<Письмо> Минпросвещения России от 28.04.2022 N АБ-1197/05 "О направлении документов "Ядро среднего профессионального педагогического образования" (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро среднего профессионального педагогического образования"))
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 апреля 2022 г. N АБ-1197/05
О НАПРАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ "ЯДРО СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Минпросвещения России в рамках реализации "Стратегических приоритетов в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года разработало и направляет методические рекомендации по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию (Ядро среднего профессионального образования), одобренные Коллегией Минпросвещения России (протокол от 8 апреля 2022 г. N ПК-1вн), для учета и использования в работе.
Ядро среднего профессионального педагогического образования (далее - Ядро СППО) представляет собой ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) уровня среднего профессионального педагогического образования, отражающие обязательный минимум содержания и результатов подготовки педагогов, который должен обеспечить равное качество подготовки выпускников.
Ядро разработано в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее - профессиональный стандарт "Педагог").
Ядро СППО рекомендуется использовать образовательным организациям при разработке ОПОП в целях обеспечения единого подхода к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров Российской образовательных образования и Федерации.
Ядро среднего образования СППО посредством профессионального позволяет синхронизации педагогического учитывать трудоемкость и дидактическую целостность освоенных выпускниками зачетных единиц при поступлении на программы высшего педагогического образования, обеспечивая преемственность уровней образования.
Ядро СППО обеспечивает единство требований к базовой части содержания среднего педагогического образования, постоянное обновление учебных планов и программ с учетом лучших мировых и отечественных практик, экспертно-профессиональных суждений и рекомендаций работодателей; соблюдение логики гарантированного достижения запланированных образовательных результатов.
Реализация Ядра СППО позволит путем синхронизации образовательных программ среднего профессионального и высшего педагогического образования увеличить долю выпускников образовательных организаций, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям.
Просим организовать информирование подведомственных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
ЕДИНЫХ ПОДХОДОВ К ИХ СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ("ЯДРО СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ")
Методические рекомендации по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро среднего профессионального педагогического образования") (далее - рекомендации, Ядро СППО) определяют ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) уровня среднего профессионального педагогического образования, отражающие обязательный минимум содержания и результатов подготовки педагогов, который должен обеспечить равное качество подготовки выпускников.
Ядро разработано в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее - профессиональный стандарт "Педагог").
Ядро СППО рекомендуется использовать образовательным организациям при разработке образовательных программ среднего профессионального педагогического образования в целях реализации единого подхода к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров России. Ядро СППО позволяет учитывать трудоемкость и дидактическую целостность освоенных выпускниками зачетных единиц при поступлении на программы высшего педагогического образования.
Методические рекомендации разработаны для обеспечения единства требований к базовой части содержания среднего профессионального педагогического образования в процессе проектирования образовательных программ, постоянного обновления учебных планов и программ с учетом лучших мировых и отечественных практик, экспертно-профессиональных суждений и рекомендаций работодателей; соблюдения при проектировании логики гарантированного достижения запланированных образовательных результатов.
Методические рекомендации опираются на основные подходы и принципы к подготовке и профессиональному развитию педагогических кадров, обусловливающие формирование единого образовательного пространства, позволяющего обеспечить качественную подготовку педагога в системе непрерывного педагогического образования:
- компетентностный подход к разработке образовательных программ, ориентированных на достижение планируемых в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования образовательных результатов подготовки педагога и трудовых функций в профессиональном стандарте "Педагог";
- принцип преемственности при реализации образовательных программ среднего профессионального и высшего педагогического образования как единой системы, обеспечивающей непрерывность и преемственность в подготовке педагогических кадров;
- принцип практикоориентированности образования, выражающийся в доминирующей роли практической подготовки в формировании профессиональных компетенций будущего педагога в сочетании с освоением теоретических знаний сопряжении качественной предметной, психолого-педагогической и методической подготовки;
- ориентация на формирование проектных компетенций будущего педагога, способствующих решению профессиональных задач в ситуациях, требующих инновационных подходов, при работе с воспитанниками и обучающимися, имеющими разные образовательные потребности;
- направленность на формирование цифровых компетенций и навыков, позволяющих работать в условиях нового технологического уклада и эффективно взаимодействовать с обучающимися и родителями;
- ориентация на достижение образовательного результата, сочетающего в себе профессиональные и личностные результаты.
Методические рекомендации могут использоваться при проектировании образовательных программ образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования по УГПС 44.00.00 "Образование и педагогические науки" вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
Зачетная единица - унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
В настоящих методических рекомендациях зачетная единица составляет 36 академических часов (при продолжительности академического часа 45 минут). Установленная величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана. Объем части образовательной программы должен составлять целое число зачетных единиц.
Компетенция - динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников.
Междисциплинарный курс (МДК) - система знаний, умений и практического опыта, отобранных на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин в целях обеспечения внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. N 304-ФЗ) "Об образовании в Российской Федерации", в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Образовательный результат - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся, выраженные на языке знаний, способностей, компетенций (кроме личностных результатов) они описывают, что должен будет в состоянии делать обучающийся по завершении всей или части образовательной программы, а также уровня(ей) образования. Личностные результаты обучающихся не подлежат измерению, а могут быть зафиксированы через его поступки.
Практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.
Профессиональный модуль - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Ядро среднего профессионального педагогического образования - ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) уровня среднего профессионального педагогического образования, отражающие обязательный минимум содержания и результатов подготовки педагогов, который должен обеспечить равное качество подготовки выпускников.
Ключевые характеристики ОПОП: компетентностная модель образовательных программ подготовки педагога, система требований к структуре образовательных программ подготовки педагога, структурно-содержательному наполнению циклов учебных дисциплин (модулей), включению практик, организации воспитательной деятельности.
Параметры ОПОП: рекомендуемое соотношение обязательной и вариативной части образовательной программы, объемные параметры циклов и практики.
ВКР - выпускная квалификационная работа;
ГИА - государственная итоговая аттестация;
ДОО - дошкольная образовательная организация;
ДЭ - демонстрационный экзамен;
Закон об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;
ПК - профессиональные компетенции;
ПОО - профессиональная образовательная организация;
ПООП - примерная основная образовательная программа;
ПС - профессиональный стандарт;
СПО - среднее профессиональное образование;
СППО - среднее профессиональное педагогическое образование;
УГПС 44.00.00 Образование и педагогические науки - укрупненная группа профессий и специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки;
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.
3. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА
Компетентностная модель образовательных программ включает в себя общие и профессиональные компетенции, установленные ФГОС, а также профессиональные компетенции, установленные образовательной организацией.
При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ рекомендуется применять следующие индикаторы достижения общих компетенций (табл. 1).
Таблица 1. Индикаторы достижения общих компетенций (ОК)
Профессиональные компетенции, обозначенные в федеральных государственных образовательных стандартах СПО по соответствующей специальности (Приложение 1), представлены в образовательных результатах по видам деятельности, для каждого из которых разработаны индикаторы достижения. В Таблице 2 отражена преемственность ОПОП в контексте требований профессионального стандарта к результатам подготовки специалиста в целях проектирования сопряженных учебных планов среднего профессионального педагогического образования и высшего педагогического образования, а также проектирования сетевых образовательных программ.
Таблица 2. Соотношение трудовых функций на уровнях высшего
и среднего профессионального педагогического образования
4. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА
4.1. Структура образовательной программы включает: дисциплины (модули); практику; государственную итоговую аттестацию (табл. 3).
Таблица 3. Структура и объем образовательной программы
4.2. Образовательная программа включает: социально-гуманитарный цикл; общепрофессиональный цикл; профессиональный цикл.
4.3. В рамках образовательной программы должны быть предусмотрены обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО. Объем обязательной части без учета объема государственной итоговой аттестации должен составлять не более 70 процентов (80% - по отдельным специальностям при наличии дополнительной квалификации) от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы на базе среднего общего образования.
С учетом того рекомендуемый объем обязательной части образовательной программы без ГИА при соотношении 70/30 составляет 2952 часа/82 з.е. В инвариантную часть образовательных программ должны быть включены учебные дисциплины в объеме не менее 792 часов/22 з.е. без учета практики (Приложение 2), что обеспечит непрерывность подготовки педагога на ступенях среднего профессионального педагогического и высшего образования, а также возможность сетевого взаимодействия между образовательными организациями, осуществляющими подготовку по педагогическим специальностям и направлениям подготовки.
Вариативная часть образовательной программы составляет не менее 30 процентов (20% - по отдельным специальностям при наличии дополнительной квалификации) от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы. Вариативная часть образовательной программы дает возможность дальнейшего развития общих и профессиональных компетенций за счет расширения видов деятельности, введения дополнительных профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с потребностями регионального рынка труда, а также с учетом требований цифровой кономики. Конкретное соотношение обязательной и вариативной части образовательной программы, объемные параметры циклов и практики образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП. Рекомендуемый объем вариативной части образовательной программы при соотношении (70/30) составляет 1296 часов/36 з.е.
4.4. При освоении социально-гуманитарного, общепрофессионального и профессионального циклов (далее - учебные циклы) выделяется объем учебных занятий, практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практики должно быть предусмотрено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения, не менее 25 процентов - в очно-заочной форме обучения, не менее 10 процентов - в заочной форме.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией, и оценочными материалами, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
4.5. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.
5. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ЦИКЛОВ
УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)
Каждый цикл программы состоит из нескольких дисциплин, модулей, практик, включаемых как в обязательную часть ОПОП, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Циклы образовательных программ разрабатываются в соответствии с минимальными требованиями к их структуре и примерным учебным планом.
При реализации дисциплин (модулей) следует предусмотреть часы на практическую подготовку путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, обеспечивающих участие обучающихся в выполнении работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью педагога.
Обязательным компонентом профессионального цикла является учебная и производственная практики.
Наполнение циклов формируется следующим образом.
5.2. Социально-гуманитарный цикл
Обязательная часть социально-гуманитарного цикла предусматривает изучение следующих дисциплин: "История России", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Безопасность жизнедеятельности", "Физическая культура", "Основы финансовой грамотности" или "Основы бережливого производства".
Социально-гуманитарный цикл (табл. 4) направлен на формирование у обучающихся компетенций в области социально-гуманитарного знания, финансовой грамотности или бережливого производства, готовности к осуществлению профессионального взаимодействия на иностранном языке. Цикл обеспечивает освоение обучающимися исторических знаний, понимание места и роли России в мировой истории, развитие у обучающихся компетенций в области безопасности жизнедеятельности (умение следовать принципам здорового образа жизни как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере, противодействовать экстремизму, соблюдать основные меры безопасности), а также формирование физической культуры личности (умений и способностей использования разнообразных средств здоровьесбережения, физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к профессиональной деятельности, предупреждению профессиональных заболеваний).
Таблица 4. Минимальные требования к структуре
социально-гуманитарного цикла (432 ч./12 з.е.)
Основы финансовой грамотности/Основы бережливого производства |
Синхронизация базовых учебных дисциплин по дисциплинам социально-гуманитарного цикла на ступенях среднего профессионального и высшего образования представлена в приложении 2.
5.3. Общепрофессиональный цикл
Обязательная часть общепрофессионального цикла включает изучение дисциплин, являющихся обязательным минимумом, обеспечивающим единые подходы к структуре и содержанию ОПОП ("Ядро СППО"), а именно:
- психолого-педагогические дисциплины: "Основы педагогики", "Основы психологии", "Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями";
- дисциплины, направленные на изучение анатомо-психофизиологических особенностей детей: "Возрастная анатомия, физиология и гигиена";
- дисциплины, обеспечивающие профессиональную коммуникацию, в том числе в цифровой среде: "Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога", "Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности";
- дисциплины, направленные на формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся: "Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере".
Перечень дисциплин для изучения в общепрофессиональном цикле образовательной программы зависит от специфики получаемой специальности и определяется ПОО в соответствии с ФГОС СПО.
Общепрофессиональный цикл (табл. 5) направлен на формирование у обучающихся готовности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования на основе знаний психофизиологических особенностей и психолого-педагогических закономерностей развития детей, общепедагогических теорий обучения и воспитания, представлений о развитии детей с особыми образовательными потребностями, об особенностях организации инклюзивного образования.
Общепрофессиональный цикл обеспечивает развитие у обучающихся коммуникативных компетенций, а также компетенций в сфере информационной образовательной среды, готовность к профессиональной деятельности в цифровом пространстве. Изучение дисциплин цикла способствует формированию первичных исследовательских и проектных умений обучающихся, необходимых им для дальнейшей профессиональной деятельности.
Таблица 5. Минимальные требования к структуре
общепрофессионального цикла (360 ч/10 з.е.)
ВД 1, ВД 2, ВД 3 | ||
ВД 3 | ||
Дисциплины, связанные с профессиональной коммуникацией и цифровыми технологиями | ОК 05, ОК 09 ВД 1, ВД 2, ВД 3 | |
Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере |
Синхронизация базовых учебных дисциплин по дисциплинам общепрофессионального цикла на ступенях среднего профессионального и высшего образования представлена в приложении 2.
Профессиональный цикл направлен на формирование профессиональных компетенций и готовности к осуществлению профессиональной деятельности по конкретной педагогической специальности. Цикл включает профессиональные модули, которые определяются в соответствии с выбранными видами профессиональной деятельности. Каждому виду деятельности и составляющим его профессиональным компетенциям соответствует профессиональный модуль. Рекомендуемый объем профессионального модуля составляет не менее четырех зачетных единиц (144 академических часа).
В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов, а также учебная и производственная практики по закреплению и развитию практического опыта, общих и профессиональных компетенций. Таким образом достигается оптимальное сочетание теоретической информации и видов работ практики, которые, дополняя друг друга, позволяют повысить мотивацию обучающегося к получению специальности и достичь цели обучения - овладения компетенциями как целостным набором действий, умений и знаний. Количество и состав междисциплинарных курсов устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. Учебная и производственная практика реализуются в форме практической подготовки.
Минимальные требования к объему профессионального цикла: 1908 часов/53 з.е. Структурно-содержательное наполнение цикла разрабатывается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС СПО по конкретной специальности и с учетом соответствующей ПООП. В Приложении 4 приведен типовой примерный учебный план в контексте проекта "Ядро среднего профессионального педагогического образования".
6. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и практики путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и других видов учебной деятельности, требующих от обучающихся выполнения отдельных элементов работ, связанных с будущей профессией.
При организации практической подготовки обучающихся рекомендуется использовать технологии, направленные на формирование компетенций профессиональной деятельности: кейс-технология; технологии развития: изобретательских задач, критического мышления, информационно-интеллектуальной компетентности; ситуативные задачи; компетентностно-ориентированные задания; технологии обучения на рабочем месте; уровневой дифференциации; дистанционного, активного, перевернутого, модульного, проблемного обучения; информационные, игровые, проектные технологии; образовательные стартапы дискуссии и др.
В целях обеспечения практикоориентированности ОПОП рекомендуется в зависимости от особенностей реализации образовательной программы устанавливать следующие объемы практической подготовки обучающихся (от общего объема часов учебной нагрузки по соответствующему циклу) (табл. 6).
Таблица 6. Распределение объемов практической подготовки
Практика включается в профессиональный цикл в соответствии с его содержанием, задачами, результатами освоения формируемых компетенций и имеет следующие виды - учебная практика и производственная практика.
Практика как форма практической подготовки организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, относящихся к будущей профессиональной деятельности.
Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования и должна обеспечивать выпускнику освоение всех компетенций, установленных образовательной программой. Целенаправленность, непрерывность, преемственность, систематичность практической подготовки обучающихся обусловливают комплексный характер практики как единства блоков ее содержания (интеграция психологических, общепедагогических, теоретических, методических, специальных, предметных знаний) и основных видов педагогической деятельности.
Типы практики устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. Типы учебной и производственной практик рекомендуется определять на основе профессионального стандарта "Педагог".
При определении типов практики целесообразно соотносить их с типами задач профессиональной деятельности педагога (педагогические, проектные, методические, организационно-управленческие, культурно-просветительские, задачи сопровождения).
По решению образовательной организации учебная и производственная практики реализуются как концентрированно, так и рассредоточено, чередуясь с учебными занятиями в рамках профессиональных модулей.
7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
--------------------------------
<1> Примерная рабочая программа воспитания и примерный календарный план воспитательной работы разработаны Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышение доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, Российской Федерации.
Цель воспитания: создание организационно-педагогических условий для формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, бережного отношения к здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям семьи (личностных результатов - ЛР), проявляющихся в развитии их позитивных чувств и отношений к российским общественным ценностям, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, а также для приобретения опыта поведения и применения деловых качеств специалистов на практике, в соответствии с отраслевыми требованиями к педагогическим работникам и профессиональным стандартом "Педагог" (корпоративной культурой).
- формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития обучающихся - будущих педагогов по образовательным программам СППО;
- организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения с учетом того факта, что в ближайшее время они сами станут педагогами;
- формирование у обучающихся образовательной организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства;
- усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы кроме 12 обязательных дескрипторов должны отражать характерные для специальностей УГПС 44.00.00 "Образование и педагогические науки" личностные результаты: пять дескрипторов, определенных отраслевыми требованиями к качествам личности будущего педагога, а также личностные результаты, определенные субъектом Российской Федерации, ключевыми работодателями и субъектами образовательного процесса (Приложение 3). Количество и перечень личностных результатов, на достижение которых будет направлена воспитательная работа при изучении дисциплин и профессиональных модулей, определяется образовательной организацией исходя из требований работодателей, запросов обучающихся и родителей с учетом историко-культурных традиций субъекта Российской Федерации и учреждения. В таблице 7 отражено примерное планирование личностных результатов при реализации социально-гуманитарного и общепрофессионального циклов.
Таблица 7. Планируемые личностные результаты в ходе
реализации образовательной программы
СГ.05 Основы финансовой грамотности/Основы бережливого производства | |
Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере | |
7.2. Оценка личностных результатов
Личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке. Личностное развитие обучающихся при освоении ими образовательной программы среднего профессионального образования проявляется в позитивной установке на профессиональное самоопределение и личностное саморазвитие, мотивации к профессиональной деятельности, а также через поступки.
Оценка достижения обучающимися личностных результатов проводится в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных ОПОП, по таким критериям, как: демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержке инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности.
7.3. Требования к ресурсному обеспечению воспитательной работы
Воспитательная работа в ПОО, реализующей основные образовательные программы среднего профессионального педагогического образования, должна иметь информационное обеспечение, предусматривающее:
- информирование о возможностях для участия обучающихся в социально значимой деятельности;
- информационную и методическую поддержку воспитательной работы;
- планирование воспитательной работы и ее ресурсного обеспечения;
- мониторинг воспитательной работы;
- дистанционное взаимодействие всех участников (обучающихся, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности);
- дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной сферы.
Информационное обеспечение воспитательной работы должно предусматривать комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических и аппаратных средств (компьютеры, принтеры и др.). Система воспитательной деятельности образовательной организации должна быть представлена на сайте организации.
профессиональных компетенций по специальности
СПО 44.02.01 "Дошкольное образование"
профессиональных компетенций по специальности
СПО 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"
профессиональных компетенций на уровне ВО
БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН НА УРОВНЯХ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты реализации программы воспитания
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности <*>
--------------------------------
<*> Образовательная организация может использовать представление ЛР или разработать самостоятельно.
реализации программы воспитания, определенные
ключевыми работодателями <*>
--------------------------------
<*> Список ЛР дан как пример. Блок разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации.
реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации <*>
--------------------------------
<*> Список ЛР дан как пример. Блок разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке РПВ профессиональной образовательной организацией.
ТИПОВОЙ ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
С УЧЕТОМ ПРОЕКТА "ЯДРО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
История России <*> | |||
Иностранный язык в профессиональной деятельности <*> | |||
Безопасность жизнедеятельности <*> | |||
Физическая культура <*> | |||
Основы финансовой грамотности <*>/Основы бережливого производства | |||
Основы педагогики <*> | |||
Основы психологии <*> | |||
Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями <*> | |||
Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога <*> | |||
Возрастная анатомия, физиология и гигиена <*> | |||
Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере <*> | |||
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности <*> | |||
Общепрофессиональные дисциплины в соответствии с ФГОС СПО по специальности | |||
Наименование профессиональных модулей в соответствии ФГОС СПО по специальности | |||
Преддипломная практика (в рамках часов профессионального цикла) | |||
--------------------------------
<*> Учебные дисциплины являются обязательным минимумом, обеспечивающим реализацию концепции "Ядро СППО" и обязательные к включению в ОПОП при подготовке педагогических кадров.
Образовательные организации самостоятельно определяют перечень дисциплин ОП и профессиональные модули.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления