<Письмо> Роспотребнадзора от 30.01.2007 N 0100/820-07-23 (с изм. от 06.03.2007) "Об исполнении Постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 N 770"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
от 30 января 2007 г. N 0100/820-07-23
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15.12.2006 N 770
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 N 770 были внесены изменения в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусматривающие изложение в новой редакции абзаца четвертого пункта 136 указанных Правил, вступающие в силу с 1 февраля 2007 года.
В соответствии с этими изменениями, начиная с указанного срока не допускается розничная продажа алкогольной продукции, "если на потребительской таре единицы продукции отсутствует предупреждающая надпись о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека, а также информация о противопоказаниях к ее употреблению, содержание которой устанавливает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
Текст такой надписи был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 19.01.2007 N 49 "Об утверждении предупреждающей Надписи на потребительской таре единицы алкогольной продукции о противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции", вступающим в силу также с 1 февраля 2007 года.
При этом следует отметить, что само по себе требование об указании противопоказаний к применению алкогольной продукции в числе другой обязательной информации о ней в настоящее время закреплено пунктом 138 тех же Правил продажи отдельных видов товаров, а до этого содержалось в пункте 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.11.1996 N 1364, от 14.07.1997 N 867, от 13.10.1999 N 1150, от 02.11.2000 N 840), утратившим силу согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции".
Таким образом, вышеназванным Приказом Минздравсоцразвития России, утвердившим содержание информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции, было должным образом лишь формализовано императивное требование о ее как таковом безусловном предоставлении, первоначально введенное Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987".
Между тем следует иметь в виду, что правовые основы производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации, включая ее розничную продажу, в первую очередь определяет Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федеральных законов от 07.01.1999 N 18-ФЗ, от 29.12.2001 N 186-ФЗ, от 24.07.2002 N 109-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. 31.12.2005), от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 29.12.2006 N 248-ФЗ), статья 16 которого закрепляет исчерпывающий перечень ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, а статья 26 - ограничения на оборот алкогольной продукции в целом. При этом пункт 1 статьи 25 того же Федерального закона закрепляет исчерпывающий перечень оснований для изъятия и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции из незаконного оборота, к числу которых относятся только случаи ее реализации:
"без соответствующих лицензий;
без сертификатов соответствия;
без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками;
без соответствия государственным стандартам и техническим условиям;
без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции".
С учетом вышеизложенного, в ходе проверки соблюдения хозяйствующими субъектами правил розничной продажи алкогольной продукции, необходимо, начиная с 1 февраля 2007 года, среди прочего осуществлять контроль и надзор за ходом исполнения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 N 770 в части наличия на потребительской таре каждой единицы реализуемой алкогольной продукции предупредительной надписи утвержденного Минздравсоцразвития России содержания (взамен соответствующих надписей на тот же счет, используемых в настоящее время), имея в виду, что только полное отсутствие информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции может служить основанием для применения к указанным субъектам соответствующих мер административной ответственности. При этом факт наличия на потребительской таре информации о противопоказаниях к ее применению иного содержания в любом случае (вплоть до полного перехода к единообразному тексту предупредительной надписи) не должен служить основанием для изъятия алкогольной продукции из оборота.
Федеральной службы
по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления