<Письмо> Минобрнауки России от 19.07.2013 N 07-1060 <О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
от 19 июля 2013 г. N 07-1060
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Департамент сообщает.
Федеральным законом N 167-ФЗ внесены изменения в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым кандидатами в усыновители и опекуны (попечители) в том числе не могут быть лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.
Статьей 12 указанного Федерального закона установлено, что при рассмотрении заявлений об усыновлении или удочерении, поданных в суд до дня вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ, за исключением заявлений, поданных лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, судами нормативные правовые акты применяются в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ.
При рассмотрении заявлений об установлении опеки, попечительства, о передаче в приемную или патронатную семью, поданных в орган опеки и попечительства до дня вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ, за исключением заявлений, поданных лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, органами опеки и попечительства нормативные правовые акты применяются в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ.
Также с 3 июля 2013 г. согласно пункту 4 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.
В связи с изложенным Департамент считает целесообразным рекомендовать:
1. Информировать иностранных граждан, не состоящих в браке, при приеме документов для постановки на учет в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), в качестве кандидатов в усыновители об изменении законодательства Российской Федерации и необходимости предоставить сведения, подтверждающие отсутствие в законодательстве государства, гражданами которого они являются, признания союза, заключенного между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства. Такие сведения, по мнению Департамента, могут быть подтверждены письмом из компетентного органа, выдавшего лицензию, или иного уполномоченного органа (отдела юстиции, суда и др.) государства, гражданином которого является усыновитель.
2. В случае выдачи производной информации о детях иностранным гражданам в соответствии с нормативными правовыми актами, которые применялись до дня вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ, направление на посещение ребенка с 3 июля 2013 г. должно выдаваться гражданам в соответствии с пунктом 4 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона N 167-ФЗ).
3. Информировать граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства в случае, если указанные граждане были ознакомлены со сведениями о детях по истечении шести месяцев после постановки на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - федеральный банк данных о детях), что в связи с вступлением с 3 июля 2013 г. в силу Федерального закона N 167-ФЗ процедура усыновления в отношении указанных детей может быть продолжена только по истечении 12 месяцев после их постановки на учет в федеральном банке данных о детях в том случае, если дети не будут устроены в семьи российских граждан, постоянно проживающих в России.
4. Направлять запросы регионального оператора о подтверждении наличия в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, только в отношении тех детей, сведения о которых состояли на учете в федеральном банке данных о детях более двенадцати месяцев.
5. Незамедлительно принять меры по устройству несовершеннолетних в семьи в том случае, когда иностранные граждане, лица без гражданства и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, начавшие процедуру усыновления, не подали заявления об усыновлении или удочерении в суд и не могут сразу же продолжить процедуру усыновления в связи с вступлением в силу Федерального закона N 167-ФЗ.
Е.А.СИЛЬЯНОВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления