<Письмо> Минобрнауки России от 27.11.2015 N 08-2228 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Российской Федерации")
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 ноября 2015 г. N 08-2228
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Российской Федерации (далее - методические рекомендации), разработанные федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" и федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Институт возрастной физиологии Российской академии образования".
Просим довести методические рекомендации до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Департамента государственной политики
в сфере общего образования
А.Г.БЛАГИНИН
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Профилактика детского травматизма и несчастных случаев с обучающимися - одна из задач, стоящих перед педагогическими работниками при осуществлении образовательной деятельности. В настоящее время специалистами отмечается рост травматизма обучающихся, в том числе со смертельным исходом, как на уроках физической культуры, так и при проведении мероприятий физкультурно-оздоровительного характера в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательная организация).
Мероприятия по профилактике детского травматизма в образовательных организациях должны носить комплексный характер и быть направлены на предупреждение и устранение факторов риска с учетом особенностей психофизиологического развития детей разного возраста и состояния их здоровья.
К основным причинам травматизма во время занятий физической культурой и спортом относятся:
- организационные недостатки при проведении занятий, в том числе ошибки в методике проведения занятий, связанные с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствием индивидуального подхода, недостаточным учетом состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности обучающихся, несоответствие выбора средств обучения целям и задачам обучения, в т.ч. пренебрежительное отношение педагога к подготовительной части урока или занятия, неправильное обучение технике выполнения физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение;
- несоответствие спортивной материально-технической базы общеобразовательной организации, в том числе мест проведения занятий в зоне рекреации, естественных природных ландшафтов и других мест, требованиям СанПиН, правилам безопасности и видов спорта;
- нарушение педагогом и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности нахождения в образовательной организации;
- нарушение правил медицинского (врачебного) контроля в образовательных организациях;
- недостатки в организации административно-общественного контроля за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев в образовательной организации.
Причинами травм и несчастных случаев может стать также представление недостоверной информации со стороны родителей (законных представителей) о состоянии здоровья детей.
Обозначенные выше проблемы указывают на необходимость комплексного подхода к организации работы, направленной на снижение детского травматизма, основанной на конструктивной системе взаимодействия всех участников образовательных отношений: учителей, учащихся, родителей (законных представителей), администрации образовательной организации, что позволит повысить эффективность работы по предотвращению несчастных случаев.
Обязанности образовательной организации по охране здоровья обучающихся закреплены в статье 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Частью 1 статьи 43 Федерального закона определены обязанности обучающихся по выполнению требований устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, а также по сохранению и укреплению своего здоровья, физическому развитию и самосовершенствованию; уважению чести и достоинства других обучающихся и работников образовательной организации, бережному отношению к имуществу образовательной организации.
Правила поведения в образовательной организации
Важным документом, регулирующим деятельность образовательной организации, являются правила поведения (внутреннего трудового распорядка) для обучающихся и работников, которые разрабатываются с учетом мнения представителей всех участников образовательных отношений (статья 30 Федерального закона).
Так, правила поведения для обучающихся целесообразно предварительно обсудить в классах (группах) в начальной, средней и старшей школе, определив при этом:
- основные проблемы с дисциплиной и поведением обучающихся на уроках, спортивных занятиях, на переменах и внеурочных мероприятиях и недопустимость действий насильственного характера и проявления дискриминации;
- действия обучающихся, учителей, психолога, руководителей и других работников образовательной организации, которые могут помочь избежать травм;
- дисциплинарные и воспитательные меры в отношении нарушителей правил поведения и лиц, допускающих нарушения дисциплины.
Предложения от разных классов (групп) обобщаются и согласуются с органом государственно-общественного управления образовательной организации, созданным в соответствии с уставом образовательной организации.
При разработке правил внутреннего трудового распорядка для работников образовательной организации следует указывать нормы педагогической и трудовой этики и меры, которые будут предприняты руководством образовательной организации в отношении работников, допускающих несчастные случаи с обучающимися. Правила должны определять действия работников в случае, когда они узнают о несчастном случае с обучающимся во время образовательной деятельности.
Закрепление ответственности сотрудников
образовательной организации
Безопасность пребывания обучающихся в образовательной организации зависит от слаженности и четкости работы всех подразделений и служб, выполнения педагогическими работниками и обслуживающим персоналом требований, действующих в образовательной организации, что должно быть зафиксировано в должностных обязанностях работников организации.
С этой целью за каждым сотрудником, в зависимости от его компетенций и полномочий, в должностных инструкциях либо в отдельных нормативных актах (приказ, распоряжение, регламент) могут закрепляться функции и возможные действия по профилактике травматизма и реагированию на его случаи.
Так, например, руководитель (директор) образовательной организации несет персональную ответственность за жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников при осуществлении образовательной деятельности в установленном российским законодательством порядке. В его должностные обязанности могут быть внесены следующие дополнительные положения, регламентирующие его действия по предупреждению травматизма:
- обеспечивает создание и поддержание безопасной образовательной среды и позитивного социально-психологического климата в образовательной организации;
- обеспечивает разработку документов (устава, нормативных актов, правил поведения), регламентирующих действия и ответственность всех участников образовательных отношений в целях профилактики травматизма и реагирования на его случаи;
- информирует всех участников образовательных отношений о политике образовательной организации в отношении безопасности образовательного процесса, деятельности поведения и внутреннего трудового распорядка;
- обеспечивает реализацию политики образовательной организации в отношении профилактики травматизма обучающихся через включение специальных мер в план работы школы и ее (его) отдельных структурных подразделений и служб;
- обеспечивает разработку и внедрение порядка выявления и учета случаев травматизма и предпринятых мер с использованием специальной документации (форма регистрации, журнал учета и др.) и соблюдением конфиденциальности и защиты персональных данных и др.
Заместители руководителя (директора) образовательной организации могут нести ответственность за функции, делегируемые им директором школы. Если руководитель образовательной организации возлагает функции по курированию вопросов, связанных с предупреждением травматизма и координацией мер реагирования на его случаи, на одного из своих заместителей, то в должностной инструкции этого заместителя прописываются все соответствующие функции. Чаще всего такие функции возлагаются на заместителя по учебно-воспитательной работе, который:
- участвует в утверждении основной образовательной программы образовательной организации (в том числе рабочих программ по физической культуре), знакомится со сценариями и программами внеурочных спортивно-массовых мероприятий, технологиями их проведения в целях профилактики травматизма;
- посещает учебные занятия и внеурочные мероприятия, в том числе с целью контроля за соблюдением дисциплины и этических норм поведения учащимися и педагогами;
- аккумулирует информацию о всех случаях травматизма, вносит ее в специальный журнал (или электронную базу), где регистрируются все сообщения о травматизме и предпринятые меры;
- обеспечивает принятие необходимых мер реагирования на случаи травматизма в соответствии с уставом, правилами поведения, документом, излагающим политику образовательной организации в отношении профилактики травматизма специалистов (комиссии), проводивших разбирательство случая травмы.
Ответственный заместитель директора может привлекать к своей работе, связанной с профилактикой травматизма и реагированием на его случаи, дежурного учителя или администратора, классных руководителей, психолога и других работников образовательной организации.
Работа с родителями по профилактике детского травматизма
и несчастных случаев на занятиях физической
культуры и спорта
Цель профилактической работы с родителями - объяснение рисков и возможности возникновения проблемных ситуаций, угрожающих здоровью и безопасности детей, повышение уровня информированности родителей по данной проблеме, обозначение правил, с которыми необходимо ознакомить ребенка в семье, организация совместных действий педагогов и родителей, повышающих эффективность принимаемых мер.
Основное направление работы - информационное, разъяснение необходимости постоянного внимания к состоянию здоровья детей, оперативного информирования педагогов о возможных проблемах или ухудшении состояния здоровья ребенка, обучение детей безопасному поведению, самоконтролю за самочувствием при выполнении физических нагрузок.
Формы организации работы с родителями образовательная организация определяет самостоятельно (анкетирование, тестирование, опрос; круглый стол родителей, педагогов, медицинских работников, психологов; совместные учебные проекты здоровьесберегающей направленности; педагогические советы с участием родителей; родительский лекторий; родительские конференции; семейные конкурсы; презентация опыта семейного воспитания по профилактике детского травматизма в средствах массовой информации; участие родителей в оформлении информационных уголков по профилактике травматизма в быту, на улице, в транспорте и др.).
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"
Нормативные правовые документы, регламентирующие создание условий безопасности для здоровья и жизни обучающихся при осуществлении образовательной деятельности, а также при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785);
- приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644);
- приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480);
- приказ Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
- приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638);
- письмо Минобрнауки России от 28 декабря 2011 г. N 19-337 о методических рекомендациях "Введение третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации";
- письмо Минобрнауки России от 25 ноября 2011 г. N 19-299 "О разработке учебных программ по предмету "Физическая культура" для общеобразовательных учреждений";
- письмо Минобрнауки России от 30 мая 2012 г. N МД-583/19 "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья";
- письмо Минобрнауки России от 29 марта 2010 г. N 06-499 "О проведении мониторинга физического развития обучающихся";
- письмо Министерства образования России от 27 ноября 1995 г. N 1355/11 "О занятиях в зимний период времени".
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления