Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2080 "О порядке подтверждения компетентности эксперта-аудитора и требованиях к экспертам-аудиторам" (вместе с "Правилами подтверждения компетентности эксперта-аудитора")
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 ноября 2021 г. N 2080
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКСПЕРТА-АУДИТОРА И ТРЕБОВАНИЯХ
К ЭКСПЕРТАМ-АУДИТОРАМ
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 26 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
Правила подтверждения компетентности эксперта-аудитора (далее - Правила);
требования к экспертам-аудиторам.
2. Работники органов по сертификации, принимающие участие в работах по подтверждению соответствия, сведения о которых содержатся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации до вступления в силу настоящего постановления и которые на дату вступления в силу настоящего постановления не подтвердили компетентность эксперта-аудитора согласно Правилам, считаются экспертами-аудиторами, и сведения о них подлежат включению в единый реестр экспертов-аудиторов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. N 1923 "О порядке формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов".
3. Установить, что работники органов по сертификации, указанные в пункте 2 настоящего постановления, должны подтвердить свою компетентность в порядке, определенном Правилами, в сроки, определяемые в соответствии с методикой определения сроков прохождения процедуры подтверждения компетентности, утверждаемой Федеральной службой по аккредитации, но не позднее чем по истечении 3 лет со дня их включения в единый реестр экспертов-аудиторов.
4. Установить, что до 1 марта 2023 г.:
заявления и прилагаемые к ним документы и сведения, предусмотренные пунктами 3, 5, 6, 18, 27 и 32 Правил, направляются претендентом или руководителем органа по сертификации (уполномоченным лицом) в национальный орган по аккредитации на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством электронной приемной национального органа по аккредитации;
уведомления, предусмотренные пунктами 9, 12, 13, 16, 22, 24, 31, 34 и 38 Правил, направляются претенденту или в орган по сертификации национальным органом по аккредитации на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или на адрес электронной почты, указанный в соответствующем заявлении либо в реестре аккредитованных лиц.
5. Федеральной службе по аккредитации до 1 марта 2022 г. утвердить методику, указанную в пункте 3 настоящего постановления.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., за исключением пункта 5 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 2080
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКСПЕРТА-АУДИТОРА
1. Настоящие Правила определяют порядок подтверждения компетентности эксперта-аудитора, участвующего в работах по обязательной сертификации, выполняемых органом по сертификации, аккредитованным в национальной системе аккредитации (далее - орган по сертификации), осуществляемого в форме аттестации в соответствии с настоящими Правилами.
2. Подтверждение компетентности эксперта-аудитора проводится национальном органом по аккредитации в отношении физических лиц на соответствие их требованиям к экспертам-аудиторам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080 "Об утверждении Правил подтверждения компетентности эксперта-аудитора и требований к экспертам-аудиторам" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080), претендующих на аттестацию в качестве эксперта-аудитора.
3. Для подтверждения компетентности эксперта-аудитора и его аттестации в национальный орган по аккредитации направляется заявление об аттестации в качестве эксперта-аудитора (далее - заявление) лицом, претендующим на получение статуса эксперта-аудитора (далее - претендент), или руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является претендент.
Заявление направляется с использованием функциональных возможностей федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее - информационная система).
4. В заявлении указывается следующая информация:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии) претендента;
б) адрес места жительства претендента;
в) данные документа, удостоверяющего личность претендента;
г) номер (номера) телефона и адрес (адреса) электронной почты претендента;
д) страховой номер индивидуального лицевого счета претендента;
е) индивидуальный номер налогоплательщика;
ж) заявляемая область деятельности эксперта-аудитора, содержащая наименования объектов сертификации и сведения о технических регламентах и (или) документах по стандартизации, устанавливающих требования к таким объектам сертификации (далее - область деятельности);
з) наименование органа по сертификации, работником которого является претендент, номер записи в реестре аккредитованных лиц органа по сертификации;
и) дата составления заявления.
5. К заявлению прилагаются следующие документы и сведения в электронной форме, включая электронные документы и (или) электронные образы документов:
а) подтверждающие наличие у претендента высшего образования либо дополнительного профессионального образования по специальности и (или) направлению подготовки или ученой степени по научной специальности, соответствующей заявляемой области деятельности;
б) подтверждающие получение претендентом дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции, соответствующей области деятельности эксперта-аудитора, полученные не позднее одного года, предшествующего дате подачи заявления;
в) заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности претендента, полученные в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, подтверждающие наличие опыта работы в заявленной области деятельности;
г) согласие претендента на обработку его персональных данных;
д) сведения о допуске к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, подтверждающих наличие у претендента указанного допуска (при наличии);
е) согласие претендента на прохождение аттестации в качестве эксперта-аудитора в заявленной области деятельности.
6. Документы, оформленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
7. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения в электронной форме, включая электронные документы и (или) электронные образы документов, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
8. Документы и сведения, указанные в пункте 5 настоящих Правил, ранее представленные в установленном порядке органом по сертификации в информационную систему в качестве сведений о работниках аккредитованного лица, принимающих участие в работах в соответствии с областью аккредитации, к заявлению не прилагаются, за исключением случаев, когда в такие документы и сведения были внесены изменения после их представления в информационную систему.
9. В случае отсутствия в заявлении информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, либо непредставления документов, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящих Правил (за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил), национальный орган по аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и прилагаемых к нему документов возвращает их без рассмотрения в орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы и уведомляет о причине отказа в рассмотрении.
10. В случае если на момент поступления заявления в национальный орган по аккредитации на рассмотрении в национальном органе по аккредитации уже находится заявление в отношении того же претендента в отношении одной и той же области деятельности, вновь поступившее заявление возвращается без рассмотрения в порядке, установленном пунктом 9 настоящих Правил.
В случае если на момент поступления заявления в национальный орган по аккредитации на рассмотрении в национальном органе по аккредитации уже находится заявление в отношении того же претендента в отношении другой области деятельности, аттестация претендента по заявленным областям деятельности осуществляется в рамках проведения разных квалификационных экзаменов по каждому заявлению.
11. Национальный орган по аккредитации в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов и сведений осуществляет их проверку в целях подтверждения соответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080.
В ходе проверки используются в том числе содержащиеся в информационной системе и имеющиеся у национального органа по аккредитации сведения об органах по сертификации, о результатах их деятельности, работниках органов по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия в соответствии с областью аккредитации, результатах контрольных (надзорных) мероприятий в отношении органов по сертификации и подтверждения компетентности органов по сертификации, работником которых является или являлся претендент.
12. В случае выявления несоответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080, и (или) недостоверности информации, представленной в заявлении, а также документов и сведений, прилагаемых к заявлению, национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аттестации претендента, о чем в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы с указанием причины отказа в аттестации.
13. В случае соответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080, национальный орган по аккредитации принимает решение о допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена и направляет заявление с прилагаемыми документами и сведениями в аттестационную комиссию и в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы.
14. В целях проведения квалификационного экзамена при национальном органе по аккредитации создается аттестационная комиссия, осуществляющая свою деятельность на основе Положения об аттестационной комиссии, утверждаемого совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и устанавливающего в том числе порядок принятия решений, указанных в пунктах 24 и 30 настоящих Правил (далее - Положение).
Аттестационная комиссия состоит из постоянных и приглашенных членов. Состав аттестационной комиссии утверждается в соответствии с Положением.
Состав приглашенных членов аттестационной комиссии утверждается национальным органом по аккредитации не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения квалификационного экзамена.
За проведение аттестации, в том числе периодической или внеочередной, плата не взимается.
15. Аттестационная комиссия в течение 3 рабочих дней после принятия решения, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, принимает в соответствии с Положением решение о проведении квалификационного экзамена и назначает место, дату и время его проведения.
16. Национальный орган по аккредитации уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы о решении аттестационной комиссии о допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена, а также о месте, дате и времени его проведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
17. Квалификационный экзамен проводится не позднее 90 календарных дней со дня принятия аттестационной комиссией решения о проведении квалификационного экзамена.
18. Претендент или руководитель (уполномоченное лицо) органа по сертификации, работником которого является претендент, в течение 10 рабочих дней со дня направления национальным органом по аккредитации уведомления, указанного в пункте 16 настоящих Правил, вправе направить в электронном виде в национальный орган по аккредитации заявление в свободной форме с просьбой об изменении даты и времени проведения квалификационного экзамена, но не более 2 раз в рамках одного заявления.
19. При проведении квалификационного экзамена аттестационная комиссия руководствуется порядком проведения квалификационного экзамена, перечнем вопросов экзаменационных билетов для квалификационного экзамена и методическими рекомендациями по проверке практических навыков физического лица, претендующего на аттестацию в качестве эксперта-аудитора, утвержденными национальным органом по аккредитации.
Квалификационный экзамен проводится в форме тестирования, ответов на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, собеседования, а также проверки практических навыков претендента с целью проверки соответствия претендента специальным требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080.
20. Решение аттестационной комиссии принимается по результатам проведения квалификационного экзамена большинством голосов ее членов.
21. Результат проведения квалификационного экзамена оформляется протоколом заседания аттестационной комиссии. Претендент вправе ознакомиться с результатами квалификационного экзамена и решением аттестационной комиссии непосредственно после окончания квалификационного экзамена.
22. В случае признания претендента аттестационной комиссией сдавшим квалификационный экзамен национальный орган по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола заседания аттестационной комиссии принимает решение об аттестации эксперта-аудитора, уведомляет о принятом решении претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы, а также обеспечивает внесение сведений и документов об эксперте-аудиторе в единый реестр экспертов-аудиторов в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. N 1923 "О порядке формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов" (далее - единый реестр).
23. Эксперт-аудитор осуществляет свою деятельность (участвует в работах по обязательной сертификации) с даты внесения сведений и документов в единый реестр в период действия аттестации и в области деятельности, подтвержденной по результатам аттестации и включенной в единый реестр.
24. В случае признания претендента аттестационной комиссией не сдавшим квалификационный экзамен, в том числе в случае неявки претендента на квалификационный экзамен без уважительных причин, национальный орган по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола аттестационной комиссии в соответствии с Положением принимает решение об отказе в аттестации эксперта-аудитора и уведомляет об этом претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы. В отношении указанного претендента повторное заявление в той же самой области деятельности эксперта-аудитора может быть подано в национальный орган по аккредитации не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня принятия национальным органом по аккредитации решения об отказе в аттестации эксперта-аудитора.
25. Периодическая аттестация эксперта-аудитора осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 24 настоящих Правил, не реже одного раза в 3 года.
При этом к заявлению помимо документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, должны быть приложены документы, подтверждающие прохождение экспертом-аудитором повышения квалификации в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции, полученные не позднее одного года, предшествующего дате подачи заявления.
26. Область деятельности эксперта-аудитора расширяется в порядке, установленном в пунктах 3 - 24 настоящих Правил.
27. Область деятельности эксперта-аудитора сокращается на основании заявления о сокращении области деятельности эксперта-аудитора, содержащего информацию, указанную в пункте 4 настоящих Правил, и направляемого в национальный орган по аккредитации экспертом-аудитором или руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, с использованием информационной системы.
В случае подачи заявления о сокращении области деятельности эксперта-аудитора руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, к такому заявлению прилагается согласие эксперта-аудитора на сокращение области деятельности.
28. В случае если заявление о сокращении области деятельности эксперта-аудитора подается экспертом-аудитором, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта-аудитора.
В случае если заявление о сокращении области деятельности эксперта-аудитора подается руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
29. Национальный орган по аккредитации обеспечивает внесение в единый реестр сведений о сокращении области деятельности эксперта-аудитора в течение 10 рабочих дней со дня поступления в национальный орган по аккредитации заявления, указанного в пункте 27 настоящих Правил.
30. В случае выявления по результатам федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц фактов нарушения экспертом-аудитором правил и процедур обязательной сертификации национальный орган по аккредитации в течение 5 рабочих дней с даты выявления таких фактов в соответствии с Положением принимает решение о приостановлении действия аттестации эксперта-аудитора и вносит соответствующие сведения в единый реестр в установленном порядке.
31. Национальный орган по аккредитации уведомляет эксперта-аудитора и орган по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, о принятом решении о приостановлении действия аттестации эксперта-аудитора с использованием информационной системы в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
32. Эксперт-аудитор или руководитель (уполномоченное лицо) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, в течение 7 рабочих дней со дня направления национальным органом по аккредитации уведомления, указанного в пункте 31 настоящих Правил, направляет в национальный орган по аккредитации с использованием информационной системы заявление о проведении внеочередной аттестации эксперта-аудитора в порядке, установленном пунктами 3 - 24 настоящих Правил, либо заявление о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора.
33. В случае если заявление о проведении внеочередной аттестации эксперта-аудитора или заявление о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора подается экспертом-аудитором, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта-аудитора.
В случае если указанные заявления подаются руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, такие заявления подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
34. Решение о возобновлении действия аттестации эксперта-аудитора принимает национальный орган по аккредитации по результатам прохождения экспертом-аудитором внеочередной аттестации в порядке, установленном пунктами 3 - 24 настоящих Правил, и уведомляет о принятом решении эксперта-аудитора и орган по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, с использованием информационной системы в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
35. Основанием для прекращения действия аттестации эксперта-аудитора является:
а) неподтверждение компетентности эксперта-аудитора в порядке, установленном настоящими Правилами;
б) отказ или уклонение эксперта-аудитора от прохождения периодической или внеочередной аттестации;
в) невыполнение экспертом-аудитором или органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, требований, предусмотренных пунктом 32 настоящих Правил;
г) невыполнение экспертом-аудитором требований, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил;
д) наличие у национального органа по аккредитации сведений о невыполнении экспертом-аудитором в течение одного года работ по обязательной сертификации, а также отсутствие в национальном органе по аккредитации в течение одного года сведений о документах, подписанных экспертом-аудитором;
е) изменение требований к экспертам-аудиторам, если соответствие этим требованиям не подтверждено экспертом-аудитором в установленный срок;
ж) принятие решений органа государственного контроля (надзора) и (или) национального органа по аккредитации о признании в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 19 июня 2021 г. N 936 "О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными", недействительными 2 и более сертификатов соответствия, подписанных экспертом-аудитором в течение 2 лет, предшествующих проведению аттестации и подтверждению компетентности эксперта-аудитора;
з) поступление в национальный орган по аккредитации от эксперта-аудитора или органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, заявления о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора, которое составляется в свободной форме и направляется в электронном виде с использованием информационной системы.
В случае представления органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, заявления о прекращении аттестации эксперта-аудитора к такому заявлению прилагается согласие эксперта-аудитора на прекращение аттестации;
и) выявление факта представления заведомо ложных документов и сведений, представленных экспертом-аудитором или органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, в национальный орган по аккредитации;
к) смерть эксперта-аудитора либо признание его безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу.
36. Сведения, указанные в подпункте "к" пункта 35 настоящих Правил, передаются в национальный орган по аккредитации органом по сертификации, работником которого являлся эксперт-аудитор.
Национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении аттестации эксперта-аудитора в течение 5 рабочих дней со дня представления указанных в подпункте "к" пункта 35 настоящих Правил сведений и обеспечивает внесение соответствующей информации в единый реестр в установленном порядке.
37. Решение о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора в соответствии с подпунктами "а" - "ж" и "и" пункта 35 настоящих Правил принимается национальным органом по аккредитации с учетом результатов рассмотрения вопроса о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора на заседании аттестационной комиссии.
38. Национальный орган по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении аттестации эксперта-аудитора уведомляет эксперта-аудитора (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "к" пункта 35 настоящих Правил) и орган по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, о принятом решении с использованием информационной системы.
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 2080
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ-АУДИТОРАМ
1. Эксперт-аудитор должен соответствовать следующим требованиям:
а) иметь высшее образование либо дополнительное профессиональное образование по специальности и (или) направлению подготовки или ученую степень по научной специальности, соответствующей области деятельности эксперта-аудитора при проведении работ по обязательной сертификации;
б) иметь опыт работы по обязательному подтверждению соответствия продукции в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации не менее 3 лет;
в) повышать квалификацию в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции по профилю деятельности эксперта-аудитора, не реже одного раза в 3 года;
г) иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне (в случае если выполнение работ по обязательной сертификации связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну).
2. Эксперт-аудитор должен обладать общими знаниями:
законодательства Российской Федерации, а также международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза в области технического регулирования и аккредитации;
терминов и определений в области оценки соответствия;
3. Эксперт-аудитор должен обладать следующими специальными знаниями в области проведения работ по обязательной сертификации по заявленной области деятельности эксперта-аудитора:
положений нормативных правовых актов Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, устанавливающих требования к проведению работ по подтверждению соответствия;
требований технических регламентов, документов по стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия, включенных в область деятельности эксперта-аудитора.
4. Эксперт-аудитор должен обладать следующими специальными навыками:
отбор образцов для исследований (испытаний) и измерений;
анализ и оценка результатов исследований (испытаний) и измерений;
анализ состояния производства;
оформление документов по результатам сертификации;
проведение работ по контролю за сертифицированной продукцией.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления