Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.07.2013 N 33 О надзоре за производством и оборотом молока и молочной продукции
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 июля 2013 г. N 33
ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав ситуацию с обеспечением и потреблением населением страны молока и молочных продуктов, эффективность федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством и безопасностью этой продукции, отмечаю.
Для поддержания нормального функционирования организма рацион взрослого человека должен включать 25% молока и молочных продуктов, детей и подростков - 50%, детей до года - около 100%.
С учетом этого Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ч. IV, ст. 6950) предусмотрено увеличение объема потребления в среднем на одного человека молока и молочных продуктов в пересчете на молоко для трудоспособного населения - 290 кг, пенсионеров - 257,8 кг, детей - 360,7 кг.
Согласно Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 2 августа 2010 года N 593н (зарегистрирован в Минюсте России 11.10.2010 N 18680), нормы потребления молока и молочных продуктов должны составлять 320 - 340 кг на 1 человека в год.
Вместе с тем, потребление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) в 2012 году составило только 246 кг на 1 человека.
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 5, ст. 502), в качестве критерия оценки ее состояния удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка для молока и молочных продуктов должен составлять не менее 90%.
При этом следует учесть, что в последнее время в зарубежных странах участились случаи возникновения среди населения заболеваний и отравлений от употребления некачественной молочной продукции в условиях недостаточного контроля за ее производством и реализацией. Имели место такие факты ввоза на территорию Российской Федерации продукции, создающей потенциальную угрозу здоровья населения или не отвечающей установленным требованиям к ее качеству.
В Китайской Народной Республике в сентябре 2008 года зарегистрировано 294 000 случаев мочекаменной болезни у новорожденных в связи с употреблением загрязненных меламином молочных смесей.
В Иркутской области в период с 02.11.2011 по 13.01.2012 зарегистрировано 16 случаев сальмонеллеза среди детей в возрасте до 6 месяцев в результате употребления молочной смеси "Дамил 1" Люкс (Бельгия), содержащей возбудителя Salmonella Oranienburg.
В рисовой каше под торговой маркой "REMEDIA" (Израиль), предназначенной для питания детей старше 4 месяцев, в марте 2012 года обнаружены бактерии Enterobacter Sakazakii, вызывающие кишечные заболевания.
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2801; 2010, N 30, ст. 3994) (далее - Закон N 88-ФЗ) Роспотребнадзором в 2009 году приостановлен ввоз на территорию Российской Федерации молочной продукции производства Республики Беларусь в связи с несоблюдением молокоперерабатывающими предприятиями требований к молоку и молочным продуктам.
В марте 2012 года Роспотребнадзором запрещен ввоз сыров украинских производителей в связи с несоответствием ее установленным указанным Техническим регламентом требованиям по содержанию растительных жиров и отсутствием информации об их наличии на этикетке продукта. Всего на территории Российской Федерации запрещена реализация 43125 кг сыра, выработанного на предприятиях Украины.
В рамках выполнения Закона N 88-ФЗ Роспотребнадзором проводятся исследования молока и молочной продукции.
За последние 5 лет в стране отмечается стабилизация удельного веса проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям (2012 год - 2,77% и 4,75% соответственно).
Наряду с этим доля проб молока и молочных продуктов, не соответствующих нормативам по санитарно-химическим показателям, возросла с 2,41% в 2008 году до 3,44% в 2012 году.
В ряде субъектов Российской Федерации доля проб молока и молочной продукции, не отвечающих гигиеническим нормативам, значительно выше среднероссийского уровня.
Так, по микробиологическим показателям удельный вес таких проб составляет 4,75%, тогда как в Ненецком автономном округе - 18,23%, Республике Саха (Якутия) - 11,87%, Новгородской области - 11,15%, Карачаево-Черкесской Республике - 11,0%, г. Москве, Республике Тыва, Магаданской и Архангельской областях - 9,2 - 9,9%.
Удельный вес проб молока и молочных продуктов, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в среднем по стране составляет 2,77%, в Новгородской области - 9,83%, Республике Ингушетия - 9,3%, Ярославской области - 8,63%, Свердловской области - 7,34%, Курганской, Владимирской, Вологодской областях - 6,1 - 6,5%.
В последнее время участились случаи нарушения требований Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ч. I, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2004, N 52, ч., ст. 5275; 2006, N 31, ч. I, ст. 3439; 2006, N 43, ст. 4412; 2006, N 48, ст. 4943; 2007, N 44, ст. 5282; 2008, N 30, ч. II, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; 2009, N 48, ст. 5711; 2011, N 27, ст. 3873; 2011, N 30, ч. I, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 27, ст. 3477), в том числе по фальсификации молочных продуктов.
Так, по информации Национального Союза производителей молока в ходе проверок в 2012 году из 252 образцов молока и молочной продукции выявлено 128 нарушений, выявивших наличие жиров немолочного происхождения и недостаточной доли молочного жира в жировой фазе.
В связи с нарушениями технологии производства, санитарно-эпидемиологических требований на молокоперерабатывающих предприятиях и детских молочных кухнях в стране ежегодно регистрируется среди населения от 2 до 10 вспышек кишечных инфекций.
В 2007 году в Ставропольском крае в период с августа по октябрь были зарегистрированы три вспышки дизентерии в Благодарненском, Георгиевском районах и городах Кисловодске и Лермонтове, связанные с инфицированной кисломолочной продукцией трех молокоперерабатывающих предприятий края: ОАО "Маслосыродельный завод "Александровский", ООО "Вилия" г. Георгиевска, ОАО "Вита" г. Железноводска.
В 2010 году 2 эпидемических очага, связанные с употреблением молочной продукции, были зарегистрированы в Республике Саха (Якутия). Было зарегистрировано 283 случая дизентерии Флекснера, связанных с употреблением продукции ОАО "Якутский гормолзавод".
В августе 2010 года среди жителей Верхневелюйского района Республики Саха (Якутия) было зарегистрировано 47 случаев дизентерии Зоне, связанных с употреблением продукции (сливки, молоко, сорат, бифилюкс) сельскохозяйственного перерабатывающего пищевого кооператива ООО СППК "Чолбон".
За нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей изъято из оборота 230 тонн молока и молочных продуктов, вынесено более 157 тысяч постановлений о назначении административных наказаний в виде административного штрафа на сумму около 455 млн. рублей.
В связи с вышеизложенным, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591 и ст. 4596; 2011, N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; 2012, N 26, ст. 3446) постановляю:
1. Считать основными направлениями деятельности по обеспечению качества и безопасности молочной продукции:
1.1. Совершенствование законодательной, нормативной и методической базы по контролю за качеством и безопасностью молочной продукции, в том числе гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевой продукции на основе фундаментальных исследований в области науки о питании.
1.2. Повышение эффективности системы организации контроля безопасности молочной продукции, включая создание современной технической базы и базы производственных лабораторий молокоперерабатывающих предприятий.
1.3. Развитие базы производственных лабораторий молокоперерабатывающих предприятий и прикладных научных исследований в области качества и безопасности молочной продукции.
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предлагается внести коррективы в действующие программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью улучшения снабжения молоком и молочными продуктами, предусмотрев повсеместное внедрение программ "Школьное молоко".
3. Управлению санитарного надзора Роспотребнадзора:
3.1. Усилить взаимодействие с Ассоциациями производителей молочной отрасли в вопросах обеспечения выпуска качественной и безопасной молочной продукции.
3.2. Подготовить письмо в Минпромторг России по разработке методик выявления фальсификации молока и молочных продуктов, в том числе определением в них стабилизаторов, сухого молока, растительных жиров и других немолочных ингредиентов.
4. Рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (изготовление), хранение, перевозку (транспортирование), реализацию и утилизацию молочной продукции:
4.1. Обеспечить неукоснительное соблюдение технологических режимов, санитарно-эпидемиологических требований, установленных нормативными правовыми актами.
4.2. Повысить эффективность производственного контроля за качеством и безопасностью молока и молочных продуктов, оснастить производственные лаборатории современным оборудованием с целью внедрения системы контроля, основанной на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points).
4.3. В случае выявления молочной продукции, не соответствующей установленным требованиям, незамедлительно принимать меры по ее изъятию из оборота и информировать органы Роспотребнадзора.
5. Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт питания" Российской академии медицинских наук (по согласованию):
5.1. Проанализировать объем и эффективность проведения лабораторных исследований молочной продукции учреждениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту и по результатам представить в Роспотребнадзор предложения по их оптимизации.
5.2. Осуществлять обучение специалистов лабораторных центров федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту по освоению новых методов контроля качества и безопасности молочной продукции.
6. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за качеством и безопасностью молочной продукции:
6.1. Принять дополнительные меры по оснащению современным лабораторным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования молочной продукции, и освоению новых методов контроля ее качества и безопасности;
6.2. Обеспечить обучение специалистов лабораторных центров новым методам контроля качества и безопасности молочной продукции.
7. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления