Приказ Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1608, и в федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 34
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 июля 2021 г. N 503
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
53.02.03 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ПО ВИДАМ
ИНСТРУМЕНТОВ), УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ
2014 Г. N 1608, И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.02.06 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ
С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИЙ ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ,
УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ЯНВАРЯ 2015 Г. N 34
В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), абзацем вторым пункта 30 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1608 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35843), и в федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2015 г., регистрационный N 36825).
Министр
С.С.КРАВЦОВ
Приложение
Утверждены
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 29 июля 2021 г. N 503
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.02.03 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ), УТВЕРЖДЕННЫЙ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2014 Г. N 1608,
И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
53.02.06 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИЙ
ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 30 ЯНВАРЯ 2015 Г. N 34
1. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1608 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35843):
1.1. Пункт 1.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.".
1.2. Дополнить пунктами 1.4 и 1.5 следующего содержания:
"1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
1.5. При разработке образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении к настоящему федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.".
1.3. Дополнить новой сноской "2" к пункту 1.4 следующего содержания:
"<2> Часть 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).".
1.4. Сноску "2" к таблице 1 пункта 3.2 считать сноской "3".
1.5. Сноску "3" к таблице 1 пункта 3.2 исключить.
1.6. Пункт 3.2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Квалификация Концертмейстер присваивается выпускникам, освоившим ИОП в ОИ по следующим видам инструментов: фортепиано; орган; инструменты народного оркестра (баян, аккордеон, гитара); национальные инструменты народов России.".
1.7. Пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие ИОП в ОИ, могут осуществлять профессиональную деятельность: 01 Образование и наука; 04 Культура, искусство <6>.".
1.8. Дополнить новой сноской "6" к пункту 4.1 следующего содержания:
"<6> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).".
1.9. Сноски "6" - "12" к пунктам 7.2, 7.3, 7.10, 7.17, 7.21, 8.5, 8.7 считать соответственно сносками "7" - "13".
1.10. В пункте 5.1:
а) абзацы одиннадцатый и двенадцатый изложить в следующей редакции:
"ОК 10. Использовать в профессиональной деятельности личностные, межпредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"ОК 12. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 13. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.".
1.11. В подпункте 5.2.2 пункта 5.2:
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"ПК 2.3. Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.";
б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. Создавать педагогические условия для формирования и развития у обучающихся самоконтроля и самооценки процесса и результатов освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ.";
в) дополнить абзацем следующего содержания:
"ПК 2.9. Осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.".
1.12. Пункт 6.2 изложить в следующей редакции:
"Общеобразовательный учебный цикл состоит из предметных областей, учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин.
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл состоит из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и производственная (по профилю специальности) практики.".
1.13. Таблицу 2 изложить в следующей редакции:
"Таблица 2
Структура образовательной программы
среднего профессионального образования, интегрированной
с образовательными программами основного общего и среднего
общего образования углубленной подготовки
Индекс | Наименование программ, предметных областей, учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование предметных областей, учебных предметов, дисциплин | Код формируемой компетенции |
ОД.01 | Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования | 6006 | 4620 | | ОК 2, 4, 6, 8, 10, 12 ПК 1.3, 1.4, 2.8 |
ОД.02 | Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия". | 2106 | 1404 | | ОК 11 - 13, ПК 1.1 - 1.6, 2.8 |
| Обязательная часть учебных циклов ИОП в ОИ | 3626 | 2620 | | |
ОГСЭ 00. | Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл | 470 | 352 | | |
| В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; | | | ОГСЭ 01. Основы философии | ОК 1, 3 - 8, 12 |
| уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; аргументированно обосновывать свою позицию по правовым вопросам, возникающим в процессе противодействия коррупции; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического договора, Европейского Союза и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; | | | ОГСЭ 02. История | ОК 1, 3, 4, 6, 8, 12, 13 |
| уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; | | | ОГСЭ 03. Психология общения | ОК 1 - 9, 12 ПК 2.1. - 2.9. |
| уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; | | | ОГСЭ 04. Иностранный язык | ОК 4 - 6, 8, 9 ПК 2.8. |
| уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. | | | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 2 - 4, 6, 8, 10 |
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 3156 | 2268 | | |
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | | | | |
| уметь: сольфеджировать одноголосные четырехголосные музыкальные примеры; сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера; записывать музыкальные построения в соответствии с программными требованиями, используя навыки слухового анализа; гармонизовать мелодии в различных стилях и жанрах, включая полифонические жанры; слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки; довести предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения; применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде; выполнять теоретический анализ музыкального произведения; знать: особенности ладовых систем; основы функциональной гармонии; закономерности формообразования; формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование; | | | ОП.01. Сольфеджио | ОК 1 - 5, 8, 9, 10, 11 ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.2, 2.7 |
| уметь: делать элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения, анализировать музыкальную ткань с точки зрения: ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и модуляций); гармонической системы (модальная и функциональная стороны гармонии); фактурного изложения материала (типы фактур); типов изложения музыкального материала; использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде; знать: понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы; типы фактур; типы изложения музыкального материала; | | | ОП 02. Элементарная теория музыки | ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7. |
| уметь: выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения; применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах; применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию; знать: выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств в соответствии с программными требованиями; | | | ОП.03. Гармония | ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7. |
| уметь: выполнять анализ музыкальной формы; рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и формы; рассматривать музыкальные произведения в связи с жанром, стилем эпохи и авторским стилем композитора; знать: простые и сложные формы, вариационную и сонатную форму, рондо и рондо-сонату; понятие о циклических и смешанных формах; функции частей музыкальной формы; специфику формообразования в вокальных произведениях; | | | ОП.04. Анализ музыкальных произведений | ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7. |
| уметь: делать компьютерный набор нотного текста в современных программах; использовать программы цифровой обработки звука; ориентироваться в частой смене компьютерных программ; знать: способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста; основы MIDI-технологий; | | | ОП.05. Музыкальная информатика | ОК 1 - 9 ПК 1.3, 1.8, 2.5 |
| уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | | 68 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 2.9. |
ПМ.00 | Профессиональные модули | | | | |
ПМ.01 | Исполнительская деятельность | | | | |
| Фортепиано В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера, в составе камерного ансамбля; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах; сочинения и импровизации в соответствии с программными требованиями; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретические знания в исполнительской практике; применять концертмейстерские навыки в репетиционной и концертной работе; пользоваться специальной литературой; слышать все партии в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры; ансамблевый репертуар для различных камерных составов; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. | | | МДК 01.01. Специальный инструмент МДК 01.02. Ансамблевое исполнительство МДК 01.03. Концертмейстерский класс МДК 01.04. История исполнительского искусства, инструментоведение МДК 01.05. Основы композиции, дополнительный инструмент | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8 |
| Оркестровые струнные инструменты В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе камерного ансамбля, квартета, оркестра; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретические знания в исполнительской практике; пользоваться специальной литературой; слышать все партии в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе различных видов оркестров: симфонического оркестра, камерного оркестра; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры; ансамблевый репертуар для различных камерных составов, квартета; оркестровые сложности для данного инструмента; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре; базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. | | | МДК 01.01. Специальный инструмент МДК 01.02. Ансамблевое исполнительство. Квартетный класс МДК 01.03. Оркестровый класс, работа с оркестровыми партиями МДК 01.04. Дополнительный инструмент фортепиано МДК 01.05. История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8 |
| Оркестровые духовые и ударные инструменты В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе ансамбля, оркестра; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретические знания в исполнительской практике; пользоваться специальной литературой; слышать все партии в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе различных видов оркестров: симфонического оркестра, духового оркестра; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды; инструментальные миниатюры; ансамблевый репертуар для различных камерных составов; оркестровые сложности для данного инструмента; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре; базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. | | | МДК 01.01. Специальный инструмент МДК 01.02. Ансамблевое исполнительство МДК 01.03. Дополнительный инструмент фортепиано МДК 01.04. История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов МДК 01.05. Оркестровый класс, работа с оркестровыми партиями МДК 01.06. Дирижирование и чтение оркестровых партитур | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8 |
| Инструменты народного оркестра В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе ансамбля, оркестра; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретически знания в исполнительской практике; пользоваться специальной литературой; слышать все партии в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе народного оркестра; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры; ансамблевый репертуар для различных составов; оркестровые сложности для данного инструмента; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре; базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. | | | МДК 01.01. Специальный инструмент МДК 01.02. Ансамблевое исполнительство МДК 01.03. Концертмейстерский класс МДК 01.04. Дополнительный инструмент - фортепиано МДК 01.05. История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов МДК 01.06. Дирижирование. Чтение оркестровых партитур | ОК 1 - 9 ПК 1.1. - 1.8 |
| Орган В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера, в составе камерного ансамбля; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах; сочинения и импровизации в соответствии с программными требованиями; расшифровки генерал-баса эпохи барокко; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретически знания в исполнительской практике; применять концертмейстерские навыки в репетиционной и концертной работе; пользоваться специальной литературой; слышать все партий в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; играть по цифровке сочинения эпохи барокко; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры; ансамблевый репертуар для различных камерных составов; оркестровые сложности для данного инструмента; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. | | | МДК 01.01 Специальный инструмент МДК 01.02 Ансамблевое исполнительство МДК 01.03 Концертмейстерский класс и генерал-бас МДК 01.04. История исполнительского искусства, инструментоведение МДК 01.05. Основы композиции, дополнительный инструмент | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8 |
| Национальные инструменты народов России В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе ансамбля, оркестра; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретические знания в исполнительской практике; пользоваться специальной литературой; слышать все партии в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе народного оркестра; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров национальной музыки; ансамблевый репертуар для различных составов; оркестровые сложности для данного инструмента; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре; базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. | | | МДК 01.01. Специальный инструмент МДК 01.02. Ансамблевое исполнительство МДК 01.03. Концертмейстерский класс МДК 01.04. Дополнительный инструмент - фортепиано МДК 01.05. История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов МДК 01.06. Дирижирование и чтение оркестровых партитур | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8 |
ПМ.02 | Педагогическая деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации обучения обучающихся с учетом базовых основ педагогики; организации обучения обучающихся игре на инструменте с учетом их возраста и уровня подготовки; организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей; уметь: делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе; использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности; пользоваться специальной литературой; делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей ученика; знать: основы теории воспитания и образования; психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста; требования к личности педагога; основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом; творческие и педагогические исполнительские школы; современные методики обучения игре на инструменте; педагогический репертуар детских школ искусств по видам искусств; профессиональную терминологию; порядок ведения учебной документации в образовательных организациях дополнительного образования детей, общеобразовательных организациях; технику и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; особенности организации педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов; требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | | | МДК 02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин МДК 02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | ОК 1 - 9 ПК 2.1 - 2.9 |
| Вариативная часть учебных циклов ИОП в ОИ (определяется образовательной организацией самостоятельно) | 1132 | До 823 | | |
УП.00 | Учебная практика | 684 | 573 | | |
УП.01 | Фортепиано | | | УП 01.01. Концертмейстерская подготовка УП 01.02. Фортепианный дуэт УП 01.03. Чтение с листа и транспозиция УП 01.04. Ансамблевое исполнительство УП 01.05. Учебная практика по педагогической работе | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9 |
УП.02 | Оркестровые струнные инструменты | | | УП 02.01. Оркестровый класс УП 02.02. Ансамблевое исполнительство УП 02.03. Учебная практика по педагогической работе | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9 |
УП.03 | Оркестровые духовые и ударные инструменты | | | УП 03.01. Оркестровый класс УП 03.02. Ансамблевое исполнительство УП 03.03. Учебная практика по педагогической работе | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9 |
УП.04 | Инструменты народного оркестра | | | УП 04.01. Оркестровый класс УП 04.02. Концертмейстерская подготовка УП 04.03. Ансамблевое исполнительство УП 04.04. Учебная практика по педагогической работе | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9 |
УП.05 | Орган | | | УП 05.01. Концертмейстерская подготовка УП 05.02. Фортепианный дуэт УП 05.03. Чтение с листа и транспозиция УП.05.04. Ансамблевое исполнительство УП 05.05. Учебная практика по педагогической работе | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9 |
УП06 | Национальные инструменты народов России | | | УП 06.01. Оркестровый класс УП 06.02. Концертмейстерская подготовка УП 06.03. Ансамблевое исполнительство УП 06.04. Учебная практика по педагогической работе | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9 |
| Всего часов обучения по учебным циклам ИОП в ОИ | 13554 | 9036 - 10040 | | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | 11 нед. | | | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9 |
ПП.01 | Исполнительская и педагогическая практика | 11 нед. | | | |
ПДП 00 | Производственная практика (преддипломная) | 1 нед. | | | ОК 1 - 9, 12, 13 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9 |
ПА 00 | Промежуточная аттестация | 16 нед. | | | |
ГИА 00 | Государственная итоговая аттестация | 3 нед. | | | |
ГИА 01 | Защита выпускной квалификационной работы "Исполнение сольной программы" | 1 нед. | | | |
ГИА 02 | Государственные экзамены: | 2 нед. | | | |
ГИА 02.01 | "Камерный ансамбль" по междисциплинарному курсу "Ансамблевое исполнительство" по видам инструментов: Фортепиано, Оркестровые струнные инструменты, Орган; | | | | |
ГИА 02.02 | "Концертмейстерский класс и ансамбль" по междисциплинарным курсам "Ансамблевое исполнительство" и "Концертмейстерский класс" по видам инструментов: Инструменты народного оркестра (аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь), Национальные инструменты народов России | | | | |
ГИА 02.03 | "Ансамбль" по междисциплинарному курсу "Ансамблевое исполнительство" по виду инструментов: Оркестровые духовые и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра (домра, балалайка) | | | | |
ГИА 02.04 | "Концертмейстерский класс" по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" по видам инструментов: Фортепиано, Орган | | | | |
ГИА.02.05 | "Педагогическая деятельность" по профессиональному модулю "Педагогическая деятельность" | | | | |
";
1.14. Таблицу 3 изложить в следующей редакции:
"Таблица 3
Срок получения СПО по ИОП в ОИ углубленной подготовки
в очной форме обучения составляет 356 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам ИОП в ОИ, включая учебную практику | 251 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | 11 нед. |
Производственная практика (преддипломная) | 1 нед. |
Промежуточная аттестация | 16 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 3 нед. |
Каникулы | 74 нед. |
Итого | 356 нед. |
1.15. Пункт 7.6 признать утратившим силу.
1.16. В пункте 7.17:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"7.17. Практика является обязательным разделом ИОП в ОИ. Она представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающий практикоориентированную подготовку обучающихся. При реализации ИОП в ОИ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые реализуются в форме практической подготовки.";
б) абзац шестой изложить в следующей редакции:
"исполнительская практика проводится как концентрированно, так и рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающихся по подготовке концертных выступлений;".
1.17. Пункт 7.20 изложить в следующей редакции:
"7.20. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, а также издания музыкальных произведений, сборники и хрестоматии, партитуры, клавиры оперных, хоровых и оркестровых произведений, предусмотренные примерной ИОП в ОИ.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.";
1.18. Абзац двадцатый пункта 7.22 признать утратившим силу;
1.19. В пункте 8.6:
а) в абзаце первом слова "(дипломной работы)" исключить;
б) в абзаце третьем слова "(дипломную работу)" исключить;
в) в абзаце пятнадцатом слова "(домра, балалайка, аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь)" исключить;
г) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"Концертмейстерский класс и ансамбль" по междисциплинарным курсам "Ансамблевое исполнительство" и "Концертмейстерский класс" (инструменты народного оркестра (аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь), национальные инструменты народов России)";
д) дополнить новым абзацем семнадцатым следующего содержания:
"Ансамбль" по междисциплинарному курсу "Ансамблевое исполнительство" по виду инструментов: Оркестровые духовые и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра (домра, балалайка)";
е) абзацы семнадцатый - двадцать четвертый считать соответственно абзацами восемнадцатым - двадцать пятым.
1.20. Дополнить приложением к федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1608 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35843), следующего содержания:
"Приложение
к федеральному государственному
образовательному стандарту
по специальности 53.02.03
Инструментальное исполнительство
(по видам инструментов), утвержденному
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 23 декабря 2014 г. N 1608
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.02.03 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ)
Код профессионального стандарта | Наименование профессионального стандарта |
01.003 | Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016) |
".
2. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2015 г., регистрационный N 36825):
2.1. Пункт 1.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.".
2.2. Дополнить пунктами 1.4 и 1.5 следующего содержания:
"1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы <1>.
1.5. При разработке образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении к настоящему федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.".
2.3. Дополнить новой сноской "1" к пункту 1.4 следующего содержания:
"<1> Часть 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).".
2.4. Сноски "1" - "3" к пунктам 3.2, 3.3, 3.4 считать соответственно сносками "2" - "4".
2.5. Пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие ИОП в ОИ, могут осуществлять профессиональную деятельность: 01 Образование и наука; 04 Культура, искусство <5>.".
2.6. Дополнить новой сноской "5" к пункту 4.1 следующего содержания:
"<5> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).".
2.7. Сноски "4" - "10" к пунктам 7.2, 7.3, 7.10, 7.15, 7.19, 8.5, 8.7 считать соответственно сносками "6" - "12".
2.8. В пункте 5.1:
а) абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"ОК 12. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 13. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.".
2.9. В подпункте 5.2.2 пункта 5.2:
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"ПК 2.3. Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.";
б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. Создавать педагогические условия для формирования и развития у обучающихся самоконтроля и самооценки процесса и результатов освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ.";
в) дополнить абзацем следующего содержания:
"ПК 2.9. Осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.".
2.10. Таблицу 2 изложить в следующей редакции:
"Таблица 2
Структура образовательной программы среднего
профессионального образования в области искусств,
интегрированной с образовательными программами основного
общего и среднего общего образования углубленной подготовки
Индекс | Наименование программ, предметных областей, учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование предметных областей, учебных предметов, дисциплин | Код формируемой компетенции |
ОД.01 | Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования | 5558 | 4180 | | ОК 2 - 4, 6, 8, 10, 12 ПК 1.3, 1.4, 2.8 |
ОД.02 | Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия". | 1176 | 784 | | ОК 11 - 13, ПК 1.1 - 1.6, 2.8 |
| Обязательная часть учебных циклов ИОП в ОИ | 5064 | 3422 | | |
ОГСЭ 00. | Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл | 510 | 340 | | |
| В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; | | | ОГСЭ 01. Основы философии | ОК 1, 3 - 8, 12 |
| уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; аргументированно обосновывать свою позицию по правовым вопросам, возникающим в процессе противодействия коррупции; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического договора, Европейского Союза и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; | | | ОГСЭ 02. История | ОК 1, 3, 4, 6, 8, 12, 13 |
| уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; | | | ОГСЭ 03. Психология общения | ОК 1 - 9, 12 ПК 2.1. - 2.9. |
| уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; | | | ОГСЭ 04. Иностранный язык | ОК 4 - 6, 8, 9 ПК 2.8. |
| уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. | | | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 2 - 4, 6, 8 |
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 4554 | 3082 | | |
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | | | | |
| | | | | |
| В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: сольфеджировать одноголосные-четырехголосные музыкальные примеры; сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера; записывать музыкальные построения в соответствии с программными требованиями, используя навыки слухового анализа; гармонизировать мелодии в различных стилях и жанрах, включая полифонические жанры; слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки; доводить предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения; применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде; выполнять теоретический анализ музыкального произведения; знать: особенности ладовых систем; основы функциональной гармонии; закономерности формообразования; формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование. | | | ОП.01. Сольфеджио | ОК 1 - 5, 8, 9, 10, 11 ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.2, 2.7, 2.9. |
| уметь: выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения; применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах; применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию; знать: выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств. | | | ОП 02. Элементарная теория музыки | ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7., 2.9. |
| уметь: выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения; применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах; применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию; знать: выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств в соответствии с программными требованиями; | | | ОП.03. Гармония | ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7. |
| уметь: выполнять анализ музыкальной формы; рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и формы; рассматривать музыкальные произведения в связи с жанром, стилем эпохи и авторским стилем композитора; знать: простые и сложные формы, вариационную и сонатную форму, рондо и рондо-сонату; понятие о циклических и смешанных формах; функции частей музыкальной формы; специфику формообразования в вокальных произведениях. | | | ОП.04. Анализ музыкальных произведений | ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7. |
| уметь: делать компьютерный набор нотного текста в современных программах; использовать программы цифровой обработки звука; ориентироваться в частой смене компьютерных программ; знать: способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста; основы MIDI-технологий. | | | ОП.05. Музыкальная информатика | ОК 1 - 9 ПК 1.3, 1.8, 2.5 |
| уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. | | 68 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 2.9. |
ПМ.00 | Профессиональные модули | | | | |
ПМ.01. | Дирижерско-хоровая деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: работы хормейстера с хоровыми коллективами различных составов; чтения с листа хоровых партитур в соответствии с программными требованиями; аккомпанемента на фортепиано ансамблевому и хоровому коллективу; составления плана, разучивания и исполнения хорового произведения; исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива; уметь: читать с листа свою партию в хоровом произведении средней сложности; исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ хорового исполнительства; исполнять на фортепиано хоровые партитуры для различных типов хоров "a'capella" и с сопровождением, транспонировать; исполнять любую партию в хоровом сочинении; дирижировать хоровые произведения различных типов: "a'capella" и с сопровождением, исполняемых концертмейстером на фортепиано, с одновременным пением хоровых партий; анализировать эмоционально-образное содержание хорового произведения; определять жанр, форму, стиль хорового письма, вокально-хоровые особенности партитуры, музыкальные художественно-выразительные средства; выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские); применять навыки игры на фортепиано в работе над хоровыми произведениями; | | | МДК.01.01. Дирижирование. Чтение хоровых партитур | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9 |
| | | | МДК.01.02. Фортепиано. Аккомпанемент и чтение с листа | |
| | | | МДК.01.03. Постановка голоса. Вокал. Вокальный ансамбль | |
| | | | МДК.01.04. Хоровой класс | |
| организовывать работу детского хорового коллектива с учетом возраста и подготовленности певцов; создавать хоровые переложения (аранжировки); пользоваться специальной литературой; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения; работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах; знать: репертуар средней сложности хоровых коллективов различного типа, включающий произведения важнейших жанров (оратории, кантаты, мессы, концерты, поэмы, сюиты); вокально-хоровые особенности хоровых партитур; художественно-исполнительские возможности хорового коллектива; основные этапы истории и развития теории хорового исполнительства; методику работы с хором; основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом; творческие и педагогические школы; специфику работы с детским хоровым коллективом; наиболее известные методические системы хорового образования (отечественные и зарубежные); профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста хорового коллектива; основные принципы хоровой аранжировки. | | | | |
ПМ.02 | Педагогическая деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации обучения обучающихся с учетом базовых основ педагогики; организации обучения обучающихся игре на инструменте с учетом их возраста и уровня подготовки; организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей; уметь: делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе; использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности; пользоваться специальной литературой; делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей ученика; знать: основы теории воспитания и образования; психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста; требования к личности педагога; основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом; творческие и педагогические исполнительские школы; современные методики обучения игре на инструменте; педагогический репертуар детских школ искусств по видам искусств; профессиональную терминологию; порядок ведения учебной документации в образовательных организациях дополнительного образования детей, общеобразовательных организациях; технику и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; особенности организации педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов; требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях). | | | МДК 02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин МДК 02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | ОК 1 - 9 ПК 2.1 - 2.9 |
| Вариативная часть учебных циклов ИОП в ОИ (определяется образовательной организацией самостоятельно) | 450 | 300 | | |
УП.00 | Учебная практика | 1144 | 810 | УП.01. Хоровая исполнительская и концертная практика УП.02. Практика работы с хором. Аранжировка для ансамбля и хора УП.03. Учебная практика по педагогической работе | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9 |
| Всего часов обучения по учебным циклам ИОП в ОИ | 13392 | 9496 | | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | 15 нед. | | | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9 |
ПП.01 | Исполнительская практика | 13 нед. | | | |
ПП.02 | Педагогическая практика | 2 нед. | | | |
ПДП 00 | Производственная практика (преддипломная) | 2 нед. | | | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8; 2.1 - 2.9 |
ПА 00 | Промежуточная аттестация | 14 нед. | | | |
ГИА 00 | Государственная итоговая аттестация | 4 нед. | | | |
ГИА 01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 1 нед. | | | |
ГИА 02 | Защита выпускной квалификационной работы "Дирижирование и работа с хором" | 1 нед. | | | |
ГИА 03 | Государственный экзамен "Постановка голоса. Вокал. Вокальный ансамбль" "Педагогическая деятельность" | 1 нед. | | | |
ГИА 04 | Государственный экзамен по профессиональному модулю "Педагогическая деятельность" | 1 нед. | | | |
";
2.11. Пункт 7.6 признать утратившим силу.
2.12. Абзац первый пункта 7.15 изложить в следующей редакции:
"7.15. Практика является обязательным разделом ИОП в ОИ. Она представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающий практико-оиентированную подготовку обучающихся. При реализации ИОП в ОИ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые реализуются в форме практической подготовки.".
2.13. Пункт 7.18 изложить в следующей редакции:
"7.18. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, а также издания музыкальных произведений, сборники и хрестоматии, партитуры, клавиры оперных, хоровых и оркестровых произведений, предусмотренные примерной ИОП в ОИ.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.".
2.14. Абзац двадцать первый пункта 7.20 признать утратившим силу.
2.15. В пункте 8.6:
в абзаце первом слова "(дипломной работы)" исключить;
в абзаце третьем слова "(дипломную работу)" исключить.
2.16. Дополнить приложением к федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2015 г., регистрационный N 36825), следующего содержания:
"Приложение
к федеральному государственному
образовательному стандарту
по специальности 53.02.06 Хоровое
дирижирование с присвоением квалификаций
хормейстер, преподаватель, утвержденному
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 30 января 2015 г. N 34
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.02.06 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ
С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИЙ ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Код профессионального стандарта | Наименование профессионального стандарта |
01.003 | Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016) |
".