<Письмо> Росавиации от 02.08.2013 N АН1.02-2391 "Информация по безопасности полетов N 13"
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
от 2 августа 2013 г. N АН1.02-2391
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 13
В связи с увеличением парка и интенсивности полетов с 2006 года ежегодно происходит рост числа авиационных происшествий с воздушными судами авиации общего назначения.
В 2013 году (по состоянию на 31.07.2013) с зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации воздушными судами АОН произошло 8 авиационных происшествий (3 из которых закончились катастрофами с гибелью 4 человек). Кроме того, 21.07.2013 в Мурманской области в результате аварии вертолета ЕС-120В RA-04049 (опрокидывание на правый борт в процессе высадки пассажиров) погибло 3 человека, находившихся на земле.
Регулярно отмечаются случаи выполнения полетов на воздушных судах, не имеющих действующего сертификата летной годности, или на незарегистрированных воздушных судах. С самолетами и вертолетами, не зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, в 2013 году произошло 12 авиационных происшествий, в том числе 9 катастроф, в которых погибло 14 человек (8 пилотов и 6 пассажиров). За весь 2012 год с незарегистрированными воздушными судами произошло 14 авиационных происшествий.
Ежегодно происходят авиационные происшествия, когда на борту воздушного судна АОН, кроме пилота, находятся пассажиры. Имеются основания утверждать, что в нарушение требований статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации такие полеты зачастую выполняются за плату. При этом граждане, принявшие решение воспользоваться этими незаконными услугами эксплуатантов воздушных судов АОН, не имеют информации о серьезных проблемах, с которыми они могут столкнуться в случае авиационного происшествия или инцидента. С целью повышения информированности граждан, Росавиацией подготовлена соответствующая информация (не приводится) для размещения на интернет-сайтах Росавиации и территориальных органов Росавиации.
В предыдущих информационных материалах Росавиации по вопросам безопасности полетов воздушных судов АОН приводились статистические сведения, свидетельствующие о том, что большинство авиационных происшествий с воздушными судами АОН допускают пилоты, имеющие профессиональное авиационное образование и ранее выполнявшие полеты в коммерческой гражданской или в государственной авиации (Информация о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации за 9 месяцев 2012 года, страницы 41 - 45). Как указывалось, пилоты-любители в недостаточной степени понимают дополнительные риски, возникающие при полетах на воздушных судах АОН, к числу которых относятся следующие:
1. Кажущаяся простота пилотирования воздушного судна АОН приводит к переоценке пилотом своих навыков и летно-технических характеристик воздушного судна, поэтому для АОН характерны авиационные происшествия, связанные с потерей управляемости в полете как при выполнении простого, так и сложного или высшего пилотажа. По этим причинам с 2006 года произошло 21 авиационное происшествие, в том числе 12 катастроф.
2. Полеты воздушных судов АОН производятся на малых высотах, что при недостаточной осмотрительности пилота или отвлечении внимания часто заканчивается столкновениями с препятствиями (провода ЛЭП, деревья). С 2006 года по этим причинам произошло 19 авиационных происшествий, в том числе 15 катастроф.
3. Большинство воздушных судов АОН - это однодвигательные самолеты и вертолеты, вследствие чего отказ двигателя требует выполнения вынужденной посадки на подобранную с воздуха площадку. С 2006 года из-за отказа двигателя в полете произошло 19 авиационных происшествий, 10 из которых закончились катастрофами. Нарушение правил поддержания летной годности или летной эксплуатации двигателя является наиболее типичным фактором, приводящим к отказу двигателя на воздушном судне АОН.
4. Качество предполетного анализа метеорологической обстановки зависит от того, как ответственно пилот воздушного судна АОН готовится к предстоящему полету. Пренебрежение к изучению метеообстановки по маршруту полета приводит к авиационным происшествиям, связанным с попаданием в условия ограниченной видимости, к полетам в которых пилот не подготовлен и не допущен. По этим причинам с 2006 года произошло 10 авиационных происшествий, в том числе 7 катастроф.
Спектр причин авиационных происшествий с воздушными судами АОН, происшедших в 2011 - 2012 годах и рассматриваемом периоде 2013 года (описание авиационных происшествий прилагается), также отвечает перечисленным выше группам наиболее характерных типов событий.
В соответствии с требованиями информации по безопасности полетов N 10 за 2013 год (письмо Росавиации от 04.06.2013 N 4.02-348) в территориальных органах Росавиации были проведены целевые региональные совещания по вопросам обеспечения безопасности полетов воздушных судов АОН.
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации и эксплуатантов воздушных судов;
1.2. разместить на официальном сайте территориального органа Росавиации в сети Интернет информацию для граждан и организаций, пользующихся или намеревающихся воспользоваться услугами владельцев и пилотов воздушных судов авиации общего назначения (приложение N 1 - не приводится). Обеспечить постоянное нахождение на главной странице сайта территориального органа Росавиации в сети Интернет ссылки на указанную информацию;
1.3. при проведении советов по безопасности полетов в ходе подготовки к выполнению и обеспечению полетов в ОЗП 2013 - 2014 годов с приглашением эксплуатантов и частных владельцев воздушных судов АОН специально рассмотреть вопросы состояния безопасности полетов воздушных судов АОН с использованием настоящей информации и приложений к ней (приложения N 2 и 3 - не приводятся).
2. Руководителям организаций гражданской авиации и эксплуатантам воздушных судов:
2.1. обратить внимание на то, что предоставление платных услуг при выполнении полетов на воздушных судах АОН является нарушением требований Воздушного кодекса Российской Федерации и влечет за собой ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
2.2. изучить настоящую информацию с летным и инженерно-техническим персоналом, выполняющим полеты и обслуживающим воздушные суда АОН.
А.В.НЕРАДЬКО
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления