Законодательство РФ

Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 N 1730 (ред. от 13.07.2024) "Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство"


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2022 г. N 1730

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРОИТЕЛЬСТВО"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую комплексную государственную программу Российской Федерации "Строительство".

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН




Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 сентября 2022 г. N 1730

КОМПЛЕКСНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРОИТЕЛЬСТВО"


Стратегические приоритеты и цели в сфере комплексной

государственной программы Российской

Федерации "Строительство"


I. Оценка текущего состояния сферы строительства

и управления государственными капитальными вложениями

Строительная отрасль имеет существенное значение в развитии России, оказывая прямое влияние на экономический потенциал страны и обеспечивая повышение уровня и качества жизни населения, развитие реального сектора экономики и сектора услуг.

Сфера строительства охватывает различные области, включая социальную, коммунальную, транспортную, промышленную, сельскохозяйственную, энергетическую и другие области, функционирование которых напрямую влияет на возможности повышения благополучия граждан посредством улучшения жилищных условий, создания рабочих мест, производства продукции, развития логистики и иных направлений.

На сегодняшний день строительный сектор имеет значительный потенциал для ускорения темпов развития российской экономики.

По данным Федеральной службы государственной статистики, объем работ по виду деятельности "Строительство" в 2021 году составил порядка 10,8 трлн. рублей (прирост на 6 процентов к 2020 году, в сопоставимых ценах).

Строительная отрасль объединяет более 480 тыс. строительных организаций и формирует около 6 процентов совокупной валовой добавленной стоимости по экономике в целом. Валовая добавленная стоимость строительной отрасли (в сопоставимых ценах) в 2021 году была на 1,9 процента выше уровня 2011 года, что говорит о наличии потенциала для увеличения доли строительной отрасли в валовом внутреннем продукте страны.

На примере 2020 года объем капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности составил порядка 1 трлн. рублей за счет средств федерального бюджета.

В 2020 - 2022 годах плановый объем инвестиций по федеральной адресной инвестиционной программе (далее - адресная программа) составил порядка 2370 млрд. рублей (без учета государственного оборонного заказа), из них в 2020 году - 739 млрд. рублей, в 2021 году - 746 млрд. рублей, в 2022 году - 885 млрд. рублей.

Указанных средств недостаточно для финансового обеспечения в полном объеме новых объектов капитального строительства, предлагаемых главными распорядителями бюджетных средств к включению в адресную программу, при одновременном включении в нее переходящих объектов капитального строительства.

В то же время за последние годы наблюдается рекордно низкий объем ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных в адресную программу.

Так, по итогам реализации адресной программы в 2021 году было введено 148 объектов капитального строительства (63,5 процента объектов, предусмотренных к вводу в рамках адресной программы).

Кроме того, не стоит забывать о наличии большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета, среди которых есть объекты социального назначения.

По данным единой межведомственной информационно-статистической системы, сформированным на основе сведений об использовании бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), включенные в адресную программу, по итогам 2020 года не завершено строительство более 2094 объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности, финансирование которых осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета. Так, строительство 1724 объектов продолжается, в том числе 933 объектов в рамках адресной программы, строительство 256 объектов приостановлено или законсервировано и строительство 114 объектов окончательно прекращено.

Строительная отрасль в настоящее время претерпевает некоторые трудности, вызванные в первую очередь низкой внешней инвестиционной активностью и санкционным давлением на российскую экономику, а также волатильностью цен на строительные ресурсы.

За период 2020 - 2022 годов достигнуты следующие основные результаты, оказывающие влияние на строительную отрасль:

создана публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", к функциям которой относится обеспечение строительства, реконструкции за счет средств федерального бюджета объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;

расширены основания для перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы, между годами и (или) объектами капитального строительства, мероприятиями (укрупненными инвестиционными проектами), объектами недвижимого имущества;

введена практика опережающего финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета строительства, реконструкции объектов капитального строительства, прежде всего в рамках дорожной деятельности, что позволяет ускорить строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;

реализованы мероприятия по компенсации в 2022 году за счет средств федерального бюджета удорожания строительства, реконструкции объектов капитального строительства в связи с ростом цен на строительные ресурсы;

запущен механизм финансирования инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

установлены правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета;

внедрена возможность направления застройщиками (техническими заказчиками) изменений, внесенных в проектную документацию, на повторную экспертизу, осуществляемую в форме экспертного сопровождения.

Вместе с тем в сфере реализации комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство" (далее - Программа) сохраняются следующие основные проблемы:

дефицит финансирования ежегодно формируемой адресной программы;

низкий уровень ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета;

строительство объектов капитального строительства с низкими технико-экономическими показателями и энергоэффективностью;

недостаточность принятых мер по обеспечению сбалансированности адресной программы для достижения результатов, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации;

длительность процедуры принятия решений об осуществлении капитальных вложений и включения объектов капитального строительства в адресную программу, а также перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы;

наличие большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета;

позднее (во втором полугодии) принятие бюджетных обязательств, низкий уровень кассового исполнения бюджета по расходам, связанным с капитальными вложениями, и высокий объем остатков неиспользуемых бюджетных ассигнований на указанные цели по итогам финансового года.

В 2023 году внесены изменения в процесс управления капитальными вложениями, согласно которым предоставление субсидий и (или) осуществление бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета в объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества взамен ранее действующего механизма формирования и реализации адресной программы осуществляется в соответствии с реестром объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета (далее - реестр объектов).


II. Описание приоритетов и целей государственной политики

в сфере строительства и управления государственными

капитальными вложениями

Строительная отрасль является двигателем восстановления экономики при преодолении последствий кризисных явлений.

Программа направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями в увязке с иными государственными программами Российской Федерации, содержащими цели и задачи строительства, реконструкции объектов капитального строительства и реализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), а также с не включенными в состав государственных программ Российской Федерации направлениями деятельности федеральных государственных органов и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, соответствующими сфере (отрасли) реализации Программы и подлежащими дополнительному отражению в ней.

Приоритеты и цели государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями сформированы с учетом целей и показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, в том числе в следующих документах:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р;

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р.

Приоритетами государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями являются:

увеличение объемов строительства объектов современной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан;

обеспечение долгосрочной сбалансированности реестра объектов.

На достижение указанных приоритетов направлены следующие цели государственной политики, которые должны быть достигнуты при реализации Программы:

увеличение к 2027 году не менее чем в 1,5 раза объема ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных (подлежащих включению) в реестр объектов, по отношению к объему ввода таких объектов в 2022 году;

сокращение к 2027 году не менее чем в 2 раза количества незавершенных объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.


III. Задачи государственного управления и обеспечения

национальной безопасности Российской Федерации в сфере

строительства и управления государственными капитальными

вложениями, способы их эффективного решения

Основными задачами Программы являются:

обеспечение развития систем коммунальной инфраструктуры, а также транспортной, социальной, туристической и иной инфраструктуры, в том числе необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах, путем строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства, приобретения объектов недвижимого имущества, сведения о которых включены в реестр объектов;

повышение уровня транспортной безопасности;

минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду;

экологическое оздоровление водных объектов.

Способами эффективного решения указанных задач в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями являются:

переход к среднесрочному (пятилетнему) планированию капитальных вложений, осуществляемых с привлечением средств федерального бюджета, путем формирования перечня объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества;

сокращение сроков и оптимизация процедур принятия решений (в том числе с исключением избыточных) при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, а также процедур перераспределения бюджетных ассигнований на указанные цели;

сокращение инвестиционно-строительного цикла;

цифровизация процедур, применяемых при управлении государственными капитальными вложениями;

расширение механизмов опережающего строительства и досрочного ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию;

создание и ведение федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, а также реализация мероприятий по сокращению количества таких объектов.


IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными

целями развития Российской Федерации на период до 2030 года

Достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года осуществляется путем решения таких задач, как создание и развитие систем коммунальной инфраструктуры, создание и развитие транспортной, социальной и туристической инфраструктуры.


V. Задачи обеспечения достижения показателей

социально-экономического развития субъектов Российской

Федерации, входящих в состав приоритетных территорий,

уровень которых должен быть выше среднего уровня

по Российской Федерации

Задачами Программы по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (включая сельские территории субъектов Российской Федерации), входящих в состав приоритетных территорий, являются создание и развитие современных систем коммунальной инфраструктуры, а также современной транспортной, социальной и туристической инфраструктуры, обеспечивающей комфортные условия для жизни граждан в указанных субъектах Российской Федерации.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления