Приказ Генпрокуратуры РФ от 21.12.2007 N 207 (ред. от 27.02.2009) "Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (вместе с "Инструкцией о порядке формирования отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД)", "Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности")
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 декабря 2007 г. N 207
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В целях обеспечения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить действенный надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
2. Установить, что заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур наделяются правом от имени Генерального прокурора Российской Федерации назначать из числа подчиненных работников уполномоченных прокуроров по надзору за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и несут персональную ответственность за организацию надзора.
3. Руководителям прокуратур определить лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.
Обеспечить наличие у уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, к моменту назначения на должность оформленного в установленном порядке допуска к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности.
Копию Приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, направить для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также руководителю вышестоящей прокуратуры.
4. При организации и осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, соблюдения установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, обеспечить законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, принятии должностными лицами решений, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органу дознания и суду.
Установить, что деятельность уполномоченных прокуроров в равной степени должна способствовать как обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, так и выполнению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.
5. Проверки исполнения Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" проводить:
а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора;
в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;
г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
При наличии обращений о нарушении Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе исполнения органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя и определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, проверки проводить уполномоченным прокурорам той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Оперативно-служебные документы (оперативные материалы) об осуществлении органами ФСБ России оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.
В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации изучать только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.
6. Уполномоченным прокурорам при осуществлении надзорных мероприятий необходимо также проверять:
а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;
б) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
Учитывать, что в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, а также организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Строго следовать требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" о том, что оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности или при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;
в) соблюдение обязательности регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы;
г) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд;
е) соблюдение определенного Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечня оперативно-розыскных мероприятий;
ж) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на которые даны судом.
Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;
з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электронной, электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в экстренном режиме.
Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять исключительно при наличии жалоб граждан.
При осуществлении надзора иметь в виду, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
7. При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, основываясь на положениях ст. 21 УПК РФ, в каждом отдельном случае рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.
При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях или недостатках при проведении оперативно-розыскных мероприятий по указанным поручениям либо определениям, уполномоченному прокурору, помимо актов прокурорского реагирования, направлять руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования и поручения в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.
8. В ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов в обязательном порядке проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).
9. Установить, что уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязан:
а) знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включая дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также иные оперативно-служебные документы, необходимые для осуществления надзора за оперативно-розыскной деятельностью;
б) получать письменные объяснения от должностных лиц и сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;
в) предъявлять письменные требования и давать поручения по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам об устранении нарушений закона;
г) решать вопрос об опротестовании незаконных и необоснованных постановлений руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, дознавателю, руководителю следственного органа, органу дознания, в суд;
д) ставить вопрос об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенных в порядке реализации результатов оперативно-розыскной деятельности;
е) решать вопрос об опротестовании противоречащих закону правовых актов руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
ж) решать вопрос о внесении представлений об устранении нарушений закона, допущенных сотрудниками и должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых требовать их отстранения от дальнейшего участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий по конкретным делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам, а также требовать прекращения проведения оперативно-розыскных мероприятий, ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов;
з) при выявлении в ходе проверки повода и основания для возбуждения уголовного дела, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, ставить вопрос о вынесении мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам допущенных нарушений уголовного законодательства.
10. Уполномоченным прокурорам, используя предоставленные им полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц и сотрудников к установленной законом ответственности.
11. В случаях незаконного отказа от выполнения требований уполномоченных прокуроров в зависимости от обстоятельств рассматривать это как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.
12. Руководителям прокуратур обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов.
Возложить на уполномоченных прокуроров персональную ответственность за соблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.
13. Ввести в действие с 1 января 2008 г. отчет о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (приложение 1).
Утвердить Инструкцию о порядке формирования отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (приложение 2) и Инструкцию об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности (приложение 3).
14. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за организацией надзора за оперативно-розыскной деятельностью, составление отчета о работе по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, систематически анализировать материалы проверок и оказывать подчиненным прокурорам необходимую помощь, регулярно организовывать проверки делопроизводства, учета и сохранности документов надзора за оперативно-розыскной деятельностью в подразделениях и органах прокуратуры.
15. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур по итогам полугодия и года (к 25 января и 25 июля) представлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации докладные записки о состоянии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности поднадзорными органами, результатах надзора за оперативно-розыскной деятельностью, с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность.
(в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 27.02.2009 N 55)
Военным прокурорам окружного звена в те же сроки направлять докладные записки в Главную военную прокуратуру.
16. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, не реже одного раза в полугодие осуществлять обобщение практики на этом направлении деятельности. Аналитические справки представлять в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации не позднее 30 января и 30 июля.
(в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 27.02.2009 N 55)
17. Установить, что руководство и контроль за работой прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур по надзору за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
18. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25.04.2000 N 56 "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" считать утратившим силу.
19. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу исполнения наказаний, Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА
к Приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 21.12.2007 N 207
ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРД) за ___________ 20__ г. по ______ району (городу), области, краю, республике Почтовый - полугодовой (годовой, нарастающим итогом) представляется районными (городскими), а также приравненными к ним прокурорами вышестоящему прокурору к 5 числу после отчетного периода
Раздел 1. Проверка оперативно-розыскных материалов ┌───────────────────┬─────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Показатель │Всего│ В том числе в органах │ │ в графе 1 равен │ ├──────────┬────────────┬───────────────┬──────────┬────────┬───────────┬───────────┬────────────┤ │ сумме показателей │ │Внутренних│Федеральной │ Федеральных │Таможенных│ Службы │Федеральной│Федеральной│ Внешней │ │ граф 2 - 9 │ │ дел │ службы │ органах │органах РФ│внешней │ службы │ службы РФ │ разведки │ │ │ │ │безопасности│государственной│ │разведки│исполнения │по контролю│Министерства│ │ │ │ │ │ охраны │ │ РФ │ наказаний │за оборотом│ обороны РФ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │наркотиков │ │ │ ├─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ ├────────────────┬──┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │Проведено │ 1│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │проверок │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼──┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │из них по│ 2│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │жалобам и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │обращениям │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │граждан │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼──┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │Проверено дел│ 3│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │оперативного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │учета и иных│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │оперативно- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │служебных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │материалов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼──┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │Выявлено │ 4│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │нарушений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │законодательства│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │об ОРД: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼──┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │из них│ 5│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │незаконных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │решений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │должностных лиц│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │органов, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │осуществляющих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ОРД │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼──┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │Принесено │ 6│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │протестов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼──┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │Направлено │ 7│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │требований и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │поручений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼──┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │Вынесено │ 8│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │мотивированных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │постановлений о│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │направлении │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │соответствующих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │материалов в│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │следственный │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │орган или орган│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │дознания: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼──┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │из них в│ 9│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │отношении │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │работников, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │осуществляющих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ОРД, за│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │преступления │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │по службе │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼──┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │Внесено │10│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │представлений по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │вопросам │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │нарушения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │законодательства│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │об ОРД и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │незаконных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │решений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │должностных лиц│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │органов, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │осуществляющих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ОРД │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼──┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │По представлению│11│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │прокурора │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │наказано в│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │дисциплинарном │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │порядке │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │сотрудников, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │осуществляющих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ОРД │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────────┴──┴─────┴──────────┴────────────┴───────────────┴──────────┴────────┴───────────┴───────────┴────────────┘
Раздел 2. Рассмотрение жалоб на действия органов, осуществляющих ОРД ┌───────────────┬─────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Показатель в │Всего│ В том числе в органах │ │ графе 1 равен │ ├──────────┬────────────┬───────────────┬──────────┬────────┬───────────┬───────────┬────────────┤ │ сумме │ │Внутренних│Федеральной │ Федеральных │Таможенных│ Службы │Федеральной│Федеральной│ Внешней │ │ показателей │ │ дел │ службы │ органах │органах РФ│внешней │ службы │ службы РФ │ разведки │ │ граф 2 - 9 │ │ │безопасности│государственной│ │разведки│исполнения │по контролю│Министерства│ │ │ │ │ │ охраны │ │ РФ │ наказаний │за оборотом│ обороны РФ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │наркотиков │ │ │ ├─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ ├─────────────┬─┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │Рассмотрено │1│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │жалоб │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────┼─┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │Разрешено │2│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │прокурором │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────┼─┼─────┼──────────┼────────────┼───────────────┼──────────┼────────┼───────────┼───────────┼────────────┤ │в том числе │3│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │удовлетворено│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─────────────┴─┴─────┴──────────┴────────────┴───────────────┴──────────┴────────┴───────────┴───────────┴────────────┘ Составлен в ___ экз. 1 экз. _____________ 2 экз. _____________ 3 экз. _____________ Исх. N ______ Прокурор ________ Исполнитель: ______________________________________________________________ (фамилия и N телефона исполнителя)
составления и представления отчетности
Отчет о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по форме ОРД состоит из двух разделов и заполняется по правилам секретного делопроизводства на основании документов первичного учета прокурором города, района, приравненным к ним военным прокурором и прокурорами иных специализированных прокуратур и дважды в год (за первое полугодие и год) представляется в вышестоящую прокуратуру до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах отчет составляется руководителями подразделений, на которых возложен надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и передается старшему помощнику по оперативному учету и статистике для составления сводного отчета по региону.
Сводный отчет визируется начальниками соответствующих подразделений, которые несут ответственность за полноту и достоверность отчетных данных, обязаны их контролировать и принимать необходимые меры для устранения искажений в отчетности.
Сводный отчет по региону подписывается прокурором субъекта Российской Федерации и представляется в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В главных управлениях и управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, к компетенции которых отнесен надзор за ОРД, Главной военной прокуратуре отчет составляется руководителями подразделений и до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляется в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-инспекторского управления.
Датой представления отчета считается дата его поступления в вышестоящую прокуратуру.
Раздел 1. Проверка оперативно-розыскных материалов (ОРМ)
В этом разделе отражается количество проведенных проверок исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности, количество изученных при этом дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, в том числе по жалобам и обращениям граждан, проведенных прокурорами при реализации своих полномочий по надзору за соблюдением прав человека и гражданина, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени граждан, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прав и законных интересов юридических лиц; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, принятии должностными лицами решений, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд, а также выполнение задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению и установлению виновных; розыску без вести пропавших граждан и лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от уголовного наказания.
В строке 1 раздела 1 отчета указывается общее количество проведенных проверок в названных выше органах.
В строке 2 раздела 1 отчета отдельно выделяется количество проведенных проверок по жалобам и обращениям граждан.
В строке 3 раздела 1 отчета указывается общее количество проверенных оперативно-розыскных материалов в названных выше органах (дела оперативного учета и иные оперативно-служебные материалы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности).
В строке 4 отражается число выявленных нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности.
В строке 5 - количество незаконных решений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (о заведении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, продлении сроков и порядке их ведения, проведении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использовании результатов оперативно-розыскной деятельности и т.п.).
В строке 6 - количество принесенных протестов (на постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве, прекращении оперативной проверки и на другие решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).
В строке 7 - число направленных руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требований и поручений.
В строке 8 - количество мотивированных постановлений о направлении материалов в следственные органы или органы дознания.
В строке 9 - количество мотивированных постановлений о направлении материалов в следственные органы или органы дознания в отношении работников, осуществляющих ОРД, за преступления по службе.
В строке 10 - число внесенных представлений по выявленным нарушениям законодательства об оперативно-розыскной деятельности, в том числе незаконным решениям должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В строке 11 - число наказанных в дисциплинарном порядке по представлению прокурора сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
По графам указанные в строках сведения распределяются в следующем порядке:
в графах 2 - 9 - по органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Раздел 2. Рассмотрение жалоб на действия органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
В разделе 2 учитываются все поступившие в прокуратуру жалобы, заявления и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В строке 1 указывается общее количество рассмотренных прокурором жалоб на нарушения законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
в строке 2 - количество всех жалоб, разрешенных прокурором, т.е. удовлетворенных, отклоненных, а также любых других жалоб, по которым прокурором даны разъяснения либо принято иное решение по существу;
в строке 3 - количество жалоб, которые удовлетворены и по которым прокурором приняты меры к устранению нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности.
В графе 1 приводятся общие сведения, указанные в строках 1 - 3, а в графах 2 - 9 - сведения по органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Перечень подлежащих проверке контрольных
и логических равенств в отчете формы ОРД
Раздел 1. Проверка оперативно-розыскных материалов
Сумма показателей граф 2 - 9 во всех строках должна быть равна показателям графы 1.
Во всех графах показатели строки 1 должны быть больше или равны показателям строки 2.
Показатели строки 4 больше или равны показателям строки 5.
Показатели строки 4 больше или равны показателям строки 6.
Показатели строки 8 больше или равны показателям строки 9.
Раздел 2. Рассмотрение жалоб на действия органов, осуществляющих ОРД
Показатели графы 1 по всем строкам должны быть равны сумме показателей граф 2 - 9.
Во всех графах показатели строки 1 должны быть больше или равны показателям строки 2; показатели строки 2 - больше или равны показателям строки 3.
Отдел информационного обеспечения
информационно-аналитического управления
Главного организационно-
инспекторского управления
Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
к Приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 21.12.2007 N 207
О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТА О РАБОТЕ ПРОКУРОРА
ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРД)
Статистическая отчетность о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности предусматривает отражение необходимых данных о результатах проверки поступивших в прокуратуру материалов, информации и обращений граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также установленного порядка их проведения и законности принимаемых при этом решений руководителями органов, осуществляющих такую деятельность.
На основании части первой статьи 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации,
2. Органов Федеральной службы безопасности,
3. Федеральных органов государственной охраны,
4. Таможенных органов Российской Федерации,
5. Службы внешней разведки Российской Федерации,
6. Федеральной службы исполнения наказаний,
7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов.
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с сотрудниками органов Федеральной службы исполнения наказаний оперативно-розыскные мероприятия в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
к Приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 21.12.2007 N 207
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
ПО ДОКУМЕНТАМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Настоящая Инструкция устанавливает единую систему делопроизводства в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах по документам оперативно-розыскной деятельности, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (далее - секретные сведения).
2. Делопроизводство ведется работниками, на которых приказом соответствующего прокурора возложен надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Все работники, имеющие непосредственное отношение к документам по оперативно-розыскной деятельности, должны иметь соответствующий допуск к секретным сведениям (далее - уполномоченные прокуроры, уполномоченные работники).
3. Документы оперативно-розыскной деятельности не подлежат разглашению. Работа с ними допускается в отдельных служебных кабинетах, оборудованных пожарно-охранной сигнализацией. Переговоры открытыми средствами связи (телефон, радио), передача их телеграфом, телетайпом, факсом запрещается. Разглашение секретных сведений, утрата документов, содержащих такие сведения, влечет установленную законом ответственность.
4. Ответственность за состояние делопроизводства в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры, прокуратурах субъектов Российской Федерации, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах и прокуратурах городов и районов несут их руководители.
II. Прием, регистрация, прохождение документов
1. Документы, в том числе доставленные непосредственно работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принимаются уполномоченными работниками.
В районных и приравненных к ним прокуратурах прием документов осуществляется прокурором.
2. Оперативно-служебные документы, а также жалобы на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регистрируются в журнале учета (приложение 1) и незамедлительно передаются уполномоченному прокурору.
Листы журнала должны быть пронумерованы, прошиты и опечатаны печатью режимно-секретного подразделения (РСП).
При получении корреспонденции проверяется целостность упаковки и оттиски печатей, при вскрытии пакетов - соответствие указанных на них учетных номеров номерам, находящимся на документе, количество листов в приложении, количество экземпляров.
3. Зарегистрированные документы и жалобы рассматриваются и разрешаются по общим правилам работы с документами, содержащими секретные сведения.
III. Составление документов, формирование их в дела
и надзорные производства
1. При составлении документов необходимо ограничиваться минимальными, действительно необходимыми секретными сведениями. Запрещается использовать закрытую информацию в несекретной служебной переписке.
При определении степени секретности необходимо руководствоваться Перечнями сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, руководители которых распоряжением Президента Российской Федерации от 16.04.2005 N 151-рп наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
2. Гриф секретности присваивается документу его исполнителем на основе тщательной оценки степени секретности сведений, содержащихся в этом документе. Гриф проставляется на первом (титульном) листе в правом верхнем углу.
3. Ответственность за правильное присвоение грифа секретности документам несут исполнители и руководители, подписывающие или утверждающие эти документы.
4. Рассекречиванию подлежат документы только на основании постановления руководителя органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
5. Жалобы, принятые к производству, и другие материалы группируются в надзорных производствах (делах). По одному и тому же делу (вопросу) заводится одно надзорное производство (дело).
6. Надзорное производство (дело) ведется и учитывается по правилам ведения секретного делопроизводства, предусмотренным Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1.
7. Для ведения записей, содержащих секретные сведения, выписок из документов исполнителям выдаются учтенные в РСП рабочие тетради.
8. Печатание документов производится непосредственно исполнителями либо поручается машинистке, имеющей соответствующий допуск к секретным сведениям. Использование средств вычислительной техники (СВТ) допускается после выполнения требований по обеспечению безопасности информации. Использование СВТ, имеющей выход в открытые коммуникационные сети, запрещается.
Ответственность за обеспечение защиты секретной информации возлагается на работника, производящего ее обработку с использованием СВТ.
Снятие копий и производство выписок из документов допускается с разрешения прокуроров - руководителей прокуратур, их заместителей.
9. Исполненные документы пересылаются секретной почтой либо вручаются под роспись сотруднику органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с отметкой в журнале учета (приложение 1).
Если документы приобщаются в установленном процессуальным законом порядке к материалам уголовного дела, то в надзорном производстве и в журнале учета (приложение 1) об этом делается соответствующая отметка.
IV. Обеспечение сохранности документов
1. Документы, надзорные производства, журнал (книга) учета хранятся в сейфах у уполномоченных прокуроров и работников, которые обеспечивают их сохранность.
В нерабочее время сейфы и кабинеты опечатываются.
Хранение документов, дел и надзорных производств в письменных столах запрещается.
2. Лицам, командируемым в другие организации, запрещается иметь при себе в пути следования документы, содержащие секретные сведения. Такие документы должны заранее пересылаться в адрес РСП организации.
Как исключение, лицу, направляемому в другую организацию в пределах данного населенного пункта, разрешается брать с собой для подписания или работы документы, содержащие секретные сведения. Доставка таких документов производится на ведомственном транспорте.
3. Срок хранения надзорных производств устанавливается соответственно срокам хранения уголовных дел и материалов, по которым проводились оперативно-розыскные мероприятия. Журналы учета хранятся не менее 5 лет.
Уничтожение документов и журнала учета производится комиссией уполномоченных прокуроров и работников с составлением соответствующего акта. После его подписания все документы уничтожаются путем сжигания либо специально предназначенными для этого техническими средствами, исключающими возможность восстановления и прочтения текстов или их фрагментов.
1. Делопроизводство по документам оперативно-розыскной деятельности является основой для составления статистического отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД).
2. Документами первичного учета работы прокурора служат: журнал или книга учета (приложения 1, 2), надзорные производства, а также дела (наряды), формируемые на основании примерной номенклатуры нарядов (дел) по документам оперативно-розыскной деятельности (приложение 3), материалы непосредственных проверок, акты прокурорского реагирования и иные документы.
3. Данная система первичного учета ориентирована на ведение его как в прокуратурах районного звена, так и в аппаратах прокуратур республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратур (на правах областных), в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Едиными для всех звеньев органов прокуратуры являются: книга учета работы прокурора по надзору за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (приложение 2) и статистическая карточка на жалобу.
4. Ответственность за организацию работы по первичному учету возлагается на руководителя прокуратуры, за подписью которого представляется статистическая отчетность, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - на начальника соответствующего структурного подразделения.
Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
Отдел информационного обеспечения
информационно-аналитического управления
Главного организационно-
инспекторского управления
Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
к Инструкции
на двух листах)
ПОСТУПИВШИХ И ИСПОЛНЕННЫХ В ПРОКУРАТУРЕ ДОКУМЕНТОВ (ЖАЛОБ)
ПО ВОПРОСАМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
┌───────────┬────────────┬────────────┬──────────┬──────┬───────────┬──────────┬───────┬─────┐ │Дата пос- │Дата и номер│Наименование│Количество│Испол-│ Дата и │Индекс, │Отметка│При- │ │тупления и │исполненного│ документа, │ листов │нитель│ расписка │номер │об │меча-│ │номер до- │в прокурату-│ краткое ├─────┬────┤ ├─────┬─────┤надзорного│унич- │ние │ │кумента │ре документа│ содержание │доку-│при-│ │в │в │производ- │тожении│ │ │(входящий),│(исходящий),│ │мента│ло- │ │полу-│воз- │ства, да- │ │ │ │откуда │куда направ-│ │ │же- │ │че- │врате│та, куда │ │ │ │поступил │лен │ │ │ния │ │нии │ │подшит │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │документ │ │ │ ├───────────┼────────────┼────────────┼─────┼────┼──────┼─────┼─────┼──────────┼───────┼─────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ ├───────────┼────────────┼────────────┼─────┼────┼──────┼─────┼─────┼──────────┼───────┼─────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────┼────────────┼────────────┼─────┼────┼──────┼─────┼─────┼──────────┼───────┼─────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └───────────┴────────────┴────────────┴─────┴────┴──────┴─────┴─────┴──────────┴───────┴─────┘
к Инструкции
на двух листах)
РАБОТЫ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
┌─────┬────────┬──────┬───────┬────────┬───────────────────────────────────────────────┬────────────────┐ │Номер│Наиме- │Дата │Прове- │Количе- │ По выявленным нарушениям │ │ │про- │нование │выпол-│рено │ство вы-├──────┬────────┬─────────┬───────┬─────┬───────┼──────────┬─────┤ │верки│органа, │нения │опера- │явленных│при- │подгото-│вынесено │в от- │вне- │по │Резуль- │При- │ │ │в кото- │дейст-│тивно- │незакон-│несено│влено │постанов-│ношении│сено │пред- │таты рас- │ме- │ │ │ром про-│вия и │розыск-│ных ре- │проте-│письмен-│лений о │работ- │пред-│ставле-│смотрения │чание│ │ │води- │N │ных ма-│шений │стов │ных тре-│направле-│ников, │став-│ниям │протестов,│ │ │ │лась │дела │териа- │ │ │бований │нии соот-│осуще- │лений│нака- │представ- │ │ │ │проверка│(наря-│лов │ │ │и пору- │ветству- │ствля- │ │зано в │лений │ │ │ │ │да) │ │ │ │чений об│ющих ма- │ющих │ │дисци- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │устране-│териалов │ОРД, за│ │плинар-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │нии на- │в след- │прес- │ │ном по-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │рушений │ственный │тупле- │ │рядке │ │ │ │ │ │ │ │ │ │законов │орган или│ния по │ │работ- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │орган │службе │ │ников │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │дознания,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │из них: │ │ │ │ │ │ ├─────┼────────┼──────┼───────┼────────┼──────┼────────┼─────────┼───────┼─────┼───────┼──────────┼─────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ ├─────┼────────┼──────┼───────┼────────┼──────┼────────┼─────────┼───────┼─────┼───────┼──────────┼─────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────┼────────┼──────┼───────┼────────┼──────┼────────┼─────────┼───────┼─────┼───────┼──────────┼─────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─────┴────────┴──────┴───────┴────────┴──────┴────────┴─────────┴───────┴─────┴───────┴──────────┴─────┘
к Инструкции
НАРЯДОВ (ДЕЛ) ПО ДОКУМЕНТАМ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Переписка с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
2. Переписка о состоянии прокурорского надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности, справки о результатах проверок органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
3. Представления, протесты, письменные указания, постановления о возбуждении уголовного дела и о возбуждении производства об административных правонарушениях и переписка по ним.
Примечание. В зависимости от документооборота возможно ведение либо единого дела по всем органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, либо отдельно по каждому органу.
4. Статистические отчеты о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности:
а) годовые - срок хранения постоянно;
б) полугодовые - срок хранения по миновании надобности.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления