Законодательство РФ

<Письмо> Росприроднадзора от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 11 апреля 2016 г. N АС-06-01-36/6155

О ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в целях урегулирования вопросов, возникающих при осуществлении полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы за негативное воздействие на окружающую среду, направляет для информации и использования в работе разъяснения Минприроды России по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также информирует о следующем.

С 01.01.2016 в соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату за 2016 г. в срок до 1 марта 2017 г.

При внесении остальными плательщиками ежеквартальных авансовых платежей необходимо обращать внимание, что одна четвертая часть суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду от уплаченной за предыдущий год должна уплачиваться по определенным бюджетным законодательством Российской Федерации кодам бюджетной классификации (далее - КБК).

В 2016 г. КБК для заполнения платежных документов остаются такими же, как и в 2015 г. (048 1 12 01010 01 6000 120, 048 1 12 01030 01 6000 120, 048 1 12 01040 01 6000 120, 048 1 12 01070 01 6000 120).

При определении одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду учитываются суммы платы фактически уплаченные (не начисленные) за I - IV кварталы 2015 г.

За несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей и платы за негативное воздействие на окружающую среду начисляются пени.

В случае наличия предложений территориальных органов по доработке ПТК "Госконтроль" в части электронного контроля уплаты пеней данные предложения просьба направлять в Росприроднадзор.

По вопросу правомерности применения ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в отношении лиц, не уплативших квартальные авансовые платежи, Росприроднадзор обратился в Минприроды России. Позиция Минприроды России будет направлена по территориальным органам Росприроднадзора дополнительно и использована при подготовке изменений в Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (направлены в территориальные органы для руководства в работе письмом от 30.11.2012 N ВК-03-01-36/16269).

При определении одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за 2015 г., не учитываются суммы платежей, уплаченные в счет погашения задолженности предыдущих лет (2013 г., 2014 г. и т.д.), вне зависимости от того, осуществлялось ли погашение задолженности в добровольном порядке или по решению суда.

Необходимо обращать внимание, что Закон N 7-ФЗ не содержит исключений из нормы внесения авансовых платежей, следовательно, если хозяйствующим субъектом в 2015 г. плата за негативное воздействие на окружающую среду исчислялась и вносилась за сверхлимитное загрязнение, ввиду отсутствия разрешительной документации, то в 2016 г. квартальные авансовые платежи исчисляются и вносятся строго от суммы, уплаченной за 2015 г.

По итогам года суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.

В случае если хозяйствующий субъект оплачивал негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности/за сбросы неорганизованным поверхностным стоком в водные объекты), то в 2016 г. уплачивается одна четвертая часть суммы от уплаченной в 2015 г. по тому КБК, по которому вносилась данная плата. По итогам отчетного года (в 2017 г.) при подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующий субъект осуществит перерасчет платы с учетом внесенных авансовых платежей. Как и в предыдущем случае, по итогам года суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.

Процедуры зачета (возврата) денежных средств планируется предусмотреть в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения. Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации дорабатывается Минприроды России.

Также обращаем внимание, что Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (утверждены Госкомэкологии РФ 29.12.1998) утратили силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Минприроды России от 01.10.2014 N 421.

В случае если предприятие открылось в 2016 г., то авансовые платежи не подлежат внесению в течение 2016 г., а плата по такому предприятию будет подлежать внесению в полном объеме в срок до 1 марта 2017 г. (за 2016 г.).

По итогам отчетного года в срок до 1 марта все плательщики исчисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ. При этом исчисленные суммы платы уплачиваются с учетом внесенных авансовых платежей и указываются в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В течение 2017 г. авансовые платежи будут подлежать внесению от сумм платы, уплаченных за 2016 г. и указанных в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" сохранял свою актуальность до 01.01.2016. Данный приказ не предусматривает положений об авансовых платежах, как и не предусматривает форму расчета данных платежей.

Таким образом, в течение 2016 г. ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 г.

Также необходимо отметить следующее.

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

В силу ч. 7 ст. 23 Закона N 89-ФЗ исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов", который проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.

До принятия указанного документа плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит исчислению и внесению в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

Кроме того, в связи с многочисленными обращениями территориальных органов по вопросу внесения платы за размещение твердых коммунальных отходов в связи с отсутствием в субъектах Российской Федерации региональных операторов по обращению с отходами необходимо отметить следующее.

Федеральный закон от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставил переходный период (до 1 января 2017 года) для введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации, введения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, проведения конкурсного отбора регионального оператора и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и т.д.

До дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства.

Учитывая изложенное, в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.

Дополнительно при осуществлении полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо учитывать и разъяснения, данные письмом Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099.

Кроме того, в текущем 2016 г. с учетом изменения бюджетного законодательства и законодательства по плате за негативное воздействие на окружающую среду планируется отмена Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Росприроднадзора от 23.10.2015 N 849, и издание нового приказа.

Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные разъяснения направляются для сведения и использования в работе.

А.Г.СИДОРОВ



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления