<Письмо> Росимущества от 05.10.2015 N ИА-03/41274 "О необходимости согласования заключения мировых соглашений"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
от 5 октября 2015 г. N ИА-03/41274
О НЕОБХОДИМОСТИ СОГЛАСОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ
Росимуществом выявлены случаи, когда федеральные государственные унитарные предприятия, включенные в прогнозный план (программу) приватизации на 2014 - 2016 годы (далее также ФГУП), самостоятельно заключали в рамках арбитражных и гражданских дел в судах (арбитражных судах) мировые соглашения, условия которых предполагали совершение предприятием сделок, требующих согласования собственника.
В соответствии с пунктом 2 статьи 157.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие. При этом молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом (пункт 4 указанной статьи).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ) крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что базовая сумма, применяемая для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, составляет 100 руб.
При этом, как отмечено в письме Минэкономразвития России от 16.04.2014 N д08и-728, что Закон о предприятиях не содержит условия о том, что к крупным сделкам не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия. В связи с этим Минэкономразвития России считает, что в целях решения вопроса об отнесении сделки к крупной не имеет значение, совершена ли она в процессе обычной хозяйственной деятельности. Указанная позиция подтверждается отдельными судебными актами (постановление ФАС Московского округа от 21 ноября 2013 г. N Ф05-14141/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2013 г. N А42-8300/2011).
Таким образом, согласованию с собственником подлежат все возмездные сделки федерального государственного унитарного предприятия с ценой, превышающей меньшую из двух следующих величин: 5000000 (пять миллионов) рублей или 10 процентов уставного фонда предприятия.
Кроме того, вне зависимости от цены сделки, согласованию собственником подлежат:
- сделки, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ);
- сделки с недвижимым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения (пункт 2 статьи 295 ГК РФ и пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ);
- сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также договоры простого товарищества (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ);
- решения об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации, а также сделки, связанные с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ);
- заимствования унитарным предприятием (статьи 24 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ).
Кроме того, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации на 2014 - 2016 годы, необходимо отметить следующее.
Пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает, что со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества унитарное предприятие без согласия собственника его имущества не вправе:
- совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
- сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;
- осуществлять выпуск ценных бумаг;
- выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ;
- приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.
Согласно пункту 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (далее - Постановление N 739) федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ) в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, которые включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, принимают решение:
- согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований (подпункт "е");
- согласование совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия (подпункт "ж");
- согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями (подпункт "з");
- согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарищества (подпункт "л").
При этом по вопросам, указанным в подпунктах "е", "з" и "л" вышеуказанного пункта, Постановления N 739, соответствующее решения ФОИВ принимаются с учетом мотивированной позиции Росимущества, а в случае, если стоимость имущества, в отношении которого принимаются такие решения, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, превышает 150 млн. рублей и если принято решение о приобретении акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, в том числе при их учреждении, - на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 739 Росимущество в отношении указанных предприятий осуществляет с учетом предложений ФОИВ согласование, сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, в том числе передачи его в аренду.
При этом в соответствии с пунктом 4.2.18 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 18.09.2013 N 538), территориальные управления Росимущества принимают решения о согласовании сделок с недвижимым имуществом федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, исключительно по поручению Росимущества.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" определено, что мировое соглашение представляет собой соглашение сторон, то есть сделку, вследствие чего к этому соглашению, являющемуся одним из средств защиты субъективных прав, помимо норм процессуального права, подлежат применению нормы гражданского права о договорах.
В соответствии с частью 6 статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно пункту 14 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 арбитражный суд при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в той степени и поскольку это необходимо для установления соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц (часть 6 статьи 141 АПК РФ), в частности, проверяет полномочия лиц, подписавших проект мирового соглашения, наличие волеизъявления юридического лица на заключение мирового соглашения, возможно ли распоряжение имуществом, являющимся предметом мирового соглашения, имеются ли у такого имущества обременения, соответствует ли проект мирового соглашения императивным нормам действующего законодательства, в том числе о сделках (за исключением случаев, когда такая проверка осуществляется судом только по заявлению соответствующего лица), а также изучает проект мирового соглашения для целей выявления условий, затрагивающих права и законные интересы лиц, не участвующих в деле (с учетом положений пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Понятие сделки, приведенное в ГК РФ, является максимально широким, однако имеющаяся судебная и иная правоприменительная практика позволяет выработать позицию по определению круга действий, квалифицируемых в качестве сделки, к которым в том числе относится мировое соглашение, которое по своей природе является гражданско-правовой сделкой, поскольку содержит элементы сделки и представляет собой волеизъявление сторон, направленное на изменение, прекращение и возникновение гражданских прав и обязанностей, что подтверждается постановлениями ФАС Уральского округа от 08.07.2011 N Ф09-3625/11 по делу N А60-11397/2011, от 15.03.2010 N Ф09-1164/10-С5 по делу N А07-23481/2009, от 04.02.2010 N Ф09-169/10-С4 по делу N А50-5205/2009-Г1, ФАС Центрального округа от 22.12.2009 N Ф10-5629/09 по делу N А48-1896/2009.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Росимущества в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 22.02.2003 N 229-р и от 20.09.2012 N 1738-р, и предприятиям, утратившим ведомственную принадлежность, осуществление полномочий собственника от имени Росимущества в отношении которых в соответствии с приказом Росимущества от 24.04.2015 N 165 обеспечивает Управление реструктуризации государственных организаций и управления приватизируемыми активами (далее - Управление), а также иным федеральным государственным унитарным предприятиям, включенным в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы поручается в обязательном порядке согласовывать с Росимуществом (а в отношении ФГУП, подведомственных иным ФОИВ - в случаях, предусмотренных Постановлением N 739, с иным ФОИВ, в ведении которого находится ФГУП) до направления в адрес судов, арбитражных судов, а также третейских судов (в случае третейского разбирательства) заключение мировых соглашений, содержащих элементы сделок, требующих согласования собственником, в порядке, предусмотренном приказом Росимущества от 31.08.2012 N 193.
Кроме того, в случае если Территориальное управление Росимущества участвует в любом качестве в арбитражном или гражданском деле (третейском разбирательстве), в котором стороной выступает ФГУП и рассматривается вопрос о заключении мирового соглашения, содержащего какой-либо из вышеперечисленных элементов, указанному Территориальному управлению до выражения позиции по делу в обязательном порядке надлежит проверять наличие согласования такой сделки с собственником имущества унитарного предприятия, в лице Росимущества либо ФОИВ, уполномоченного Постановлением N 739, и с учетом этого в обязательном порядке направлять отзыв по делу и (или) обеспечивать участие представителя с выражением правовой позиции по делу в ходе заседания суда, о чем информировать Росимущество.
При этом если такая сделка не была согласована Росимуществом или в случае если в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Постановления N 739 Росимущество выразило ФОИВ отрицательную позицию в отношении совершения какой-либо из вышеперечисленных сделок, Территориальное управление обязано заявить возражения на утверждение такого мирового соглашения и проинформировать о выявленном факте нарушения законодательства отраслевое структурное подразделение центрального аппарата Росимущества, курирующее соответствующее унитарное предприятие в соответствии с приказом Росимущества от 24.04.2015 N 165.
Территориальным управлениям, обеспечивающим приватизацию ФГУП в соответствии с приказом Росимущества от 02.12.2013 N 368, поручается довести настоящее письмо до сведения соответствующих ФГУП, о чем проинформировать Управление.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления