<Письмо> Минфина РФ от 26.12.2011 N 02-11-00/5959 <О порядке оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями обязательств по контрактам при неисполнении и ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по указанным контрактам>
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 декабря 2011 г. N 02-11-00/5959
Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями о порядке оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями обязательств по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по указанным контрактам сообщает.
Положениями частей 10 и 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) введены такие способы обеспечения исполнения обязательств, как неустойка (штраф, пени) за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исходя из изложенного в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта, заключенного по итогам размещения заказа, условиями контракта может быть предусмотрена уплата неустойки (штрафа, пеней) в объеме, установленном контрактом, но не ниже размера, предусмотренного Федеральным законом N 94-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ государственные (муниципальные) контракты заключаются государственными (муниципальными) заказчиками для нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры для собственных нужд.
Принимая во внимание положения статей 125, 126 Гражданского кодекса в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредитором в таких обязательствах является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, заключенных по итогам размещения заказа, являются бюджетные учреждения.
Бюджетное учреждение при оплате контракта вправе руководствоваться положениями статьи 308 Гражданского кодекса, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственного (муниципального) контракта, исполнение указанным должником возникших обязательств должно регламентироваться гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством) и договором.
В отношении уплаты неустойки кредитору - публично-правовому образованию необходимо иметь в виду, что согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно нормам статьи 40 Бюджетного кодекса зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая вышеуказанные нормы, по мнению Минфина России, в целях оплаты денежного обязательства государственного (муниципального) заказчика - получателя бюджетных средств по государственному (муниципальному) контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем по указанному контракту своих обязательств, условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании статьи 313 Гражданского кодекса, что исполнение обязательства исполнителя по государственному (муниципальному) контракту по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на государственного (муниципального) заказчика.
В указанном случае начисление по исполнению денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).
Оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту на основании вышеуказанных актов приемки осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов о наделении полномочиями.
Отражение операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по государственному (муниципальному) контракту, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнения указанных требований осуществляется в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями <*>:
┌────┬──────────────────────────┬─────────────────┬─────────────────┬──────────┐ │ N │ Содержание операции │ Дебет │ Кредит │ Сумма │ │п/п │ │ │ │ (руб.) │ ├────┼──────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼──────────┤ │ 1 │Получено получателем│КРБ 1 501 15 310 │КРБ 1 501 13 310 │1 000 000 │ │ │бюджетных средств лимитов│ │ │ │ │ │бюджетных обязательств│ │ │ │ │ │текущего финансового года │ │ │ │ ├────┼──────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼──────────┤ │ 2 │Приняты обязательства│КРБ 1 501 13 310 │КРБ 1 502 11 310 │1 000 000 │ │ │согласно заключенному│ │ │ │ │ │государственному │ │ │ │ │ │(муниципальному) контракту│ │ │ │ ├────┼──────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼──────────┤ │ 3 │Предъявлена учреждением в│КДБ 1 205 41 560 │КДБ 1 401 10 140 │ 200 000 │ │ │адрес поставщика│ │ │ │ │ │(исполнителя) неустойка на│ │ │ │ │ │условиях государственного│ │ │ │ │ │(муниципального) контракта│ │ │ │ ├────┼──────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼──────────┤ │ 4 │Принято к учету│КРБ 1 106 31 310 │КРБ 1 302 31 730 │1 000 000 │ │ │обязательство в сумме│ │ │ │ │ │произведенной поставки│ │ │ │ │ │(выполненных работ) │ │ │ │ ├────┼──────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼──────────┤ │ 5 │Принято денежное│КРБ 1 502 11 310 │КРБ 1 502 12 310 │1 000 000 │ │ │обязательство по оплате│ │ │ │ │ │согласно государственному│ │ │ │ │ │(муниципальному) контракту│ │ │ │ │ │(в сумме произведенной│ │ │ │ │ │поставки (выполненных│ │ │ │ │ │работ)) │ │ │ │ ├────┼──────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼──────────┤ │ 6. │Оплата с лицевого счета│КРБ 1 302 31 830 │КРБ 1 304 05 310 │ 200 000 │ │ │получателя денежных│ │ │ │ │ │средств в доход бюджета│ │ │ │ │ │суммы неустойки,│ │ │ │ │ │удержанной во исполнение│ │ │ │ │ │обязательства │ │ │ │ ├────┼──────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼──────────┤ │ 7. │Поступила в доход бюджета│КДБ 1 210 02 140 │КДБ 1 205 41 660 │ 200 000 │ │ │сумма неустойки по│ │ │ │ │ │государственному │ │ │ │ │ │(муниципальному) контракту│ │ │ │ ├────┼──────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼──────────┤ │ 8. │Произведена оплата│КРБ 1 302 31 830 │КРБ 1 304 05 310 │ 800 000 │ │ │обязательства по│ │ │ │ │ │государственному │ │ │ │ │ │(муниципальному) контракту│ │ │ │ │ │(в сумме неисполненных│ │ │ │ │ │денежных обязательств) │ │ │ │ ├────┴──────────────────────────┴─────────────────┴─────────────────┴──────────┤ │ -------------------------------- │ │ <*> На примере исполнения государственного (муниципального) контракта на - │ │поставку оборудования; │ │ КРБ - код классификации расходов бюджетов; │ │ КДБ - код 000 1 16 90000 00 0000 140. │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
б). при принятии получателем бюджетных средств (государственным заказчиком) решения об удержании из сумм обеспечений денежных средств в счет оплаты обязательств по штрафным санкциям удержанные средства подлежат перечислению в доход бюджета (письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959), с отражением в разделе 1 Отчета ф. 0503127 сумм поступлений;
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления