Законодательство РФ

<Письмо> Минобрнауки РФ от 29.06.2006 N АФ-157/02 "О Методических рекомендациях"


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации).

В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.

Предлагаемые Методические рекомендации рассмотрены Минфином России, прошли апробацию в пилотных регионах и рекомендуются к использованию при разработке региональных систем нормативного финансирования в образовании.

А.А.ФУРСЕНКО




Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Вводный раздел

Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и "прозрачного" способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.

В методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.

Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).

Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом <*>.

--------------------------------

<*> В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г., ст. 16 (21) N 122-ФЗ.

При разработке методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы:

Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 марта 2006 г. N 42-ФЗ),

Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ),

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ),

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ),

Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" от 19 марта 2001 г. N 196 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854),

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования",

письмо Министерства образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 20-51-2839/20-01 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования).


1. Порядок расчета норматива расходов

на реализацию государственного образовательного

стандарта общего образования

1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).

1.2. Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:

стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;

нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;

расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);

коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;

норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.

1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования <*> (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей:

--------------------------------

<*> 1 ступень общего образования: 1 - 4 классы, начальное общее образование, 2 ступень общего образования: 5 - 9 классы, основное общее образование, 3 ступень общего образования: 10 - 11 классы, среднее (полное) общее образование.

количество обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 14 в сельских общеобразовательных учреждениях;

количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;

ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию <*>.

--------------------------------

<*> До введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ЕТС. При введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством.

1.4. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда АУП, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.

1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.

1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле:

,

где:

- расходы по заработной плате в i-том муниципальном образовании на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n).

Ручебн. - расходы на обеспечение образовательного процесса в расчете на одного обучающегося.

определяется по формуле:

,

где:

a - количество часов по БУП;

d - число часов за ставку заработной платы. Для первой ступени общего образования - 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования - 18 часов;

b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС <*> по i-тому муниципальному образованию;

--------------------------------

<*> При введении региональных тарифных систем ЕТС заменяется на РТС (региональная тарифная система).

1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;

1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п.;

1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок;

12 - количество месяцев в году;

m - нормативная наполняемость классов;

1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43);

w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов, представленных в таблице N 1 (Приложении 1);

c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам классов, представленные в таблице N 2 (Приложение 1);

R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/доплаты.

1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса Ручебн. определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов.

1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее:

месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы);

количество классов в общеобразовательном учреждении;

реализация программ дополнительного образования;

предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья;

реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).

Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:

разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица N 3 Приложения 1);

повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица N 1 Приложения 1);

повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов (таблица N 2 Приложения 1).

Пример расчета норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных учреждений приведен в Приложении 2.

1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги.


2. Порядок расчета объема субвенций

2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется, исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.

2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.

2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:

,

где:

Si - объем субвенции для i-го муниципального бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ;

, , - нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах;

, , - прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях на территории i-го муниципального образования;

n - ступени общего образования.


3. Методы обязательной адаптации при переходе

к формированию бюджетов на нормативной основе

3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа "условных обучающихся" осуществляется по формуле:

.

"Условный обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа "условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.

3.2. Осуществляется выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).

Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:

сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;

выявление отклонений, анализ причин;

определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.

Выравнивание, "сглаживание" объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиску диапазона допустимых отклонений.




Приложение N 1

к методическим рекомендациям

РАСЧЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ


Таблица N 1

Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов

Удорожание в зависимости от различных факторов

от деления классов на группы

К1

от наличия групп продленного дня

К2

от наличия программ дополнительного образования

К3

общее удорожание по ступеням

К1 x К2 x К3

начальное общее образование

1,04

1,4

1,03

1,50

основное общее образование

1,12

1

1,03

1,15

среднее (полное) общее образование

1,22

1

1,03

1,26

начальное общее образование ;

основное общее образование ;

среднее (полное) общее образование .

Таблица N 2

Коэффициенты удорожания по видам классов

Общеобразовательные

1

Гимназические/лицейские

1,15

Специальные (коррекционные)

1,2


Таблица N 3

Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования

Часы по БУП

Коэффициенты удорожания

начальное общее образование

25

1

основное общее образование

34

1,36

среднее (полное) общее образование

36

1,44

начальное общее образование 1 = (25 часов);

основное общее образование ;

среднее (полное) общее образование .




Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВА ПО ТИПАМ КЛАССОВ И СТУПЕНЯМ

ДЛЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Общеобразовательные классы

1 ступень общего образования

{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,5

2 ступень общего образования

{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,15

3 ступень общего образования

{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,26

Гимназические и лицейские классы

1 ступень общего образования

{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,5

2 ступень общего образования

{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,15

3 ступень общего образования

{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,26

Специальные (коррекционные) классы

1 ступень общего образования

{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x 1,5

2 ступень общего образования

{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x 1,15

Заместитель

директора Департамента

экономики и финансов

Г.А.МАМЕД-ЗАДЕ



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления