<Письмо> Минпросвещения России от 17.11.2022 N 03-1889
"О направлении информации"
(вместе с "Информационно-разъяснительным письмом об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, и организации работы по его введению")
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2022 г. N 03-1889
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России направляет для использования в работе информационно-разъяснительное письмо об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413" (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г., регистрационный N 70034) (далее - обновленный ФГОС СОО), план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного ФГОС СОО, примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО субъекта Российской Федерации.
Департамент просит довести прилагаемую информацию до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных организаций.
Директор Департамента
М.А.КОСТЕНКО
Приложение
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
ОБ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЕГО ВВЕДЕНИЮ
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования", утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413" (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г., регистрационный N 70034) внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно - ФГОС, обновленный ФГОС СОО).
Целью информационно-разъяснительного письма является рассмотрение основных изменений, внесенных в обновленный ФГОС СОО, особенностей организации образовательной деятельности при его реализации и перспектив их учета при организации образовательного процесса.
Принцип преемственности начального общего, основного общего
и среднего общего образования
При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства образовательного пространства <1> и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования <2>, выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам.
--------------------------------
<1> Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).
<2> Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64100); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 5 июля 2021 г., регистрационный N 64101).
Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (далее - ГИА).
Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научно-технологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования.
Организация образовательного процесса
в соответствии с обновленным ФГОС СОО
С учетом практики организации образовательного процесса реализацию образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО рекомендуется начать с 1 сентября 2023 года в 10 классах.
Обращаем внимание, что основные общеобразовательные программы образовательных организаций подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года.
Общий объем аудиторной работы обучающихся
Общий объем аудиторной работы обучающихся, прописанный в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации образовательной деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. N 2) (далее - СанПиН).
Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.
Определение количества/списка изучаемых учебных предметов
В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы "Второй иностранный язык", "Родной язык", "Родная литература" могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.
Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык - государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.
Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе - обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов, как "Право" и "Экономика", интегрировано в предмет "Обществознание" базового и углубленного уровня.
Содержание учебного предмета "Астрономия" вошло в полном объеме в содержание учебного предмета "Физика", также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов "Естествознание" и "Экология" сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как "Биология", "Химия", "Физика", усиливая содержание этих предметов.
Содержание учебного предмета "Россия в мире" вошло в учебные предметы "История" и "Обществознание".
В связи с тем, что такие предметы как "Право", "Экономика", "Естествознание", "Россия в мире", "Экология" изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
О методической поддержке педагогических работников
и управленческих кадров
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО педагогический работник и руководитель образовательной организации могут получить, обратившись к ресурсу "Единое содержание общего образования" <3>.
--------------------------------
<3> https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm.
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ - удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.
Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с обновленным ФГОС СОО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней.
Об управленческих механизмах введения обновленного ФГОС СОО
Министерством просвещения Российской Федерации разработаны:
план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного ФГОС СОО;
примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО в субъекте Российской Федерации.
Разработка и реализация основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационно-методическую поддержку каждого педагога.
К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:
разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня;
планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленного ФГОС СОО (материально-технических, финансовых, информационных и других);
организация работы методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников.
Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода на обновленный ФГОС СОО должна включать:
проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями обновленного ФГОС СОО;
организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного методического направления, так и между методическими группами;
выработка методических рекомендаций на уровне образовательной организации по совершенствованию используемых методов и приемов достижения образовательных результатов;
рассмотрение на педагогических советах промежуточных результатов реализации обновленного ФГОС СОО;
формирование системы наставничества для профессионального роста молодых специалистов;
контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса.
Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления системой образования в субъекте Российской Федерации целесообразно:
актуализировать организационно-управленческую модель, созданную в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ООО, в части введения обновленного ФГОС СОО;
разработать и утвердить (обновить, внести изменения) план-график мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО на региональном и муниципальном уровнях;
организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд;
продолжить работу методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников;
организовать обновление учебно-методической документации в образовательных организациях;
осуществлять систематический мониторинг введения обновленного ФГОС СОО;
обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения обновленного ФГОС СОО в Российской Федерации.
Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению обновленного ФГОС СОО, определен ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО".
Организационно-методическое сопровождение введения и реализации обновленного ФГОС СОО будет продолжено, в том числе в части утверждения федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования <4>.
--------------------------------
<4> Часть 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 24 сентября, N 0001202209240008).
План-график мероприятий Минпросвещения России по введению
обновленного федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования
N п/п | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | Ожидаемые результаты |
I. Нормативное обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования |
1. | Формирование федерального плана-графика введения обновленного ФГОС СОО | ноябрь 2022 | Департамент государственной политики и управления в сфере общего | Синхронизированы процессы управления введением |
2. | Подготовка инструктивно-методического письма Минпросвещения России в адрес региональных органов исполнительной власти о порядке введения обновленного ФГОС СОО | | | |
3. | Разработка типового плана введения обновленного ФГОС СОО для регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации | | | |
4. | Разработка и утверждение примерных рабочих программ учебных предметов среднего общего образования, реализующих требования к освоению предметных результатов обучения на базовом и углубленном уровне | ноябрь 2022 | ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" | Синхронизировано содержание общего образования на всей территории Российской Федерации. Обеспечена вариативность организации образовательного процесса, ранней профориентации обучающихся |
6. | Разработка требований к организации образовательной деятельности в организациях, имеющих статус федеральной и/или региональной инновационной площадки | январь 2023 | ФГБНУ "Институт управления образованием РАО" | Наличие системы критериев, представляющих возможность образовательным организациям со статусом федеральной и/или региональной инновационной площадки, работать по локальной учебно-методической документации |
II. Методическое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования |
7. | Внесение дополнений в методические рекомендации для методических служб по сопровождению учителя в процессе реализации обновленных ФГОС НОО и ООО в соответствии с основными изменениями, внесенными во ФГОС СОО | февраль 2023 | ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" | Организована работа методических служб, учитель имеет возможность получить квалифицированную помощь в вопросах реализации обновленного ФГОС СОО |
8. | Разработка методических рекомендаций по реализации программ по учебным предметам | май 2023 | ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" | Сформированы и доведены до учителя способы реализации программ по учебным предметам |
9. | Разработка методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности | май 2023 | ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" | Синхронизированы подходы к организации внеурочной деятельности на всей территории Российской Федерации |
10. | Разработка и внедрение онлайн конструкторов рабочих программ по обновленному ФГОС СОО | май 2023 | ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" | Снижена нагрузка на учителя при подготовке к учебному занятию. Аккумулированы эффективные приемы и методы обучения на единой цифровой платформе |
11. | Разработка и внедрение электронных конспектов уроков по обновленному ФГОС СОО по всем учебным предметам | август - декабрь 2023 | ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" | |
III. Кадровое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования |
12. | Информационно-методическое сопровождение региональных организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников по вопросам введения обновленного ФГОС СОО | январь - апрель 2023 | ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" | Синхронизированы процессы обучения педагогических и управленческих команд на всей территории Российской Федерации |
13. | Разработка типового курса "Реализация требований обновленного ФГОС СОО в работе учителя", включающего программу повышения квалификации и обучающий контент к программе | февраль 2023 | ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" | Синхронизированы процессы обучения педагогических команд, прошедших обучение по обновленным ФГОС ООО, на региональном уровне на всей территории Российской Федерации |
14. | Разработка типового курса "Реализация требований обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО в работе учителя", включающего программу повышения квалификации и обучающий контент к программе | февраль 2023 | ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" | Синхронизированы процессы обучения педагогических команд, не прошедших обучение по обновленным ФГОС ООО, на региональном уровне на всей территории Российской Федерации |
15. | Стабильное функционирование системы методического консультирования педагогов "Горячая линия" и портала "Единое содержание общего образования" | ноябрь - декабрь 2022, январь - декабрь 2023 | ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" | |
16. | Проведение серии опережающих вебинаров для специалистов предметных кафедр (структурных подразделений) ИРО/ИПК/ЦНППМ по вопросам особенностей преподавания учебных предметов в соответствии с основными изменениями ФГОС СОО | февраль - март 2023 | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" ФГБНУ | Синхронизированы процессы управления введением обновленного ФГОС СОО на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации |
17. | Организация и проведение образовательных событий федерального уровня | ноябрь - декабрь 2022, январь - декабрь 2023 | ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" | |
IV. Организационно-управленческое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования |
18. | Проведение серии консультативных совещаний по организационному и методическому сопровождению работ по введению обновленного ФГОС СОО для руководителей региональных органов управления образованием, ИРО/ИПК/ЦНППМ | февраль - март 2023 | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России | Синхронизированы процессы управления введением обновленного ФГОС СОО на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации |
19. | Проведение серии консультативных разъяснительных сессий по методическому сопровождению работ по введению обновленного ФГОС СОО для руководителей ИРО/ИПК/ЦНППМ | февраль - март 2023 | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" | Синхронизированы процессы управления введением обновленного ФГОС СОО на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации |
20. | Проведение рабочих совещаний с подведомственными Минпросвещения России организациями по вопросам введения обновленного ФГОС СОО | ноябрь - декабрь 2022, январь - май 2023 | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России | Составлен перечень дефицитов при введении обновленного ФГОС СОО, определены способы по их ликвидации |
21. | Разработка Организационной схемы (алгоритма) реализации обновления содержания деятельности образовательной организации при реализации обновленного ФГОС СОО | декабрь 2022 | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России | Выстроена единая функциональная вертикаль управления введением обновленного ФГОС СОО на всей территории Российской Федерации |
22. | Разработка чек-листов для региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций для проведения самодиагностики готовности к введению обновленного ФГОС СОО | декабрь 2022 | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России | Создан инструмент для проведения оценки готовности к введению обновленного ФГОС СОО |
23. | Организация и проведение окружных совещаний с педагогическим сообществом субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам введения обновленного ФГОС (выездные и в формате ВКС) | январь, февраль, март, апрель, май 2023 | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" | Обеспечена своевременная коррекция действий региональных, муниципальных, школьных управленческих команд в рамках введения обновленного ФГОС |
24. | Проведение серии совещаний по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО с представлением субъектами Российской Федерации докладов о выявленных проблемах и способах решения ("Час региона") | по отдельному графику | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России | Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО |
25. | Проведение собеседований с руководителями региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам готовности к введению обновленного ФГОС СОО | по отдельному графику | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России | Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО |
V. Мониторинг готовности регионов к введению обновленных ФГОС среднего общего образования |
26. | Разработка системы мониторинга готовности образовательных организаций к реализации обновленного ФГОС СОО | январь - февраль 2023 | ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" | Имеется система мониторинга готовности субъектов РФ к введению обновленного ФГОС СОО |
27. | Разработка чек-листа для проведения индивидуальных контрольных собеседований по вопросам готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО | январь 2023 | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России | Создан инструмент для проведения оценки готовности к введению обновленного ФГОС СОО |
28. | Проведение индивидуальных контрольных собеседований по вопросам готовности субъекта Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО с заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования | февраль - март 2023 | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России | Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО |
29. | Организация контрольных экспертных выездов в субъекты Российской Федерации на основе риск-ориентированной модели с целью снижения рисков при переходе к реализации обновленного ФГОС СОО | май 2023 | Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России | Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО. Оказана помощь федеральных экспертов региональным органам исполнительной власти, координационным группам по введению обновленного ФГОС СОО |
VI. Информационное обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования |
30. | Информирование общественности по вопросам введения обновленного ФГОС СОО с использованием Интернет-ресурсов (официальные сайты Минпросвещения России, научных организаций, подведомственных Минпросвещения России, педагогических университетов и др.), педагогических и научно-методических изданий, средств массовой информации и др. | декабрь 2022, далее ежемесячно | ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" ФГБНУ "Институт управления образованием РАО" Региональные органы исполнительной власти | Осознание обществом прав и возможностей, предоставляемых системой образования Российской Федерации гражданам при реализации обновленного ФГОС СОО |
VII. Приведение содержания процедур оценки качества среднего общего образования, проводимых на федеральном уровне, в соответствие с обновленным ФГОС среднего общего образования |
31. | Приведение содержания универсальных кодификаторов, распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основных образовательных программ среднего общего образования, в соответствие с обновленным ФГОС СОО | апрель 2024 г. | Рособрнадзор, ФГБНУ "ФИПИ" | Создание содержательной основы разработки измерительных материалов для оценки достижения требований обновленного ФГОС СОО |
32. | Приведение структуры и содержания ЕГЭ в соответствие с обновленным ФГОС СОО | ноябрь 2024 г. | Рособрнадзор, ФГБНУ "ФИПИ" | Проведение в 2025 г. ЕГЭ на основе обновленного ФГОС СОО |
Примерный план-график мероприятий введения обновленного
федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования субъекта Российской Федерации
N п/п | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | Ожидаемые результаты |
I. Организационно-управленческое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования |
1. | Актуализация данных организации-оператора, координирующей вопросы введения обновленного ФГОС СОО на региональном уровне | январь 2023 | | Имеется единая региональная информационно-управленческая площадка для руководителей, методистов, учителей, социальных партнеров и др. |
2. | Актуализация деятельности органов, координирующих введение обновленного ФГОС СОО в субъекте Российской Федерации (региональный координационный совет, региональное учебно-методическое объединение по общему образованию и др.). | январь 2023 | | Синхронизированы процессы управления введением обновленного ФГОС СОО на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации |
3. | Проведение серии совещаний по организационному и методическому сопровождению работ по введению обновленного ФГОС СОО | ноябрь - декабрь 2022, февраль - март 2023 | | Синхронизированы процессы управления введением обновленного ФГОС СОО на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации |
4. | Проведение совещаний с подведомственными региональному органу исполнительной власти организациями, муниципальными образовательными организациями по вопросам введения обновленного ФГОС СОО | ноябрь - декабрь 2022, январь - май 2023 | | Составлен перечень дефицитов при введении обновленного ФГОС СОО, определены способы по их ликвидации |
5. | Определение организационной схемы (алгоритма) реализации обновления содержания деятельности образовательной организации при реализации обновленного ФГОС СОО | декабрь 2022 | | Выстроена единая функциональная вертикаль управления введением обновленного ФГОС в субъекте Российской Федерации |
6. | Актуализация функций муниципальных координаторов по вопросам введения обновленного ФГОС (синхронизация их деятельности в рамках Российской Федерации) | декабрь 2022 | | Обеспечена оперативность во взаимодействии регионального координационного совета с муниципальными координаторами |
7. | Проведение региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами управления образованием, образовательными организациями самодиагностики готовности к введению обновленного ФГОС СОО | декабрь 2022 | | Проведена оценка готовности к введению обновленного ФГОС СОО, выявлены дефициты |
8. | Организация участия педагогического сообщества субъекта Российской Федерации в окружных совещаниях Минпросвещения России по актуальным вопросам введения обновленного ФГОС СОО (выездные и в формате ВКС) | январь, февраль, март, апрель, май 2023 | | Обеспечена своевременная коррекция действий региональных, муниципальных, школьных управленческих команд в рамках введения обновленного ФГОС СОО |
9. | Организация работы региональной/муниципальной системы контроля готовности к введению обновленного ФГОС СОО | январь - февраль 2023 | | Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к введению обновленного ФГОС |
10. | Обеспечение мониторинга использования учебников, вошедших в федеральный перечень учебников | сентябрь 2023 | | Оказана своевременная адресная помощь образовательным организациям |
II. Нормативное обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования |
11. | Формирование регионального/муниципального планов-графиков мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО | декабрь 2022 - январь 2023 | | Синхронизированы процессы управления введением обновленных ФГОС СОО на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации |
12. | Определение дефицитов при организации условий реализации обновленного ФГОС СОО в соответствии с требованиями к материально-техническому обеспечению образовательного процесса и способов их ликвидации | январь - март 2023 | | Разработан и реализован комплекс мероприятий по обеспечению условий реализации основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО общеобразовательными организациями субъекта Российской Федерации |
III. Методическое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования |
13. | Активизация (организация) работы региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников | январь - декабрь 2023 | | Своевременно оказана адресная помощь педагогическим работникам |
14. | Организация и проведение региональных научно-практических конференций, марафонов, семинаров по актуальным вопросам введения обновленного ФГОС СОО и других образовательных событий | январь - апрель 2023 | | Созданы площадки для обсуждения общих в педагогическом сообществе проблемных вопросов, возможность включения в процесс профессионального общения каждого учителя |
15. | Координация взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ среднего общего образования, в соответствии с обновленными ФГОС СОО | январь - декабрь 2023 | | Синхронизированы способы использования содержания учебного предмета, содержания программ дополнительного образования как средства по достижению метапредметных и личностных образовательных результатов на всей территории Российской Федерации |
16. | Проведение инструктажа управленческих команд образовательных организаций по использованию методических рекомендаций, связанных с процессом управления введением обновленного ФГОС СОО | май - июнь 2023 | | Синхронизированы подходы к организации управления процессами введения обновленного ФГОС СОО на всей территории Российской Федерации |
17. | Обеспечение использования учителями методических пособий по учебным предметам | июнь - декабрь 2023 | | Сформированы и доведены до учителя способы достижения планируемых образовательных результатов |
18. | Организация включения в педагогическую деятельность учителя федеральных онлайн конструкторов, электронных конспектов уроков по всем учебным предметам, соответствующих требованиям обновленного ФГОС СОО | август 2023 | | Снижена нагрузка на учителя при подготовке к учебному занятию. Аккумулированы эффективные приемы и методы обучения на единой цифровой платформе |
19. | Организация системной работы по формированию функциональной грамотности обучающихся | по отдельному плану | | Достигнуто повышение качества российского образования |
20. | Организация использования учителями-предметниками федерального банка заданий по формированию функциональной грамотности | постоянно | | Российские школьники умеют решать задачи с различными формулировками заданий |
IV. Кадровое обеспечение введения обновленных ФГОС среднего общего образования |
21. | Организация обучения руководителей и специалистов ИРО/ИПК/ЦНППМ | ноябрь - декабрь 2022, март - апрель 2023 | | Синхронизированы процессы обучения педагогических и управленческих команд на всей территории Российской Федерации |
22. | Организация обучения специалистов муниципальных органов управления образованием | март 2023 | | Синхронизированы процессы обучения педагогических и управленческих команд на всей территории Российской Федерации |
23. | Обеспечение повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций, разрабатывающих и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО | март - апрель 2023 | | |
24. | Обеспечение повышения квалификации всех педагогических работников, участвующих в разработке и реализации основной образовательной программы среднего общего образования по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО | март - август 2023 | | |
V. Мониторинг готовности регионов к введению обновленных ФГОС среднего общего образования |
25. | Внедрение системы мониторинга готовности образовательных организаций к введению обновленного ФГОС | январь - февраль 2023 | | Составлен перечень муниципальных образований с низким уровнем готовности к введению обновленного ФГОС |
26. | Проведение индивидуальных контрольных собеседований по готовности муниципальных образований к введению обновленного ФГОС СОО | февраль - март 2023 | | Обеспечен промежуточный контроль готовности муниципальных образований к введению обновленного ФГОС |
27. | Организация контрольных экспертных выездов в муниципальные образования на основе риск-ориентированной модели с целью снижения рисков при переходе к реализации обновленного ФГОС СОО | май 2023 | | Обеспечен промежуточный контроль готовности муниципальных образований к введению обновленного ФГОС. Оказана помощь региональных экспертов муниципальным органам управления образованием, координационным группам по введению обновленного ФГОС СОО |
28. | Внедрение системы мониторинга реализации образовательными организациями обновленного ФГОС СОО | декабрь 2023 | | Обеспечен промежуточный контроль качества реализации в муниципальных образованиях обновленного ФГОС СОО |
VI. Информационное обеспечение введения обновленных ФГОС среднего общего образования |
29. | Информирование общественности через средства массовой информации о подготовке и успешных практиках реализации обновленного ФГОС СОО в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации | декабрь 2022, далее ежемесячно | | Осознание обществом прав и возможностей, предоставляемых системой образования Российской Федерации гражданам при реализации обновленного ФГОС СОО |