. Указанный формат вовлечения направлен на информирование всех категорий жителей населенного пункта, включая граждан, не имеющих свободного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не являющихся пользователями социальных сетей. Размещение указанных информационных материалов рекомендуется осуществлять на специально отведенных для этого информационных стендах и рекламных конструкциях, а также путем использования почтовой рассылки печатной продукции. Информационные материалы рекомендуется дополнять ссылками и (или) QR-кодами на страницы сайтов или социальных сетей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых содержится подробная информация о разработке проекта развития территории, форматах вовлечения, времени и месте проведения мероприятий по вовлечению;

7.2.5. иные форматы информирования жителей, включая использование телевидения, звонков, коротких сообщений по телефону и других способов, позволяющих обеспечить охват целевой аудитории, с учетом специфики населенного пункта и проекта развития территории.

7.3. В случаях, когда информирование граждан, их объединений и иных лиц планируется осуществлять исключительно в электронной форме, в форматах, не предполагающих личное присутствие и участие жителей населенного пункта в мероприятиях по вовлечению, уполномоченным органам рекомендуется применять дистанционные форматы информирования, направленные на пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": размещение информации о проекте развития в территории на сайте проекта развития территории, сайте администрации населенного пункта или муниципального образования, сайтах местных СМИ, популярных у жителей населенного пункта ресурсов, страницах местных групп и сообществ в социальных сетях.

7.4. В рамках консультирования рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:

7.4.1. интервью, в том числе глубинные, с жителями населенного пункта, направленные на выявление особенностей территории, исторических, архитектурных и иных аспектов, имеющих значение при разработке проекта развития территории;

7.4.2. проведение фокус-групп и опросов населения для формирования данных об отношении жителей к планируемому проекту развития территории, определения наиболее распространенных запросов, потребностей и пожеланий жителей населенного пункта;

7.4.3. проведение опросов населения, голосования и анкетирования в электронной форме в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием специализированных цифровых платформ или социальных сетей для наибольшего охвата аудитории;

7.4.4. привлечение детей в игровой форме путем проведения конкурсов, игр и иных мероприятий с целью выяснения пожеланий детей и их видения будущего развития территории;

7.4.5. проведение экскурсий и прогулок по территории будущей реализации проекта совместно с жителями населенного пункта и представителями экспертного сообщества в целях определения приоритетных сценариев и функций развития территории;

7.4.6. проведение общественных обсуждений в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Указанный формат вовлечения рекомендуется применять для выявления приоритетных сценариев и функций развития территории в соответствии с пожеланиями жителей населенного пункта, а также для сбора мнений и пожеланий к разработанной концепции проекта развития территории;

7.4.7. проведение экспозиции проекта развития территории для ознакомления жителей населенного пункта с разработанным проектом до начала мероприятий по его согласованию и утверждению;

7.4.8. иные форматы консультирования, позволяющие разработчику проекта развития территории получить информацию о потребностях, пожеланиях, идеях и мнении жителей населенного пункта для учета в разрабатываемом эскизном проекте развития территории.

7.5. При применении дистанционных форматов консультирования, не предполагающих личное присутствие и участие жителей населенного пункта в мероприятиях по вовлечению, уполномоченным органам рекомендуется:

7.5.1. проводить голосования и опросы в электронной форме, в том числе с использованием информационной системы, предназначенной для проведения голосования граждан в возрасте от 14 лет по отбору территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", согласованной для использования субъектами Российской Федерации с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - платформа для голосования), при формировании адресного перечня общественных и дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве, выборе территории реализации проекта, стратегии разработки проекта, определении концепции проекта развития территории и в других случаях в целях предоставления жителям населенного пункта возможности выбрать из нескольких вариантов наиболее предпочтительный. На голосование в электронной форме рекомендуется выносить значимые стратегические вопросы, в которых важно учесть мнение жителей. В иных случаях рекомендуется проводить опрос в электронной форме, который позволяет разработчику проекта развития территории выделить основные заинтересованные группы населения и собрать данные различного характера в зависимости от цели проведения опроса и поставленных вопросов;

7.5.2. проводить глубинные интервью в электронной форме посредством видеокоммуникации или телефонных звонков с целью получения разработчиком проекта развития территории от жителей населенного пункта и представителей экспертного сообщества более полной и точной информации, нежели посредством проведения опросов;

7.5.3. привлекать жителей населенного пункта к выработке решений в электронной форме (краудсорсинг) с использованием специализированных цифровых платформ, на которых участники обсуждения путем коллективной работы могут предлагать идеи, сформулировать единое мнение о проекте, предлагать совместно выработанные решения или пожелания к проекту развития территории;

7.5.4. осуществлять формирование в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщества, состоящего из жителей населенного пункта и (или) волонтеров (добровольцев), заинтересованных в ходе реализации проекта, осуществлять с целью привлечения таких граждан к проведению опросов жителей населенного пункта, мониторингу СМИ и социальных сетей, продвижению проекта развития территории в социальных сетях. Рекомендуется осуществлять координацию деятельности таких сообществ, в том числе с использованием цифровых технологий;

7.5.5. использовать виртуального собеседника (чат-бота), представляющего собой разветвленный алгоритм вопросов и ответов с помощью текста или голоса, с целью выяснения потребностей и информирования пользователей о проекте развития территории;

7.5.6. проводить в электронной форме общественные обсуждения в случае участия граждан в утверждении проекта развития территории в дистанционном формате. Общественные обсуждения в электронной форме в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекомендуется проводить в том числе с использованием платформы для голосования, а также на официальном сайте администрации населенного пункта или муниципального образования или на официальном сайте проекта развития территории путем размещения проекта, информационных материалов к нему и проведения экспозиции проекта. Информацию о проведении общественного обсуждения в электронной форме рекомендуется также размещать в социальных сетях с указанием времени и ссылки на официальный сайт, где оно будет проводиться.

7.6. В рамках соучастия рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:

7.6.1. проведение мероприятий по совместному проектированию территории участниками вовлечения (далее - соучаствующее проектирование). Мероприятия по соучаствующему проектированию, как правило, проводятся тематически, поэтапно;

7.6.2. тестирование гипотез и проектных решений с помощью реализации проектов быстрых изменений в формате практических мастерских;

7.6.3. проведение экспертных сессий в целях получения экспертной оценки проекта развития территории, в том числе на стадии разработки, либо получения экспертной оценки ситуации, проблемы, профессиональной поддержки, использования практического опыта в различных вопросах развития городской среды.

7.7. При применении дистанционных форматов соучастия, не предполагающих личное присутствие и участие жителей населенного пункта в мероприятиях по вовлечению, уполномоченным органам рекомендуется:

7.7.1. осуществлять на этапе разработки проекта развития территории вовлечение жителей населенного пункта в процесс разработки проекта развития территории в формате обсуждений проекта в электронной форме на цифровых платформах видеоконференций. При выборе указанного формата рекомендуется проводить видеоконференции тематически, поэтапно, по аналогии с проведением очного соучаствующего проектирования. Наиболее активных представителей жителей населенного пункта и иных групп участников вовлечения на этапе разработки проекта развития территории рекомендуется привлекать в формате дистанционных видеоинтервью и фокус-групп;

7.7.2. при проведении мероприятий в электронной форме предварительно опубликовать на сайте проекта развития территории и (или) сайте администрации населенного пункта или муниципального образования, и (или) в электронных сетях проект развития территории и сопроводительные информационные материалы (карты, схемы, дизайн-проекты, проекты документов и др.), работа над которыми запланирована в рамках соответствующего мероприятия, а также информацию о регламенте работы в рамках мероприятия, предоставить рекомендации по установке и настройке необходимого программного обеспечения;

7.7.3. организовывать и проводить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" трансляции вебинаров и (или) видеолекций с участием представителей экспертного сообщества (архитекторов, проектировщиков, урбанистов, краеведов и иных профильных специалистов, вовлеченных в разработку проекта), а также виртуальные прогулки по территории реализации проекта в целях повышения компетентности и подготовленности жителей населенного пункта к работе над проектом развития территории;

7.7.4. организовывать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" трансляции видеоконференций, обсуждений и совещаний с участием представителей экспертного сообщества и иных групп участников вовлечения в целях повышения открытости мероприятий по разработке проекта развития территории;

7.7.5. проводить в электронной форме конкурсы рисунков, сочинений, проектов, макетов, концепций отдельных элементов и проектов развития территорий в целях вовлечения студентов, школьников, представителей творческих профессий.

7.8. В рамках партнерства рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:

7.8.1. софинансирование проектов развития городской среды, в том числе путем финансового и (или) трудового участия граждан в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий;

7.8.2. управление территорией и ее обслуживание, в том числе в форме государственно-частного партнерства, концессии;

7.8.3. авторский надзор за соблюдением концепции при разработке проекта развития территории и (или) на этапе выполнения работ по реализации проекта развития территории; участие в реализации проекта жителей населенного пункта и пользователей территории.

7.8(1). В рамках инициативного проектирования рекомендуется поэтапно применять следующие форматы вовлечения:

7.8(1).1. подготовка и выдвижение инициативных проектов;

7.8(1).2. проведение мероприятий по совместному с гражданами рассмотрению, обсуждению и доработке инициативных проектов;

7.8(1).3. участие в конкурсном отборе инициативных проектов.

7.8(2). При применении дистанционных форматов инициативного проектирования, не предполагающих личное присутствие и участие жителей населенного пункта в мероприятиях по вовлечению, уполномоченным органам рекомендуется:

7.8(2).1. осуществлять на этапе вовлечения жителей населенного пункта в процесс обсуждения и доработки инициативных проектов в формате обсуждений инициативных проектов в электронной форме на цифровых платформах видеоконференций. При выборе указанного формата рекомендуется проводить видеоконференции тематически, поэтапно, по аналогии с проведением очного инициативного проектирования. Наиболее активных представителей жителей населенного пункта и иных групп участников вовлечения на этапах обсуждения и доработки проектов инициативного проектирования рекомендуется привлекать в формате дистанционных видеоинтервью и фокус-групп;

7.8(2).2. предварительно публиковать на сайте администрации населенного пункта или муниципального образования, на платформе для голосования и (или) в электронных сетях инициативный проект и сопроводительные информационные материалы (карты, схемы, дизайн-проекты, проекты документов и др.), обсуждение которых планируется осуществлять в рамках мероприятий, проводимых в электронной форме, а также размещать информацию о регламенте работы в рамках таких мероприятий, установке и настройке рекомендуемого программного обеспечения;

7.8(2).3. организовывать и проводить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" трансляции вебинаров и (или) видеолекций с участием представителей экспертного сообщества (архитекторов, проектировщиков, урбанистов, краеведов и иных профильных специалистов, вовлеченных в сферы, затрагиваемые проектом инициативного проектирования), а также виртуальные прогулки по территории реализации инициативного проекта в целях повышения компетентности и подготовленности жителей населенного пункта к работе над инициативным проектом;

7.8(2).4. организовывать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" трансляции видеоконференций, обсуждений и совещаний с участием представителей экспертного сообщества и иных групп участников вовлечения в целях повышения открытости мероприятий по рассмотрению, обсуждению и доработке инициативного проекта;

7.8(2).5. организовывать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" голосования и опросы в целях выявления мнения граждан об инициативном проекте, в том числе посредством СМС-голосования.

7.9. В случаях применения дистанционных форматов вовлечения в решение вопросов развития городской среды уполномоченным органам рекомендуется обеспечить возможность осуществления гражданами и иными лицами наблюдения за ходом реализации проекта развития территории в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Видеотрансляцию производства работ по реализации проекта развития территории в режиме реального времени рекомендуется осуществлять открытой и доступной для граждан и иных лиц по ссылкам, размещенным на официальных сайтах администрации населенного пункта или муниципального образования и сайте проекта развития территории. При этом рекомендуется обеспечить возможность оставления пользователями комментариев и получения на них обоснованных ответов, а также при необходимости доведения комментариев пользователей до сведения лиц, ответственных за разработку и реализацию проекта развития территории.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления