Законодательство РФ

Приказ Минобрнауки РФ от 20.05.2010 N 551 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 190901.02 Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 мая 2010 г. N 551

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

190901.02 ЭЛЕКТРОМОНТЕР УСТРОЙСТВ СИГНАЛИЗАЦИИ,

ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ, БЛОКИРОВКИ (СЦБ)

В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 190901.02 Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр

А.ФУРСЕНКО




Приложение

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 20 мая 2010 г. N 551

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

190901.02 ЭЛЕКТРОМОНТЕР УСТРОЙСТВ СИГНАЛИЗАЦИИ,

ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ, БЛОКИРОВКИ (СЦБ)


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 190901.02 Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.


Таблица 1

┌───────────────────┬───────────────────────────────────┬─────────────────┐
│  Образовательная  │     Наименование квалификации     │Нормативный срок │
│    база приема    │   (профессий по Общероссийскому   │освоения ОПОП при│
│                   │ классификатору профессий рабочих, │   очной форме   │
│                   │  должностей служащих и тарифных   │    получения    │
│                   │       разрядов (ОК 016-94) <*>    │   образования   │
├───────────────────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┤
│на базе среднего   │Электромонтер по обслуживанию и    │     10 мес.     │
│(полного) общего   │ремонту устройств сигнализации,    │                 │
│образования        │централизации и блокировки         │                 │
├───────────────────┤                                   ├─────────────────┤
│на базе основного  │                                   │  2 года 5 мес.  │
│общего образования │                                   │       <**>      │
└───────────────────┴───────────────────────────────────┴─────────────────┘

--------------------------------

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение монтажа, технической эксплуатации, обслуживания и ремонта функциональных систем сигнализации, централизации и блокировки в железнодорожных организациях.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

устройства электрической сигнализации, централизации и блокировки, их узлы и детали;

технологическая оснастка, инструменты;

конструкторская и технологическая документация;

технологические процессы ремонта, регулировки и сборки узловых механизмов.

4.3. Обучающийся по профессии Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Монтаж устройств СЦБ.

4.3.2. Техническое обслуживание оборудования устройств СЦБ.

4.3.3. Ремонт устройств СЦБ и контроль соответствия технологическим параметрам.


V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Монтаж устройств СЦБ.

ПК 1.1. Выполнять электромонтажные работы при монтаже устройств СЦБ, воздушных и кабельных линий автоматики и телемеханики в соответствии с технологическим процессом.

ПК 1.2. Производить сборку арматуры, укомплектование по конструктивным чертежам, установку основных узлов оборудования.

ПК 1.3. Выполнять установочные работы элементной базы и исполнительных механизмов систем автоматики и телемеханики.

5.2.2. Техническое обслуживание оборудования устройств СЦБ.

ПК 2.1. Содержать устройства СЦБ в соответствии с утвержденными нормативами и допусками, требованиями должностных и специальных инструкций.

ПК 2.2. Производить диагностику состояния устройств СЦБ по показаниям измерительных приборов.

ПК 2.3. Выполнять регулировку механических частей устройств СЦБ согласно эксплуатационной и технической документации.

5.2.3. Ремонт устройств СЦБ и контроль соответствия технологическим параметрам.

ПК 3.1. Выполнять слесарно-механические работы на исполнительных механизмах и сигнальных установках автоматики и телемеханики в соответствии с ремонтным технологическим процессом.

ПК 3.2. Выявлять и устранять причины отдельных неисправностей устройств СЦБ.

ПК 3.3. Проверять технологические параметры при помощи контрольно-измерительных и проверочных инструментов при ремонте устройств СЦБ.


VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием основной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.


Структура основной профессиональной образовательной

программы начального профессионального образования

Таблица 2

┌────────┬────────────────────────────────┬──────────────┬────────────┬────────────────┬────────────┐
│ Индекс │ Наименование циклов, разделов, │    Всего     │В т.ч. часов│Индекс и        │    Коды    │
│        │ модулей, требования к знаниям, │ максимальной │обязательных│наименование    │формируемых │
│        │     умениям, практическому     │   учебной    │  учебных   │дисциплин,      │компетенций │
│        │             опыту              │   нагрузки   │  занятий   │междисциплинар- │            │
│        │                                │ обучающегося │            │ных курсов (МДК)│            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│        │Обязательная часть циклов ОПОП  │     1188     │    792     │                │            │
│        │и раздел "Физическая культура"  │              │            │                │            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│ОП.00   │Общепрофессиональный цикл       │     456      │    322     │                │            │
│        ├────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│        │В результате изучения           │              │            │ОП.01.          │ОК 1 - 7    │
│        │обязательной части цикла        │              │            │Техническое     │ПК 1.1 - 1.3│
│        │обучающийся по                  │              │            │черчение        │ПК 2.1 - 2.3│
│        │общепрофессиональным дисциплинам│              │            │                │ПК 3.1 - 3.3│
│        │должен:                         │              │            │                │            │
│        │уметь:                          │              │            │                │            │
│        │  читать рабочие и сборочные    │              │            │                │            │
│        │чертежи и схемы;                │              │            │                │            │
│        │  выполнять эскизы, технические │              │            │                │            │
│        │рисунки и простые чертежи       │              │            │                │            │
│        │деталей, их элементов, узлов;   │              │            │                │            │
│        │знать:                          │              │            │                │            │
│        │  правила чтения технической    │              │            │                │            │
│        │документации;                   │              │            │                │            │
│        │  способы графического          │              │            │                │            │
│        │представления объектов,         │              │            │                │            │
│        │пространственных образов и схем;│              │            │                │            │
│        │  правила выполнения чертежей,  │              │            │                │            │
│        │технических рисунков и эскизов; │              │            │                │            │
│        │  технику и принципы нанесения  │              │            │                │            │
│        │размеров                        │              │            │                │            │
│        ├────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│        │уметь:                          │              │            │ОП.02.          │ОК 1 - 7    │
│        │  читать электрические схемы и  │              │            │Электротехника  │ПК 1.1 - 1.3│
│        │чертежи;                        │              │            │                │ПК 2.1 - 2.3│
│        │  собирать простейшие           │              │            │                │ПК 3.1 - 3.3│
│        │электрические цепи;             │              │            │                │            │
│        │  измерять параметры            │              │            │                │            │
│        │электрических цепей;            │              │            │                │            │
│        │знать:                          │              │            │                │            │
│        │  основные положения            │              │            │                │            │
│        │электротехники, методы расчета  │              │            │                │            │
│        │простых электрических цепей;    │              │            │                │            │
│        │  принципы работы типовых       │              │            │                │            │
│        │электронных устройств;          │              │            │                │            │
│        │  устройство и принцип действия │              │            │                │            │
│        │электропитающих установок       │              │            │                │            │
│        │систем СЦБ                      │              │            │                │            │
│        ├────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│        │уметь:                          │              │            │ОП.03.          │ОК 1 - 7    │
│        │  выбирать материалы на основе  │              │            │Материаловедение│ПК 1.1 - 1.3│
│        │их свойств для конкретного      │              │            │                │ПК 2.1 - 2.3│
│        │применения в производстве;      │              │            │                │ПК 3.1 - 3.3│
│        │знать:                          │              │            │                │            │
│        │  основные параметры и свойства │              │            │                │            │
│        │конструкционных материалов      │              │            │                │            │
│        ├────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│        │уметь:                          │              │            │ОП.04. Охрана   │ОК 1 - 7    │
│        │  правильно организовывать и    │              │            │труда           │ПК 1.1 - 1.3│
│        │содержать рабочее место;        │              │            │                │ПК 2.1 - 2.3│
│        │  соблюдать правила безопасности│              │            │                │ПК 3.1 - 3.3│
│        │и гигиены труда, правила        │              │            │                │            │
│        │электробезопасности и           │              │            │                │            │
│        │противопожарной безопасности;   │              │            │                │            │
│        │знать:                          │              │            │                │            │
│        │  правила безопасности для      │              │            │                │            │
│        │работников железнодорожного     │              │            │                │            │
│        │транспорта на                   │              │            │                │            │
│        │электрифицированных линиях      │              │            │                │            │
│        │железных дорог;                 │              │            │                │            │
│        │  инструкцию по охране труда и  │              │            │                │            │
│        │производственной санитарии для  │              │            │                │            │
│        │электромонтеров сигнализации    │              │            │                │            │
│        │железнодорожного транспорта;    │              │            │                │            │
│        │  мероприятия по охране         │              │            │                │            │
│        │окружающей среды;               │              │            │                │            │
│        │  безопасные и                  │              │            │                │            │
│        │санитарно-гигиенические методы  │              │            │                │            │
│        │труда, основные средства и      │              │            │                │            │
│        │приемы предупреждения и         │              │            │                │            │
│        │тушения пожаров на рабочем      │              │            │                │            │
│        │месте                           │              │            │                │            │
│        ├────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│        │уметь:                          │              │            │ОП.05. Общий    │ОК 1 - 7    │
│        │  классифицировать              │              │            │курс железных   │ПК 1.1 - 1.3│
│        │организационную структуру       │              │            │дорог           │ПК 2.1 - 2.3│
│        │управления на железнодорожном   │              │            │                │ПК 3.1 - 3.3│
│        │транспорте;                     │              │            │                │            │
│        │  классифицировать технические  │              │            │                │            │
│        │средства и устройства           │              │            │                │            │
│        │железнодорожного транспорта;    │              │            │                │            │
│        │знать:                          │              │            │                │            │
│        │  организационную структуру,    │              │            │                │            │
│        │основные сооружения и           │              │            │                │            │
│        │устройства;                     │              │            │                │            │
│        │  систему взаимодействия        │              │            │                │            │
│        │подразделений железнодорожного  │              │            │                │            │
│        │транспорта;                     │              │            │                │            │
│        │  устройство автоматики,        │              │            │                │            │
│        │телемеханики и связи            │              │            │                │            │
│        ├────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│        │уметь:                          │              │     44     │ОП.06.          │ОК 1 - 7    │
│        │  организовывать и проводить    │              │            │Безопасность    │ПК 1.1 - 1.3│
│        │мероприятия по защите           │              │            │жизнедеятельнос-│ПК 2.1 - 2.3│
│        │работающих и населения от       │              │            │ти              │ПК 3.1 - 3.3│
│        │негативных воздействий          │              │            │                │            │
│        │чрезвычайных ситуаций;          │              │            │                │            │
│        │  предпринимать профилактические│              │            │                │            │
│        │меры для снижения уровня        │              │            │                │            │
│        │опасностей различного вида и    │              │            │                │            │
│        │устранения их последствий в     │              │            │                │            │
│        │профессиональной деятельности   │              │            │                │            │
│        │и быту;                         │              │            │                │            │
│        │  использовать средства         │              │            │                │            │
│        │индивидуальной и коллективной   │              │            │                │            │
│        │защиты от оружия массового      │              │            │                │            │
│        │поражения;                      │              │            │                │            │
│        │  применять первичные средства  │              │            │                │            │
│        │пожаротушения;                  │              │            │                │            │
│        │  ориентироваться в перечне     │              │            │                │            │
│        │военно-учетных специальностей   │              │            │                │            │
│        │и самостоятельно определять     │              │            │                │            │
│        │среди них родственные           │              │            │                │            │
│        │полученной профессии;           │              │            │                │            │
│        │  применять профессиональные    │              │            │                │            │
│        │знания в ходе исполнения        │              │            │                │            │
│        │обязанностей военной службы на  │              │            │                │            │
│        │воинских должностях в           │              │            │                │            │
│        │соответствии с полученной       │              │            │                │            │
│        │профессией;                     │              │            │                │            │
│        │  владеть способами             │              │            │                │            │
│        │бесконфликтного общения и       │              │            │                │            │
│        │саморегуляции в повседневной    │              │            │                │            │
│        │деятельности и экстремальных    │              │            │                │            │
│        │условиях военной службы;        │              │            │                │            │
│        │  оказывать первую помощь       │              │            │                │            │
│        │пострадавшим;                   │              │            │                │            │
│        │знать:                          │              │            │                │            │
│        │  принципы обеспечения          │              │            │                │            │
│        │устойчивости объектов           │              │            │                │            │
│        │экономики, прогнозирования      │              │            │                │            │
│        │развития событий и оценки       │              │            │                │            │
│        │последствий при техногенных     │              │            │                │            │
│        │чрезвычайных ситуациях и        │              │            │                │            │
│        │стихийных явлениях, в том       │              │            │                │            │
│        │числе в условиях                │              │            │                │            │
│        │противодействия терроризму как  │              │            │                │            │
│        │серьезной угрозе национальной   │              │            │                │            │
│        │безопасности России;            │              │            │                │            │
│        │  основные виды потенциальных   │              │            │                │            │
│        │опасностей и их последствия в   │              │            │                │            │
│        │профессиональной деятельности   │              │            │                │            │
│        │и быту, принципы снижения       │              │            │                │            │
│        │вероятности их реализации;      │              │            │                │            │
│        │  основы военной службы и       │              │            │                │            │
│        │обороны государства;            │              │            │                │            │
│        │  задачи и основные мероприятия │              │            │                │            │
│        │гражданской обороны;            │              │            │                │            │
│        │  способы защиты населения от   │              │            │                │            │
│        │оружия массового поражения;     │              │            │                │            │
│        │  меры пожарной безопасности и  │              │            │                │            │
│        │правила безопасного поведения   │              │            │                │            │
│        │при пожарах;                    │              │            │                │            │
│        │  организацию и порядок призыва │              │            │                │            │
│        │граждан на военную службу и     │              │            │                │            │
│        │поступления на нее в            │              │            │                │            │
│        │добровольном порядке;           │              │            │                │            │
│        │  основные виды вооружения,     │              │            │                │            │
│        │военной техники и специального  │              │            │                │            │
│        │снаряжения, состоящих на        │              │            │                │            │
│        │вооружении (оснащении)          │              │            │                │            │
│        │воинских подразделений, в       │              │            │                │            │
│        │которых имеются военно-учетные  │              │            │                │            │
│        │специальности, родственные      │              │            │                │            │
│        │профессиям НПО;                 │              │            │                │            │
│        │  область применения получаемых │              │            │                │            │
│        │профессиональных знаний при     │              │            │                │            │
│        │исполнении обязанностей         │              │            │                │            │
│        │военной службы;                 │              │            │                │            │
│        │  порядок и правила оказания    │              │            │                │            │
│        │первой помощи пострадавшим      │              │            │                │            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│П.00    │Профессиональный цикл           │     624      │    416     │                │            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│ПМ.00   │Профессиональные модули         │     624      │    416     │                │            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│ПМ.01   │Монтаж устройств СЦБ            │              │            │МДК.01.01.      │ОК 1 - 7    │
│        │В результате изучения           │              │            │Устройство и    │ПК 1.1 - 1.3│
│        │профессионального модуля        │              │            │технология      │            │
│        │обучающийся должен:             │              │            │монтажа         │            │
│        │иметь практический опыт:        │              │            │воздушных и     │            │
│        │  по технологии выполнения      │              │            │кабельных линий │            │
│        │электромонтажных работ          │              │            │и устройств СЦБ │            │
│        │воздушных и кабельных линий     │              │            │                │            │
│        │автоматики и телемеханики,      │              │            │                │            │
│        │элементной базы и               │              │            │                │            │
│        │исполнительных механизмов       │              │            │                │            │
│        │систем автоматики и             │              │            │                │            │
│        │телемеханики;                   │              │            │                │            │
│        │уметь:                          │              │            │                │            │
│        │  читать электрические схемы и  │              │            │                │            │
│        │чертежи устройств СЦБ;          │              │            │                │            │
│        │  выполнять установочные работы │              │            │                │            │
│        │элементов и механизмов          │              │            │                │            │
│        │устройств СЦБ;                  │              │            │                │            │
│        │знать:                          │              │            │                │            │
│        │  необходимую технологическую   │              │            │                │            │
│        │документацию;                   │              │            │                │            │
│        │  особенности работы с          │              │            │                │            │
│        │исполнительными механизмами     │              │            │                │            │
│        │систем автоматики и телемеханики│              │            │                │            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│ ПМ.02  │Техническое обслуживание        │              │            │МДК.02.01       │ОК 1 - 7    │
│        │оборудования устройств СЦБ      │              │            │Технология      │ПК 2.1 - 2.3│
│        │В результате изучения           │              │            │обслуживания    │            │
│        │профессионального модуля        │              │            │оборудования    │            │
│        │обучающийся должен:             │              │            │устройств СЦБ   │            │
│        │иметь практический опыт:        │              │            │                │            │
│        │  механической и электрической  │              │            │                │            │
│        │регулировки аппаратуры СЦБ,     │              │            │                │            │
│        │измерения технических           │              │            │                │            │
│        │параметров систем               │              │            │                │            │
│        │автоматического управления      │              │            │                │            │
│        │движением поездов;              │              │            │                │            │
│        │уметь:                          │              │            │                │            │
│        │  выполнять техническую         │              │            │                │            │
│        │диагностику с помощью           │              │            │                │            │
│        │измерительных приборов;         │              │            │                │            │
│        │  заполнять техническую         │              │            │                │            │
│        │документацию;                   │              │            │                │            │
│        │знать:                          │              │            │                │            │
│        │  основы устройства и принцип   │              │            │                │            │
│        │работы аппаратуры СЦБ,          │              │            │                │            │
│        │снимаемые параметры,            │              │            │                │            │
│        │технологию обслуживания         │              │            │                │            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│ПМ.03   │Ремонт устройств СЦБ и          │              │            │МДК.03.01.      │ОК 1 - 7    │
│        │контроль соответствия           │              │            │Технология      │ПК 3.1 - 3.3│
│        │технологическим параметрам      │              │            │определения и   │            │
│        │В результате изучения           │              │            │неисправностей, │            │
│        │профессионального модуля        │              │            │ремонт устройств│            │
│        │обучающийся должен:             │              │            │СЦБ             │            │
│        │иметь практический опыт:        │              │            │                │            │
│        │  по определению и устранению   │              │            │                │            │
│        │неисправностей устройств СЦБ;   │              │            │                │            │
│        │уметь:                          │              │            │                │            │
│        │  работать с контрольным        │              │            │                │            │
│        │инструментом и оборудованием,   │              │            │                │            │
│        │ремонтировать и регулировать    │              │            │                │            │
│        │оборудование, разбираться в     │              │            │                │            │
│        │технической документации на     │              │            │                │            │
│        │оборудование, заполнять         │              │            │                │            │
│        │техническую документацию;       │              │            │                │            │
│        │знать:                          │              │            │                │            │
│        │  устройство систем автоматики и│              │            │                │            │
│        │телемеханики на станциях и      │              │            │                │            │
│        │перегонах, схемы измерения      │              │            │                │            │
│        │основных параметров             │              │            │                │            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│ ФК.00  │Физическая культура             │     108      │     54     │                │ОК 2        │
│        │В результате освоения раздела   │              │            │                │ОК 3        │
│        │"Физическая культура"           │              │            │                │ОК 6        │
│        │обучающийся должен:             │              │            │                │ОК 7        │
│        │уметь:                          │              │            │                │            │
│        │  использовать                  │              │            │                │            │
│        │физкультурно-оздоровительную    │              │            │                │            │
│        │деятельность для укрепления     │              │            │                │            │
│        │здоровья, достижения жизненных  │              │            │                │            │
│        │и профессиональных целей;       │              │            │                │            │
│        │знать:                          │              │            │                │            │
│        │  о роли физической культуры в  │              │            │                │            │
│        │общекультурном,                 │              │            │                │            │
│        │профессиональном и социальном   │              │            │                │            │
│        │развитии человека;              │              │            │                │            │
│        │  основы здорового образа жизни │              │            │                │            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│        │Вариативная часть циклов ОПОП   │     270      │    180     │                │            │
│        │(определяется образовательным   │              │            │                │            │
│        │учреждением)                    │              │            │                │            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│        │Итого по обязательной части     │     1458     │    972     │                │            │
│        │ОПОП, включая раздел            │              │            │                │            │
│        │"Физическая культура", и        │              │            │                │            │
│        │вариативной части ОПОП          │              │            │                │            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│УП.00   │Учебная практика                │   12 нед.    │    432     │                │ОК 1 - 7    │
│        │(производственное обучение)     │              │            │                │ПК 1.1 - 1.3│
├────────┼────────────────────────────────┤              │            │                │ПК 2.1 - 2.3│
│ПП.00   │Производственная практика       │              │            │                │ПК 3.1 - 3.3│
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│ПА.00   │Промежуточная аттестация        │    1 нед.    │            │                │            │
├────────┼────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼────────────────┼────────────┤
│ГИА.00  │Государственная (итоговая)      │    1 нед.    │            │                │            │
│        │аттестация                      │              │            │                │            │
└────────┴────────────────────────────────┴──────────────┴────────────┴────────────────┴────────────┘

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:


Таблица 3

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────┐
│Обучение по учебным циклам и разделу физическая культура         │27 нед.│
├─────────────────────────────────────────────────────────────────┼───────┤
│Учебная практика (производственное обучение)                     │12 нед.│
├─────────────────────────────────────────────────────────────────┤       │
│Производственная практика                                        │       │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────┼───────┤
│Промежуточная аттестация                                         │ 1 нед.│
├─────────────────────────────────────────────────────────────────┼───────┤
│Государственная (итоговая) аттестация                            │ 1 нед.│
├─────────────────────────────────────────────────────────────────┼───────┤
│Каникулярное время                                               │ 2 нед.│
├─────────────────────────────────────────────────────────────────┼───────┤
│Итого                                                            │43 нед.│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────┴───────┘

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать для освоения основ медицинских знаний 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной
    нагрузке 36 часов в неделю)                                     57 нед.
    промежуточная аттестация                                         3 нед.
    каникулярное время                                              13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

--------------------------------

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются практики: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно, в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь квалификацию по профессии рабочего на 1 - 2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

Кабинеты:

технического черчения;

электротехники

безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

общего курса железных дорог (ОКЖД);

автоматики и телемеханики устройств СЦБ;

Лаборатории:

материаловедения;

монтажа и технической эксплуатации устройств СЦБ;

электроизмерений.

Мастерские:

слесарные;

электромонтажные.

Полигоны:

участок железной дороги;

стрелочный перевод.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.


VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления