Письмо Минобрнауки России от 03.04.2017 N ВК-1068/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних")
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 апреля 2017 г. N ВК-1068/09
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Во исполнение пункта 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 июня 2016 г. N 12 Минобрнауки России направляет методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних, разработанные ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".
В.КАГАНОВ
О МЕХАНИЗМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ К ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Настоящие методические рекомендации разработаны Институтом образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в соответствии с решением заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 июня 2016 г. (протокол N 12) и направлены на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних адресованы руководителям и специалистам:
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
- органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования;
- организаций, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ, в том числе с использованием сетевой формы взаимодействия.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (далее - профилактика правонарушений несовершеннолетних).
Деятельность организаций дополнительного образования детей может являться частью системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В рамках реализации дополнительного образования детей возможны:
- вовлечение детей (в том числе "группы риска") в занятия дополнительным образованием, формирование и поддержание их интереса к занятиям;
- разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, формирующих мотивы, установки и навыки, препятствующие асоциальному поведению и правонарушениям несовершеннолетних;
- разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, направленных на повышение правовой грамотности и формирование навыков бесконфликтной коммуникации несовершеннолетних.
Повышение доступности дополнительного образования детей является главной задачей государственной политики в сфере дополнительного образования детей, закрепленной в Указе Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 7 мая 2012 г. N 599, Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
Одним из эффективных решений в этом направлении является создание специальных разделов на официальных сайтах органов управления образованием, банков открытых данных, специализированных порталов и навигаторов в области дополнительного образования в субъектах Российской Федерации. Так, информационная поддержка дополнительного образования осуществляется путем размещения информационных материалов на едином национальном портале дополнительного образования детей dop.edu.ru, а также на официальном сайте Минобрнауки России, на котором создан специализированный раздел, посвященный Концепции развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона об образовании образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет (далее - персональный сайт).
В этой связи организациям дополнительного образования необходимо привести свои персональные сайты в соответствие с требованиями пункта 2 статьи 29 Закона об образовании.
Наряду с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, с целью информирования о возможностях получения дополнительного образования, вовлечения детей в занятия могут организовывать:
- экскурсии по лабораториям, мастерским, студиям;
- открытые мастер-классы, презентации работы клубов, секций, творческих объединений;
- беседы с тренерами и педагогами, знакомства с выдающимися спортсменами;
- игровые программы и конкурсы, интеллектуальные игры, фотовыставки на культурно-массовых мероприятиях, презентации, выставки, акции, флешмобы, показательные и отчетные выступления, соревнования и концерты;
- рекламные кампании по презентации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе проводимых в кружках, студиях, клубах, секциях для детей и родителей в общеобразовательных организациях;
- акции с раздачей буклетов, адресных приглашений в кружки и секции;
- стендовую информацию и рекламу в общественных местах.
Также возможно проведение информационной работы в рамках родительских собраний, в ходе которых целесообразно информировать родителей о том, посредством каких каналов они могут узнать о реализуемых в их населенном пункте дополнительных образовательных программах, а также предоставить данную информацию непосредственно, проконсультировать об оптимальных вариантах записи их детей для участия в занятиях.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности (например, бокс, борьба, восточные единоборства, экстремальные виды спорта, альпинизм и скалолазание, "веревочные курсы", историческая реконструкция и другие), а также туристско-краеведческой направленности (включая походы, экспедиции, поисковые отряды) препятствуют асоциальному поведению подростков.
При этом выбор видов походов и разработка их маршрутов может осуществляться таким образом, чтобы туристическая деятельность сочеталась с участием подростков в культурных и социальных событиях на маршруте следования, что обеспечит разностороннее и комплексное воздействие на развитие как физических, так и нравственно-волевых качеств личности обучающегося.
Другой группой дополнительных общеобразовательных программ, реализация которых может препятствовать асоциальному поведению подростков, являются программы социально-педагогической направленности. Их содержание может быть нацелено на правовое просвещение, формирование у подростков социальной компетентности, общекультурное развитие. Например, создание отрядов правоохранительной направленности ("Юные друзья полиции"); организация наблюдения за правопорядком в общеобразовательных организациях; шефство над детьми, состоящими на различных видах профилактического учета; проведение встреч с работниками органов внутренних дел; вовлечение детей в социально полезную деятельность, волонтерские практики, в том числе оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям, а также привлечение к охране окружающей среды, восстановлению памятников архитектуры.
Также при реализации дополнительных общеобразовательных программ возможно сетевое взаимодействие с воинскими частями ВС РФ, частями МЧС России, отделами МВД России. Военнослужащих и работников указанных органов рекомендуется привлекать к созданию и организации работы клубов "Юный пожарный", "Юный спасатель", "Юный десантник" и т.д.
Одним из факторов риска асоциального поведения подростков является низкий уровень социально-психологической компетентности (навыки управления эмоциональными состояниями, общения, противостояния манипуляциям, конструктивного поведения в конфликтной ситуации и др.). Для формирования указанных навыков в содержание работы образовательных организаций дополнительного образования рекомендуется включать методы социально-психологических тренингов и игр (ролевые, моделирующие).
Многие подростки наряду с дефицитом личностного развития отличаются творческими способностями, имеют склонность к творческой деятельности, в том числе в технической и естественно-научной направленностях. Такие подростки нуждаются в педагогической поддержке в освоении социально приемлемых моделей поведения, в творческой самореализации, в достижении успеха. Поэтому эффективным средством социализации подростков является театральное творчество, конкурс-смотр созданных моделей, презентация реализуемых проектов. Рекомендуется привлекать подростков данной группы к участию в "школьных театрах", театральных кружках, коллективах хорового пения и духовых оркестрах, а также вовлекать в проектную деятельность, научно-техническое творчество, в том числе на базе технопарков "Кванто-риум".
В целом при реализации дополнительных образовательных программ и форм работы с детьми и подростками, в том числе в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, следует способствовать максимальному привлечению их к участию в конкурсах, соревнованиях, профильных фестивалях, олимпиадах, тем самым создавая для детей ситуацию успеха, возможности самоутверждения, повышения личностной самооценки. Победы в подобных мероприятиях для детей "группы риска", помимо позитивной мотивации для них самих, станут прецедентами для распространения подобного успешного опыта среди детей данной категории, еще не включенных в систему дополнительного образования.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления