Постановление Правительства РФ от 20.06.2001 N 474 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, Положения о лицензировании деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ и Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 июня 2001 г. N 474
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ,
ДЕЗИНСЕКЦИОННЫХ И ДЕРАТИЗАЦИОННЫХ СРЕДСТВ,
ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ, ДЕЗИНСЕКЦИОННЫХ И ДЕРАТИЗАЦИОННЫХ
РАБОТ И ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
СВЯЗАННОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ
ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В соответствии с Федеральными законами "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" Правительство Российской Федерации постановляет:
Положение о лицензировании деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
Положение о лицензировании деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ;
Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
лицензии на осуществление деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ и деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выданные в установленном порядке до принятия настоящего Постановления, действительны в течение указанного в них срока;
за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на осуществление указанных видов деятельности взимается плата в размере 300 рублей, за выдачу лицензии - лицензионный сбор в размере 1000 рублей, за переоформление, за продление действия лицензии и за предоставление выписки из реестра лицензий (об одном лицензиате) - плата в размере 10 рублей.
Указанные платежи, полученные при лицензировании деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, а деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, - в федеральный бюджет.
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 390 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1628);
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 688 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст. 3134) в части утверждения Положения о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и Положения о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ;
пункт 8, подпункты "а" и "б" пункта 10 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824).
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 2001 г. N 474
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ, ДЕЗИНСЕКЦИОННЫХ
И ДЕРАТИЗАЦИОННЫХ СРЕДСТВ
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно - правовой формы, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее именуются - индивидуальные предприниматели).
2. Лицензирование деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее именуются - лицензирующие органы).
3. Перечень дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, разрешенных для производства на территории Российской Федерации, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, перечень средств, применяемых в ветеринарии, утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств являются:
а) выполнение требований законодательства Российской Федерации;
б) наличие помещения, соответствующего экологическим, санитарно - эпидемиологическим, противопожарным нормам и правилам, а также помещения для производства и хранения ядовитых веществ, оборудованного охранной сигнализацией;
в) использование технологических процессов и оборудования, предотвращающих выделение в воздух вредных и неприятно пахнущих веществ в концентрациях выше предельно допустимых;
г) наличие в штате работников, имеющих профессиональное образование или специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для юридического лица;
профессиональное образование или специальная подготовка, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для индивидуального предпринимателя;
д) наличие материально - технического оснащения, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности.
5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридического лица - наименования, организационно - правовой формы, места нахождения (в том числе места нахождения территориально обособленных подразделений, в которых осуществляется лицензируемая деятельность), реквизитов расчетного счета в банке;
для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;
лицензируемой деятельности и срока, в течение которого она будет осуществляться;
б) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригинала, если копии не заверены нотариально) - для юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариально) - для индивидуального предпринимателя;
в) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) перечень выпускаемых и планируемых к выпуску дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств с приложением нормативно - технической документации на каждое средство;
д) технологический регламент (постоянный, временный или разовый - в зависимости от объема производства);
е) копия регистрационного свидетельства или другого документа, подтверждающего государственную регистрацию выпускаемых дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
ж) справка органа внутренних дел о соответствии технического состояния охранной сигнализации в помещениях для производства и хранения ядовитых веществ и препаратов установленным требованиям безопасности;
з) санитарно - эпидемиологическое заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора;
и) сведения о профессиональной подготовке работников;
к) данные о материально - техническом оснащении объектов, на которых будет осуществляться лицензируемая деятельность;
л) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии.
6. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии.
8. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней с даты приема заявления со всеми необходимыми документами, и уведомляет соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней с даты его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора.
9. Выдача лицензии производится в течение 3 дней с даты представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
10. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа.
11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
12. В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии возврату не подлежит.
13. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
При обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы.
Независимая экспертиза проводится только по письменному заявлению соискателя лицензии и за счет его средств.
При получении от соискателя лицензии письменного заявления о несогласии с отказом в выдаче лицензии и о проведении независимой экспертизы лицензирующий орган формирует комиссию независимых экспертов, в состав которой не могут входить работники лицензирующего органа.
Соискателю лицензии направляется список членов комиссии. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой соискатель лицензии может представить в лицензирующий орган возражение против привлечения данного лица к экспертизе.
Указанная комиссия в течение 15 дней со дня регистрации заявления проверяет правомерность отказа в выдаче лицензии и готовит заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.
Соискатель лицензии может присутствовать при работе комиссии в качестве наблюдателя.
Заключение комиссии независимых экспертов направляется в лицензирующий орган и соискателю лицензии.
Лицензирующий орган в течение 3 дней рассматривает заключение комиссии и принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии, о котором информирует соискателя лицензии.
а) наименование лицензирующего органа;
б) для юридического лица - наименование и место нахождения (в том числе место нахождения его территориально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемую деятельность), идентификационный номер налогоплательщика;
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика;
в) лицензируемая деятельность;
г) лицензионные требования и условия;
е) дата принятия решения о выдаче лицензии;
ж) номер лицензии и дата ее выдачи.
15. Лицензия оформляется на бланке установленного лицензирующим органом образца, подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им его заместителем и заверяется печатью.
Приобретение, учет и хранение бланков лицензии осуществляют лицензирующие органы.
16. Лицензия выдается на срок, указанный соискателем лицензии в заявлении о ее выдаче, но не более чем на 5 лет.
17. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее переоформления.
В случае если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий, продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, либо в продлении срока может быть отказано.
18. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения либо изменения фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, других изменений или утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.
При получении лицензиатом переоформленной лицензии ранее выданная лицензия подлежит возврату в лицензирующий орган.
При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие сведения в реестр лицензий.
19. Деятельность по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории других субъектов Российской Федерации при условии регистрации этой лицензии лицензирующими органами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Регистрация лицензии производится в течение 30 дней после ее предъявления с проверкой при необходимости указанных в ней данных и условий осуществления лицензируемой деятельности. В лицензии делается отметка о регистрации. Плата за регистрацию не взимается.
За осуществление указанной деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, на территории других субъектов Российской Федерации без ее регистрации лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными контрольными и надзорными органами, а также лицензирующими органами в пределах их компетенции.
21. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
а) проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и материалы по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать срок их устранения;
д) выносить предупреждения лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
22. Государственные контрольные и надзорные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить в лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.
23. Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
24. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:
а) выявления лицензирующим органом, государственными контрольными и надзорными органами нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан;
б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
25. Действие лицензии считается приостановленным с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения.
Решение о приостановлении действия лицензии (с соответствующим обоснованием) подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им его заместителем.
Лицензирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия решения проинформировать в письменной форме лицензиата, налоговые органы, государственные контрольные и надзорные органы о приостановлении действия лицензии (с указанием его причин).
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано лицензиатом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
26. Срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 15 дней с даты устранения лицензиатом указанных обстоятельств обязан принять решение о возобновлении действия лицензии.
Лицензирующий орган в течение 3 дней с даты принятия решения о возобновлении действия лицензии уведомляет о нем лицензиата, налоговые органы, государственные контрольные и надзорные органы.
При возобновлении действия лицензии плата не взимается.
27. Лицензия утрачивает юридическую силу и считается аннулированной:
а) в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора в течение 3 месяцев со дня получения уведомления о выдаче лицензии;
б) в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Решение об аннулировании лицензии в 3-дневный срок со дня его принятия доводится лицензирующим органом до лицензиата (в письменной форме).
28. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.
29. Основанием для подачи в суд заявления об аннулировании лицензии является:
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
30. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
наименование, место нахождения (в том числе место нахождения территориально обособленных подразделений) - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
б) сведения о лицензирующем органе;
в) лицензируемая деятельность;
д) номер лицензии и дата ее выдачи;
е) сведения о регистрации лицензии в реестре;
ж) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
з) основание и дата аннулирования лицензии.
31. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и предоставляется юридическим и физическим лицам на платной основе в виде выписок о конкретных лицензиатах.
Выписка выдается в течение 3 дней с даты подачи соответствующего заявления с приложением документа, подтверждающего ее оплату.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.
32. Руководители и должностные лица лицензирующих органов несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение настоящего Положения.
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 2001 г. N 474
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ, ДЕЗИНСЕКЦИОННЫХ
И ДЕРАТИЗАЦИОННЫХ РАБОТ
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно - правовой формы, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее именуются - индивидуальные предприниматели).
2. Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, осуществляемая на основании лицензии, включает в себя работы по перечню согласно приложению.
3. Лицензирование деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее именуются - лицензирующие органы).
4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ являются:
а) выполнение требований законодательства Российской Федерации;
б) наличие в штате работников, имеющих профессиональное образование или специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для юридического лица;
профессиональное образование или специальная подготовка, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для индивидуального предпринимателя;
в) наличие помещения, соответствующего экологическим, санитарно - эпидемиологическим, противопожарным нормам и правилам, а также помещения для хранения и производства ядовитых веществ, оборудованного охранной сигнализацией;
г) наличие материально - технического оснащения, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности.
5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридического лица - наименования, организационно - правовой формы, места нахождения (в том числе места нахождения территориально обособленных подразделений, в которых будет осуществляться лицензируемая деятельность), реквизитов расчетного счета в банке;
для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;
лицензируемой деятельности (с перечислением выполняемых работ) и срока, в течение которого она будет осуществляться;
б) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригинала в случае, если копии не заверены нотариально) - для юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариально) - для индивидуального предпринимателя;
в) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) справка органов внутренних дел о соответствии технического состояния охранной сигнализации в помещениях для хранения ядовитых веществ и препаратов установленным требованиям безопасности;
д) санитарно - эпидемиологическое заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора;
е) сведения о профессиональной подготовке работников;
ж) копии документов, подтверждающих право пользования помещениями, в которых будет осуществляться лицензируемая деятельность;
з) данные о нормативно - методическом обеспечении и материально - техническом оснащении для осуществления лицензируемой деятельности;
и) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии.
6. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии.
8. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней с даты приема заявления со всеми необходимыми документами, и уведомляет соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней с даты его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора.
9. Выдача лицензии производится в течение 3 дней с даты представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
10. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа.
11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
12. В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии возврату не подлежит.
13. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
14. При обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы.
Независимая экспертиза проводится только по письменному заявлению соискателя лицензии и за счет его средств.
При получении от соискателя лицензии письменного заявления о несогласии с отказом в выдаче лицензии и о проведении независимой экспертизы лицензирующий орган формирует комиссию независимых экспертов, в состав которой не могут входить работники лицензирующего органа.
Соискателю лицензии направляется список членов комиссии. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой соискатель лицензии может представить в лицензирующий орган возражение против привлечения данного лица к экспертизе.
Указанная комиссия в течение 15 дней со дня регистрации заявления проверяет правомерность отказа в выдаче лицензии и готовит заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.
Соискатель лицензии может присутствовать при работе комиссии в качестве наблюдателя.
Заключение комиссии независимых экспертов направляется в лицензирующий орган и соискателю лицензии.
Лицензирующий орган в течение 3 дней рассматривает заключение комиссии и принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, о котором информирует соискателя лицензии.
а) наименование лицензирующего органа;
б) для юридического лица - наименование и место нахождения (в том числе место нахождения территориально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемую деятельность), идентификационный номер налогоплательщика;
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика;
в) лицензируемая деятельность (с перечислением выполняемых работ);
г) лицензионные требования и условия;
е) дата принятия решения о выдаче лицензии;
ж) номер лицензии и дата ее выдачи.
16. Лицензия оформляется на бланке установленного лицензирующим органом образца, подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им его заместителем и заверяется печатью.
Приобретение, учет и хранение бланков лицензии осуществляют лицензирующие органы.
17. Лицензия выдается на срок, указанный соискателем лицензии в заявлении о ее выдаче, но не более чем на 5 лет.
18. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее переоформления.
В случае если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий, продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, либо в продлении срока может быть отказано.
19. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения либо изменения фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, других изменений или утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.
При получении лицензиатом переоформленной лицензии прежняя лицензия подлежит возврату в лицензирующий орган.
При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие сведения в реестр лицензий.
20. Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории других субъектов Российской Федерации при условии регистрации этой лицензии лицензирующими органами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Регистрация лицензии производится в течение 30 дней после ее предъявления с проверкой при необходимости указанных в ней данных и условий осуществления лицензируемой деятельности. В лицензии делается отметка о регистрации. Плата за регистрацию не взимается.
За осуществление указанной деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, на территории других субъектов Российской Федерации без ее регистрации лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными контрольными и надзорными органами, а также лицензирующими органами в пределах их компетенции.
22. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
а) проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать срок их устранения;
д) выносить предупреждения лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
23. Государственные контрольные и надзорные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить в лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.
24. Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
25. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:
а) выявления лицензирующим органом, государственными контрольными и надзорными органами нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан;
б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
26. Действие лицензии считается приостановленным с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения.
Решение о приостановлении действия лицензии (с соответствующим обоснованием) подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им его заместителем.
Лицензирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия решения проинформировать в письменной форме лицензиата, налоговые органы, государственные контрольные и надзорные органы о приостановлении действия лицензии (с указанием его причин).
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано лицензиатом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
27. Срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 15 дней со дня устранения лицензиатом указанных обстоятельств обязан принять решение о возобновлении действия лицензии.
Лицензирующий орган в течение 3 дней с даты принятия решения о возобновлении действия лицензии уведомляет о нем лицензиата, налоговые органы, государственные контрольные и надзорные органы.
При возобновлении действия лицензии плата не взимается.
28. Лицензия утрачивает юридическую силу и считается аннулированной:
а) в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев со дня получения уведомления о выдаче лицензии лицензионного сбора;
б) в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Решение об аннулировании лицензии в 3-дневный срок со дня его принятия доводится лицензирующим органом до лицензиата (в письменной форме).
29. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
30. Основанием для подачи в суд заявления об аннулировании лицензии является:
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
31. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
наименование, место нахождения (в том числе место нахождения территориально обособленных подразделений) - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
б) сведения о лицензирующем органе;
в) лицензируемая деятельность (с перечислением выполняемых работ);
д) номер лицензии и дата ее выдачи;
е) сведения о регистрации лицензии в реестре;
ж) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
з) основание и дата аннулирования лицензии.
32. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и предоставляется юридическим и физическим лицам на платной основе в виде выписок о конкретных лицензиатах.
Выписка выдается в течение 3 дней со дня подачи соответствующего заявления с приложением документа, подтверждающего ее оплату.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.
33. Руководители и должностные лица лицензирующих органов несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение настоящего Положения.
к Положению о лицензировании
деятельности по проведению
дезинфекционных, дезинсекционных
и дератизационных работ
ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ, ДЕЗИНСЕКЦИОННЫХ И ДЕРАТИЗАЦИОННЫХ
РАБОТ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЦЕНЗИРУЕМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дезинфекционные работы в очагах инфекционных заболеваний
Дезинфекционные работы в учреждениях, организациях и на предприятиях
Санитарная обработка населения в санитарных пропускниках
Работы по камерной дезинфекции
Экспертиза качества дезинфекционных и стерилизационных работ, дезинфекционной и стерилизационной аппаратуры, дезинфекционных и стерилизационных средств
Дезинсекционные работы в очагах инфекционных заболеваний
Дезинсекционные работы в учреждениях, организациях и на предприятиях
Дезинсекционные работы в природных очагах зоонозных инфекционных заболеваний, на открытых территориях и в водоемах
Работы по камерной дезинсекции
Экспертиза качества дезинсекционных работ и дезинсекционных средств
Дератизационные работы в очагах инфекционных заболеваний
Дератизационные работы в учреждениях, организациях и на предприятиях
Дератизационные работы в природных очагах зоонозных инфекционных заболеваний и на открытых территориях
Экспертиза качества дератизационных работ и дератизационных средств
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 2001 г. N 474
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно - правовой формы, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее именуются - индивидуальные предприниматели).
2. Лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, осуществляется в целях упорядочения и обеспечения безопасности научно - исследовательских, производственных и лабораторных работ, защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства, соблюдения санитарно - эпидемиологических правил, рационального использования ресурсов и производственных площадей.
3. Лицензируемая деятельность не включает в себя экспорт возбудителей инфекционных заболеваний. Лицензирование экспорта (передачи, обмена) указанных возбудителей осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1098 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2573; 1997, N 51, ст. 5807; 1999, N 15, ст. 1824).
4. Осуществляемая на основании лицензии деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, включает в себя:
а) работы по обнаружению, выделению, идентификации и изучению музейных, производственных и санитарно - показательных штаммов микроорганизмов, бактериальных токсинов и ядов биологического происхождения I - IV групп патогенности, включая общие для человека и животных;
б) работы с материалом, зараженным или подозрительным на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний I - IV групп патогенности.
5. Лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).
Лицензии действительны на всей территории Российской Федерации.
6. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, являются:
а) выполнение требований законодательства Российской Федерации;
б) наличие помещения, соответствующего экологическим, санитарно - эпидемиологическим, противопожарным нормам и правилам, оборудованного защитными устройствами и охранной сигнализацией;
в) наличие в штате работников, имеющих профессиональное образование или специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для юридического лица;
профессиональное образование или специальная подготовка, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для индивидуального предпринимателя;
г) наличие материально - технического оснащения, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности.
7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридического лица - наименования, организационно - правовой формы, места нахождения (в том числе места нахождения его территориально обособленных подразделений, в которых осуществляется лицензируемая деятельность), реквизитов расчетного счета в банке;
для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;
лицензируемой деятельности (с перечислением выполняемых работ) и срока, в течение которого она будет осуществляться;
б) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально) - для юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариально) - для индивидуального предпринимателя;
в) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) санитарно - эпидемиологическое заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора;
д) при работе с возбудителями инфекционных заболеваний I - II групп патогенности - справка органов внутренних дел о соответствии средств охранной сигнализации и защиты производственных и лабораторных помещений и помещений для хранения биологических материалов установленным требованиям безопасности;
е) сведения о профессиональной подготовке работников;
ж) данные о материально - техническом оснащении объектов, на которых будет осуществляться лицензируемая деятельность;
з) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии.
8. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, на допускается.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии.
10. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней с даты приема заявления со всеми необходимыми документами, и уведомляет соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней с даты его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора.
11. Выдача лицензии производится в течение 3 дней с даты представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
12. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа.
13. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
14. В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии возврату не подлежит.
15. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
16. При обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы.
Независимая экспертиза проводится только по письменному заявлению соискателя лицензии и за счет его средств.
При получении от соискателя лицензии письменного заявления о несогласии с отказом в выдаче лицензии и о проведении независимой экспертизы лицензирующий орган формирует комиссию независимых экспертов, в состав которой не могут входить работники лицензирующего органа.
Соискателю лицензии направляется список членов комиссии. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой соискатель лицензии может представить в лицензирующий орган возражение против привлечения данного лица к экспертизе.
Указанная комиссия в течение 15 дней с даты регистрации заявления проверяет правомерность отказа в выдаче лицензии и готовит заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.
Соискатель лицензии может присутствовать при работе комиссии в качестве наблюдателя.
Заключение комиссии независимых экспертов направляется в лицензирующий орган и соискателю лицензии.
Лицензирующий орган в течение 3 дней рассматривает заключение комиссии и принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии, о котором информирует соискателя лицензии.
а) наименование лицензирующего органа;
б) для юридического лица - наименование и место нахождения (в том числе место нахождения его территориально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемую деятельность), идентификационный номер налогоплательщика;
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика;
в) лицензируемая деятельность (с перечислением выполняемых работ);
г) лицензионные требования и условия;
е) дата принятия решения о выдаче лицензии;
ж) номер лицензии и дата ее выдачи.
18. Лицензия оформляется на бланке установленного лицензирующим органом образца, подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им его заместителем и заверяется печатью.
Приобретение, учет и хранение бланков лицензии осуществляет лицензирующий орган.
19. Лицензия выдается на срок, указанный соискателем лицензии в заявлении о ее выдаче, но не более чем на 5 лет.
20. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее переоформления.
В случае если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий, продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, либо в продлении срока может быть отказано.
21. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения либо изменения фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, других изменений или утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.
При получении лицензиатом переоформленной лицензии ранее выданная лицензия подлежит возврату в лицензирующий орган.
При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие сведения в реестр лицензий.
22. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, а также лицензирующим органом в пределах их компетенции.
23. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
а) проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и материалы по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
д) выносить предупреждения лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
24. Государственные контрольные и надзорные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить в лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.
25. Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
26. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:
а) выявления лицензирующим органом, государственными контрольными и надзорными органами нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан;
б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
27. Действие лицензии считается приостановленным с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения.
Решение о приостановлении действия лицензии (с соответствующим обоснованием) подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им его заместителем.
Лицензирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия решения проинформировать в письменной форме лицензиата, налоговые органы, государственные контрольные и надзорные органы о приостановлении действия лицензии (с указанием его причин).
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано лицензиатом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
28. Срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 15 дней с даты устранения лицензиатом указанных обстоятельств обязан принять решение о возобновлении действия лицензии.
Лицензирующий орган в течение 3 дней с даты принятия решения о возобновлении действия лицензии уведомляет о нем лицензиата, налоговые органы, государственные контрольные и надзорные органы.
При возобновлении действия лицензии плата не взимается.
29. Лицензия утрачивает юридическую силу и считается аннулированной:
а) в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора в течение 3 месяцев со дня получения уведомления о выдаче лицензии;
б) в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Решение об аннулировании лицензии в 3-дневный срок с даты его принятия доводится лицензирующим органом до лицензиата (в письменной форме).
30. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.
31. Основанием для подачи в суд заявления об аннулировании лицензии является:
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
32. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
наименование, место нахождения (в том числе место нахождения территориально обособленных подразделений) - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
б) сведения о лицензирующем органе;
в) лицензируемая деятельность (с перечислением выполняемых работ);
д) номер лицензии и дата ее выдачи;
е) сведения о регистрации лицензии в реестре;
ж) основание и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
з) основание и дата аннулирования лицензии.
33. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и предоставляется юридическим и физическим лицам на платной основе в виде выписок о конкретных лицензиатах.
Выписка выдается в течение 3 дней с даты подачи соответствующего заявления с приложением документа, подтверждающего ее оплату.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.
34. Руководители и должностные лица лицензирующего органа несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение настоящего Положения.
деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
перевозки грузов морским транспортом;
перевозки пассажиров морским транспортом;
деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов и пассажиров в морских сообщениях;
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления