Законодательство РФ

<Письмо> Росреестра от 09.06.2014 N 09-исх/06588-ГЕ/14 <О разъяснении законодательства>

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 9 июня 2014 г. N 09-исх/06588-ГЕ/14

В связи с поступающими вопросами в рамках проводимых в настоящее время работ по верификации и гармонизации данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - ОКС) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) сообщает следующее.

1. При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов выявляются случаи наличия расхождений в кадастровом номере объекта недвижимости, а именно:

в ЕГРП содержатся сведения об ОКС, кадастровый номер которого отличается от кадастрового номера, указанного в документах, являющихся в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) основаниями для государственной регистрации (например: в актах, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления; в договорах; в свидетельствах о праве на наследство; во вступивших в законную силу судебных актах; в иных документах, далее - правоустанавливающие документы). При этом ОКС с кадастровым номером, указанным в правоустанавливающем документе, не прошел процедуру гармонизации посредством программного комплекса территориальный информационный ресурс (далее - ПК ТИР) в автоматизированном режиме;

в ГКН имеются как сведения об ОКС с кадастровым номером, указанным в правоустанавливающих документах, так и сведения об ОКС с кадастровым номером, содержащимся в ЕГРП.

При решении данного вопроса полагаем возможным руководствоваться следующим:

органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, необходимо в рамках внутриведомственного взаимодействия направить запрос в орган кадастрового учета в целях уточнения сведений ГКН в отношении ОКС;

органу кадастрового учета при поступлении от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, запроса необходимо осуществить визуальный анализ уникальных характеристик и дополнительных сведений, определенных статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) (таких, как адрес (местоположение), вид и назначение, литер (при наличии), основной параметр (площадь, протяженность и т.д.), инвентарный номер, этажность, этаж (для помещений);

если по набору совпадающих характеристик можно сделать вывод о том, что в ГКН содержатся дублирующие записи об одном и том же ОКС, орган кадастрового учета принимает решение о приоритетности сведений об ОКС. Приоритет в рассматриваемом случае имеет ОКС, в отношении которого в ЕГРП имеются записи о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав;

после установления приоритетности сведений ОКС орган кадастрового учета принимает решение об исправлении в ГКН допущенной технической ошибки (как об ошибочно внесенном ОКС) в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о кадастре, в отношении ОКС, который не прошел сопоставление со сведениями ЕГРП, и присваивает сведениям о таком ОКС статус "архивный";

одновременно с этим в сведениях об ОКС, которому присвоен статус "архивный", отражается информация о кадастровом номере ОКС, которому отдан приоритет (в реквизите "Примечание");

в сведениях об ОКС, которому отдан приоритет, отражается информация о кадастровом номере ОКС, которому присвоен статус "архивный" (в реквизите "Примечание");

после исправления технической ошибки в сведениях ГКН в процессе осуществления действий по верификации и гармонизации сведений об ОКС орган кадастрового учета в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о кадастре направляет правообладателю указанное решение и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости, которому отдан приоритет, в установленном статьей 28 Закона о кадастре порядке.

Одновременно с направлением указанных документов правообладателю орган кадастрового учета также направляет кадастровый паспорт объекта недвижимости, которому отдан приоритет, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. При этом в кадастровом паспорте объекта недвижимости, которому отдан приоритет, в строке 10 "Особые отметки" указываются слова "Объект недвижимого имущества с кадастровым номером _____ (указывается кадастровый номер) и объект недвижимого имущества с кадастровым номером _____ (указывается кадастровый номер) являются одним объектом. В этой связи в сведениях государственного кадастра недвижимости исправлена техническая ошибка в части изменения статуса кадастровых сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером _____ (указывается кадастровый номер) с "учтенный" на "архивный";

орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, после поступления из органа кадастрового учета кадастрового паспорта ОКС, из содержания которого усматривается, что ОКС с кадастровым номером, указанным в правоустанавливающем документе, и ОКС с кадастровым номером, содержащимся в ЕГРП, являются одним и тем же объектом недвижимости, проводит процедуру государственной регистрации прав на ОКС.

Напоминаем, что решение об установлении приоритетности, исключении дублирующих записей из ГКН должно осуществляться в рамках заседания совместных рабочих групп, а также все мероприятия по верификации и гармонизации данных ЕГРП и ГКН должны быть осуществлены в течение установленного статьей 13 Закона о регистрации срока государственной регистрации прав.

2. Об изменении статуса кадастровых сведений об ОКС, прошедших процедуру гармонизации посредством ПК ТИР в автоматизированном режиме, с "архивный" на "учтенный".

Исключение из ГКН сведений об ОКС осуществляется в порядке, предусмотренном Алгоритмом действий (рекомендациями) по исключению из учетной системы ведения ГКН в процессе осуществления действий по верификации и гармонизации данных об объектах капитального строительства ошибочно внесенных сведений, направленным для учета в работе территориальным органам Росреестра, а также филиалам ФГБУ "ФКП Росреестра" письмом Росреестра от 20.12.2013 N 09-исх/11834-ГЕ/13.

Согласно указанному Алгоритму приоритет, прежде всего, имеют ОКС, в отношении которых в ЕГРП имеются записи о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав, а в случае отсутствия таких записей приоритет отдается ОКС, в отношении которого предоставлялись сведения из ГКН в соответствии с запросом заявителя.

Вместе с тем выявляются случаи принятия органом кадастрового учета иного решения, а именно:

о приоритетности сведений в отношении ОКС, который не прошел сопоставление с ЕГРП (поскольку сведения о таком ОКС являются более полными, актуальными, содержат графическую часть), несмотря на то, что в ГКН содержится ОКС, сведения о котором сопоставлены с данными ЕГРП;

об изменении статуса кадастровых сведений с "учтенный" на "архивный" в отношении ОКС, сведения о которых сопоставлены с данными ЕГРП (и в ЕГРП внесены кадастровые номера таких сопоставленных ОКС).

Учитывая изложенное, полагаем, что в данном случае:

орган кадастрового учета принимает решение об исправлении в ГКН допущенной технической ошибки, выразившейся в присвоении статуса "архивный" кадастровым сведениям об ОКС, которые сопоставлены с данными ЕГРП и в отношении которых в ЕГРП внесены кадастровые номера, путем изменения статуса кадастровых сведений о таком ОКС с "архивный" на "учтенный". Одновременно с этим статус кадастровых сведений об ОКС, которому ранее был отдан приоритет, изменяется с "учтенный" на "архивный". При этом если ОКС (в отношении которого принято решение об исправлении технической ошибки в части изменения статуса о кадастровых сведениях с "архивный" на "учтенный") имеет неактуальные характеристики либо неполный объем сведений, подлежащих отражению в ГКН, необходимо (при наличии оснований) верифицировать сведения о нем в части актуализации его характеристик на основании документов дублирующего ОКС (которому ранее был отдан приоритет);

после исправления технической ошибки в сведениях ГКН в процессе осуществления действий по верификации и гармонизации сведений об ОКС орган кадастрового учета в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о кадастре направляет правообладателю указанное решение и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости (в отношении которого принято решение об исправлении технической ошибки в части изменения статуса о кадастровых сведениях с "архивный" на "учтенный") в установленном статьей 28 Закона о кадастре порядке. Одновременно с направлением указанных документов правообладателю орган кадастрового учета также направляет кадастровый паспорт объекта недвижимости в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. При этом в кадастровом паспорте объекта недвижимости (в отношении которого принято решение об исправлении технической ошибки в части изменения статуса о кадастровых сведениях с "архивный" на "учтенный") в строке 10 "Особые отметки" указываются слова "В сведениях государственного кадастра недвижимости исправлена техническая ошибка в части изменения статуса кадастровых сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером _____ (указывается кадастровый номер) с "архивный" на "учтенный", в кадастровых сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером _____ (указывается кадастровый номер) с "учтенный" на "архивный".

3. При проведении верификации сведений ЕГРП и ГКН в отношении ОКС, которому отдан приоритет, возникает вопрос о необходимости переноса сведений о кадастровой стоимости.

Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в ГКН вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в ходе проведения государственной кадастровой оценки. Кроме того, если объект недвижимости образован после даты проведения государственной кадастровой оценки, его кадастровая стоимость определяется в Порядке определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 113 (далее - Порядок), при включении сведений о таком объекте недвижимости в ГКН.

В этой связи в случае отсутствия в ГКН сведений о кадастровой стоимости ОКС (здании, помещении), которому отдан приоритет, органу кадастрового учета необходимо провести анализ на предмет наличия оснований (возможности) для определения кадастровой стоимости такого ОКС, предусмотренных пунктом 1.1 Порядка, и при их наличии осуществить соответствующий расчет кадастровой стоимости ОКС.

4. Относительно направления уведомления о принятом решении об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН.

В соответствии со статьей 28 Закона о кадастре в случае принятия решения об исправлении в ГКН допущенной технической ошибки органу кадастрового учета необходимо направить данное решение и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости правообладателю такого объекта недвижимости.

Согласно подпункту 3 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в ГКН вносятся сведения о почтовом адресе и (или) адресе электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости и обладателем иных вещных прав на объект недвижимости.

С учетом изложенного, в случае если в сведениях ГКН отсутствуют сведения о почтовом адресе и адресе электронной почты правообладателя объекта недвижимости, решение об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН может быть направлено по адресу (местоположению) ОКС, сведения о котором содержатся в ГКН, либо по адресу правообладателя, сведения о котором содержатся в ЕГРП.

5. По вопросу взаимодействия с органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации с целью уточнения (исправления) информации об объектах недвижимости, сведения о которых включены в ГКН в рамках исполнения работ по государственным контрактам, а также в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".

Взаимодействие в указанном случае осуществляется в рамках приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 177 "О порядке и сроках направления органом кадастрового учета в органы государственной власти, местного самоуправления или органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации запросов о предоставлении сведений и документов о ранее учтенных объектах недвижимости", который в том числе определил правила направления органом кадастрового учета в органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации запросов о предоставлении сведений о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства.

По вопросам верификации и гармонизации данных ЕГРП и ГКН в отношении объектов недвижимости, представляющих собой сложную или неделимую вещь (например: автозаправочная станция, производственно-технологический комплекс, нефтегазопромышленный комплекс и иные), и исключения из ГКН сведений об ОКС, которые в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами недвижимости (например: ограждение, ворота, опоры и светильники, асфальтовый тротуар, дворовый водопровод и иные), а также по вопросу восстановления исключенных из ГКН сведений об ОКС, которые прошли процедуру гармонизации посредством ПК ТИР в автоматизированном режиме, в Минэкономразвития России направлен запрос, по получении позиции на который соответствующие рекомендации будут доведены дополнительно.

Заместитель руководителя

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления