Законодательство РФ

<Письмо> Минпросвещения России от 15.04.2022 N СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления")


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 апреля 2022 г. N СК-295/06

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях исполнения подпункта "а" пункта 1 перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с общественностью по вопросам общего образования 25 августа 2021 г. от 30 сентября 2021 г. N Пр-1845 об использовании государственных символов Российской Федерации в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, а также согласно протокольному решению по итогам заседания Межведомственной комиссии по историческому просвещению от 24 марта 2022 г. N 2 в части разработки и поэтапного внедрения (начиная с 12 апреля 2022 г.) предложений и комплекса мер по изучению истории государственных символов Российской Федерации, церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации и исполнению Государственного гимна Российской Федерации (краткой версии) в практику работы государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, учреждений среднего профессионального образования, Минпросвещения России с учетом рекомендаций Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации разработаны методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации (далее - методические рекомендации).

Минпросвещения России направляет методические рекомендации для использования в работе и просит их довести до руководителей образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с целью изучения истории государственных символов Российской Федерации и использования начиная с 1 мая 2022 г. в практике воспитательной работы образовательной организации церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации и исполнения Государственного гимна Российской Федерации.

С.С.КРАВЦОВ




Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

"ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

И МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, А ТАКЖЕ

ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ"

Методические рекомендации "Об использовании в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций государственных символов Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации) адресованы руководящим и педагогическим работникам образовательных организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления и направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, для использования в работе.


Введение

Образование - важнейший институт гражданского общества и российского государства, максимально охватывающий интересы, потребности и права детей, родителей и законных представителей, педагогов и руководителей - участников образовательных отношений. При этом многогранно вовлечены в процессы также и участники отношений в сфере образования - федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Система образования выступает основой обеспечения гражданского единства и патриотического воспитания подрастающего поколения, консолидации педагогического, родительского, профессионального и научного сообществ, всех уровней государственной власти.

Приоритеты государственной образовательной политики направлены на развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству.

Для российского государства этот приоритет выступает одним из значимых направлений "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" <1>, согласно которой "права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России", - традиционные российские духовно-нравственные ценности, объединяющие нашу крупнейшую многонациональную и многоконфессиональную страну.

--------------------------------

<1> Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

В условиях глобальных вызовов современного мира, демократических свобод и открытого информационного пространства высокую степень актуальности приобретают задачи укрепления единства народов Российской Федерации "на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития".

Важнейшим символом российского государства выступают его государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования.

Использование в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций, детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти.

Государственные символы - консолидирующая основа формирования общероссийской гражданской идентичности для подрастающего поколения, является неотъемлемой составной частью образовательного процесса, включается в изучение на всех уровнях образования при реализации основных и дополнительных образовательных программ, программ воспитания.


Государственные символы Российской Федерации

Государственные символы Российской Федерации для каждого гражданина России выступают символами сопричастности и народного единства, проявления патриотических чувств и принадлежности к российскому народу, огромной стране с великой историей.

Государственные символы Российской Федерации - установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами отличительные знаки государства, олицетворяющие его национальный суверенитет и самобытность.

В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации").

Регулируют вопросы использования государственных символов Российской Федерации федеральные конституционные законы: "О Государственном флаге Российской Федерации", "О Государственном гербе Российской Федерации", "О Государственном гимне Российской Федерации".

Изучение и использование государственных символов Российской Федерации необходимо осуществлять в соответствии с федеральными конституционными законами и нормативными правовыми актами:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. (статья 70).

2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) "О Государственном флаге Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от: 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г., 8 ноября 2008 г., 23 июля, 28 декабря 2010 г., 21 декабря 2013 г., 12 марта 2014 г., 1 сентября 2014 г.).

3. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ (ред. от 20 декабря 2017 г.) "О Государственном гербе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от: 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 10 ноября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 23 июля 2013 г., 12 марта 2014 г., 20 декабря 2017 г., 30 декабря 2021 г.).

4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ (ред. от 21 декабря 2013 г.) "О Государственном гимне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от: 22 марта 2001 г., 21 декабря 2013 г.).

5. Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 561 "Вопросы Геральдического совета при Президенте Российской Федерации".

6. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".


Порядок использования государственных символов

Российской Федерации, установленный федеральными

конституционными законами


Государственный флаг Российской Федерации <2>

--------------------------------

<2> Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) "О Государственном флаге Российской Федерации".

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации вывешивается постоянно на зданиях образовательных организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления или устанавливается постоянно на их территориях.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) - левее центра.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и других флагов размер флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного флага Российской Федерации, а высота подъема Государственного флага Российской Федерации не может быть меньше высоты подъема других флагов.

Использование Государственного флага Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным флагом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В образовательных организациях рекомендуется еженедельное поднятие (спуск) Государственного флага Российской Федерации. Поднятие, как правило, осуществляется в начале учебной недели, спуск - в конце учебной недели.

В организациях отдыха детей и их оздоровления рекомендуется еженедельное поднятие (спуск) Государственного флага Российской Федерации. Поднятие, как правило, осуществляется при церемонии открытия, открытия профильных фестивалей, спортивных соревнований, в дни единых действий, посвященных государственным праздникам Российской Федерации и особо значимым датам, спуск - при церемонии закрытия, закрытия профильных фестивалей, спортивных соревнований, окончании дней единых действий и др.

Государственный флаг Российской Федерации также может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых образовательными организациями, организациями отдыха детей и их оздоровления.

Выносить Государственный флаг Российской Федерации рекомендуется образовательным организациям, организациям отдыха детей и их оздоровления при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных, в том числе финальных этапов мероприятий (линейки, пятиминутки, собрания, акции, флешмобы и др.). Вынос Государственного флага Российской Федерации сопровождается исполнением Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной версии).

Поднятие (спуск) Государственного флага Российской Федерации в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления поручается лучшим обучающимся, добившимся выдающихся результатов в учебной, научной, спортивной, творческой и иной деятельности, а также педагогическим работникам образовательной организации, работникам организации отдыха детей и их оздоровления, и в исключительных случаях - родителям (законным представителям) обучающихся и воспитанников.

В дни траура в верхней части древка Государственного флага Российской Федерации крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. Государственный флаг Российской Федерации, поднятый на мачте (флагштоке), приспускается до половины высоты мачты (флагштока).

Перед проведением торжественных праздничных мероприятий, а также дней траура и скорби, рекомендуется предварительно проводить с детьми и молодежью, обучающимися в образовательных организациях, а также находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, в доступной форме разъяснительную работу о значимости того или иного важного события в истории России и (или) субъекта Российской Федерации.


Государственный герб Российской Федерации <3>

--------------------------------

<3> Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации".

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных организаций.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, образовательной организации, организации отдыха детей и их оздоровления Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, образовательной организации, организации отдыха детей и их оздоровления не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).

Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Государственный гимн Российской Федерации <4>

--------------------------------

<4> Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О государственном гимне Российской Федерации".

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом.

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется:

во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний;

при открытии памятников и памятных знаков, установленных по решению государственных органов и органов местного самоуправления;

при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам;

в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях независимо от форм собственности - перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а также во время проводимых указанными образовательными организациями торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных, а также финальных этапов мероприятий, образовательной организации (линейки, пятиминутки, собрания, акции, флешмобы, открытие/закрытие мероприятий и др.), в том числе посвященных государственным и муниципальным праздникам;

в организациях отдыха детей и их оздоровления - в рамках церемоний открытия и закрытия, открытия и закрытия профильных фестивалей, спортивных соревнований, в дни единых действий, посвященных государственным праздникам Российской Федерации и особо значимым датам.

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в иных случаях во время торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

В случае если исполнение Государственного гимна Российской Федерации сопровождается поднятием Государственного флага Российской Федерации, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

В образовательных организациях рекомендуется еженедельное исполнение Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной его версии), в том числе при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных, а также финальных этапов мероприятий, образовательной организации (линейки, пятиминутки, собрания, акции, флешмобы, открытие/закрытие мероприятий и др.).

Исполнение и использование Государственного гимна Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона "О государственном гимне Российской Федерации", а также надругательство над Государственным гимном Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Государственные символы как ценностные ориентиры

в обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных

организациях, а также организациях отдыха детей

и их оздоровления

Использование государственных символов в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления должно отвечать приоритетным задачам воспитания духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку.

Изучение и использование государственных символов Российской Федерации имеет важное значение в воспитании подрастающего поколения, в формировании у детей и молодежи чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому и культурному наследию, традициям многонационального народа России.

Знакомство детей и молодежи с государственными символами Российской Федерации рекомендуется направить на воспитание бережного отношения и уважения к символам государства, на формирование актуальных знаний детей и молодежи об истории создания и конституционных требований к использованию государственных символов, на раскрытие содержания ценностей и смыслов, заложенных в государственных символах.

Государственные символы должны восприниматься детьми и молодежью как ценность, иметь личностное значение для восприятия собственной принадлежности к государству и обществу.

При изучении государственных символов Российской Федерации важно учитывать особенности современных детей и молодежи, социальный и психологический контекст их развития, формировать предпосылки для консолидации усилий образовательной организации, организации отдыха детей и их оздоровления, семьи, общества и государства, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

В образовательных организациях не реже 1 раза в год рекомендуется проведение урока (учебного занятия) по изучению государственных символов Российской Федерации.

Воспитание обучающихся является неотъемлемой частью образования. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ в образовательных организациях осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

В центре рабочей программы воспитания - создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения. Этому способствует формирование у обучающихся системных знаний о различных аспектах исторического развития России, в содержание которых рекомендуется включать знания о государственных символах Российской Федерации. Программа воспитания призвана обеспечить формирование у обучающихся основ российской идентичности.

Изучение государственных символов Российской Федерации рекомендуется осуществлять в рамках календарного плана воспитательной работы образовательной организации, особое внимание уделив празднованию следующих государственных праздников:

12 июня - "День России";

22 августа - день Государственного флага Российской Федерации;

30 ноября - день Государственного герба Российской Федерации;

12 декабря - "День Конституции".

25 декабря - это день утверждения Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации", Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации". Таким образом, день 25 декабря также может быть отмечен проведением торжественного мероприятия, посвященного государственным символам Российской Федерации.

Традиционно в образовательных организациях отмечаются такие праздничные даты, как:

1 сентября -

День знаний;

4 ноября -

День народного единства;

23 февраля -

День защитника Отечества;

8 марта -

Международный женский день;

12 апреля -

День космонавтики;

1 мая -

Праздник Весны и Труда;

9 мая -

День Победы и другие, в том числе региональные праздничные дни.

Традиционно в организациях отдыха детей и их оздоровления отмечаются такие праздничные даты, как:

1 июня -

День защиты детей;

6 июня -

День русского языка;

12 июня -

День России;

22 июня -

День памяти и скорби;

8 июля -

День семьи, любви и верности;

14 августа -

День физкультурника;

22 августа -

День государственного флага Российской Федерации;

27 августа -

День российского кино.

В дни празднования указанных государственных праздников и при проведении торжественных мероприятий, в том числе финальных этапов, а также в рамках летней оздоровительной кампании рекомендуется:

исполнение Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной его версии);

поднятие Государственного флага Российской Федерации.


Создание и зонирование в образовательных организациях

и организациях отдыха детей и их оздоровления мест

размещения государственных символов Российской Федерации

Государственные символы Российской Федерации могут быть включены в общественные пространства образовательных организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления: холлы; рекреации; входные группы; учебные кабинеты; библиотеки; актовые залы; административные помещения.

При создании и зонировании мест размещения государственных символов в образовательной организации и организациях отдыха детей и их оздоровления необходимо обеспечить эстетичность и доступность помещения для детей и молодежи, освещенность и чистоту помещения, пространственные характеристики помещения (государственные символы должны быть размещены в не менее 1 метра от учебного и иного оборудования).

Размещение государственных символов осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами о государственных символах Российской Федерации.


Изучение государственных символов Российской Федерации

в образовательных организациях

При изучении государственных символов Российской Федерации, включенных в содержание общего образования, необходимо основываться на преемственности содержания дошкольного, начального, основного, среднего общего образования.

Реализация Примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. N 1/22) предусматривает достижение личностных результатов, которые воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни во взаимодействии с другими людьми при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части гражданского и патриотического воспитания.

Включение тематических разделов или компонентов по изучению государственных символов Российской Федерации возможно в различные предметные области, учебные предметы, в курсы внеурочной деятельности при реализации основных образовательных программ, в дополнительные общеобразовательные программы.


Знакомство воспитанников дошкольных образовательных

организаций с государственными символами

Российской Федерации

Ознакомление воспитанников дошкольных образовательных организаций с государственными символами России начинается через включение установленных знаков в пространственной образовательной среде детского сада.

Формирование у дошкольников ценностного отношения к государственным символам - важная задача, которая может реализоваться в процессе присвоения ими общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении.

Содержание дошкольного образования в рамках образовательных областей социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития воспитанников может включать тематические компоненты о флаге, гербе, гимне в формах, доступных для дошкольников старших возрастных групп.

В рамках программ, входящих в образовательную область "Познавательное развитие", дети старшего дошкольного возраста получают информацию об окружающем мире, малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о государственных символах, олицетворяющих Родину.

Одной из задач социально-коммуникативного развития дошкольников является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. В рамках программ образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" у воспитанников детских садов формируется чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых.

Программы образовательной области "Речевое развитие" знакомят дошкольников с книжной культурой, детской литературой, расширяя представления о государственных символах страны и ее истории.

В рамках программ художественно-эстетической образовательной области через творческие формы работы (рисование, лепка, художественное слово, конструирование и др.) дошкольники ассоциативно связывают государственные символы с важными историческими событиями страны.

Формирование основ патриотизма - любви к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам; уважительного отношения к ее символике - флагу, гербу, гимну выступают образовательными задачами для старших дошкольников. Формируя представления детей о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира, в детском саду осуществляется ознакомление детей в самых общих чертах в интересной и доступной для них форме с государственным устройством России, армией, флотом, авиацией.

Организация с дошкольниками игровой и театрализованной деятельности, чтение стихов о Родине, флаге страны способствуют эмоциональному принятию и отождествлению государственных символов с историей своей семьи, малой родины и страны.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включают начальные знания о социальном мире, в котором живет ребенок, составной частью которых является формирование представления о государственных символах России.


Изучение государственных символов Российской Федерации

в общеобразовательных организациях

В общеобразовательных организациях изучение государственной символики России является частью воспитания обучающихся, осуществляется в рамках всех предметных областей основных образовательных программ, внеурочной деятельности, рабочей программы воспитания по каждому уровню образования: начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Содержание образования направлено на формирование и становление российской гражданской идентичности обучающихся последовательно и преемственно в предметных областях и учебных предметах: литературное чтение, русский язык и литература; родной язык и литературное чтение на родном языке; общественно-научные предметы история, обществознание; основы религиозных культур и светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России; музыка и изобразительное искусство.

Изучение государственных символов в рамках освоения предметов социально-гуманитарного цикла общего образования должно быть направлено на формирование готовности обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. По направлению гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; по направлению патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Образовательный процесс в единстве обучения и воспитания закономерно подводит каждого обучающегося к признанию ценности и уважению к гербу, флагу, гимну России как государственным символам огромной страны, Родины.

На уровне начального общего образования у обучающихся формируется чувство принадлежности к народу России и Российскому государству. В начальной школе с использованием в том числе игровых образовательных технологий осуществляется ознакомление обучающихся с основными государственными символами в ходе изучения предметных областей: русский язык и литературное чтение; родной язык и литературное чтение на родном языке; иностранный язык; обществознание и естествознание ("Окружающий мир"); "Основы религиозных культур и светской этики" (прежде всего при выборе модуля "Основы светской этики"); искусство.

В рамках освоения учебных предметов у обучающихся формируются первоначальные знания о государственной символике Российской Федерации при изучении социального раздела учебного предмета "Окружающий мир", первоначальные представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, родном языке как основе национального самосознания, развиваются представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, формируется отношение к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

В рамках предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Основы светской этики") одним из основных предметных результатов является сформированность умения распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять ее значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан.

В рамках предметной области "Искусство" в творческих работах обучающиеся выражают свое отношение к окружающему миру, демонстрируют чувство гордости за свою страну.

На уровне основного общего образования углубляются знания о государственной символике, истории ее развития, прежде всего при изучении учебных предметов "Обществознание", "История", особенно в части истории России.

Освоение содержания общественно-научных предметов обеспечивает формирование личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, в том числе воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

В рамках предметной области "Русский язык и литература" воспитывается ценностное отношение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации. Значение символов государства, отношение к государственной символике России в прошлом и современности раскрывается при изучении ряда литературных произведений.

В рамках предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" при изучении курсов по религиозным культурам и курсов по выбору закрепляются представления о государственной символике России в связи с историей и культурой народов России, российских традиционных религий.

В предметной области "Искусство" также возможно расширение знаний школьников о формировании государственной символики России, о современной государственной символике. В процессе изучения музыки обучающиеся знакомятся с историей создания Гимна России, его автором, учат текст Гимна.

Изучение истории возникновения и эволюции государственных символов России осуществляется и на уровне среднего общего образования, имеет большое познавательное и воспитательное значение для формирования гражданского самосознания обучающихся. Углубленное ознакомление с историей государственных символов России осуществляется в рамках изучения предметов "Обществознание", "История", в том числе в формах проектной и исследовательской деятельности, вовлеченности обучающихся в активные формы самоуправления, воспитательных событий, связанных с изучением истории своей малой родины, участием в социально значимых для личностного развития мероприятиях. Осмысление старшеклассниками политической и нравственной сути символов Российского государства расширяет и углубляет представления о гражданских обязанностях, включая обязанность защиты Отечества на воинской или альтернативной службе, приучает обучающихся сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с соблюдением российских законов, общепринятых норм поведения.

Внеурочная деятельность может быть ориентирована на углубленное изучение предметного содержания общего образования с учетом индивидуальных учебных, познавательных интересов школьников, развивает у обучающихся интеллектуальную и эмоциональную сферы личности, реализуется в различных формах. Она также может включать учебную тематику по государственной символике России в прошлом и современности, геральдические вечера, исторические экскурсии, викторины и конкурсы, олимпиады, выпуск исторических газет и журналов, выполнение соответствующих творческих работ, исследовательских проектов.

Существенное значение имеет обсуждение со школьниками на всех уровнях общего образования тематики о государственных символах России, истории их развития. Установка и ориентация на ценности уважения государственных символов, знакомство на классных часах с правилами использования в школе, обществе, специально или в контексте рассмотрения различных вопросов воспитания и обучения, соблюдения российского закона, в частности, ответственности за нарушения в использовании, порчу государственных символов России, будет способствовать формированию нравственных качеств и гражданской идентичности обучающихся.


Изучение государственных символов Российской Федерации

в профессиональных образовательных организациях

Профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в рамках профессионализации и личностного развития обучающихся решают задачи создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе.

Изучение государственных символов Российской Федерации включается в содержание рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования по всем профессиям, специальностям среднего профессионального образования.

Освоение истории государственных символов осуществляется на занятиях гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, обеспечивающих ориентацию в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста, умение выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

Развитие ценностных установок, чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации является задачей воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях и реализуется в рамках реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

Использование государственных символов в организации и проведении социально значимых мероприятий, волонтерской деятельности повышает их значимость как государственных символов, обеспечивает осознание взаимосвязи личных и государственных событий, укрепление доверия личности к государству и обществу в целом, формирует активную гражданскую позицию.

Студенты и выпускники - юноши профессиональных образовательных организаций - колледжей или техникумов по завершении освоения программ среднего профессионального образования исполняют воинскую обязанность, предусмотренную Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Уже в период обучения студенты проходят воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, по завершении призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву.

В процессе освоения профессиональных программ студенты проходят не только военные сборы, но и становятся участниками мероприятий системы воспитательной работы в российских колледжах, которая обеспечивает преемственность традиций воинской службы посредством значимых встреч и мероприятий с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами воинской службы.

Студенты колледжей традиционно несут службу на постах N 1 у памятников поклонения памяти павшим "Вечный огонь" городов-героев России, городов воинской и трудовой доблести России, принимают участие в поисковых отрядах, поднимающих останки погибших воинов Великой Отечественной войны.

Такие деятельностные формы организации воспитательной работы в колледжах, традиции "воспитания трудовых резервов" России обладают огромным потенциалом формирования у студентов ценностного отношения к государственным символам Российской Федерации, в полной мере формируя гражданское самосознание и идентичность гражданина Российской Федерации.


Изучение государственных символов Российской Федерации

в образовательных организациях высшего образования,

подведомственных Министерству просвещения

Российской Федерации

Образовательная организация высшего образования выстраивает свою воспитательную систему в соответствии со спецификой программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, в том числе на основе рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

Актуализация у студентов ценностно-смысловой значимости государственных символов Российской Федерации, формирование новых знаний о значении государственных символов в реализации задач будущей профессиональной деятельности в организациях высшего образования осуществляется в рамках программ бакалавриата, магистратуры, специалитета.

В результате освоения программ бакалавриата, магистратуры, специалитета у выпускников должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, базирующиеся на мировоззренческой позиции, основу которой составляют ценностные установки по отношению к государству и личности.

Развитие у студентов уважения к государственным символам Российской Федерации является одним из факторов их приобщения к социокультурным и духовно-нравственным ценностям народов Российской Федерации.

Во внеаудиторной работе в рамках формируемого социокультурного пространства необходимо использование государственных символов при создании воспитывающей среды образовательной организации высшего образования, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации, направленной на формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, формирование у обучающихся бережного отношения к культурному наследию.

Важно использовать в воспитании студентов высшей школы социокультурное пространство населенного пункта, в котором расположена организация высшего образования и ее филиалы.

Самостоятельность и высокий уровень самоорганизации, актуализация исследовательских задач студентов высшей школы, развитие самоуправления и делегирование представителей образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, в органы законодательной власти, участие в работе молодежных сообществ, волонтерских движений и организаций, новые формы наставничества и проектной деятельности предоставляют большой простор для студенческой активности.

Создание студенческих объединений и научно-профессиональных сообществ молодых ученых, их продвижение и участие на международном уровне, интеграция и интернационализация высшей школы в международном образовательном пространстве позволяют развернуть работу по включению государственных символов страны в содержание высшего образования на личностно-ориентированном уровне формирования гражданской идентичности и гражданской позиции.


Изучение государственных символов Российской Федерации

в организациях дополнительного образования

Формирование ценностного отношения к государственной символике как часть гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения является целевой функцией дополнительного образования детей.

Включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей, знакомство с государственными символами России обеспечивает формирование гражданской идентичности, гражданских качеств, способствует формированию социально ответственной личности.

Изучение государственных символов России может реализовываться в рамках краткосрочных программ в форме ознакомительного экскурса в историю государственной символики, модулей программ.

Организации дополнительного образования самостоятельно разрабатывают и реализуют дополнительные общеобразовательные программы, адресно направленные на гражданско-патриотическое воспитание, в том числе ориентированные на изучение государственной символики.

В рамках социально-гуманитарной направленности изучение государственной символики реализуется в программах, ориентированных на предметные области истории, обществознания, краеведения, музееведения, юриспруденции, журналистики, управления, масс-медиа.

В рамках художественной направленности ознакомление с государственной символикой может осуществляться через определенные виды искусств (изобразительное, музыкальное, хореографическое искусство) и жанры художественного творчества (мультипликация, декоративно-прикладное творчество, литературное творчество и др.).

В программах туристско-краеведческой направленности изучение истории государственной символики связано с организацией поисковой, исследовательской деятельности, организацией проектных команд.

В технической направленности - с цифровым конструированием в рамках организации проектной деятельности обучающихся.

В программах естественно-научной и физкультурно-спортивной направленностей изучение государственной символики связано со значимыми событиями в истории государства и использованием государственной символики как отличительных знаков государства.

В качестве основных обучающих методов при изучении государственной символики используются с учетом возрастных особенностей обучающихся объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа), частично-поисковые, игровые технологии, проектные, мультимедийные технологии, активные методы и формы работы с обучающимися (проектная, волонтерская деятельность, конкурсные испытания интеллектуального и творческого характера, дискуссионные клубы и др.).

В связи с актуализацией воспитательного компонента в дополнительных общеобразовательных программах для формирования эмоционально-ценностного отношения к государственной символике рекомендуется включать в массовые мероприятия с участием обучающихся и мероприятия в рамках реализации воспитательной работы образовательной организации, проведение торжественных мероприятий с использованием государственных символов Российской Федерации.


Применение государственных символов Российской Федерации

в организациях отдыха детей и их оздоровления

В организациях отдыха детей и их оздоровления церемонии поднятия и спуска Государственного флага Российской Федерации рекомендуется осуществлять с участием знаменного отряда из числа детей и молодежи, достигших особых успехов в различных видах деятельности (учебе, спорте, науке, творчестве и т.д.). Подъем Государственного флага Российской Федерации сопровождается исполнением Государственного гимна Российской Федерации (в краткой или полной версии). Спуск Государственного флага Российской Федерации может сопровождаться барабанной дробью.

Подъем и спуск Государственного флага Российской Федерации рекомендуется осуществлять при церемонии открытия, закрытия смены, открытия профильных фестивалей, спортивных соревнований, в дни единых действий, посещенных государственным праздникам Российской Федерации и особо значимым датам.


Список литературы


Нормативные правовые документы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.).

2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) "О Государственном флаге Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2014 г.).

3. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ (ред. от 20 декабря 2017 г.) "О Государственном гербе Российской Федерации".

4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ (ред. от 21 декабря 2013 г.) "О Государственном гимне Российской Федерации".

5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. (ред. от 31 июля 2020 г.).

6. Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 561 "Вопросы Геральдического совета при Президенте Российской Федерации" (вместе с "Положением о Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации").

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".

11. Приказ Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. N 450 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования".

12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.

13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 1 марта 2002 г. N 30-51-131/16 "О рекомендациях "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации".

14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июня 2005 г. N 03-1230 "Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России".

15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2005 г. N АС-502/06 "Об организации церемонии подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации в детских летних спортивных и оздоровительных лагерях".

16. Рекомендации по составлению и использованию гербов муниципальных образований. Ссылка: Раздел 2. Рекомендации по составлению и использованию гербов муниципальных образований - Гильдия геральдических художников (ogerbah.ru).


Литература для руководящих и педагогических работников

1. Вилинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. Государственные символы России Герб. Флаг. Гимн. - Москва: "Издательство "Гамма-пресс", 2018. - С. 160.

2. Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов Российской Федерации в школе: методические рекомендации/сост. М.К. Антошин. - 2-е изд. - Москва Айрис-пресс, 2006. - 73 с.

3. Государственные символы России: герб, флаг, гимн: в помощь учителям начальных классов: (материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике России)/Изд-во "Учитель"; сост. Т.В. Шепелева. - Волгоград: Учитель, [2009]. - 69 с.

4. Государственные символы России: научно-популярное издание для детей/Голованова М.П., Шергин В.С. - Москва: РОСМЭН: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. - 159 с.

5. Зубахин А.А., Хацкевич Т.Л. Равнение на флаг! Сборник методических материалов из опыта работы ВДЦ "Орленок" по работе с государственными символами РФ и символами "Орленка"/1-е издание, ФГБОУ ВДЦ "Орленок", 2012. - 112 с., ил.

6. Ривина Е.К. Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами/Е.К. Ривина - М.: АРКТИ, 2002. - 64 с.

7. Романовский В.К., Степанцева И.В. Государственные символы России: методические рекомендации и творческие задания для классной и внеклассной работы/под общ. ред. В.К. Романовского. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008. - 51 с.

8. Символы и ритуалы (методическое пособие)/Под ред. Э.В. Марзоевой - Владивосток: ОАО "ИПК "Дальпресс", 2013. - 36 с.

9. Символы Отечества/А.П. Кузнецов. - М.: Рид Групп, Национальное образование, 2011. - 56 с.: ил. - (Моя страна Россия).


Интернет-ресурс для детей

История Гимна России https://youtu.be/j85bZZQCHT8

История гимнов России и СССР https://clck.ru/esxTC

Сайт Гербы https://gerbu.ru/stran/rossiya/?

История государственных символов России и мира https://geraldika.ru/

Государственные символы России: история и реальность http://project.rsl.ru/index.php?f=42



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления