Законодательство РФ

Приказ Минпромторга России от 30.05.2024 N 2377 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку категорирования и составления паспорта безопасности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации"


МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 мая 2024 г. N 2377

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ПОРЯДКУ КАТЕГОРИРОВАНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ ПАСПОРТА

БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) ПРОМЫШЛЕННОСТИ,

НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ИЛИ ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2024 г. N 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" приказываю:

утвердить прилагаемые методические рекомендации по порядку категорирования и составления паспорта безопасности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Министр

А.А.АЛИХАНОВ




Утверждены

приказом Минпромторга России

от 30 мая 2024 г. N 2377

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОРЯДКУ КАТЕГОРИРОВАНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ ПАСПОРТА

БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) ПРОМЫШЛЕННОСТИ,

НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ИЛИ ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2024 г. N 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Требования).

2. В соответствии с пунктом 1 Требований они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство), перечень которых утвержден приказом Министерства от 25 апреля 2024 года N 1858.

3. Под обязательностью выполнения мероприятий рекомендуется понимать необходимость неукоснительного соблюдения правил, методик, регламентов и требований по антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности, поскольку их игнорирование создает угрозу для безопасности предприятия, его имущества и персонала, а также приведет к нарушению действующего законодательства в сфере противодействия терроризму.

4. К организационным мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности могут относиться:

а) разработка и реализация планов, инструкций и регламентов по обеспечению безопасности на предприятии;

б) проведение обучения и тренировок с персоналом;

в) анализ рисков и оценка безопасности на предприятии с целью выявления потенциальных опасностей и уязвимостей;

г) контроль за соблюдением правил безопасности и проведение регулярных проверок работоспособности систем безопасности;

д) взаимодействие с органами безопасности, правоохранительными органами, органами МЧС России и Минобороны России, а также составление совместных планов и регламентов взаимодействия.

5. Инженерно-технические мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности заключаются в установке на предприятии различного оборудования и средств, к которым могут относиться:

а) система видеонаблюдения, которая служит средством обнаружения и фиксации инцидентов и может включать в себя камеры с аудио- и видеофиксацией, датчики движения и устройства записи и хранения полученных данных;

б) система контроля доступа, которая позволяет управлять доступом к объекту путем использования карточек доступа, биометрических данных, пин-кодов или других методов идентификации (например электронные замки, турникеты, системы распознавания лиц и так далее);

в) система сигнализации, которая включает в себя охранные, пожарные и иные сигнализации, предупреждающие о нарушениях безопасности или о возникновении пожара или иных чрезвычайных ситуаций;

г) система дистанционного управления, которая позволяет операторам управлять различными системами безопасности предприятия удаленно через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" или специальные программы;

д) система защиты от проникновения, включающая в себя физические барьеры, такие как заборы, решетки, ограждения, а также технические средства защиты, например, инфракрасные барьеры или электрические ограждения.

6. В своей совокупности вышеуказанные средства можно условно разделить на средства активной и пассивной защиты.

7. К средствам активной защиты могут относиться:

а) датчики движения;

б) видеокамеры;

в) сигнализация;

г) система пожаротушения;

д) система оповещения;

е) огнестрельное оружие;

ж) противодроновые ружья;

з) средства радиоэлектронной борьбы;

и) иные устройства.

8. К средствам пассивной защиты могут относиться:

а) заборы и ограждения;

б) блокировочные барьеры и ворота;

в) усиленные двери и окна;

г) система освещения;

д) усиленные запирающие устройства;

е) габионные сетчатые изделия;

ж) капониры;

з) сетки;

и) тросы;

к) иные изделия.

9. Эффективное сочетание вышеуказанных элементов позволяет создать надежную систему охраны объекта (территории) промышленности, которая может быть адаптирована под конкретные потребности и требования каждого предприятия.

10. К правовым мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности можно отнести составление и утверждение локальных нормативно-правовых актов предприятия (приказов, распоряжений, указаний и так далее), направленных на реализацию мер по антитеррористической защищенности объекта (территорий) промышленности.

11. Ввиду того что вышеназванные мероприятия не являются исчерпывающими для обеспечения надлежащей антитеррористической защищенности объекта (территорий) промышленности, законодательством предусмотрено выполнение иных мероприятий по ее обеспечению, и к ним можно отнести различные действия, направленные на повышение эффективности действия системы антитеррористической защищенности объекта. К таким мероприятиям могут относиться, например:

а) участие в выставках, семинарах и научных конференциях, посвященных антитеррористической защищенности;

б) применение опыта по обеспечению антитеррористической защищенности на иных объектах, которые ввиду положений действующего законодательства должны иметь паспорт безопасности;

в) применение международного опыта по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности;

г) анализ информации, связанной с обеспечением мер по антитеррористической защищенности, полученной из открытых источников;

д) иные мероприятия.


II. Порядок категорирования объекта

(территории) промышленности

12. В соответствии с пунктом 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности возлагается на физическое лицо или руководителя юридического лица, эксплуатирующего объект (территорию) промышленности, которому на праве собственности, аренды или ином законном основании принадлежит объект (территория) промышленности, либо на назначенное им должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории) промышленности (далее - руководитель объекта (территории) промышленности).

13. В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников, в том числе обеспечить оснащение работников средствами коллективной защиты, к которым относятся не только индивидуальные средства защиты работающих, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием и процессом, но и средства защиты, применяемые в области антитеррористической защищенности.

Учитывая, что террористический акт всегда связан с угрозой жизни и безопасности работников объекта (территории) промышленности и иных лиц, попавших в зону поражения, руководителям организаций, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, надлежащим образом рекомендуется реализовывать меры по антитеррористической защищенности, предусмотренные Требованиями.

Несоблюдение мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности может повлечь за собой привлечение руководителя данного объекта к административной либо уголовной ответственности.

14. Как следует из пункта 5 Требований, категорирование объекта (территории) промышленности проводится в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности с учетом возможных последствий совершения на нем или в отношении его террористического акта путем отнесения объекта (территории) промышленности к определенной категории потенциальной опасности.

15. В соответствии с пунктом 12 Требований устанавливаются следующие категории потенциальной опасности:

а) высокая категория "В", к которой относятся объекты (территории) промышленности, на которых в результате совершения террористического акта прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, составит более 300 человек, и объекты (территории) промышленности, в результате совершения террористического акта на которых возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составит 500 млн рублей и более;

б) средняя категория "С", к которой относятся объекты (территории) промышленности, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, составит от 50 человек до 300 человек, и объекты (территории) промышленности, в результате совершения террористического акта на которых возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составит от 500 тыс. рублей до 500 млн рублей;

в) низкая категория "Н", к которой относятся объекты (территории) промышленности, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, не превысит 50 человек, и объекты (территории) промышленности, в результате совершения террористического акта на которых возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составит менее 500 тыс. рублей.

16. В соответствии с пунктом 13 Требований объектам (территориям) промышленности присваивается категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 Требований. Данное положение означает, что в случае подпадания объекта (территории) промышленности по вышеуказанным критериями под разные категории потенциальной опасности, его стоит категорировать по наивысшей категории. Например, прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате совершения террористического акта на объекте (территории) промышленности, не превысит 50 человек, что относит его к низкой ("Н") категории потенциальной опасности, однако возможный размер материального ущерба от совершения террористического акта на данном предприятии составит более 500 млн рублей, что относит объект (территорию) промышленности к высокой ("В") категории потенциальной опасности. В таком случае, по смыслу положений пункта 13 Требований, категорию потенциальной опасности объекта (территории) промышленности необходимо установить как высокую ("В").

17. Как следует из пункта 6 Требований, необходимые и достаточные меры к антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности стоит определять в соответствии с присвоенной ему категорией потенциальной опасности - "В", "С" или "Н".

18. В свою очередь, под необходимыми и достаточными мерами к антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности рекомендуется понимать такие меры и действия, которые будут исчерпывающими для обеспечения безопасности предприятия и достижения требуемого уровня защиты, а также для предотвращения террористического акта либо минимизации его последствий.

19. Принятие необходимых мер безопасности подразумевает определение конкретных угроз и рисков, с которыми сталкивается объект (территория) промышленности, а также принятие соответствующих мер для их предотвращения или смягчения. Это может включать в себя разработку планов, регламентов и инструкций, а также обучение и тренировку персонала, установку систем безопасности и так далее.

20. Необходимые и достаточные меры безопасности должны быть адекватными для конкретной ситуации и рисков, с которыми сталкивается объект (территория) промышленности, и обеспечивать оптимальное соотношение между уровнем защиты и затратами на их реализацию.

21. Как следует из пункта 7 Требований, категорирование объекта (территории) промышленности должно осуществляться:

а) в отношении функционирующего объекта (территории) промышленности;

б) при вводе объекта (территории) промышленности в эксплуатацию;

в) передаче объекта (территории) промышленности в ведение Министерства;

г) в начале осуществления деятельности, относящейся к сфере деятельности Министерства.

22. Также категорирование объекта (территории) промышленности осуществляется при актуализации паспорта безопасности, которая, согласно пункту 44 Требований, осуществляется должностным лицом объекта (территории) промышленности, ответственным за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, не реже одного раза в 3 года, а также при:

а) изменении основного предназначения объекта (территории) промышленности;

б) изменении общей площади и периметра объекта (территории) промышленности;

в) изменении количества потенциально опасных участков и (или) критических элементов объекта (территории) промышленности;

г) изменении сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности;

д) изменении мер по инженерно-технической защите объекта (территории) промышленности;

е) проведении повторного обследования объекта (территории) промышленности.

23. В ходе актуализации паспорта безопасности подлежит подтверждению или изменению категория потенциальной опасности объекта (территории) промышленности.

24. Категорирование должно осуществляться в случаях, предусмотренных пунктами 7 либо 44 Требований, в отношении действующего объекта (территории) промышленности, находящегося в ведении или относящегося к сфере деятельности Министерства, включенного в соответствующий перечень, утвержденный приказом Министерства от 25 апреля 2024 года N 1858.

25. Под действующим объектом (территорией) промышленности рекомендуется понимать такой объект, который находится в рабочем состоянии, выполняет свои функции по производству и выпуску продукции и на котором осуществляется производственный процесс. В случае если производственный процесс на объекте (территории) промышленности по каким-либо причинам временно приостановлен, однако может быть возобновлен в будущем, такой объект рекомендуется считать действующим.

26. В случае если объект (территория) промышленности более не функционирует, то есть производственная деятельность на нем полностью прекращена, то выполнять категорирование данного объекта (территории) промышленности и составлять в последующем его паспорт безопасности, нецелесообразно.

27. В соответствии с пунктом 7 Требований объект (территория) промышленности, на котором располагаются одна или несколько технологически и (или) технически связанных между собой производственных площадок, правообладателем которого является орган (организация), эксплуатирующий этот объект (территорию) промышленности, категорируется как один объект (территория) промышленности.

28. Территориально удаленные, размещенные на несмежных земельных участках (территориях), в том числе с прилегающими к ним акваториями, разделенные землями общего пользования или технически не связанные между собой производственные площадки, правообладателем которых является орган (организация), эксплуатирующий эти производственные площадки, категорируются как самостоятельные объекты (территории) промышленности.

29. В случае нахождения на объекте (территории) промышленности двух и более производственных площадок, рекомендуется его категорировать как один объект (территория) промышленности. В случае если организация является правообладателем двух не связанных между собой производственных площадок, данные предприятия рекомендуется категорировать раздельно, как самостоятельные объекты (территории) промышленности.

30. Согласно пункту 7 Требований крупный объект (территория) промышленности общей площадью 5 гектаров и более (далее - крупный объект (территория) промышленности), правообладателем которого является орган (организация), эксплуатирующий этот объект (территорию) промышленности, и размещенные на его территории производственные площадки, в том числе производственные площадки с размещенными на них элементами инфраструктуры и жизнеобеспечения объекта (территории) промышленности, категорируются как отдельные объекты (территории) промышленности.

31. Разные части крупного объекта (территории) промышленности могут иметь разные уровни уязвимости и потенциальных угроз и требуют индивидуального подхода к обеспечению их безопасности.

32. Категория потенциальной опасности крупного объекта (территории) промышленности определяется по наибольшему значению категории потенциальной опасности расположенных на его территории производственных площадок с учетом необходимости оптимизации затрат на его антитеррористическую защищенность.

33. Согласно пункту 8 Требований здания и сооружения, располагающиеся на объекте (территории) промышленности, находящиеся на правах аренды или ином законном основании в ведении иных юридических или физических лиц, категорируются каждым таким лицом в отдельности в соответствии с Требованиями, если деятельность этих лиц находится в ведении или относится к сфере деятельности Министерства.

34. Указанная норма закрепляет обязанность различных, не связанных между собой физических и (или) юридических лиц, чья деятельность находится в ведении или относится к сфере деятельности Министерства, и являющихся правообладателями зданий или сооружений, находящихся на объекте (территории) промышленности, выполнять их категорирование по отдельности, то есть каждое здание и сооружение должно категорироваться его непосредственным правообладателем или его представителем, несмотря на то, что оно находится на одном объекте (территории) промышленности и является его неотъемлемой частью.

35. Под сооружениями также рекомендуется понимать различные строения, объекты инфраструктуры, инженерные коммуникации и линейные объекты.

36. Категорирование ядерно опасных объектов (территорий) промышленности, согласно пункту 11 Требований, также должно проводится с учетом требований Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 года N 456 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов".


III. Организация работы комиссии по обследованию

и категорированию объекта (территории) промышленности

37. Согласно пункту 14 Требований для проведения категорирования объекта (территории) промышленности решением руководителя объекта (территории) промышленности создается Комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) промышленности (далее - Комиссия).

38. Председателем Комиссии является руководитель объекта (территории) промышленности, который утверждает период ее работы. Категорирование объекта (территории) промышленности проводится Комиссией в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня ее создания. Моментом создания комиссии рекомендуется считать дату издания соответствующего приказа руководителя объекта (территории) промышленности.

39. В соответствии с пунктом 15 Требований обеспечение деятельности Комиссии, включая сбор и представление необходимых данных об объекте (территории) промышленности, а также разработка акта категорирования объекта (территории) промышленности (далее - акт категорирования) и паспорта безопасности объекта (территории) промышленности (далее - паспорт безопасности) осуществляются должностным лицом объекта (территории) промышленности, ответственным за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности и организацию взаимодействия с территориальным органом ФСБ России, территориальным органом Росгвардии или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом МЧС России и территориальным органом МВД России (далее - должностное лицо объекта (территории) промышленности, ответственное за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности).

40. Таким должностным лицом может быть как непосредственно руководитель объекта (территории) промышленности, так и иное лицо, назначенное на указанную должность соответствующим приказом руководителя объекта (территории) промышленности, в обязанности которого, согласно трудовому договору, должностной инструкции, либо иного локального нормативно-правового акта, входит выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.

41. В состав Комиссии должны быть включены по согласованию с соответствующими органами не более одного представителя территориального органа ФСБ России, территориального органа МЧС России, территориального органа Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) промышленности.

42. Для обеспечения работы вышеуказанных лиц в составе Комиссии, а также получения необходимого согласия руководителю объекта (территории) промышленности рекомендуется обратиться с письменным запросом в соответствующие органы.

43. В соответствии с пунктом 17 Требований к работе Комиссии при необходимости привлекаются в качестве экспертов без права голоса представители объекта (территории) промышленности и (или) представители организаций, специализирующихся в области охраны и антитеррористической защищенности объектов, проектирования, эксплуатации и безопасности технологических систем, организаций, специализирующихся в области организации, развития и совершенствования инженерно-технических средств охраны, проектирования и монтажа комплексных систем безопасности, специалисты по основному технологическому оборудованию, по технологической и пожарной безопасности, специалисты по контролю и учету опасных веществ и материалов и (или) другие необходимые специалисты.

44. Указанные эксперты могут быть привлечены к работе Комиссии с целью разрешения вопросов, требующих специальных познаний в вышеуказанных сферах и областях, а также для разрешения разногласий, возникающих между членами Комиссии по вопросам категорирования объекта (территории).

45. Сроки создания Комиссии установлены в пункте 18 Требований, согласно которому Комиссия создается:

а) в отношении функционирующего объекта (территории) промышленности - не позднее 6 месяцев со дня утверждения Требований;

б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) промышленности - в течение 30 календарных дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию;

в) при актуализации паспорта безопасности - в течение 30 календарных дней со дня принятия руководителем объекта (территории) промышленности решения об актуализации паспорта безопасности;

г) в течение 30 календарных дней со дня издания распорядительного акта о передаче объекта (территории) промышленности в ведение Министерства или со дня начала деятельности, относящейся к сфере деятельности Министерства.

46. Действия Комиссии регламентированы пунктом 20 Требований, в соответствии с которым в ходе работы по категорированию объекта (территории) промышленности Комиссия:

а) осуществляет сбор и анализ исходных данных об объекте (территории) промышленности.

б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории) промышленности, анализирует производственный цикл (регламент работы) объекта (территории) промышленности.

в) проводит обследование объекта (территории) промышленности и выявляет потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории) промышленности;

г) выявляет уязвимые для проникновения потенциального нарушителя места объекта (территории) промышленности;

д) оценивает возможность совершения на объекте (территории) промышленности террористического акта и его последствия;

е) производит расчет прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате совершения на объекте (территории) промышленности террористического акта, и о возможном материальном ущербе;

ж) оценивает состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности с учетом его влияния на окружающую инфраструктуру и жизнеобеспечение;

з) оценивает в соответствии с пунктом 12 Требований количественные значения показателей опасности объекта (территории) промышленности;

и) определяет категории потенциальной опасности объекта (территории) промышленности по наибольшему значению показателя опасности расположенных на нем потенциально опасных участков и (или) критических элементов или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;

к) определяет категории потенциальной опасности крупного объекта (территории) промышленности и размещенных на нем производственных площадок;

л) дает рекомендации о необходимости введения дополнительных мероприятий по совершенствованию антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности.

47. В ходе реализации вышеуказанных действий Комиссии рекомендуется выполнить следующее:

а) получить общие сведения об объекте (территории) промышленности, которые включают в себя:

- полное и сокращенное наименование организации, эксплуатирующей объект (территорию) промышленности, ее местонахождение, почтовый адрес, телефон, электронную почту, основной вид экономической деятельности и критерии категорирования;

- ф.и.о., а также адреса и телефоны руководителя организации, эксплуатирующей объект (территорию) промышленности, заместителя руководителя по безопасности, главного инженера, специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, руководителя пожарной охраны и руководителя подразделения охраны;

- полное и сокращенное наименование, почтовый адрес, телефон, электронную почту вышестоящей организации;

- общую площадь и протяженность периметра объекта (территории) промышленности и его локальных зон;

- сведения о находящихся на объекте (территории) промышленности и его локальных зонах зданиях, сооружениях, строительных конструкциях и коммуникациях;

- сведения о работниках и режиме работы объекта (территории) промышленности;

- сведения об арендаторах объекта (территории) промышленности;

- сведения о стоимости основных производственных фондов объекта (территории) промышленности;

- сведения о режиме секретности объекта (территории) промышленности;

- сведения о характеристике местности и природно-климатических условиях в районе нахождения объекта (территории промышленности);

- сведения о расположении объекта (территории) промышленности по отношению к транспортным коммуникациям;

- сведения об окружающей инфраструктуре;

- сведения о наличии на объекте (территории) промышленности опасных веществ и материалов;

б) произвести анализ уязвимости производственно-технологического процесса, а именно:

- установить количество и наименование потенциально опасных участков объекта (территории) промышленности, их влияние на производственный процесс, численность работников, задействованных на них, а также последствия совершения в отношении них террористического акта;

- установить количество и наименование критических элементов объекта (территории) промышленности, характеристику возможной аварийной ситуации в результате совершения на них террористического акта, их влияние на иные критические элементы, а также оценить их уязвимость;

- установить конструктивные и технические характеристики зданий, строений, сооружений и объектов инфраструктуры, а именно: их площадь и расположение, этажность, тип материала, из которого они выполнены, особенности конструктивных элементов, расположение производственных линий, складов, офисных помещений и технических коммуникаций, а также описание специфических характеристик объекта (территории) промышленности, необходимых для осуществления конкретных производственных процессов.

- выполнить анализ производственного цикла (регламента работы) объекта (территории) промышленности, который заключается в изучении и оценке всех этапов и процессов производства, сборе сведений об используемом сырье и материалах, необходимых для производства продукции, способах их доставки и хранения, производственных и технологических процессах, задействованных в выпуске продукции, а также временном промежутке полного производственного цикла и оценке затрат и издержек, связанных с производством и выпуском продукции;

в) установить возможные социально-экономические последствия в результате совершения на объекте (территории) промышленности террористического акта путем проведения расчетов прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате совершения на объекте (территории) промышленности террористического акта, и возможного материального ущерба, которые рекомендуется осуществлять в соответствии с п. 21 - 24 Требований;

г) определить категорию потенциальной опасности объекта (территории) промышленности по максимальному значению показателя потенциальной опасности;

д) оценить состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности, в частности:

- определить категорию потенциальной опасности объекта (территории) промышленности;

- выявить наличие потенциально опасных участков и (или) критических элементов объекта (территории) промышленности, их взаимовлияние и соответствие требуемому уровню защищенности;

- определить наиболее вероятную террористическую угрозу (нарушителя);

- оценить эффективность выполнения требований по охране объекта (территории) промышленности и защите его потенциально опасных участков и (или) критических элементов, а также определить: вид охраны; основания оказания охранных услуг; штат и состав сотрудников; наличие организационно-распорядительных документов; наличие организации пропускного и внутриобъектового режимов, постов охраны и контрольно-пропускных пунктов; дислокацию постов охраны и охраняемых зон; обеспеченность охраны оружием и боеприпасами, специальными средствами, служебным транспортом и служебными собаками; обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и специальных средств; подготовку сотрудников (работников) охраны;

- оценить достаточность сил и средств для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности, в частности установить состояние инженерно-технического обеспечения охраны объекта (территории), которое предусматривает наличие ограждения периметра (локальных зон) объекта (территории) промышленности; оснащенность контрольно-пропускных пунктов; наличие охранного освещения, сигнализации и тревожных кнопок; наличие средств радиосвязи и телефонии; наличие системы видеонаблюдения; пожарной сигнализации и технических средств оповещения;

- установить необходимость выполнения дополнительных мероприятий по совершенствованию системы антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности;

- оценить качество выполнения организационных мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности;

- дать заключение о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности.


IV. Порядок составления акта категорирования и паспорта

безопасности объекта (территории) промышленности

48. В соответствии с пунктом 25 Требований результаты работы Комиссии оформляются актом категорирования, который подписывается всеми членами Комиссии и утверждается председателем Комиссии не позднее последнего дня ее работы.

49. Порядок разрешения разногласий по вопросам категорирования объекта (территории) промышленности, возникающих между членами Комиссии, установлен в пункте 26 Требований, согласно которому при наличии таких разногласий между членами Комиссии решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов Комиссии с решающим голосом председателя Комиссии (при равенстве голосов).

50. В случае несогласия с принятым решением, член Комиссии, в соответствии с пунктом 27 Требований, подписывает акт категорирования, а также составляет свое особое мнение, которое в последующем приобщается к акту категорирования.

51. Результаты работ по категорированию объекта (территории) промышленности, отраженные в акте категорирования, в соответствии с пунктом 28 Требований включаются в паспорт безопасности.

52. Акт категорирования, согласно пункту 29 Требований, служит основанием для разработки или актуализации паспорта безопасности и является его неотъемлемой частью. При этом, разделы акта категорирования должны соответствовать разделам паспорта безопасности.

53. Согласно пункту 30 Требований необходимые пояснения и расчета, обосновывающие результаты работ по категорированию объекта (территории) промышленности, указываются в расчетно-пояснительной записке, прилагаемой к паспорту безопасности.

54. Непосредственно акт категорирования и расчетно-пояснительная записка могу быть составлены в свободной форме. Типовые формы указанных документов отсутствуют и могут составляться индивидуально с учетом особенностей отдельно взятого объекта (территории) промышленности и с соблюдением пункта 29 Требований.

55. В соответствии с пунктом 32 Требований замечания Комиссии, отраженные в акте категорирования, включаются в перечень мероприятий по совершенствованию антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности, включая прогноз объема расходов на выполнение этих мероприятий и источники их финансирования. Указанный перечень разрабатывается и утверждается руководителем объекта (территории) промышленности. Сроки завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не могут превышать 3 года со дня утверждения паспорта безопасности.

56. После составления акта категорирования, не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения, руководитель объекта (территории) промышленности должен организовать разработку паспорта безопасности. Данная норма закреплена в пункте 31 Требований.

57. Непосредственно форма паспорта безопасности утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2024 года N 258. В указанной форме также приведены подробные сведения, которые должен содержать паспорт безопасности.

58. По завершению составления паспорта безопасности, согласно пункту 34 Требований, он согласовывается с руководителем территориального органа ФСБ России или уполномоченным им должностным лицом, руководителем территориального органа МЧС России или уполномоченным им должностным лицом, руководителем территориального органа Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) промышленности, руководителем уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации или уполномоченным им должностным лицом и утверждается руководителем объекта (территории) промышленности.

59. В соответствии с пунктом 35 Требований направление паспорта безопасности на согласование осуществляется должностным лицом объекта (территории) промышленности, ответственным за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, сопроводительными письмами, подписанными руководителем объекта (территории) промышленности, в течение 3 рабочих дней со дня его разработки.

60. Согласно пункту 36 Требований согласование паспорта безопасности осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в вышеуказанные территориальные органы и подразделения.

61. После согласования паспорта безопасности со всеми руководителями территориальных органов и подразделений, указанными в пункте 34 Требований, руководитель объекта (территории) промышленности утверждает паспорт безопасности не позднее 3 рабочих дней со дня получения последней согласующей подписи.

62. Согласно пунктам 38 и 39 Требований паспорт безопасности разрабатывается в 5 экземплярах и после его утверждения один экземпляр хранится у руководителя объекта (территории) промышленности, а остальные экземпляры, по одному соответственно, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения направляются в Министерство, уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации, территориальный орган ФСБ России и территориальный орган МЧС России с соблюдением норм законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о государственной тайне в течение 10 рабочих дней со дня утверждения.

63. Согласно пункту 40 Требований поступивший паспорт безопасности анализируется Министерством на предмет соответствия Требованиям, полноты и достоверности представленных сведений, наличия необходимых расчетов и обоснования принятого решения. По результатам может быть подготовлено заключение о проведении повторного категорирования объекта (территории) промышленности.

64. В отношении паспортов безопасности, содержащих особое мнение члена Комиссии, приобщенное к акту категорирования, Министерством готовится заключение в адрес руководителя объекта (территории) промышленности о согласии с паспортом безопасности или о проведении повторного категорирования объекта (территории) промышленности.

65. В соответствии с пунктом 41 Требований повторное категорирование объекта (территории) промышленности проводится комиссией по обследованию и категорированию объекта (территории) промышленности, назначаемой Министерством, под председательством своего представителя в установленном порядке с составлением акта категорирования.

66. Согласно пункту 42 Требований на основании акта категорирования, составленного по результатам повторного категорирования объекта (территории) промышленности, должностное лицо объекта (территории) промышленности, ответственное за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, составляет актуализированный паспорт безопасности, согласовывает и обеспечивает его утверждение в установленном порядке.

67. Кроме того, при проведении работ по категорированию объекта (территории) промышленности в установленном порядке соблюдаются требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Акт категорирования и паспорт безопасности являются документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, и имеют пометку "Для служебного пользования", если информация, содержащаяся в них, не относится к сведениям, составляющим государственную тайну.

68. Согласно пункту 43 Требований снятие копий с паспорта безопасности осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о государственной тайне.


V. Обеспечение антитеррористической защищенности объекта

(территории) промышленности

69. Согласно пункту 47 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) промышленности независимо от присвоенной категории потенциальной опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) промышленности;

б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) промышленности пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории) промышленности;

г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) промышленности и ликвидацию угрозы его совершения;

д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объекта (территории) промышленности, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности;

е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) промышленности токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

70. Описание конкретных действий, направленных на достижение вышеуказанных мер, приведено в пунктах 48 - 53 Требований.

71. В частности, воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) промышленности достигается посредством:

а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию) промышленности, локализации и нейтрализации последствий такого проникновения;

б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием;

в) оснащения объекта (территории) промышленности инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечения физической охраны объекта (территории) промышленности;

г) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право руководителю объекта (территории) промышленности контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании таких площадей;

д) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории) промышленности;

е) выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности;

ж) организации индивидуальной работы с работниками объекта (территории) промышленности по вопросам противодействия терроризму.

72. Выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) промышленности пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта достигается посредством:

а) своевременного обнаружения фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических средств, других опасных предметов и веществ) на объект (территорию) промышленности;

б) неукоснительного соблюдения на объекте (территории) промышленности пропускного и внутриобъектового режимов;

в) ежедневной проверки (обхода и осмотра) зданий, строений и сооружений, а также потенциально опасных участков и (или) критических элементов объекта (территории) промышленности, стоянок автотранспорта, складских и подсобных помещений в целях выявления признаков подготовки или совершения террористического акта;

г) принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) исключения несанкционированного пребывания на объекте (территории) промышленности посторонних лиц и нахождения транспортных средств;

е) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории) промышленности;

ж) сбора, обобщения и анализа выявленных фактов наблюдения посторонними лицами за объектом (территорией) промышленности, в том числе с использованием фото- и видеосъемки, провокаций в отношении военнослужащих, сотрудников (работников), осуществляющих охрану объекта (территории) промышленности, неправомерных действий по проникновению посторонних лиц на объект (территорию) промышленности;

з) поддержания постоянного взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму.

73. Пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории) промышленности достигается посредством:

а) своевременного пресечения нарушения пропускного режима, попыток несанкционированного проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических, других опасных предметов и веществ) на объект (территорию) промышленности;

б) организации санкционированного допуска на объект (территорию) промышленности посетителей и автотранспортных средств;

в) исключения фактов несанкционированного пребывания на объекте (территории) промышленности посторонних лиц и нахождения транспортных средств;

г) осуществления контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.

74. Минимизация возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) промышленности и ликвидация угрозы его совершения достигается посредством:

а) своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации;

б) разработки алгоритмов действий работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории) промышленности, при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта, в том числе алгоритма действий по их безопасной и своевременной эвакуации;

в) обучения работников объекта (территории) промышленности способам защиты и действиям в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта;

г) проведения учений, тренировок работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории) промышленности, с отработкой действий при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта, в том числе действий по их безопасной и своевременной эвакуации;

д) обеспечения технической возможности эвакуации, а также своевременного оповещения работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории) промышленности, о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений);

е) проведения занятий с работниками объекта (территории) промышленности по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта;

ж) создания резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.

75. Обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объекта (территории) промышленности, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности, достигается посредством:

а) ограничения доступа работников объекта (территории) промышленности к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объекта (территории) промышленности;

б) обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объекта (территории) промышленности;

в) выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объекта (территории) промышленности;

г) подготовки и переподготовки работников объекта (территории) промышленности по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.

76. Выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) промышленности токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, достигается посредством:

а) неукоснительного соблюдения на объекте (территории) промышленности пропускного и внутриобъектового режимов;

б) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории) промышленности;

в) своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объект (территорию) промышленности, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений;

г) обучения работников объекта (территории) промышленности способам защиты и действиям в условиях угрозы распространения на объекте (территории) промышленности токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов;

д) проведения практических занятий с работниками объекта (территории) промышленности по действиям в условиях распространения на объекте (территории) промышленности токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

77. В пункте 54 Требований приведен перечень мероприятий, которые осуществляются в целях обеспечения необходимого уровня антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности независимо от присвоенной ему категории потенциальной опасности, то есть данные мероприятия обязательны для исполнения на каждом объекте (территории) промышленности.

78. К таким мероприятиям относятся:

а) разработка планов эвакуации работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории) промышленности;

б) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму;

в) назначение должностного лица объекта (территории) промышленности, ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности;

г) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием, включая разработку соответствующих организационно-распорядительных и пропускных документов;

д) проведение с работниками объекта (территории) промышленности инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объекте (территории) промышленности посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

е) оснащение объекта (территории) промышленности инженерно-техническими средствами и системами охраны (в том числе системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112") и поддержание их в исправном состоянии, оснащение объекта (территории) промышленности бесперебойной и устойчивой связью;

ж) оснащение контрольно-пропускных пунктов турникетными системами (мест прохода), противотаранными преградами (мест въезда и выезда) и местами осмотра транспортных средств;

з) организация круглосуточной охраны потенциально опасных участков и (или) критических элементов объекта (территории) промышленности, ежедневная проверка (обход и осмотр) зданий, строений и сооружений, стоянок автотранспорта, складских и подсобных помещений, осуществление пропускного и внутриобъектового режимов, реагирование военнослужащих, сотрудников (работников), осуществляющих охрану объекта (территории) промышленности, на срабатывание охранной сигнализации или нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, осуществление безопасной и своевременной эвакуации работников объекта (территории) промышленности и иных лиц, находящихся на объекте (территории) промышленности, при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

и) проведение тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности;

к) исключение несанкционированных пребывания на объекте (территории) промышленности посторонних лиц и нахождения транспортных средств;

л) осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объекта (территории) промышленности, включая использование в составе оборудования инженерно-технических средств охраны российских антивирусных программ и программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, использующих единый унифицированный протокол обмена данными, приема, преобразования и передачи оборудованию команд управления и параметров конфигурирования, обладающих патентной чистотой и возможностью легального использования в Российской Федерации;

м) использование в составе оборудования инженерно-технических средств охраны операционной системы и (или) специального программного обеспечения (с возможностью увеличения количества номенклатуры периферийного оборудования и объемов обрабатываемой информации) со встроенными средствами защиты от несанкционированного доступа к информации, программного обеспечения российского производства, соответствующего уровню доверия к технической защите информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий от несанкционированного доступа, сертифицированного Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на соответствие требованиям, указанным в абзаце седьмом пункта 7 Положения о сертификации средств защиты информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 608 "О сертификации средств защиты информации", устанавливаемого специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию;

н) оборудование объекта (территории) промышленности системами оповещения и управления эвакуацией для оперативного информирования работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории) промышленности, об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

о) размещение на объекте (территории) промышленности наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории) промышленности, при обнаружении подозрительных лиц или предметов, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объекте (территории) промышленности, а также схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.

79. Дополнительные мероприятия, в зависимости от присвоенной объекту (территории) промышленности категории потенциальной опасности, приведены в пунктах 55 - 57 Требований.

80. В частности, в отношении объекта (территории) промышленности категории потенциальной опасности "Н" дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 54 Требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) обеспечение охраны объекта (территории) промышленности работниками частных охранных организаций, за исключением объектов (территорий) промышленности, на которые частная охранная деятельность не распространяется, и объектов (территорий) промышленности, являющихся собственностью Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (далее - Корпорация), объектов (территорий) промышленности, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых Корпорация осуществляет права собственника имущества, и объектов (территорий) промышленности организаций Корпорации (далее - объекты Корпорации), охрана которых осуществляется работниками подразделений охраны Корпорации, либо сотрудниками подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или работниками военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации;

б) обеспечение охраны объекта (территории) промышленности с использованием специальных средств охраны, если необходимость использования служебного или боевого ручного огнестрельного оружия не будет дополнительно определена Комиссией при категорировании;

в) оснащение объекта (территории) промышленности не менее чем одним рубежом обнаружения и защиты;

г) блокирование входных групп объекта (территории) промышленности и вызов экстренных оперативных служб при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

81. В отношении объекта (территории) промышленности категории "С" дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 54 Требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) обеспечение вооруженной охраны объекта (территории) промышленности сотрудниками подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) работниками военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, за исключением объектов Корпорации, охрана которых осуществляется работниками подразделений охраны Корпорации.

В случае отсутствия в населенном пункте или удаленных от населенных пунктов местностях подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, а также военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и (или) отсутствия достаточной численности сотрудников (работников) привлечение к охране объекта (территории) промышленности работников частных охранных организаций осуществляется на срок до 12 месяцев по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности, в сфере вневедомственной охраны или уполномоченного им должностного лица, принятому на основании обращения руководителя объекта (территории) промышленности;

б) обеспечение вооруженной охраны объекта (территории) промышленности с использованием длинноствольного, короткоствольного ручного служебного огнестрельного оружия и специальных средств охраны, если необходимость использования боевого ручного огнестрельного оружия не будет дополнительно определена Комиссией при категорировании;

в) оборудование и организация работы бюро пропусков;

г) оснащение объекта (территории) промышленности не менее чем двумя рубежами обнаружения и защиты;

д) блокирование входных групп объекта (территории) промышленности, потенциально опасных участков и (или) критических элементов объекта (территории) промышленности и вызов экстренных оперативных служб при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

е) оснащение ограждения периметра объекта (территории) промышленности, его потенциально опасных участков и (или) критических элементов сигнализацией, освещением и видеонаблюдением, а их проходных (проездных) групп средствами контроля и управления доступом;

ж) оборудование помещения для хранения оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) оборудование помещения для хранения ручной клади и вещей (веществ), запрещенных к проносу;

и) организация специального места получения и осмотра почтовых отправлений и бандеролей;

к) оснащение объекта (территории) промышленности (в зависимости от особенностей объекта (территории) промышленности) и (или) его потенциально опасных участков и (или) критических элементов средствами обнаружения (визуальными и акустическими), пассивной защиты (сетчатые ограждения, экраны, навесы, габионы), радиоэлектронной борьбы (средствами подавления или преобразования электромагнитных излучений и сигналов дистанционного управления) с беспилотными воздушными, подводными и надводными судами и аппаратами, беспилотными транспортными средствами и иными автоматизированными беспилотными комплексами (далее - беспилотные аппараты).

82. В отношении объекта (территории) промышленности категории "В" дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 54 Требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) обеспечение вооруженной охраны объекта (территории) промышленности военнослужащими воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации или сотрудниками подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или работниками военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, за исключением объектов Корпорации, охрана которых осуществляется работниками подразделений охраны Корпорации;

б) обеспечение вооруженной охраны объекта (территории) промышленности с использованием длинноствольного, короткоствольного боевого ручного огнестрельного оружия и специальных средств охраны;

в) размещение потенциально опасных участков и (или) критических элементов объекта (территории) промышленности в локальных охраняемых зонах;

г) оснащение объекта (территории) промышленности не менее чем тремя рубежами обнаружения и защиты в совокупности;

д) оснащение ограждения периметра объекта (территории) промышленности, его внутренних локальных охраняемых зон, потенциально опасных участков и (или) критических элементов сигнализацией, освещением и видеонаблюдением, а их проходных (проездных) групп средствами контроля и управления доступом;

е) оборудование потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) промышленности системой видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии потенциально опасных участков и мест доступа к критическим элементам объекта (территории) промышленности;

ж) оборудование контрольно-пропускных пунктов и въездов на объект (территорию) промышленности системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с зонами обзора видеокамер, позволяющими осуществлять идентификацию и (или) различение (распознавание);

з) оснащение въездов на объект (территорию) промышленности воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами;

и) оснащение объекта (территории) промышленности (в зависимости от особенностей объекта (территории) промышленности), его внутренних локальных охраняемых зон, потенциально опасных участков и (или) критических элементов средствами обнаружения (визуальными и акустическими), пассивной защиты (сетчатые ограждения, экраны, навесы, габионы), радиоэлектронной борьбы (средствами подавления или преобразования электромагнитных излучений и сигналов дистанционного управления) и при необходимости вооруженной борьбы с беспилотными аппаратами;

к) оборудование помещения для хранения оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

л) оборудование помещения для хранения ручной клади и вещей (веществ), запрещенных к проносу;

м) организация специального места получения и осмотра почтовых отправлений и бандеролей;

н) оборудование контрольно-пропускных пунктов периметра, помещения для хранения ручной клади и вещей (веществ), запрещенных к проносу, места получения и осмотра почтовых отправлений и бандеролей локализаторами взрыва;

о) создание в составе охраны отдельной группы или возложение на группу быстрого реагирования функций по пресечению попыток совершения террористического акта в отношении объекта (территории) промышленности с использованием беспилотных аппаратов (в зависимости от особенностей объекта (территории) промышленности);

п) вызов экстренных оперативных служб, блокирование нарушителя на подступах к потенциально опасным участкам и (или) критическим элементам объекта (территории) промышленности до прибытия экстренных оперативных служб;

р) отработка оперативного взаимодействия с соответствующими подразделениями органов безопасности при осуществлении мероприятий по предотвращению террористических атак с использованием беспилотных аппаратов;

с) проведение плановых учений по действиям военнослужащих, сотрудников (работников), осуществляющих охрану объекта (территории) промышленности, по сигналам тревоги и при террористических угрозах (атаках), в том числе с использованием беспилотных аппаратов.

83. Стоит отметить, что вышеуказанные нормы не запрещают устанавливать на объекте (территории) промышленности дополнительные меры защиты, а лишь содержат минимальный уровень требований с учетом разделения объектов (территорий) промышленности по степени потенциальной опасности.

84. Например, объект (территория) промышленности с низкой ("Н") категорией опасности может быть оснащен двумя рубежами обнаружения и защиты, либо объект (территория) промышленности со средней ("С") категорией опасности, помимо обеспечения вооруженной охраны объекта (территории) промышленности сотрудниками подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) работниками военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, может также усиливать охрану объекта сотрудниками частных охранных предприятий.

85. При этом, в случае усиления охраны объекта (территории) промышленности дополнительными силами частных охранных предприятий, охрану критических элементов и потенциально опасных участков объектов со средней ("С") категорией опасности рекомендуется осуществлять сотрудниками подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) работниками военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, а с высокой ("В") - военнослужащими воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации или сотрудниками подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или работниками военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, за исключением объектов Корпорации, охрана которых осуществляется работниками подразделений охраны Корпорации.

86. Также дополнительные требования содержат положения пунктов 58 и 59 Требований.

87. Согласно пункту 58 Требований организация антитеррористической защищенности крупного объекта (территории) промышленности осуществляется путем дифференцированного подхода к охране как всей территории такого объекта, так и локализованных на его территории производственных площадок с соблюдением принципа оптимизации задействованных сил и средств охраны с наращиванием рубежей обнаружения и защиты по направлению к потенциально опасным участкам и (или) критическим элементам.

88. Охрана территории крупного объекта (территории) промышленности и размещенных на нем производственных площадок осуществляется в соответствии с присвоенными им категориями потенциальной опасности, то есть должна соответствовать пунктам 54 - 57 Требований.

89. В соответствии с пунктом 59 обеспечение охраны объектов (территорий) промышленности, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется сотрудниками подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или работниками военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, с использованием служебного или боевого ручного огнестрельного оружия и специальных средств охраны, в пределах контролируемой зоны, за исключением объектов Корпорации, охрана которых осуществляется работниками подразделений охраны Корпорации.

90. В пунктах 61, 62 и 63 Требований приведены отдельные положения относительно инженерной защиты объектов (территории) промышленности, системы видеонаблюдения и системы оповещения, в частности инженерная защита объектов (территории) промышленности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

91. Выбор и оснащение объекта (территории) промышленности инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.

92. По решению руководителя объекта (территории) промышленности могут использоваться инженерно-технические средства охраны более высокого класса защиты.

93. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и (или) критических элементов объекта (территории) промышленности, архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

94. Система оповещения и управления эвакуацией работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории) промышленности, должна обеспечивать их оперативное информирование о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих их безопасность и предотвращение паники.

95. Системы оповещения и управления эвакуацией работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории) промышленности, должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

96. В любой точке объекта (территории) промышленности, где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории) промышленности, где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

97. Порядок информирования работников объекта (территории) об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории) промышленности и порядок реагирования работников объекта (территории) промышленности на полученную информацию подробно приведен в разделе IV Требований.

98. Согласно пункту 60 Требований система антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности считается достаточной, если все его потенциально опасные участки и (или) критические элементы оборудованы инженерно-техническими средствами охраны и обеспечены надлежащим видом охраны, способным эффективно противодействовать наиболее вероятным террористическим угрозам по наиболее негативному сценарию до момента прибытия и развертывания сил реагирования.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления