Законодательство РФ

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.05.2009 N 36 О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2009 г. N 36

О НАДЗОРЕ ЗА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ДОБАВКАМИ К ПИЩЕ (БАД)

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав выполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.03.2007 N 8 "Об усилении надзора за производством и оборотом БАД" <*> и материалы государственного надзора за выполнением обязательных требований при производстве и обороте биологически активных добавок к пище (далее - БАД), установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, отмечаю.

--------------------------------

<*> Зарегистрирован в Минюсте России 09.04.2007, регистрационный номер 9267.

На потребительском рынке Российской Федерации находится в обороте более 7500 БАД. В 2008 году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека зарегистрировано 1675 БАД (2004 г. - 884, 2005 г. - 1949, 2006 г. - 1855, 2007 г. - 1621) отечественного и импортного производства.

На конец 2008 г. в Российской Федерации работало 182 организации, занятые производством БАД, 63% из них расположены в Центральном и Сибирском федеральном округах.

В обороте БАД задействовано 38 860 объектов: 3506 организаций торговли, 783 складов хранения и 34 385 объектов аптечной сети.

Среди обследованных в 2008 г. организаций, занятых производством БАД, нарушения санитарно-эпидемиологических требований были выявлены на 39 из 87, что составило 44,7%.

При производстве и обороте БАД чаще всего выявляются следующие нарушения:

- неудовлетворительное санитарно-техническое состояние производственных помещений;

- отсутствие документов, подтверждающих безопасность поступающего сырья;

- производство БАД без свидетельства о государственной регистрации;

- отсутствие производственного контроля за выпускаемой продукцией;

- розничная торговля БАД вне установленных пунктом 7.4.1 СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" <*> объектов, в том числе путем дистанционной продажи и продажи через дистрибьютеров;

--------------------------------

<*> Зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2003, регистрационный номер 4536.

- несоблюдение условий хранения БАД;

- реализация БАД без документов, подтверждающих их государственную регистрацию;

- несоответствие наносимой на этикетку информации требованиям, установленным законодательными актами Российской Федерации.

Отмечаются случаи отсутствия на этикетке ингредиентного состава БАД, сведений о биологически активных веществах, источником которых является БАД к пище, противопоказаний к применению БАД, информации о том, что БАД к пище не является лекарством.

Учреждениями Роспотребнадзора проводятся лабораторные исследования БАД по гигиеническим показателям и на содержание биологически активных веществ. Так, в 2008 г.:

- по химическим показателям исследовано 13032 пробы БАД, из них не соответствовали гигиеническим нормативам 1,16%, по импортным БАД данный показатель составил 4,92%;

- по микробиологическим показателям исследовано 17953 пробы БАД, из них не соответствовали гигиеническим нормативам 3,63%, по импортным БАД данный показатель составил 5,48%;

- по определению биологически активных веществ исследовано 2185 проб БАД, из них не соответствовали установленным требованиям 4,5%.

По результатам выявленных нарушений выданы предписания о снятии с реализации 772 партий БАД объемом 857 кг, наложено 1426 штрафов на сумму 2793545 рублей, приостановлена эксплуатация 8 объектов, занимающихся производством и оборотом БАД (Ростовская область, Краснодарский край, Республика Адыгея, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург). Управлениями Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Алтайскому, Приморскому, Краснодарскому, Красноярскому краям, Пензенской, Свердловской, Курганской, Ростовской областям и Ханты-Мансийский АО в правоохранительные органы направлены материалы по 12 делам о нарушениях законодательства, связанных с производством и оборотом БАД.

В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступают многочисленные обращения граждан Российской Федерации с жалобами на недобросовестную практику распространения БАД, имеющую очевидные признаки мошенничества. Указанное, в частности, выражается в доведении до потребителей заведомо ложной информации о различных несуществующих клиниках, медицинских центрах и других недостоверных сведений, вводящих их в заблуждение. При этом у потребителей формируется устойчивое недоверие и явно негативное отношение к БАД, даже, несмотря на то, что в жалобах граждан в подавляющем большинстве случаев фигурируют находящиеся в законном обороте и прошедшие процедуру государственной регистрации пищевые продукты данной группы.

Так как в качестве обманутых приобретателей БАД чаще всего фигурируют люди преклонного возраста, в том числе инвалиды, склонные легко поддаваться настойчивым уговорам, то подобного рода обращения свидетельствуют о целенаправленных и явно умышленных противоправных действиях в отношении граждан-заявителей со стороны лиц, идентификация которых в некоторых случаях осложнена использованием фиктивных имен и адресов, оценка которым должна быть дана правоохранительными органами.

Особую тревогу вызывают описываемые пострадавшими случаи приобретения ими БАД в рамках отношений, не имеющих ничего общего с договором розничной купли-продажи, повлекшие причинение вреда их здоровью, что может свидетельствовать о наличии со стороны лиц, реализующих БАД в нарушение установленных требований, признаков уголовно наказуемого деяния.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека были направлены соответствующие обращения в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главного управления внутренних дел г. Москвы для решения вопроса о принятии по представленным материалам адекватных мер реагирования.

Остается актуальной проблема, связанная с незаконной реализацией БАД, содержащих в своем составе сильнодействующие, наркотические средства и психотропные вещества. В связи с этим расширен перечень запрещенных для изготовления БАД биологически активных веществ, и продуктов, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека (СанПиН 2.3.2.2351-08 "Дополнения и изменения N 7 к СанПиН 2.3.2.1078-01", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.03.2008 N 17 <*>).

--------------------------------

<*> Зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2008, регистрационный номер 11465.

Отмечаются многочисленные факты несоблюдения рекламного законодательства. Ряд хозяйствующих субъектов, используя средства массовой информации, представляют населению заведомо ложную информацию о потребительских свойствах БАД, указывая область применения, не соответствующую записи в свидетельстве о государственной регистрации.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996, N 3, ст. 140, 20.12.1999, N 51, ст. 6287, 07.01.2002, N 1 (ч. I), ст. 2, 30.08.2004, N 35, ст. 3607, 08.11.2004, N 45, ст. 4377, 27.12.2004, N 52 (часть I), ст. 5275, 31.07.2006, N 31 (ч. I), ст. 3439, 23.10.2006, N 43, ст. 4412, 27.11.2006, N 48, ст. 4943, 29.10.2007, N 44, ст. 5282, 28.07.2008, N 30 (ч. II), ст. 3616) постановляю:

1. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим ввоз на территорию Российской Федерации, производство и оборот БАД:

1.1. Обеспечить качество и безопасность БАД в соответствии с законодательством Российской Федерации;

1.2. Реализацию БАД осуществлять строго в соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" в аптечных учреждениях и специализированных магазинах или отделах продовольственных магазинов по продаже диетических продуктов;

1.3. Соблюдать требования по вынесению на этикетку информации, которая согласована при государственной регистрации БАД;

1.4. Не допускать в названиях БАД терминов, а на упаковке рисунков, вводящих потребителя в заблуждение и указывающих на предполагаемую эффективность БАД;

1.5. Принять меры по обеспечению соблюдения законодательства при подготовке рекламных материалов о БАД.

2. Просить Министерство внутренних дел Российской Федерации в целях недопущения незаконного распространения БАД усилить меры по его пресечению в пределах компетенции.

3. Рекомендовать средствам массовой информации:

3.1. Обеспечить соблюдение установленных обязательных требований при распространении рекламы БАД;

3.2. Рекомендовать оказывать содействие органам Роспотребнадзора в проведении работы по информированию населения о вопросах реализации БАД.

4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации принять меры по недопущению назначения медицинскими работниками БАД в качестве средств, оказывающих лечебный эффект.

5. Учреждению Российской академии медицинских наук Научно- исследовательскому институту питания доработать проект методических указаний "Руководство по методам контроля качества и безопасности БАД к пище" с учетом замечаний экспертов Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Роспотребнадзоре и представить его в Роспотребнадзор до 15.06.2009.

6. Главным врачам ФГУЗ центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации принять меры по оснащению испытательных лабораторий современным оборудованием и подготовку специалистов по методам контроля БАД.

7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

7.1. Усилить государственный надзор за производством и оборотом БАД, обратив внимание на соответствие содержания информации о продукте установленным требованиям;

7.2. Обеспечить взаимодействие с органами прокуратуры и внутренних дел по вопросам незаконного оборота БАД;

7.3. Провести совместно с правоохранительными органами мероприятия по контролю и надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию БАД;

7.4. Проводить в средствах массовой информации разъяснительную работу по вопросам реализации БАД;

7.5. Доложить о проведенной работе до 01.01.2010.

8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.

Г.Г.ОНИЩЕНКО



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления