Законодательство РФ

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 183 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2819-10 "Обеспечение радиационной безопасности населения, проживающего в районах проведения (1965 - 1988 гг.) ядерных взрывов в мирных целях" (вместе с "СанПиН 2.6.1.2819-10. Санитарные правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.04.2011 N 20383)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2010 г. N 183

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.6.1.2819-10

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ,

ПРОЖИВАЮЩЕГО В РАЙОНАХ ПРОВЕДЕНИЯ (1965 - 1988 ГГ.)

ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ"

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

Утвердить СанПиН 2.6.1.2819-10 "Обеспечение радиационной безопасности населения, проживающего в районах проведения (1965 - 1988 гг.) ядерных взрывов в мирных целях" (приложение).

Г.Г.ОНИЩЕНКО




Приложение

Утверждены

Постановлением Главного

государственного санитарного

врача Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

от 29.12.2010 N 183

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ,

ПРОЖИВАЮЩЕГО В РАЙОНАХ ПРОВЕДЕНИЯ (1965 - 1988 ГГ.)

ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ

Санитарные правила и нормативы

СанПиН 2.6.1.2819-10


I. Область применения

1.1. Настоящие Правила устанавливают санитарно-гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего в районах проведения (1965 - 1988 гг.) ядерных взрывов в мирных целях (МЯВ) и/или использующего территории, расположенные вблизи мест проведения МЯВ, в хозяйственных целях.

1.2. Правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, осуществляющими деятельность в районах проведения МЯВ, проектными организациями, разрабатывающими документацию по осуществлению работ, направленных на обеспечение радиационной безопасности на территории в месте проведения МЯВ, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.

1.3. Настоящими правилами должны руководствоваться в своей работе органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также иные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль в области обеспечения радиационной безопасности населения и осуществляющие контроль за безопасностью.

1.4. Требования Правил не распространяются на объекты хранения газового конденсата, образованные с использованием ядерно-взрывной технологии, радиационная безопасность на которых обеспечивается в соответствии с СП 2.6.1.2622-10 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности на объектах хранения газового конденсата в подземных резервуарах, образованных с применением ядерно-взрывной технологии" (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.06.2010, регистрационный N 17483).


II. Общие положения

2.1. Подземные полости, образовавшиеся в результате МЯВ и содержащие радиоактивные отходы, а также территории, прилегающие к местам проведения МЯВ, на которых имеется остаточное радиоактивное загрязнение, являются результатом прошлой хозяйственной деятельности и представляют собой источники потенциального и существующего облучения. В соответствии с пунктом 2.3.6 СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ - 99/2010) (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный номер 18115) радиационная безопасность на таких территориях обеспечивается мерами защиты на основе принципа оптимизации, направленными на локализацию источника, ограничение доступа и информирование населения о факторах радиационной опасности.

2.2. Существующее техногенное облучение связано с выносом радионуклидов из полости взрыва на поверхность и/или в водоносные горизонты за счет естественных процессов миграции или нарушения герметичности полости в результате антропогенного воздействия.

2.3. Источником дополнительного внешнего техногенного облучения отдельных лиц из населения (критической группы населения) за время нахождения на территории, прилегающей к месту проведения МЯВ, могут быть загрязненные радионуклидами почва и объекты окружающей среды.

2.4. Источниками существующего дополнительного внутреннего техногенного облучения населения, обусловленного влиянием МЯВ, могут быть загрязненные радионуклидами:

- природные пищевые продукты (грибы, ягоды, рыба и др.), собранные на радиоактивно загрязненной территории в месте проведения МЯВ, и сельскохозяйственная продукция, произведенная на территории, прилегающей к месту проведения МЯВ;

- питьевая вода;

- приземные радиоактивные аэрозоли.

2.6. Основными долгоживущими техногенными радионуклидами, которые при выходе на поверхность или в водоносные горизонты могут давать вклад в дозу внешнего и внутреннего облучения, являются: , , , , , изотопы урана и плутония.

2.7. Доза дополнительного техногенного облучения критической группы населения, за счет МЯВ, не должна превышать 0,3 мЗв/год.

2.8. Результаты РК территории, прилегающей к месту проведения МЯВ, и результаты оценки доз облучения критической группы включаются в радиационно-гигиенический паспорт (РГП) территории субъекта РФ (раздел 4). Если в регионе было проведено более одного МЯВ, результаты заносятся в РГП для каждого взрыва отдельно.

2.9. В случае превышения дозы облучения критической группы населения 0,3 мЗв/год проводятся мероприятия по локализации источника облучения. Перечень и объем этих мероприятий определяются с учетом:

- местонахождения участка;

- его площади;

- возможного проведения на участке работ, действий (процессов), которые могут привести к увеличению уровней радиационного воздействия на население;

- мощности дозы гамма-излучения, обусловленного радиоактивным загрязнением;

- близости расположения населенных пунктов или источников питьевого водоснабжения.


III. Требования к охранной зоне

3.1. На территории, прилегающей к месту проведения МЯВ, устанавливается охранная зона (далее - ОЗ), а земли в пределах ОЗ переводятся в земли запаса для консервации <*>. Перевод земель в категорию земель запаса для консервации в местах проведения МЯВ и придание им статуса ОЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

--------------------------------

<*> В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147); Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. I), ст. 5276), Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. N 112 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 866); Санитарным правилам и нормативам СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ-99/2010) (пункт 2.3.6).

3.2. Осуществление режима ОЗ обеспечивается администрацией субъекта РФ, уполномоченной на это организацией или хозяйствующим субъектом, в оперативном управлении которого находится МЯВ с ОЗ.

3.3. Местоположение скважины или штольни, использованной для заложения взрывного устройства, следует обозначить, а территорию ОЗ оградить для ограничения доступа населения.

3.4. Если содержание и в природных пищевых продуктах, собранных на территории ОЗ, превышает гигиенические нормативы, то по периметру ОЗ устанавливаются знаки для населения, информирующие о том, что собирать грибы и ягоды на данной территории не рекомендуется.

3.5. На территории ОЗ проводятся:

- работы по благоустройству и поддержанию санитарного состояния территории, водоемов, лесов, дорог;

- радиационный контроль (проведение измерений, отбор проб окружающей среды).


IV. Требования к проведению радиационного контроля

4.1. На территории ОЗ проводится контроль показателей радиационной обстановки (радиационный контроль) - (РК). На основании результатов РК дается оценка дозы техногенного облучения критической группы населения.

4.2. Радиационной контроль (РК) проводится на территории ОЗ, в контрольных точках и в населенных пунктах (НП), находящихся в радиусе до 30 км от места проведения МЯВ.

4.3. Основными целями РК являются оценка текущей радиационной обстановки на территории, прилегающей к месту проведения МЯВ, наблюдение за динамикой радиационной обстановки и оценка доз облучения критической группы населения.

4.4. При проведении первичного обследования территории ОЗ следует дать характеристику радиационной остановки по следующим показателям:

- средняя и максимальная мощность дозы внешнего гамма-излучения на территории ОЗ;

- средние и максимальные значения поверхностного загрязнения почвы техногенными радионуклидами на территории ОЗ;

- средние и максимальные значения удельной активности , в пробах природных пищевых продуктов, отобранных на территории ОЗ;

- средние и максимальные значения удельной активности , , в воде открытых водоемов на территории ОЗ и/или в ближайших (в радиусе 30 км) к ОЗ водоемах и источниках питьевого водоснабжения.

4.5. Необходимость, объем и периодичность дальнейшего радиационного контроля на территории ОЗ определяются с учетом результатов первичного обследования. Проводить дополнительные обследования следует в случаях природных аномальных явлений (наводнение, землетрясение, пожар), а также при выявлении несанкционированной деятельности на территории ОЗ.

4.6. При проведении первичного обследования ближайшего к ОЗ населенного пункта (НП) определяются:

- средняя мощность дозы внешнего гамма-излучения на территории НП;

- содержание , , в источниках питьевого водоснабжения, используемых в НП.

4.7. Плановое периодическое обследование НП проводится по программе социально-гигиенического мониторинга. В НП устанавливаются контрольные точки, в которых проводятся измерения: мощности дозы внешнего гамма-излучения, отбор проб почвы, а также отбор проб воды и дикорастущей продукции (ягод, грибов).

4.8. Внеплановое обследование НП проводится только в случае природных аномальных явлений (наводнение, землетрясение, пожар), а также при выявлении несанкционированной деятельности на территории ОЗ.


V. Требования к выбору критической группы населения

и оценке дозы облучения

5.1. Выбор критической группы осуществляется из населения, проживающего в ближайшем населенном пункте, с учетом местоположения и специфики территории ОЗ для каждого МЯВ отдельно, но не далее 30 км. При выборе критической группы устанавливаются:

- максимальное время пребывания человека вблизи территории ОЗ;

- масса потребленных природных (дикорастущих) пищевых продуктов;

- объем воды, потребляемой из источников питьевого водоснабжения.

5.2. Оценка дозы облучения критической группы выполняется с использованием результатов радиационного контроля территориальными органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.


V. Требования к проведению работ по обеспечению

радиационной безопасности на территории охранной зоны

6.1. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности включают работы, направленные на повышение надежности инженерных барьеров и уменьшение вероятности потенциального облучения, работы по дезактивации, бурение наблюдательных скважин.

6.2. Обоснование технических решений по защите от существующего и потенциального облучения проводится на основании принципа оптимизации, в соответствии с пунктом 2.3.6 ОСПОРБ-99/2010.

6.3. К проведению реабилитационных работ допускаются организации, имеющие лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, и только лица из персонала группы А.

6.4. При проведении реабилитационных работ следует обеспечить защиту периметра ОЗ от проникновения посторонних лиц, а также радиационный контроль до начала работ и по их завершению.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления