<Письмо> Минпросвещения России от 20.02.2024 N 03-208 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по обеспечению общеобразовательными организациями достижения результатов реализации основных образовательных программ по финансовой грамотности на уровне начального общего и основного общего образования")
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
от 20 февраля 2024 г. N 03-208
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 12-12-05/127849 Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России направляет для использования в работе общеобразовательных организаций методические рекомендации по обеспечению общеобразовательными организациями достижения результатов реализации основных образовательных программ по финансовой грамотности на уровне начального общего и основного общего образования.
Департамента
А.Г.БЛАГИНИН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
"ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОСТИЖЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
С сентября 2022 года в российских школах реализуются обновленные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Перед системой общего образования стоит сложная задача их планомерного и эффективного включения в образовательный процесс, за реализацию которой ответственны руководители и педагоги образовательных организаций. Соответственно выдвигаются базовые требования к достижению результатов по освоению образовательных программ по финансовой грамотности. Возникает необходимость методического сопровождения и разработки методических рекомендаций для успешной реализации поставленной задачи.
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (далее - ФГОС НОО);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (далее - ФГОС ООО);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (далее - ФОП НОО).
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (далее - ФОП ООО);
- Письмом Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 "О направлении методических рекомендаций".
2. Настоящие методические рекомендации содержат:
- Рекомендации по достижению требований к содержанию и результатам освоения образовательных программ по финансовой грамотности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО, ФОП НОО и Единой рамкой компетенций по финансовой грамотности;
- Рекомендации по достижению требований к содержанию и результатам освоения образовательных программ по финансовой грамотности в основной школе в соответствии с ФГОС ООО, ФОП ООО и Единой рамкой компетенций по финансовой грамотности;
- Рекомендации по достижению требований к условиям реализации образовательных программ по финансовой грамотности в начальной и основной школе в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Данные рекомендации предназначены для членов управленческих команд общеобразовательных организаций: заместителей директоров по содержанию образования, по воспитанию и социализации, по качеству образования. В большей мере они относятся к заместителям директоров по содержанию образования, отвечающих за реализацию основных образовательных программ и соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Рекомендации по достижению требований к содержанию и результатам освоения образовательных программ по финансовой грамотности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО, ФОП НОО и Единой рамкой компетенций по финансовой грамотности.
Формирование финансовой грамотности является обязательным в 1 - 4 классах, это закреплено в ФГОС НОО. В новом ФГОС НОО элементы финансовой грамотности включены в требования к результатам освоения предметов "Математика" и "Окружающий мир" (пп. 7 п. 43.4 и пп. 9 п. 43.5 ФГОС НОО).
Так, в п. 43.4 ФГОС НОО закреплено, что предметные результаты по учебному предмету "Математика" в предметной области "Математика и информатика" должны обеспечивать:
1) использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов.
В разделе 162 федеральной рабочей программы по учебному предмету "Математика" ФОП НОО перечислены планируемые результаты освоения программы (личностные, метапредметные и предметные), на достижение которых направлено изучение математики в начальной школе.
Сравнительный анализ планируемых результатов освоения программы по математике по годам и планируемых результатов формирования финансовой грамотности обучающихся показывает, что они во многом совпадают.
Приоритетом образовательного результата включения вопросов финансовой грамотности в учебные программы по математике становится формирование и развитие способностей обучающегося действовать в реальной жизненной ситуации. Достижение этого результата осуществляется средствами математического содержания курса.
В таблице 1 представлены планируемые результаты освоения учебной программы по математике.
В федеральной рабочей программе по учебному предмету "Математика" ФОП НОО отмечается, что изучение математики в начальной школе имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком будут востребованы в жизни. Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов программы по математике лежат такие ценности математики, как познание закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в обществе (например, составление личного и семейного бюджета, расчет стоимости товара, сравнение расходов и доходов);
Например, в разделе "Числа и величины" 3 класс, изучается следующее содержание:
- Стоимость (единицы - рубль, копейка);
- Установление отношения "дороже/дешевле на/в";
- Соотношение "цена, количество, стоимость" в практической ситуации.
Данные понятия и знания составляют базовую основу разделов "Платежи и покупки" и "Цены на товары и услуги", входящих в первую предметную область "Деньги и операции с ними" Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, разработанной и утвержденной в целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.
Решение арифметических примеров с разными величинами стоимости, объяснение полученных результатов, способствует формированию элементов финансовой грамотности и формированию функциональной грамотности обучающихся.
В таблице 2 представлены разделы и содержание федеральной рабочей программы по математике в начальной школе и соответствующие им элементы финансовой грамотности из Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.
Также вопросы финансовой грамотности нашли свое отражение в планируемых результатах освоения учебного предмета "Окружающий мир" предметной области "Обществознание и естествознание (окружающий мир)" п. 43.5 <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Анализ федеральных рабочих программ показал, что только программа по окружающему миру содержит элементы финансовой грамотности как самостоятельные дидактические единицы. Так, в 3 классе в раздел "Человек и общество" включены темы финансовой грамотности "Семейный бюджет" и "Финансовая безопасность".
В таблице 4 представлены разделы и содержание федеральной рабочей программы по учебному предмету "Окружающий мир" в начальной школе и соответствующие им элементы финансовой грамотности из Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.
Младшие школьники по всем возрастным показателям уже готовы к изучению финансовой грамотности, поэтому вполне обоснованно и логично включение отдельных тем в обязательные предметы. Сравнительный анализ содержания образования в начальных классах и содержания финансовой грамотности показал, что в основном младшие школьники изучают базовые темы, входящие в первую предметную область "Деньги и операции с ними" Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, что объясняется недостаточностью у младших школьников знаний и опыта распоряжения деньгами.
Видится очень важным изучение базовых тем по финансовой грамотности на уроках математики и окружающего мира. Именно на эти знания, начальные навыки опирается дальнейшее освоение обучающимися компетенций финансовой грамотности, являющейся составной частью функциональной грамотности, на формирование которой нацелена реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Для успешного решения этих задач для учителей и обучающихся начальных классов разработано достаточно большое число методических и образовательных ресурсов. Ниже приведены отдельные ресурсы, которые будут полезны для учителей начальных классов.
Список учебно-методических ресурсов по финансовой грамотности.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2 - 3 классы общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2020. - 32 с.
- Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2 - 3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 1 - М.: ВАКО, 2020. - 112 с.
- Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2 - 3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 2. - М.: ВАКО, 2020. - 80 с.
- Корлюгова, Ю.Н., Гоппе, Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 - 3 классы общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2020. - 112 с.
- Корлюгова, Ю.Н., Гоппе, Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2 - 3 классы общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2020. - 48 с.
- Корлюгова, Ю.Н., Гоппе, Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2 - 3 классы общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2020. - 64 с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 120 с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 32 с.
- Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 112 с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 48 с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 56 с.
- Калашникова Н.Г. Секреты финансовой грамоты. 2 класс. Учебное пособие. ФГОС./Н.Г. Калашникова, Е.М. Белорукова, Е.Н. Жаркова - Москва: Просвещение, 2022. - 112 с.
- Калашникова Н.Г. Секреты финансовой грамоты. 3 класс. Учебное пособие. ФГОС./Н.Г. Калашникова, Е.М. Белорукова, Е.Н. Жаркова - Москва: Просвещение, 2022. - 112 с.
Калашникова Н.Г. Секреты финансовой грамоты. 4 класс. Учебное пособие. ФГОС./Н.Г. Калашникова, Е.М. Белорукова, Е.Н. Жаркова - Москва: Просвещение, 2022. - 112 с.
- Калашникова Н.Г. Секреты финансовой грамоты. 2 - 4 классы. Рабочая программа с методическими рекомендациями/Н.Г. Калашникова, Е.М. Белорукова, Е.Н. Жаркова - Москва: Просвещение, 2021. - 268 с.
- Введение в финансовую грамотность: учебное пособие для начальной школы/[Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и д.р.]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. - Москва: Издательство "Интеллект-Центр", 2020. - 96 с.
- Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу "Введение в финансовую грамотность"/[Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, Е.С. Королькова, А.А. Козлова и др.]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. - Москва: Издательство "Интеллект-Центр", 2020. - 56 с.
- Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному пособию для начальной школы/[Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др.; стихи М.А. Лангер]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. - Москва: Издательство "Интеллект-Центр", 2020. - 72 с.
- Введение в финансовую грамотность: рабочая тетрадь 1 для начальной школы/[Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова; стихи М.А. Лангер]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. - Москва: Издательство "Интеллект-Центр", 2020. - 20 с.
- Введение в финансовую грамотность: рабочая тетрадь 2 для начальной школы/[Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др.]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. - Москва: Издательство "Интеллект-Центр", 2020. - 28 с.
- Введение в финансовую грамотность: рабочая тетрадь 3 для начальной школы/[Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др.; стихи М.А. Лангер]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. - Москва: Издательство "Интеллект-Центр", 2020. - 24 с.
- Введение в финансовую грамотность: рабочая тетрадь 4 для начальной школы/[Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др.]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. - Москва: Издательство "Интеллект-Центр", 2020. - 28 с.
- Сборник математических задач "Основы финансовой грамотности". В трех томах. Т. 1. Для 1 - 4-х классов/составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. - Москва, 2019. - 51 с.
- Сказки, игры, загадки и задачки по финансовой грамотности - М.: "Издание книг ком", 2022. - 80 с. - URL: https://fincult.info/upload/iblock/3b3/skazki_igry_fin_gr.pdf (дата обращения: 23.08.2023)
- Корлюгова, Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг./Ю.Н. Корлюгова, Е.Е. Гоппе - М.: ВАКО, 2018
- Гловели, Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг./Г.Д. Гловели, Е.Е. Гоппе. - М.: ВАКО, 2018
- Корлюгова, Ю.Н.. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс общеобразоват. орг./Ю.Н. Корлюгова, Е.Е. Гоппе - М.: ВАКО, 2018
- Анимированные презентации для школьников https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/. (Дата обращения: 20.08.2023 г.)
- Мультипликационные фильмы о финансах//[Сайт]. - URL: https://моифинансы.рф/materials/multiki-o-finansah-5/ (Дата обращения: 02.05.2022 г.)
- Мультфильм "Смешарики: Азбука финансовой грамотности" - https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/ (Дата обращения: 20.08.2023 г.)
- Мультсериал "Богатый бобренок" - https://bobrenok.oc3,ru/ (Дата обращения: 20.08.2023 г.)
- Журнал "Смешарики" - моифинансы.рф/materials/detskij-zhurnal-smeshariki/. (Дата обращения: 20.08.2023 г.)
- Онлайн-игра "Смешарики в мире финансов" https://моифинансы.рф/materials/onlajn-igra-smeshariki-v-mire-finansov/. (Дата обращения: 20.08.2023 г.)
- Интерактивный сборник задач для устного счета - https://etudes.ru/sketches/rachinsky/. (Дата обращения: 20.08.2023 г.)
3. Рекомендации по достижению требований к содержанию и результатам освоения образовательных программ по финансовой грамотности в основной школе в соответствии с ФГОС ООО и Единой рамкой компетенций по финансовой грамотности
Формирование финансовой грамотности стало обязательным в общем образовании, это закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования и среднего общего образования. Планируемые результаты освоения учебных предметов в основной и старшей школе направлены на применение полученных знаний, умений и навыков обучающимися в реальных жизненных ситуациях, в том числе в сфере личных и семейных финансов.
Анализ федеральных рабочих программ по общеобразовательным предметам показал, в какие предметы включены вопросы финансовой грамотности.
Общеобразовательные предметы, в которые включены вопросы финансовой грамотности | |
Достаточно большое количество вопросов финансовой грамотности включено в учебный предмет "Обществознание". Так, изучение предмета "Обществознание" (п. 45.6.2) направлено на:
"1) освоение и применение системы знаний о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере жизни общества; основах конституционного строя в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики;
7) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения ... социальной и личной значимости необходимости правомерного налогового поведения;
9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик);
14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного финансового плана;
15) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме)".
В таблице 6 перечислены общеобразовательные предметы, в основное содержание которых интегрированы отдельные вопросы финансовой грамотности. Следует отметить, что предметное содержание других общеобразовательных дисциплин также обладает потенциалом для его насыщения (обогащения) отдельными аспектами финансовой грамотности. В таблице 6 показаны содержательные возможности обязательных предметов по включению в них финансовой грамотности.
Следует отметить, что только программы информатики и обществознания содержат элементы финансовой грамотности как самостоятельные дидактические единицы.
Например, в федеральную рабочую программу по информатике включены следующие вопросы финансовой грамотности.
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней | Распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибермошеничество, кибербуллинг, фишинг). | Знать признаки ситуаций финансового кибермошенничества, признаки фишинговых и других мошеннических сайтов. Распознавать угрозу финансового кибермошенничества. | |
Тема 2. Работа в информационном пространстве | Приводить примеры ситуаций, в которых требуется использовать коммуникационные сервисы, справочные и поисковые службы и др. Знать примеры услуг, доступных на официальных сервисах и сервисах государственных услуг. | Цифровая среда | Знать возможности использования личного кабинета Интернет-банка и мобильного приложения. Понимать особенности процедуры идентификации личности с помощью цифровых инструментов, принципы работы множественной аутентификации |
В таблице 8 представлены планируемые результаты и содержание федеральной рабочей программы по математике в основной школе в соответствии с ФГОС ООО и соответствующие им вопросы финансовой грамотности из Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.
В таблице 9 представлены планируемые результаты и содержание федеральной рабочей программы по информатике в основной школе в соответствии с ФГОС ООО и вопросы финансовой грамотности из Единой рамки компетенций по финансовой грамотности им соответствующие.
Искать информацию в сети Интернет (в том числе, по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; Понимать структуру адресов веб-ресурсов; Использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; Соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети. | Цифровая среда | Знать правила кибербезопасности (включая защиту персональных данных) Иметь представление о том, что такое интернет-платежи и как они осуществляются Иметь представление о схемах финансового кибермошенничества, с которыми можно столкнуться в цифровой среде, в том числе признаки мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. Знать риски финансового кибермошенничества | |
Тема 1. Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней | Распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибермошеничество, кибербуллинг, фишинг). | 1. Деньги и операции с ними. Финансовая безопасность | Знать признаки ситуаций финансового мошенничества, признаки фишинговых и других мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. Уметь распознавать риски кибермошенничества |
Тема 2. Работа в информационном пространстве | Приводить примеры ситуаций, в которых требуется использовать коммуникационные сервисы, справочные и поисковые службы и др. Знать примеры услуг, доступных на официальных сервисах и сервисах государственных услуг. Уметь искать и анализировать информацию в информационном пространстве. Уметь вычленять лжеинформацию в общем информационном поле. | 1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда | Знать возможности использования личного кабинета Интернет-банка и мобильного приложения Понимать особенности процедуры идентификации личности с помощью цифровых инструментов |
Информационные технологии. Тема 6. Электронные таблицы | Использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; Создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчетов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчет значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения); Использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых практических задачах. | Предметная область 2. Планирование и управление личными финансами. Личные сбережения. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Предметная область 3. Риск и доходность. Предпринимательство. | Понимать преимущества финансового планирования и составления бюджета на основе этих планов. Уметь составлять личный финансовый план с помощью электронных таблиц. Иметь представление о выручке, переменных и постоянных издержках, прибыли. Использовать электронные таблицы для составления бизнес-плана. |
В федеральной рабочей программе основного общего образования по географии обновлен перечень предметных результатов, рекомендуемых для формирования в пределах возрастных категорий обучающихся. В частности, в предметные результаты включены формулировки:
- "приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф" (8 класс),
- "критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики" (9 класс).
Отдельных тем, имеющих отношение к финансовой грамотности, в тематическом планировании в федеральной рабочей программе по предмету не представлено, поэтому данные вопросы и темы интегрированы в классическую структуру тематических блоков и тем географии в качестве отдельных видов деятельности обучающихся.
Так, например, для 8 класса включен такой вид деятельности обучающихся как "приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф", для 9 класса в раздел "Хозяйство России", тему "Топливно-энергетический комплекс" включена практическая работа "Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения себестоимости электроэнергии для населения России в различных регионах".
В таблице 10 представлены планируемые результаты и содержание федеральной рабочей программы по географии в основной школе в соответствии с ФГОС ООО и соответствующие им вопросы финансовой грамотности из Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.
В федеральной рабочей программе по обществознанию в основной и старшей школе вопросов финансовой грамотности включено больше, чем в других программах. Например, раздел "Человек в экономических отношениях" (8 кл.) содержит темы: "Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности", "Деньги и их функции", "Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица", "Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников", "Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации" и др., освоение которых направлено на достижение предметного результата "приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере".
В своей деятельности учитель обществознания может опираться на разработки Центра "Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования" НИУ ВШЭ (далее - ФМЦ НИУ ВШЭ), которые включают видеолекции <2>, комплекты методических рекомендаций <3>, пособия в электронном виде <4>. А также использовать разработанные ФМЦ ФГ РАНХиГС видеолекции <5> и электронное учебно-методическое пособие. <6> В таблице 11 представлены планируемые результаты и содержание федеральной рабочей программы по обществознанию в основной школе в соответствии с ФГОС ООО и соответствующие им вопросы финансовой грамотности из Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.
--------------------------------
<3> https://fmc.hse.ru/recomend
<4> https://fmc.hse.ru/textbook
<5> http://iurr.ranepa.ru/centry/fuinlit/nasha-rabota/,
<6> https://ipkgmu.websoft.ru/webtutor/rise2022_fingram_ver3/scormcontent/index.html#/
Раздел 2. Общество, в котором мы живем. Виды экономической деятельности. | Приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности. Сравнивать положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования. | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека. Понимать влияние образования на последующую карьеру и доходы. Понимать необходимость расставления приоритетов в своих расходах при ограниченности дохода |
Раздел 1. Социальные ценности и нормы. Гражданственность и патриотизм. | 4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством | Понимать, что такое налоги, зачем они нужны и каковы направления использования налоговых поступлений в государственный бюджет | |
Раздел 2. Человек как участник правовых отношений. Правонарушение и юридическая ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. | Приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и общества. Использовать полученные знания для объяснения необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и преступлением. Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. | Знать признаки ситуаций финансового мошенничества, а также финансового кибермошенничества, признаки фишинговых и других Мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. | |
Иметь представление о мошеннических схемах, с которыми можно столкнуться в цифровой среде, в том числе признаки мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. | |||
Знать признаки мошеннических действий на примере финансовых пирамид Знать признаки социальной инженерии. Знать признаки мошеннических действий. Понимать признаки вовлечения молодых людей в противоправные действия, связанные с финансовым кибермошенничеством. | |||
Раздел 3. Основы российского права. Права потребителей и возможности их защиты. | Использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя...), публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. | 4. Финансовая среда. Права и обязанности пользователей финансовых услуг | Знать о правах потребителя, зафиксированных в российском законодательстве. Знать, что гражданин имеет право на получение качественных услуг (как потребитель, собственник, налогоплательщик, инвестор и др.). Понимать, что делать, если ваши права пользователя товаров и услуг нарушаются. Знать, что пользователь имеет право обращаться с жалобой на нарушение прав. Знать о возможностях взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти при защите от мошеннических действий, а также при нарушении прав пользователя финансовых услуг |
Раздел 3. Основы российского права. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений. Трудовой договор. Особенности трудового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности. | Иметь представлении о содержании трудового договора. Моделировать ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового права. Устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя. Использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности. Определять и аргументировать свое отношение к защите прав участников трудовых отношений с использованием знаний в области трудового права. Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового права. Использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового права в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека. Знать различные виды оплаты труда и понимать их преимущества и недостатки как источника дохода. Понимать, что доходы и имущество облагаются налогами (налог на доходы физических лиц и др.). |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Экономический выбор. | Использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности. Решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов, отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности. Оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов). | Знать, что одни и те же товары или услуги могут иметь разную цену в разных местах, в разное время и у разных продавцов. Уметь сравнивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой. Уметь делать выбор товаров и услуг с учетом их цен, качества товара и конкурентных предложений | |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. | Использовать полученные знания для объяснения причин и последствий безработицы. Устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве. Осмысленно читать тексты экономической тематики, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и другое), в том числе об экономических и социальных последствиях безработицы. Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности и финансовой киберграмотности, в практической деятельности и повседневной жизни для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере. Приобретать опыт составления простейших документов (резюме). | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека. Знать различные виды оплаты труда и понимать их преимущества и недостатки как источника дохода. Понимать, что доходы и имущество облагаются налогами (налог на доходы физических лиц и др.). Понимать признаки вовлечения молодых людей в противоправные действия, связанные с финансовым кибермошенничеством. Знать юридические последствия участия в мошеннических действиях. Знать об основных социальных выплатах, предоставляемых государством |
4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством | |||
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. | Использовать полученные знания для объяснения социально-экономической роли и функций предпринимательства. Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни свое отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса. Осмысленно читать тексты экономической тематики, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и другое), в том числе о видах и формах предпринимательской деятельности. | Знать, что необходимо для открытия собственного бизнеса. Иметь представление о выручке, переменных и постоянных издержках, прибыли. Понимать, в каких формах может осуществляться предпринимательская деятельность. Понимать риски и потенциальные выгоды предпринимателя в отличие от наемного работника и самозанятого. | |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Обмен. Деньги и их функции. Торговля и ее формы. | Знать, какие виды денег бывают. Знать признаки подлинности денег. Понимать, какую роль деньги играют в семье и обществе. Понимать, что такое инфляция. Понимать, что в условиях инфляции деньги теряют свою покупательную способность. | ||
Знать о разных технологиях и методах оплаты товаров и услуг. Знать основы безопасного пользования цифровыми и платежными сервисами | |||
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платежная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. | Приводить примеры деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников. Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни выбора форм сбережений. Решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов, отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности. Извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества. Анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с личным социальным опытом. Используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик). | Понимать, что такое валютный курс. Знать, как обменивать одну валюту на другую. Знать, что курсы обмена валют могут изменяться во времени. Понимать, что существует разница между курсом покупки валюты и курсом продажи валюты. Понимать, что есть курс Банка России и курс в банках и обменных пунктах, и эти курсы отличаются. | |
Понимать, что за все финансовые решения отвечает собственник средств (своими деньгами), даже если решения приняты под влиянием рекламы и под давлением мошенников. Иметь представление о возможности совершения мошенниками финансовых операций без согласия собственника средств. Знать, что использование денег, обмен валют, пользование банковскими картами связано с финансовыми рисками (рисками потери денег). Знать, как снизить риски, связанные с использованием денег, обменом валют, пользованием банковскими картами (в том числе, как противостоять мошенническим действиям). | |||
2. Планирование и управление личными финансами. Личные сбережения | Понимать, что сбережения могут приносить доход. Знать способы формирования сбережений. Понимать суть государственной системы страхования вкладов. Знать, что приобретение сберегательного продукта происходит на определенных условиях и связано с заключением договора. | ||
2. Планирование и управление личными финансами. Займы и кредиты. | Понимать, что такое заем и что такое кредит. Понимать, в каких случаях заем и/или кредит бывает необходим. Иметь представление о трудностях, с которыми сталкиваются люди с высоким уровнем задолженности по займам и/или кредитам. Понимать, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем. | ||
2. Планирование и управление личными финансами. Финансовая безопасность | Знать, что использование кредитных и финансовых продуктов связано с финансовыми рисками. Знать о возможностях снижения рисков, связанных со сберегательными продуктами, заемными средствами. | ||
Понимать, в чем смысл страхования, и какие риски с помощью страхования можно снизить. | |||
Понимать, что Инвестиционные риски, как правило, выше, чем риски по банковским вкладам. Знать основы безопасного пользования цифровыми и платежными сервисами | |||
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. | Характеризовать объекты спроса и предложения на финансовом рынке. Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для выбора форм сбережений. | Знать, что такое ценные бумаги, какими они бывают. Знать, что разные инвестиционные продукты имеют различный уровень риска потери вложенных денег и доходности. Понимать различия акций, облигаций. | |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Защита прав потребителя финансовых услуг. | Оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения граждан, защищающих свои экономические интересы). Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг). | 4. Финансовая среда. Права и обязанности пользователей финансовых услуг | Знать о правах потребителя, зафиксированных в российском законодательстве. Знать, что гражданин имеет право на получение качественных услуг (как потребитель, собственник, налогоплательщик, инвестор и др.). Понимать, что делать, если ваши права пользователя товаров и услуг нарушаются. Знать, что пользователь имеет право обращаться с жалобой на нарушение прав. Знать о возможностях взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти при защите от мошеннических действий. |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений. | Решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов, отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности. Используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; распределения семейных ресурсов). Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета, составления личного финансового плана; выбора форм сбережений. Приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план). | Уметь отличать рекламу от информации о продукте или услуге. Знать признаки ситуаций финансового мошенничества, а также финансового кибермошенничества, признаки фишинговых и других мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. | |
2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного бюджета. Финансовое планирование. | |||
Знать, что такое личные и семейные доходы и пути их повышения. Знать, что такое личные (семейные) расходы и каковы общие принципы управления расходами человека и семьи. Понимать необходимость вести учет доходов и расходов (бюджет). Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека. Понимать отличия долгосрочных финансовых целей от краткосрочных. Понимать последствия дефицита личного (семейного) бюджета. Понимать преимущества финансового планирования и составления бюджета на основе этих планов. Понимать необходимость расставления приоритетов в своих расходах при ограниченности дохода. | |||
2. Планирование и управление личными финансами. Личные сбережения. | |||
Знать способы формирования сбережений. Знать, что инфляция влияет на сбережения. | |||
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Налоги. | Осваивать и применять знания о видах налогов. Использовать полученные знания для объяснения необходимости правомерного налогового поведения. Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей. | 4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством. | Понимать, что такое налоги, зачем они нужны и каковы направления использования налоговых поступлений в государственный бюджет. Знать основные объекты налогообложения физических лиц и соответствующие им налоги. Понимать достоинства и недостатки пропорциональной и прогрессивной систем налогообложения. |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. | Осваивать и применять знания о роли государства в экономике, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики. Использовать полученные знания для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики. Извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о тенденциях развития экономики в нашей стране. Анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами. | 4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством. | Понимать, что экономическая ситуация в стране влияет на личное благосостояние и благосостояние семьи. Иметь представление об инициативном бюджетировании, в том числе о школьном. Понимать возможность собственного участия инициативном бюджетировании. |
Раздел 2. Человек в мире культуры. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете. | Осуществлять поиск информации о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации. | Знать правила кибербезопасности (включая защиту персональных данных). Иметь представление о мошеннических схемах, с которыми можно столкнуться в цифровой среде, в том числе признаки ситуаций финансового мошенничества, а также финансового кибермошенничества, признаки фишинговых и других мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. Понимать признаки вовлечения молодых людей в противоправные действия, связанные с финансовым кибермошенничеством. Знать юридические последствия участия в мошеннических действиях. | |
Раздел 2. Гражданин и государство. Россия - социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. | Характеризовать Россию как социальное государство. Приводить примеры и моделировать ситуации бюджетной и денежно-кредитной политики. Использовать полученные знания о Российской Федерации в практической учебной деятельности (выполнять задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. | 4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством. | Понимать, что экономическая ситуация в стране влияет на личное благосостояние и благосостояние семьи. Знать об основных социальных выплатах, предоставляемых государством. Понимать, что такое пенсия и иметь представление о том, кому (по каким основаниям) она полагается. Понимать, как работает система пенсионного обеспечения в России. |
Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. | Приводить примеры влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста. Сравнивать требования к современным профессиям. | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека. Понимать влияние образования на последующую карьеру и доходы. |
Проведенный анализ показывает, что большая часть знаний, компетенций, личных установок, являющихся содержанием финансовой грамотности "упаковано" в предметном содержании отдельных учебных дисциплин в форме учебных заданий. Освоение содержания учебного предмета происходит через анализ практических жизненных ситуаций, решение учебных задач, в том числе области личных и семейных финансов. Задачневый подход формирования финансовой грамотности обучающихся в рамках освоения предметных результатов общеобразовательных дисциплин является основным. В заданном подходе решение практической задачи приводит к задаче учебной - содержащей новые понятия и способы действия. Суть задачневого подхода состоит в том, что усвоению учебного материала происходит в процессе решения задач. Задачневый подход позволяет обучающимся в процессе решения задач порциями осваивать новые понятия, знания; опираться на личный опыт ученика; реализовать принцип практико-ориентированности содержания образования.
Следует отметить, что в учебниках по общеобразовательным предметам практически нет учебных текстов по финансовой грамотности, исключение составляют учебники по обществознанию. Также в учебнике "Окружающий мир" для 3 класса есть небольшой текст по семейному бюджету, расходам и доходам семьи. Нет учебной информации, объясняющей суть, смысл тех или иных финансовых понятий, которые используются в учебных задачах. Ученики в результате решения учебных задач, выполнения конкретных заданий должны самостоятельно освоить конкретные знания по финансовой грамотности.
Достаточно много внимания отводится формированию финансовой грамотности в рамках учебных программ по математике, однако в самом предметном содержании разъяснения основных финансовых понятий, явлений отсутствуют.
Таким образом, сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных рабочих программ по отдельным учебным предметам, в которые включены вопросы финансовой грамотности, показывает, что для достижения планируемых результатов в этом направлении требуются специальные педагогические инструменты, приемы и методики. Процесс формирования финансовой грамотности в рамках общеобразовательных предметов отличается от того, как он происходит во внеурочной деятельности, в рамках специальных кружков и факультативов.
Для изучения финансовой грамотности в рамках элективных курсов может быть использована примерная рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности. Финансовая культура" для 5 - 9 классов, одобренная решением федерального методического объединения по общему образованию (Протокол N 3/22 от 23.06.2022). <7>
--------------------------------
<7> https://fgosreestr.ru/uploads/files/2e42ed5119fce3c4d3606f864669c4c6.pdf
Примерная рабочая программа учебного курса "Финансовая культура" на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, Примерной программы воспитания, а также с учетом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников.
В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Они включаются в следующие содержательные блоки: "Деньги в цифровом обществе", "Личность и экономические отношения", "Культура потребления", "Услуги в сфере финансов", "Риски и финансовая безопасность". Они образуют тематический каркас учебного курса. Примерная рабочая программа курса "Финансовая культура" основана на преемственности с программой для начального общего образования. Лежащие в ее основе положения предполагают формирование основ финансовой культуры современных подростков с использованием активных методов обучения.
Для учителей-предметников, реализующих обновленные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, подготовлено большое количество дополнительных методических ресурсов по включению вопросов финансовой грамотности в общеобразовательные предметы.
На сайте ФМЦ НИУ ВШЭ представлены сборники специальных учебных модулей по финансовой грамотности к УМК разных общеобразовательных предметов. <8>
--------------------------------
<8> https://fmc.hse.ru/spesialmod
На сайте Моифинансы.рф в разделе Библиотека содержатся: учебные пособия, методички, онлайн-курсы, брошюры, буклеты, памятки, плакаты, игры и квесты, мультфильмы, видеоролики и многое другое, которые помогут учителю лучше подготовиться к уроку. Например, для учителей информатики предлагается комплект учебно-методических материалов УММ, которые можно использовать на уроках информатики как иллюстрацию практического применения полученных учениками знаний. УММ содержат методические пособия для педагогов по использованию материалов на уроках информатики. <9>
--------------------------------
<9> https://моифинансы.рф/materials/internet-resurs-finformatika-dlya-ispolzovaniya-v-shkolnom-kurse-informatiki-dlya-5-11-klassov/
Для выбора учебников и пособий по новым стандартам необходимо обратиться к Федеральному перечню учебников, который был утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. N 858. <10>
--------------------------------
<10> http://www.educaltai.ru/upload/iblock/205/prikaz-minprosveshch-rossii-ot-21.09.2022-n-858-fpu.pdf
4. Рекомендации по достижению требований к условиям реализации образовательных программ по финансовой грамотности в начальной и основной школе в соответствии с ФГОС ООО.
Цели и задачи изучения основ финансовой грамотности в школе
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют "владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений". Изучение основ финансовой грамотности должно проходить систематически, поэтому в образовательных программах начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо определить место этим темам.
Особенности новых ФГОС ООО:
- прописаны обязательные требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине (определено, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик);
- акцентировано внимание на то, как ребенок может применять знания на практике;
- расписано содержание рабочей программы по предметам.
Задачи, стоящие перед образовательной организацией:
- скорректировать содержание основной образовательной программы;
- составить рабочие программы учебных предметов на основе федеральных рабочих программ.
О принципах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО
Обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
В обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
Об основных изменениях в обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО
Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся. Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организацией и т.д.
- создание отдельных программ по обучению основам финансовой грамотности и финансовой киберграмотности в части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса;
- дополнение рабочих программ;
- внесение изменений в предметное содержание.
Также следует отметить, что в рамках программы воспитания могут проводиться мероприятия по вопросам финансовой грамотности, реализовываться проектная деятельность школьников в области финансовой грамотности и общественных финансов (например, проекты по школьному инициативному бюджетированию).
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования представляют собой совокупность требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования и достижению планируемых результатов основного общего образования в рамках обучения финансовой грамотности.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды:
- обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, личностное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся при получении основного общего образования.
Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую подготовку, систему кружков, клубов, секций, с использованием возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
- формирования функциональной финансовой грамотности и финансовой киберграмотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников;
- участия обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников в проектировании и развитии основной образовательной программы основного общего образования и условий ее реализации;
- организации сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также организаций, располагающих ресурсами, необходимыми для реализации основной образовательной программы основного общего образования, направленного на обеспечение качества условий образовательной деятельности;
- включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ, в том числе в качестве волонтеров;
- формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности;
- использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, направленных, в том числе на воспитание обучающихся;
- обновления содержания основной образовательной программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
- эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности.
Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают требования к укомплектованности организации, осуществляющей образовательную деятельность педагогическими, руководящими и иными работниками, уровню их квалификации и непрерывности профессионального развития в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уровень квалификации педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, административно-управленческого персонала, участвующего в реализации основной образовательной программы основного общего образования, должен соответствовать квалификационным характеристикам Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональным стандартам.
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Осуществлять реализацию основной образовательной программы основного общего образования могут лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. По рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, они могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Актуальный уровень квалификации педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, административно-управленческого персонала, участвующего в реализации основной образовательной программы основного общего образования, должен поддерживаться систематическим (не реже чем один раз в три года) повышением квалификации для соответствующих категорий работников.
Критерии готовности образовательной организации к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования по финансовой грамотности.
Достижение обеспеченности организации, реализующей основную образовательную программу основного общего образования, кадровыми условиями может достигаться за счет сетевых форм взаимодействия с другими организациями:
- разработан и утвержден на уровне образовательной организации план-график мероприятий по введению обновленных ФГОС;
- разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, соответствующие требованиям обновленных ФГОС;
- разработаны и утверждены рабочие программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности;
- определен список учебников, учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов, используемых в образовательном процессе и соответствующих требованиям обновленными ФГОС; обеспечена доступность использования информационно-методических ресурсов для участников образовательных отношений;
- обновлен/укомплектован библиотечно-информационный центр образовательной организаций учебной и учебно-методической литературой;
- определена модель реализации сетевых форм взаимодействия общеобразовательной организации с организациями дополнительного образования, в реализации основных образовательных программ, соответствующих требованиям обновленных ФГОС;
- разработан план работы внутри школьных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогическим работникам в вопросах реализации обновленных ФГОС, сформирована методическая группа по всем направлениям финансовой грамотности;
- осуществлено повышение квалификации управленческой и педагогической команд по вопросам введения обновленных ФГОС;
- сформирована система мониторинга готовности каждого учителя к реализации обновленных ФГОС (пройдены курсы повышения квалификации, утверждены рабочие программы, в календарно-тематическое планирование встроены задания по формированию функциональной и финансовой грамотности и финансовой киберграмотности, в педагогическую деятельность включены федеральные онлайн конструкторы, электронные конспекты уроков, соответствующие требованиям обновленных ФГОС, имеется банк приемов по решению в урочной и внеурочной деятельности задач воспитания).
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления