Приказ Минобразования РФ от 21.10.1994 N 407 "О Введении модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям" (вместе с "Моделью учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям", утв. 19.10.1994)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 октября 1994 г. N 407
О ВВЕДЕНИИ МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА
ПО РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ
В соответствии с Договором о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Федеральной службы занятости России и Приказом Министерства образования Российской Федерации от 27.07.94 N 289 "О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве" и в целях совершенствования профессиональной подготовки рабочих на производстве, незанятого населения и высвобождаемых работников приказываю:
1. Ввести с 1 октября 1994 года модель учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям, утвержденную Министерством образования Российской Федерации (Приложение 1).
2. Территориальным органам управления образованием (профтехобразованием):
2.1. Организовать разработку рабочей учебно-программной документации на основе предлагаемой модели и примерных учебных планов для подготовки, переподготовки и получения второй профессии рабочими и специалистами различных категорий (Приложения 2 - 5).
2.2. Во взаимодействии с учебно-методическими органами (подразделениями) службы занятости, по труду, объединениями профсоюзов и предпринимателями (работодателями), молодежными организациями обеспечить постоянную помощь образовательным учреждениям начального, среднего профессионального образования и профессиональной подготовки в создании комплексного методического обеспечения профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям.
3. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на заместителя Министра Ю.М. Роговского.
В.А.БОЛОТОВ
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407
Министерством образования РФ
Ю.М.РОГОВСКИЙ
19 октября 1994 года
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА
ПО РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ
Учебная нагрузка при обучении:
- с отрывом от производства - 40 часов в неделю;
- без отрыва от производства регламентируется учреждениями профессиональной подготовки.
Режим учебной недели устанавливается учреждением профессиональной подготовки.
┌───┬────────────────────┬───────────────────────────────────────┐ │ N │ Курсы, предметы │ Сроки обучения (месяцев) │ │п/п│ ├─────┬─────┬─────┬─────┬───────┬───────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ │ │ ├─────┴─────┴─────┴─────┴───────┴───────┤ │ │ │ ориентировочное количество часов │ ├───┼────────────────────┼───────────────────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ ├───┼────────────────────┼─────┬─────┬─────┬─────┬───────┬───────┤
│ │ФЕДЕРАЛЬНЫЙ │ │ │ │ │ │ │ │ │КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ│ │ │ │ │ │ │ │ │ОБУЧЕНИЯ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │1. │Экономический курс: │ 10 │ 10 │ 16 │ 20 │ 20 │ 30 │ │ │варианты курсов: │ │ │ │ │ │ │ │ │- основы рыночной │ │ │ │ │ │ │ │ │экономики; │ │ │ │ │ │ │ │ │- основы │ │ │ │ │ │ │ │ │предпринимательской │ │ │ │ │ │ │ │ │деятельности; │ │ │ │ │ │ │ │ │- экономика отрасли;│ │ │ │ │ │ │ │ │- другие предметы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │2. │Общетехнический │ - │ 20 │ 28 │ 36 │ 50 │ 50 │ │ │(общеотраслевой) │ │ │ │ │ │ │ │ │курс: │ │ │ │ │ │ │ │ │варианты сочетания │ │ │ │ │ │ │ │ │предметов <*>: │ │ │ │ │ │ │ │ │- материаловедение │ │ │ │ │ │ │ │ │(электроматериалове-│ │ │ │ │ │ │ │ │дение; радиоматериа-│ │ │ │ │ │ │ │ │лы); │ │ │ │ │ │ │ │ │- электроника │ │ │ │ │ │ │ │ │(радиотехника; │ │ │ │ │ │ │ │ │электроника); │ │ │ │ │ │ │ │ │- черчение; │ │ │ │ │ │ │ │ │- общая технология │ │ │ │ │ │ │ │ │производства; │ │ │ │ │ │ │ │ │- охрана труда; │ │ │ │ │ │ │ │ │- другие │ │ │ │ │ │ │ │ │общеотраслевые │ │ │ │ │ │ │ │ │предметы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3. │Специальный курс │ 92 │186 │288 │383 │ 486 │ 584 │ │ │(базовый): │ │ │ │ │ │ │ │ │- специальный │ │ │ │ │ │ │ │ │предмет или предметы│ │ │ │ │ │ │ │ │<*>; │ │ │ │ │ │ │ │ │- практическое │ │ │ │ │ │ │ │ │(производственное) │ │ │ │ │ │ │ │ │обучение; │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │МЕСТНЫЙ КОМПОНЕНТ │ │ │ │ │ │ │ │ │СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │4. │Специализация │ 50 │ 90 │182 │220 │ 260 │ 350 │ │ │Резерв времени на │ │ │ │ │ │ │ │ │конкретизацию │ │ │ │ │ │ │ │ │содержания │ │ │ │ │ │ │ │ │специального │ │ │ │ │ │ │ │ │предмета и │ │ │ │ │ │ │ │ │производственную │ │ │ │ │ │ │ │ │практику │ │ │ │ │ │ │ ├───┼────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┤ │ │Консультации │ - │ 6 │ 8 │ 13 │ 16 │ 18 │ │ │Квалификационный │ │ │ │ │ │ │ │ │экзамен │ 8 │ 8 │ 8 │ 8 │ 8 │ 8 │ ├───┼────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┤ │ │Итого: │160 │320 │480 │680 │ 840 │1040 │ └───┴────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴───────┴───────┘
--------------------------------
<*> Варианты сочетания и перечень предметов в соответствии с видом отрасли, производства или деятельности, к которым относится данная профессия.
К МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПЕРСОНАЛА ПО РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ
1. Модель учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям является основой для разработки учебно-программной документации (примерных и на их основе рабочих учебных планов и программ) для краткосрочной профессиональной подготовки персонала в профессиональных образовательных учреждениях, учебных заведениях, подразделениях предприятий, учреждений и фирм, имеющих право ведения указанной деятельности в рамках, установленных действующим законодательством, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
2. Названная модель содержит в качестве стабильных (централизованно устанавливаемых) параметров:
- типовую структуру периода обучения;
- перечень основных курсов и входящих в них предметов;
- примерное распределение объема учебного времени на отдельные курсы в зависимости от установленного срока обучения, практическое (производственное) обучение, объем учебного времени, установленный на консультации и экзамены;
- резерв времени, отводимый на конкретизацию содержания специального предмета, производственную практику.
3. Предлагаемая модель разработана для краткосрочной профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям со сроками обучения от 1 до 6 месяцев. Основой для определения указанных сроков является Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения (Постановление Федеральной службы занятости, Миннауки России, Минобразования России от 22 июня 1992 г. N 13/53/777/26-13).
Конкретные сроки профессиональной подготовки персонала устанавливаются непосредственно образовательными учреждениями, учебными заведениями, подразделениями, фирмами, исходя из специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной общеобразовательной и специальной подготовки, профессионального и возрастного опыта.
Рекомендуемые сроки переподготовки (переобучения), повышения квалификации, а также обучение вторым смежным профессиям составляют, как правило, не менее половины срока подготовки новых рабочих по данной профессии.
4. Модель учебного плана устанавливает общий объем учебного времени из расчета 160 часов в месяц при 40-часовой учебной неделе.
5. Гибкость предлагаемой модели обеспечивается введением трех относительно независимых курсов: экономического, общетехнического (общеотраслевого) и специального, дифференцированных по объему учебного времени, в соответствии со сроками подготовки.
Экономический курс направлен на формирование у персонала знаний и навыков рыночного хозяйствования в условиях проводимых экономических реформ. Входящие в экономический курс предметы могут быть включены в примерные и рабочие планы как отдельные, так и как интегрированный предмет. Вопросы экономики, относящиеся к практической деятельности предприятия, организации, фирмы, рекомендуется изучать в процессе преподавания учебных предметов специального (базового) курса и (или) производственного обучения.
Общетехнический (общеотраслевой) и специальный (базовый) курсы включают перечень (сочетание) предметов, определяемых спецификой профессии и содержанием труда по ней. При необходимости перечень предметов названных курсов может быть дополнен как другими учебными предметами, так и их сочетанием, отражающим региональную, отраслевую и профессиональную особенности.
Специализация, как наиболее мобильная составная часть специального курса в содержательном плане, определяется непосредственно образовательными учреждениями, учебными заведениями, подразделениями, фирмами во взаимодействии и по согласованию с заказчиком персонала, федеральными и местными методическими органами профессионального образования.
6. Местный компонент модели учебного плана предусматривает включение резерва учебного времени, необходимого как для образовательной реабилитации подготавливаемого персонала при низком начальном уровне подготовки, изучения учебного материала по новой технике, технологии, так и введения, при необходимости, принципиально новых учебных предметов.
7. Начиная со срока обучения 2 месяца порядка 5% учебного времени, предусмотренного на теоретическое обучение, отводится на консультации, проводимые в течение всего срока обучения.
8. На проведение экзаменов отводится 6 часов учебного времени. На экзамены рекомендуется выносить специальный предмет специального (базового) курса. При необходимости в экзаменационные билеты могут включаться вопросы и по другим предметам учебного плана. Учитывая специфику профессии, экзамены могут назначаться и по другим предметам (например, "Охрана труда" и т.п.) и проводиться в этом случае за счет времени, отводимого на данный предмет.
Для минимальных сроков подготовки (менее одного месяца) может быть рекомендовано проведение комплексного зачета в пределах учебного времени, отводимого на соответствующий предмет, либо зачет проводится в период сдачи квалификационного экзамена.
9. Профессиональная подготовка персонала по рабочим профессиям завершается сдачей квалификационного экзамена, на проведение которого отводится 8 часов учебного времени. Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационными комиссиями, создаваемыми в соответствии с действующими нормативными актами.
10. Модель учебного плана включает общие сведения о формах подготовки персонала по рабочим профессиям, его квалификационной структуре и показывает уровень ответственности федеральных и местных методических органов профессионального образования, профессиональных образовательных учреждений, учебных заведений, подразделений и фирм, занятых профессиональной подготовкой персонала по рабочим профессиям.
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ НОВЫХ РАБОЧИХ
┌──────┬────────────────────────┬────────────────────────────────┐ │ N │ Курсы, предметы │ Сроки обучения (месяцев) │ │ п/п │ ├────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ │ │ ├────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┤ │ │ │ часов в неделю │ ├──────┼────────────────────────┼────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┤
│1. │Теоретическое обучение │ │ │ │ │ │ │ │ │по профессии │ │ │ │ │ │ │ │1.1. │Экономический курс │ 10 │ 10 │ 20 │ 20 │ 20 │ 30│ │1.1.1.│Основы рыночной экономи-│ │ │ │ │ │ │ │ │ки │ │ │ │ │ │ │ │1.1.2.│Основы предприниматель- │ │ │ │ │ │ │ │ │ства │ │ │ │ │ │ │ │1.1.3.│Другие предметы │ │ │ │ │ │ │ │1.2. │Технический (общетехни- │ 18 │ 24 │ 27 │ 35 │ 45 │ 55│ │ │ческий и отраслевой) │ │ │ │ │ │ │ │ │курс │ │ │ │ │ │ │ │1.2.1.│Черчение (чтение черте- │ │ │ │ │ │ │ │ │жей, схем) │ │ │ │ │ │ │ │1.2.2.│Электротехника (радио- │ │ │ │ │ │ │ │ │электроника) │ │ │ │ │ │ │ │1.2.3.│Материаловедение (элек- │ │ │ │ │ │ │ │ │троматериаловедение) │ │ │ │ │ │ │ │1.2.4.│Допуски и технические │ │ │ │ │ │ │ │ │измерения │ │ │ │ │ │ │ │1.2.5.│Общая технология произ- │ │ │ │ │ │ │ │ │водства │ │ │ │ │ │ │ │1.2.6.│Охрана труда │ │ │ │ │ │ │ │1.2.7.│Другие предметы │ │ │ │ │ │ │ │1.3. │Специальный курс │ 28 │ 72 │ 81 │ 149 │180 │ 200│ │1.3.1.│Оборудование и техноло- │ │ │ │ │ │ │ │ │гия выполнения работ по │ │ │ │ │ │ │ │ │профессии │ │ │ │ │ │ │ │1.3.2.│Другие предметы │ │ │ │ │ │ │
│2. │Практическое обучение │ 96 │ 200 │ 320 │ 440 │552 │ 712│ │2.1. │Обучение в мастерских │ │ │ │ │ │ │ │ │или на учебном участке │ │ │ │ │ │ │ │2.2. │Производственная прак- │ │ │ │ │ │ │ │ │тика │ │ │ │ │ │ │ │ │Резерв учебного времени │ │ │ 16 │ 15 │ 20 │ 25│ │ │Консультации │ │ 6 │ 8 │ 12 │ 15 │ 10│ │ │Квалификационный экзамен│ 8 │ 8 │ 6 │ 8 │ 8 │ 8│ ├──────┼────────────────────────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤ │ │Итого: │160 │ 320 │ 480 │ 580 │840 │1040│ └──────┴────────────────────────┴────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┘
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407
ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ИЛИ ПОЛУЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПРОФЕССИИ РАБОЧИМИ,
ИМЕЮЩИМИ РОДСТВЕННУЮ ПРОФЕССИЮ
┌──────┬────────────────────────┬────────────────────────────────┐ │ N │ Курсы, предметы │ Сроки обучения новых рабочих в │ │ п/п │ │ соответствии с Перечнем │ │ │ │ профессий (месяцев) │ │ │ ├────┬───────────┬─────┬────┬────┤ │ │ │ 1 │ 2 - 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ │ │ ├────┴───────────┴─────┴────┴────┤ │ │ │Скорректированная продолжитель- │ │ │ │ность обучения (месяцы) │ │ │ ├────┬───────────┬─────┬────┬────┤ │ │ │ 1 │ 1,5 │ 2 │2,5 │ 3 │ │ │ ├────┴───────────┴─────┴────┴────┤ │ │ │ часов в неделю │ ├──────┼────────────────────────┼────┬───────────┬─────┬────┬────┤
│1. │Теоретическое обучение │ │ │ │ │ │ │ │по профессии │ │ │ │ │ │ │1.1. │Экономический курс │ 10 │ 16 │ 16 │ 20 │ 20 │ │1.2. │Теоретические основы │ │ │ │ │ │ │ │профессиональной дея- │ │ │ │ │ │ │ │тельности (интегрирован-│ │ │ │ │ │ │ │ный курс) │ 5 │ 10 │ 12 │ 16 │ 20 │ │1.3. │Специальный курс │ 29 │ 61 │ 75 │ 80 │ 85 │ │1.3.1.│Оборудование и техноло- │ │ │ │ │ │ │ │гия выполнения работ по │ │ │ │ │ │ │ │профессии │ │ │ │ │ │ │1.3.2.│Другие предметы │ │ │ │ │ │
│2. │Практическое обучение │ 96 │ 112 │ 192 │256 │320 │ │2.1. │Производственное обуче- │ │ │ │ │ │ │ │ние в мастерских или на │ │ │ │ │ │ │ │учебном участке │ │ │ │ │ │ │2.2. │Производственная прак- │ │ │ │ │ │ │ │тика │ │ │ │ │ │ │ │Резерв учебного времени │ │ │ │ │ 15 │ │ │Консультации │ 4 │ 6 │ 6 │ 12 │ 12 │ │ │Экзамены │ │ 6 │ 6 │ 6 │ 6 │ │ │Квалификационный экзамен│ 8 │ 8 │ 8 │ 8 │ 8 │ ├──────┼────────────────────────┼────┼───────────┼─────┼────┼────┤ │ │Итого: │152 │ 219 │ 315 │396 │476 │ └──────┴────────────────────────┴────┴───────────┴─────┴────┴────┘
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ИЛИ ПОЛУЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПРОФЕССИИ РАБОЧИМИ
ИЛИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СО СРЕДНИМ СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ,
У КОТОРЫХ ПРЕДЫДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
НЕ РОДСТВЕННАЯ НОВОЙ ПРОФЕССИИ
┌──────┬────────────────────────┬────────────────────────────────┐ │ N │ Курсы, предметы │ Сроки обучения новых рабочих в │ │ п/п │ │ соответствии с Перечнем │ │ │ │ профессий (месяцев) │ │ │ ├────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ │ │ ├────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┤ │ │ │Скорректированная продолжитель- │ │ │ │ность обучения (месяцы) │ │ │ ├────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┤ │ │ │ 1 │ 1,5 │ 2 │ 2,5 │ 3 │ 4 │ │ │ ├────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┤ │ │ │ часов в неделю │ ├──────┼────────────────────────┼────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┤
│1. │Теоретическое обучение │ │ │ │ │ │ │ │ │по профессии │ │ │ │ │ │ │ │1.1. │Экономический курс │ 10 │ 16 │ 16 │ 20 │ 20 │ 30 │ │1.2. │Теоретические основы │ │ │ │ │ │ │ │ │профессиональной дея- │ │ │ │ │ │ │ │ │тельности (интегрирован-│ │ │ │ │ │ │ │ │ный курс) │ 5 │ 12 │ 14 │ 18 │ 20 │ 28 │ │1.3. │Специальный курс │ 29 │ 71 │ 75 │ 80 │ 85 │125 │ │1.3.1.│Оборудование и техноло- │ │ │ │ │ │ │ │ │гия выполнения работ по │ │ │ │ │ │ │ │ │профессии │ │ │ │ │ │ │ │1.3.2.│Другие предметы │ │ │ │ │ │ │
│2. │Практическое обучение │ 96 │112 │192 │ 256 │320 │424 │ │2.1. │Производственное обуче- │ │ │ │ │ │ │ │ │ние в мастерских или на │ │ │ │ │ │ │ │ │учебном участке │ │ │ │ │ │ │ │2.2. │Производственная прак- │ │ │ │ │ │ │ │ │тика │ │ │ │ │ │ │ │ │Резерв учебного времени │ │ │ │ │ 15 │ 15 │ │ │Консультации │ 4 │ 6 │ 6 │ 12 │ 12 │ 12 │ │ │Экзамены │ │ 6 │ 6 │ 6 │ 6 │ 6 │ │ │Квалификационный экзамен│ 8 │ 8 │ 8 │ 8 │ 8 │ 8 │ ├──────┼────────────────────────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤ │ │Итого: │152 │231 │317 │ 400 │486 │648 │ └──────┴────────────────────────┴────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┘
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407
ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ, РОДСТВЕННОЕ ИХ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ИЛИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
┌──────┬────────────────────────┬────────────────────────────────┐ │ N │ Курсы, предметы │ Сроки обучения новых рабочих в │ │ п/п │ │ соответствии с Перечнем │ │ │ │ профессий (месяцев) │ │ │ ├──────────┬───────────┬─────────┤ │ │ │ 1 - 2 │ 3 - 4 │ 5 - 6 │ │ │ ├──────────┴───────────┴─────────┤ │ │ │Скорректированная продолжитель- │ │ │ │ность обучения (месяцы) │ │ │ ├──────────┬───────────┬─────────┤ │ │ │ 1 │ 1,5 │ 2 │ │ │ ├──────────┴───────────┴─────────┤ │ │ │ часов в неделю │ ├──────┼────────────────────────┼──────────┬───────────┬─────────┤
│1. │Теоретическое обучение │ │ │ │ │ │по профессии │ │ │ │ │1.1. │Специальный курс │ 34 │ 98 │ 104 │ │1.1.1.│Оборудование и техноло- │ │ │ │ │ │гия выполнения работ по │ │ │ │ │ │профессии │ │ │ │ │1.1.2.│Другие предметы │ │ │ │
│2. │Производственное обуче- │ 104 │ 144 │ 224 │ │ │ние │ │ │ │ │2.1. │Производственное обуче- │ │ │ │ │ │ние в мастерских или на │ │ │ │ │ │учебном участке │ │ │ │ │2.2. │Производственная прак- │ │ │ │ │ │тика │ │ │ │ │ │Консультации │ 6 │ 6 │ 6 │ │ │Квалификационный экзамен│ 8 │ 8 │ 8 │ ├──────┼────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────┤ │ │Итого: │ 152 │ 256 │ 342 │ └──────┴────────────────────────┴──────────┴───────────┴─────────┘
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления