<Письмо> Рособрнадзора от 11.06.2004 N 01-17/05-01 "О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
от 11 июня 2004 г. N 01-17/05-01
О ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с многочисленными обращениями в Минобразование России, а в настоящее время - в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее - Федеральная служба) граждан, руководителей образовательных учреждений, представителей государственных органов исполнительной власти по вопросам применения дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) Федеральная служба сообщает следующее.
Согласно п. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 11-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон) "...Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии для всех форм получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием;". В настоящее время такой порядок установлен Методикой применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (далее - Методика), утвержденной Приказом Минобразования России от 18.12.2002 N 4452 (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2002 N 4071).
Методика не устанавливает необходимости получения специальной лицензии или какого-либо иного разрешительного документа государственного органа управления образованием на применение ДОТ.
Вместе с тем при прохождении очередной лицензионной экспертизы образовательное учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ с применением ДОТ в частичном или полном объеме, имеет возможность представить в лицензирующий орган для экспертизы вышеуказанных программ взамен обычного комплекта документов документы из перечня, утвержденного Приказом Минобразования России от 26.08.2003 N 3387 "Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме". Объем требований, предъявляемых к такому образовательному учреждению, определен Временными требованиями, предъявляемыми к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий, утвержденными Минобразованием России 20.02.2004.
Выдаваемая в результате проведения экспертизы лицензия не должна содержать указаний о применении образовательным учреждением ДОТ.
Согласно п. 16 Методики образовательные учреждения, реализующие одну или несколько образовательных программ с использованием ДОТ в полном объеме, могут обратиться в Федеральную службу с заявлением о проведении проверки такой готовности.
В соответствии с п. 4 Закона при подтверждении федеральным (центральным) государственным органом управления образованием (Федеральной службой) готовности образовательного учреждения реализовывать в филиалах образовательные программы с использованием ДОТ в полном объеме эти филиалы получают право проходить аттестацию в составе данного образовательного учреждения.
Следует отметить, что таким образовательным учреждениям решением лицензирующего органа может быть изменена в лицензии предельная численность контингента обучающихся.
Необходимо также учитывать, что в конце оборотной стороны приложения к диплому для выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием дистанционного обучения в полном объеме, делается запись: "Образовательная программа освоена посредством дистанционных образовательных технологий." (Постановление Госкомвуза России от 10.04.1996 N 6, Приказ Минобразования России от 17.03.2003 N 1011).
Следует обратить особое внимание на то, что согласно п. 1 Временных требований "При реализации образовательных программ в очной форме обучения с использованием ДОТ образовательное учреждение обязано обеспечить полный объем аудиторной нагрузки в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования или требованиями к программам соответствующего дополнительного профессионального образования". При этом очная форма обучения может быть организована исключительно на базе образовательного учреждения или его филиала.
Несмотря на то, что вопросы создания и функционирования представительств вузов достаточно полно изложены в нормативных документах, в т.ч. в письме Минобразования России от 16.09.2002 N 24-55-236(288)/10 "О нарушении законодательства Российской Федерации в организации и деятельности представительств вузов", продолжаются многочисленные нарушения в этой области.
В ряде случаев нарушения обосновываются применением ДОТ. Среди таких нарушений наиболее распространенными являются следующие:
ведется обучение в очной и очно-заочной формах получения образования;
в заочной форме обучения ведутся систематические занятия, а не только консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся.
При выявлении подобных нарушений Федеральная служба будет принимать решение о приостановлении действия лицензии образовательного учреждения.
Информация о нормативных документах, регламентирующих использование ДОТ в учебном процессе, представлена по адресу Минобразования России: www.ed.gov.ru.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления