Законодательство РФ

<Письмо> Минобрнауки России от 18.05.2017 N 06-517 "О дополнительных мерах" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации приемной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения")


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО

ПИСЬМО

от 18 мая 2017 г. N 06-517

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России (далее - Департамент) с целью принятия дополнительных мер по обеспечению профессиональным образованием и обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью сообщает следующее.

Конвенцией о правах инвалидов определено, что инвалиды должны иметь доступ к профессиональному образованию в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации и частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе.

В соответствии с частью 9 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

В рамках исполнения пункта 9 Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 мая 2016 г. N 3467п-П8, Департамент проводит мониторинг по вопросу планируемого приема в профессиональные образовательные организации на программы среднего профессионального образования и профессионального обучения профессионального обучения выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - мониторинг).

Также с целью организации работы в субъектах Российской Федерации по приему на обучение в профессиональные образовательные организации лиц с ОВЗ и инвалидностью направляем методические рекомендации о Порядке организации приемной кампании лиц с ОВЗ и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Просим организовать работу в указанном направлении деятельности.

Сведения мониторинга необходимо заполнить на сайте Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) https://miccedu.ru в выделенных "рабочих кабинетах" в разделе "Среднее профессиональное образование".

Коды доступа ("Имя" и "Пароль") для работы в "рабочем кабинете" остаются прежними.

Приложение 1 в формате PDF необходимо прикрепить до 25 мая 2017 г. в рабочем кабинете, в окне сбора данных.

Врио директора Департамента

И.А.ЧЕРНОСКУТОВА




Приложение 1

___________________________________________________________________________
               (наименование субъекта Российской Федерации)

             Мониторинг планируемого приема в профессиональные
             образовательные организации на программы среднего
        профессионального образования и профессионального обучения
         профессионального обучения выпускников из числа лиц с ОВЗ
        и инвалидностью, в том числе обучавшихся по адаптированным
                  основным общеобразовательным программам
                                                                    Таблица

N строки

В 9 классе <*>

Планируют продолжить обучение в 10 классе

Численность обучающихся 9 классов, планирующих продолжить обучение по программам

профессионального обучения

профессионального обучения на базе адаптированных основных общеобразовательных программ (для лиц с различными формами умственной отсталости)

подготовки квалифицированных рабочих, служащих

подготовки специалистов среднего звена

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Численность обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (инвалидов) (сумма строк 02 - 04)

01

Из них (из стр. 01) в классах, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

02

Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

03

Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

04

x

x

x

x

x

x

                                                        Продолжение таблицы

N строки

В 11 (12) классах <*>

Численность обучающихся 11 (12) классов, планирующих продолжить обучение по программам

профессионального обучения

профессионального обучения на базе адаптированных основных общеобразовательных программ (для лиц с различными формами умственной отсталости)

подготовки квалифицированных рабочих, служащих

подготовки специалистов среднего звена

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

1

2

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Численность обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (инвалидов) (сумма строк 02 - 04)

01

Из них (из стр. 01) в классах, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

02

Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

03

Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

04

x

x

x

x

x

x

    --------------------------------
    <*>  Контингент  инвалидов  и  лиц с ОВЗ в организациях, осуществляющих
подготовку по программам общего образования (форма ФСН N ОО-1, на 1 октября
2016 г.) в 9 и 11 (12) классах, по трем категориям.

Руководитель _________________________________ ___________ ________________
               (органа государственной власти   (подпись)     (Ф.И.О.)
              субъекта РФ или уполномоченного
                    органа субъекта РФ
                   в сфере образования)

М.П.

Исполнитель ___________________ Тел. ___________ Эл. почта ________________
                  (Ф.И.О.)




Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ НА ОБУЧЕНИЕ

ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ


1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью на получение среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Конвенцией ООН "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 года;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464;

Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36;

Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Минобрнауки России от 9 января 2015 г. N 1309;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292;

Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, письмо Директора департамента государственной политики в сфере рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. N 06-281;

Методическими рекомендациями по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденными приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515.

1.2. Получение лицами с ОВЗ и инвалидностью профессионального образования и профессионального обучения является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

1.3. При организации и осуществлении эффективной профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью в субъекте Российской Федерации необходимо взаимодействие органов исполнительной власти в сферах образования, труда и занятости населения, социальной защиты населения, органов муниципальной власти, образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, и работодателей.

1.4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с участием органов муниципального образования рекомендуется осуществлять мониторинг, направленный на выявление количества выпускников с ОВЗ, в том числе обучавшихся по основным адаптированным общеобразовательным программам образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, с целью прогнозирования количества потенциальных абитуриентов образовательных организаций профессионального образования в субъекте Российской Федерации в текущем году.

1.5. Формирование объемов государственного задания на реализацию программ профессионального обучения проводится с учетом данных мониторинга, направленного на выявление количества потенциальных абитуриентов из числа лиц с ОВЗ, желающих поступать на обучение в профессиональные образовательные организации и потребностей органов муниципального образования, региональных рынков труда.


2. Используемые термины, определения, сокращения

Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Базовая профессиональная образовательная организация - профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, созданная в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Индивидуальная программа реабилитации, абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (далее - ИПРА).

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональное самоопределение - многомерный, многоэтапный, многоступенчатый и динамичный процесс. При этом подчеркивается, что профессиональное самоопределение не заканчивается выбором профессии, а продолжается в течение всей активной трудовой деятельности человека и подготовки к ней.

Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


3. Сопровождение абитуриентов

из числа лиц с инвалидностью и с ОВЗ на этапе поступления

в профессиональную образовательную организацию

3.1. В базовых профессиональных образовательных организациях создаются региональные центры сопровождения приема абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью (далее - региональные центры сопровождения).

3.2. Региональные центры сопровождения организуют и координируют взаимодействие и информирование всех образовательных организаций субъекта Российской Федерации, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, по вопросам осуществления приема на обучение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ в течение всего периода приемной кампании, в том числе могут проводить:

работу по профдиагностике и профконсультированию потенциальных абитуриентов с целью прогнозирования вариантов их профессионального образования/профессионального обучения;

информационные мероприятия (семинары, вебинары) для сотрудников приемных комиссий профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации по вопросам приема, сопровождения абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью;

консультативно-разъяснительную работу с абитуриентами из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также с их родителями (законными представителями), направленную на выбор специальности/профессии, соответствующей рекомендациям ПМПК или ИПРА, в том числе (при необходимости) в изменении маршрута профессиональной реабилитации в соответствии с личностными способностями, пригодностью к той или иной профессии и потребностью работодателей предприятий и организаций субъекта Российской Федерации.

3.3. Региональные центры сопровождения должны быть обеспечены полной актуализированной информацией обо всех образовательных организациях субъекта Российской Федерации, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, включая информацию:

о реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;

об образовательных программах, реализуемых с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

об условиях доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг.

3.4. К работе в региональных центрах сопровождения при необходимости привлекаются специалисты: психологи (педагог-психолог, специальный психолог), социальные педагоги, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения (специалисты по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, инженеры для обслуживания электроакустической аппаратуры), сурдопедагоги, сурдопереводчики, тифлопедагоги, тифлосурдопереводчики, олигофренопедагоги.

3.5. В региональных центрах сопровождения и приемных комиссиях образовательных организаций рекомендуется организовать работу "горячей линии" в период приемной кампании для оперативного консультирования потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидов, а также их родителей (законных представителей) по вопросам выбора направления обучения и приема в профессиональные образовательные организации субъекта Российской Федерации.

3.6. Руководители образовательных организаций, осуществляющих обучение лиц с ОВЗ по адаптированным общеобразовательным программам, должны быть проинформированы о деятельности региональных центров сопровождения и при необходимости взаимодействовать с ними.


4. Особенности работы приемной комиссии

образовательной организации

4.1. В приемной комиссии образовательной организации, осуществляющей прием граждан по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, должен быть определен специалист, ответственный за сопровождение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью на этапе поступления в профессиональную образовательную организацию.

Сопровождение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью включает в том числе ориентирование на освоение сходных профессиональных образовательных программ в данной или других профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации (в случаях наличия рисков непоступления).

Сведения о данном абитуриенте с его письменного согласия могут передаваться в региональный центр сопровождения для продолжения работы по определению его в профессиональную образовательную организацию.

4.2. Информация об указанном специалисте и контактные данные должны быть предоставлены в региональный центр сопровождения для осуществления эффективного и оперативного взаимодействия.

4.3. При необходимости профессиональной образовательной организации рекомендуется организовывать работу выездных приемных комиссий для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

4.4. При первичном обращении в приемную комиссию абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также их родители, законные представители получают:

информацию о возможности и условиях инклюзивного профессионального образования в данной профессиональной образовательной организации для конкретного абитуриента;

консультацию на основании ИПРА и (или) ПМПК по определению круга специальностей или профессий, которые могут быть освоены поступающим в данной профессиональной образовательной организации и других профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации с учетом балла аттестата или результатов государственной итоговой аттестации;

информацию о льготах, перечне необходимых документов, условиях и порядке поступления в профессиональную образовательную организацию поступающих;

рекомендации по перенаправлению документов в другие профессиональные образовательные организации субъекта Российской Федерации (при условии невозможности поступления на конкретные специальности или профессии в данной профессиональной образовательной организации).



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления