<Письмо> Минрегиона РФ от 23.01.2009 N 1412-СМ/08 <Об отмене лицензирования и введении саморегулирования в строительстве>
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 января 2009 г. N 1412-СМ/08
Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2008 г. N А67-3163 рассмотрены обращения по вопросам, связанным с отменой лицензирования и введением саморегулирования в строительстве, и в пределах своей компетенции сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 января 2010 года прекращается лицензирование деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий, а с 1 января 2009 года прекращено предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности.
При этом в Федеральном законе от 25 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" учтена необходимость переходного периода от лицензирования к саморегулированию деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства. В переходный период (до 1 января 2010 года) сохраняются действующие механизмы государственного регулирования.
Приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. N 274 (зарегистрирован в Минюсте России от 16 января 2009 г., N 13086) утвержден перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с этим перечнем саморегулируемые организации в области строительства, проектирования, инженерных изысканий будут осуществлять допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
С изданием Приказа созданные некоммерческие партнерства могут формировать свои требования по допускам и получать статус саморегулируемых организаций.
Во исполнение части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минрегион России при разработке перечня учел особенности работ, выполняемых гражданами для собственных нужд, а также работ, осуществляемых субъектами малого предпринимательства.
Так, Приказом Минрегиона России предусмотрено, что граждане и организации, выполняющие работы по проектированию и строительству объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство, и объектов, проектная документации которых не подлежит государственной экспертизе, могут выполнять указанные работы, не вступая в СРО и не уплачивая вступительные, членские взносы, а также взносы в компенсационные фонды таких СРО. Перечень указанных объектов установлен частью 17 статьи 51 и частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, многие виды работ, на выполнение которых раньше требовалось получение лицензии, после издания Приказа можно выполнять без лицензий и свидетельств о допусках.
При этом принципиальной является позиция Минрегиона России о том, что граждане и организации, выполняющие инженерные изыскания, обязаны вступать в соответствующие СРО вне зависимости от того, для строительства каких объектов ими осуществляется подготовка материалов инженерных изысканий, поскольку все материалы подлежат включению в государственный фонд результатов инженерных изысканий и могут использоваться по различному назначению. Так, результаты инженерных изысканий, подготовленные для строительства объекта индивидуального жилищного строительства, могут быть использованы в дальнейшем при строительстве многоэтажного дома на соседнем земельном участке.
Кроме того, в Приказе Минрегиона России в соответствии с частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что виды работ по подготовке проектной документации могут осуществляться индивидуальными предпринимателями самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту - только с привлечением работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Это связано с тем, что для выполнения инженерных изысканий и строительных работ необходимо наличие специального оборудования и специалистов соответствующей квалификации, а проектированием несложных объектов индивидуальный предприниматель вполне может заниматься самостоятельно.
Таким образом, большинство вопросов, которые ставятся в обращениях субъектов малого предпринимательства, в значительной степени решено. Кроме того, необходимо иметь в виду, что с изданием данного Приказа не требуется получения допусков на функции заказчика и функции генподрядчика. Другими словами, уменьшено административное давление на участников рынка и в первую очередь на небольшие организации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
До 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ ив основании:
1) лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
2) выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Одновременно информируем, что предложение о сохранении действия лицензии до срока окончания их действия противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. В соответствии со статьями 23 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право индивидуального предпринимателя и юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В связи с тем, что Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено прекращение лицензирования видов деятельности в области строительства с 1 января 2010 г., действие всех лицензий на указанные виды деятельности прекращаются с установленного законом срока.
Департамента регулирования
градостроительной деятельности
С.Н.МАЛЫШЕВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления