Постановление Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 апреля 1997 г. N 383
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, УСТАНОВЛЕНИЯ
И ПЕРЕСМОТРА ЛИМИТОВ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ
НА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии.
2. Признать утратившими силу Постановления Совета Министров РСФСР от 1 апреля 1975 г. N 197 "О порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении водных объектов в обособленное пользование" (СП РСФСР, 1975, N 6, ст. 44) и от 18 августа 1977 г. N 438 "О порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование" (СП РСФСР, 1977, N 16, ст. 153).
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 1997 г. N 383
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, УСТАНОВЛЕНИЯ
И ПЕРЕСМОТРА ЛИМИТОВ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ
НА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления в пользование находящихся в государственной собственности водных объектов (далее именуются - водные объекты), установления и пересмотра лимитов водопользования для субъектов Российской Федерации и водопользователей, выдачи, оформления, регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий юридическим лицам и гражданам.
2. Действие настоящих Правил распространяется на все виды пользования водными объектами, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации.
3. Использование водных объектов осуществляется в виде общего и специального водопользования. Водные объекты могут предоставляться в особое пользование.
Перечень видов специального водопользования утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
4. Специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Получения лицензии на водопользование не требуется при осуществлении:
б) использования водных объектов для плавания на маломерных судах;
в) разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
г) водопользования для пожарных нужд;
д) забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения.
Границы территорий, в пределах которых собственникам и пользователям земельных участков разрешается такое водопользование, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
е) пользования обособленными водными объектами. Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федерации.
6. Водные объекты предоставляются юридическим лицам или гражданам в краткосрочное (до 3 лет) и долгосрочное (от 3 до 25 лет) пользование.
7. Водные объекты предоставляются в особое пользование ограниченному кругу водопользователей для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
8. Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, или их части могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, а также для иных государственных и муниципальных нужд.
9. Водные объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, предоставляются в особое пользование по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в устанавливаемом ими порядке.
10. Для получения решения о предоставлении водного объекта в особое пользование юридическое лицо (заявитель) представляет в территориальный орган Министерства природных ресурсов Российской Федерации, в зоне деятельности которого расположен водный объект, заявление с необходимым обоснованием, указанием местоположения объекта, цели, основных условий и срока водопользования.
а) заключение органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, охрану водных биоресурсов, и других заинтересованных органов;
б) справка о предприятиях, организациях, учреждениях, пользующихся данным водным объектом, согласовании с ними условий дальнейшего водопользования или о прекращении права на него;
в) план и основные гидрологические данные водного объекта (его части);
г) характеристика строящегося предприятия, сооружения или другого объекта, а если водный объект (его часть) предоставляется в особое пользование до начала строительства - справка об утверждении проектно - сметной документации с характеристикой намечаемого к строительству объекта;
д) справка территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации об отсутствии на выбранном водном объекте (его части) полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органов Федерального горного и промышленного надзора России на строительство. При согласовании места разработки полезных ископаемых к заявлению прилагаются заключение соответствующего органа Федерального горного и промышленного надзора России, копия горноотводного акта или выписка из него;
е) справка о согласовании места расположения объекта и выбора земельного участка (строительной площадки), если предоставление водного объекта в особое пользование связано с использованием земель под строительство.
11. Заявление о предоставлении водного объекта (его части) в особое пользование для добычи полезных ископаемых рассматривается, как правило, после приведения в пригодное для хозяйственного использования состояние ранее предоставленных для этих целей водных объектов (их частей), на которых добыча полезных ископаемых прекращена.
12. Заявление о предоставлении в особое пользование дополнительного водного объекта (его части) рассматривается после проверки правильности использования ранее предоставленного водного объекта (его части).
13. По результатам рассмотрения заявления и согласования условий особого пользования водным объектом территориальный орган Министерства природных ресурсов Российской Федерации подготавливает соответствующее предложение, сообщает о нем заявителю и направляет документы соответственно в Министерство природных ресурсов Российской Федерации или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации рассматривает подготовленное предложение, организует при необходимости дополнительную экспертизу и вносит проект соответствующего решения в Правительство Российской Федерации.
14. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени, устанавливаемые для субъекта Российской Федерации в целом, по бассейнам рек и для водопользователей.
15. Лимиты водопользования устанавливаются в целях устойчивого удовлетворения потребностей в воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благоприятного экологического и санитарно - эпидемиологического состояния водных объектов.
16. Лимиты водопользования для субъектов Российской Федерации устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды на основании заявленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов по бассейнам водных объектов.
17. Лимиты водопользования по бассейнам рек устанавливаются на основе бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством строительства Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.
18. Лимиты водопользования устанавливаются для водопользователей на основании заявленных ими потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов с учетом экологического и санитарно - эпидемиологического состояния водных объектов:
по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности, - Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды или его территориальными органами, а также другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды;
по водным объектам, отнесенным к собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованному с территориальным органом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Установленные лимиты водопользования отражаются в лицензиях на водопользование.
19. В связи с изменением водохозяйственной обстановки, экологического и санитарно - эпидемиологического состояния водных объектов лимиты водопользования могут пересматриваться в порядке, предусмотренном пунктами 16 - 18 настоящих Правил.
При установлении уточненных лимитов водопользования соответствующие изменения вносятся в лицензии на водопользование.
20. Лицензирование водопользования осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами (далее именуются - органы лицензирования).
21. Лицензия на водопользование является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование водным объектом или его частью в течение установленного срока на определенных условиях.
22. Выдача лицензий на водопользование осуществляется на платной основе.
Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу представленных заявителями документов и материалов на получение лицензий, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих органов лицензирования. Сбор за выдачу лицензий на водопользование взимается органами лицензирования.
23. Для получения лицензии на водопользование заявитель представляет в орган лицензирования:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридических лиц - наименования и организационно - правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка;
для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
наименования и границ водного объекта;
вида водопользования и его особенностей;
б) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригиналов);
в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
г) характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности;
д) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;
е) документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;
ж) предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране;
з) данные об организационных возможностях и материально - техническом оснащении системы контроля качества вод.
24. Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для забора воды, дополнительно к документам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, представляются:
а) сведения о водопотребителях и потребности их в воде;
б) сведения о наличии средств учета забора воды и контроля (наблюдения) за качеством забираемых вод;
в) утвержденная в установленном порядке документация по эксплуатируемому водозабору;
г) разрешение на специальное водопользование (лицензия на водопользование) или предпроектная документация на строительство планируемого водозабора.
25. Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для целей гидроэнергетики, дополнительно к документам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, представляются:
а) данные об установленной мощности гидроэлектростанции;
б) данные о размерах затопления земель и ущерба от этого затопления;
в) сведения о пропускной способности энергетических, сбросных и иных сооружений;
г) сведения о рыбозащитных и рыбопропускных сооружениях;
д) сведения о наличии средств контроля (наблюдения) за показателями водного режима и качества воды в верхнем и нижнем бьефах;
е) данные о показателях заявленного использования водных ресурсов на нужды гидроэнергетики;
ж) предпроектная документация на строительство проектируемых гидроэлектростанций с соответствующим заключением государственной экологической экспертизы.
26. Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием поверхностных водных объектов без изъятия воды, дополнительно к документам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, представляются:
а) технические данные о судах, других плавательных средствах;
б) разрешение государственного регистра на эксплуатацию судов, других плавательных средств с указанием портов их приписки;
в) данные об обеспеченности береговыми и плавательными устройствами для приема всего объема сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на судах и других плавательных средствах;
г) сведения о наличии средств контроля (наблюдения) за качеством воды на участке акватории при эксплуатации объектов и производстве работ, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на состояние водного объекта.
27. Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод, дополнительно к документам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, представляются:
а) сведения о наличии технических средств учета объемов сброса и контроля (наблюдения) за качеством сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод;
б) обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых сточных и (или) дренажных вод.
28. Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием поверхностных водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием, представляется также лицензия на пользование недрами.
29. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами, запрещается.
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом лицензирования.
Заявители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и полноту представляемых сведений.
30. При необходимости внесения изменений в лицензию на водопользование по инициативе водопользователя последний представляет заявление и необходимые материалы в соответствии с требованиями настоящих Правил.
организует рассмотрение и проведение экспертизы представленных заявителем материалов на получение лицензии на водопользование с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий осуществления намечаемой деятельности установленным требованиям;
выполняет расчет характеристик водопользования для установления лимитов водопотребления и водоотведения;
определяет условия действия лицензии на водопользование;
обеспечивает согласование условий водопользования с заинтересованными специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
32. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование принимается органом лицензирования в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной (в том числе независимой) экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
В отдельных случаях в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов орган лицензирования может дополнительно продлить срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование до 30 дней.
33. Орган лицензирования в недельный срок со дня принятия решения о выдаче лицензии на водопользование осуществляет ее оформление, регистрацию и выдачу водопользователю.
Лицензия на водопользование выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату сбора за выдачу лицензии.
34. Продление срока действия лицензии на водопользование осуществляется в порядке, установленном для ее получения.
35. Орган лицензирования вправе приостановить действие лицензии на водопользование на срок до 6 месяцев в случаях, когда водопользователь:
осуществляет деятельность, не предусмотренную лицензией, или с нарушением условий лицензии;
в процессе осуществления своей деятельности систематически или грубо нарушает водное законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации об охране окружающей природной среды.
Действие лицензии на водопользование возобновляется после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия, о чем водопользователь уведомляется в письменной форме.
На срок приостановления действия лицензии на водопользование приостанавливается действие договора пользования водным объектом.
36. Государственный контроль за соблюдением требований и условий лицензии на водопользование и договора пользования водным объектом осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами, другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции.
37. Передача права пользования водным объектом от одного лица к другому в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, осуществляется на основании распорядительной лицензии.
38. Для получения распорядительной лицензии заявитель представляет в орган лицензирования заявление о ее выдаче и документы, указанные в пункте 23 настоящих Правил.
39. Решение о выдаче или отказе в выдаче распорядительной лицензии принимается органом лицензирования в течение 15 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
40. Орган лицензирования в недельный срок со дня принятия решения о выдаче распорядительной лицензии осуществляет ее оформление, регистрацию и выдачу заявителю.
41. При выдаче распорядительной лицензии органом лицензирования вносятся изменения в соответствующую лицензию на водопользование.
42. Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия вступают в силу только после их регистрации.
43. При отказе в выдаче лицензии на водопользование или распорядительной лицензии орган лицензирования направляет заявителю мотивированное разъяснение.
44. Копии лицензий на водопользование и распорядительных лицензий постоянно хранятся в архиве органа лицензирования.
45. Бланки лицензии на водопользование и распорядительной лицензии являются документами строгой отчетности, имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Форма бланков утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляют органы лицензирования.
46. До оформления лицензии на водопользование в соответствии с требованиями настоящих Правил гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования.
47. Решения и действия органов лицензирования могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.
Плательщиками платы за пользование водными объектами (далее - плательщики) признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 86 Водного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 1 января 2007 года, использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществлялось гражданами и юридическими лицами при наличии лицензии на водопользование. При этом Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383, установлено, что осуществление забора воды из бытовых колодцев и скважин из первого водоносного горизонта, не являющийся источником централизованного питьевого водоснабжения, лицензированию не подлежит.
Лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод определяет основные условия пользования подземными водными объектами, предусмотренные ст. 49 и ст. 57 Водного кодекса. В условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод установлен разрешенный (предельно допустимый) водоотбор подземных вод в м3/сутки, что и является в соответствии с пунктом 14 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383, лимитом водопотребления.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации <*> и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии" <**> приказываю:
В условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод установлен разрешенный (предельно допустимый) водоотбор подземных вод в кубических метрах в сутки. Данный критерий в соответствии с пунктом 14 правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383, может быть признан лимитом водопотребления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии";
Порядок лицензирования водопользования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" (далее - Правил), принятым в развитие норм Водного кодекса Российской Федерации.
72. Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" от 03.04.97 N 383.
В соответствии с п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" за выдачу лицензии на водопользование взимается сбор.
Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются лицензирующим органом в области водопользования в соответствии с порядком, установленным водным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления