<Письмо> Минэкономразвития России от 01.11.2013 N 23941-ЕЕ/Д28И "О методических рекомендациях по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 ноября 2013 г. N 23941-ЕЕ/Д28и
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПАРТНЕРСТВА МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКАМИ
И СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Во исполнение пункта 11 плана мероприятий ("дорожной карты") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. N 867-р, Минэкономразвития России направляет методические рекомендации по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства.
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПАРТНЕРСТВА МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКАМИ
И СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи юридическим лицам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, в том числе заказчикам, указанным в перечнях, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, а также в перечне стратегических предприятий и акционерных обществ, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 (далее - заказчики) в разработке программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП, программы партнерства).
1.2. Под программой партнерства в настоящих Рекомендациях понимается документ заказчика, описывающий комплекс мероприятий, направленных на формирование сети квалифицированных и ответственных партнеров из числа субъектов МСП, поставляющих заказчику товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по прямым договорам и субподрядным договорам 1-го уровня, активное вовлечение в деятельность заказчика инновационных субъектов МСП, а также обеспечение заказчиками содействия в развитии субъектов МСП, являющихся участниками такой программы.
1.3. Целью программ партнерства является обеспечение через закупки заказчиков реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе предусматривающей:
увеличение доли закупок заказчиков у субъектов МСП в общем ежегодном объеме закупок заказчиков;
увеличение доли прямых закупок заказчиков у субъектов МСП в общем ежегодном объеме закупок заказчиков;
увеличение доли закупок инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов МСП в общем ежегодном объеме закупок заказчиков;
создание системы внедрения и трансфера новых технических и технологических решений субъектов МСП, в том числе направленных на инновационное развитие заказчика и интегрированных в бизнес-стратегию развития заказчика;
снижение издержек, модернизация технологических и управленческих процессов заказчиков.
1.4. Участниками программы партнерства может быть неограниченное количество субъектов МСП, соответствующих требованиям, установленным заказчиком с учетом пунктов 2.4 и 2.5 настоящих Рекомендаций, и присоединившихся к договору, указанному в пункте 1.7 настоящих Рекомендаций.
1.5. Для субъектов МСП, являющихся участниками программы партнерства, участие в закупках заказчика является добровольным.
1.6. Рекомендации следует применять с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности конкретных заказчиков.
1.7. Для реализации программы партнерства рекомендуется заключать безвозмездный договор присоединения в соответствии с гражданским законодательством, сторонами которого являются заказчик и соответствующие требованиям, предъявляемым заказчиком, субъекты МСП (далее - договор присоединения).
1.8. Требования к сроку и порядку заключения договора присоединения устанавливаются заказчиком.
2. Рекомендации по разработке и утверждению
программ партнерства
2.1. К разработке и реализации программ партнерства рекомендуется привлекать федеральные органы исполнительной власти в установленной сфере нормативно-правового регулирования, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей", Фонд инфраструктурных и образовательных программ, технологические платформы, специализированные организации развития кластеров, институты развития, иные организации и общественные объединения, а также субъекты МСП, являющиеся производителями продукции, включенной в реестр инновационных товаров, работ и услуг, рекомендованных к использованию в Российской Федерации и размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.innoprod.startbase.ru (создан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2012 г. N ВС-П8-2018).
2.2. Рекомендуется предусматривать в программах партнерства, в том числе, следующие мероприятия, осуществляемые заказчиком:
формирование (применение) стандартов менеджмента качества заказчиков (корпоративных систем менеджмента качества);
информационная поддержка субъектов МСП, включая обязательства по информированию о корпоративной системе менеджмента качества, распространению информации о номенклатуре текущих и перспективных технологических потребностей, планируемых объемах закупок на краткосрочный и долгосрочный периоды и условиях сотрудничества, в том числе в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ, ведение реестра субъектов МСП - участников программ партнерства;
организационная поддержка, включая проведение конференций для субъектов МСП и информационных семинаров, организацию обучения специалистов различных категорий положениям и требованиям корпоративных стандартов, организацию нотификации органов по сертификации на право проводить оценку соответствия систем менеджмента качества субъектов МСП, содействие в прохождении процедур сертификации продукции;
формирование системы закупок заказчика на принципах, установленных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; N 50, ст. 7343; 2012, N 53, ст. 7649; 2013, N 27, ст. 3452; Российская газета, 2013, 11 июня) (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ);
обеспечение мер содействия субъектам МСП при заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг: стартовые встречи, текущие совещания, переговоры по основным положениям договоров;
участие представителей объединений МСП и институтов развития в разрабатываемых и реализуемых заказчиками программах инновационного развития (далее - ПИР) в случае их наличия.
2.3. В программах партнерства может быть предусмотрена финансовая поддержка, включая создание акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов для участия в уставном капитале субъектов МСП - поставщиков при принятии такого решения органами управления заказчика.
2.4. Рекомендуется предусматривать в программах партнерства, в том числе, следующие требования, предъявляемые к субъектам МСП, которым они должны соответствовать для включения в такую программу путем заключения договора присоединения:
наличие регистрации в установленном порядке юридического лица или индивидуального предпринимателя, непроведение ликвидации субъекта МСП и отсутствие решения арбитражного суда о признании субъекта МСП банкротом и об открытии конкурсного производства;
неприостановление деятельности субъекта МСП в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату заключения договора присоединения, указанного в пункте 1.7 настоящих Рекомендаций;
отсутствие у субъекта МСП недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов субъекта МСП, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Субъект МСП считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на присоединение к договору присоединения не принято;
отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера субъекта МСП судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с деятельностью данного субъекта МСП, и административного наказания в виде дисквалификации;
отсутствие сведений о субъекте МСП в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3105; 2007, N 17, ст. 1929; N 31, ст. 4015; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3601; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4209; 2011, N 29, ст. 4291; 2012, N 30, ст. 4173; 2013, N 14, ст. 1652, N 27, ст. 3463), Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652, N 27, ст. 3480), Федеральным законом N 223-ФЗ;
наличие у субъекта МСП опыта исполнения государственных, муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений либо договоров, заключенных с юридическими лицами, подпадающими под действие Федерального закона N 223-ФЗ, либо опыта производства и поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, включенных в реестр инновационных товаров, работ и услуг, либо наличие у субъекта МСП статуса участника проекта "Сколково".
2.5. Заказчиком могут быть установлены иные требования (с учетом специфики деятельности заказчика), предъявляемые к субъектам МСП, которым они должны соответствовать для включения в программу партнерства (включая участие в системах добровольной сертификации) путем заключения договора присоединения, указанного в пункте 1.7 настоящих Рекомендаций. Такие требования необходимы для обеспечения присоединения к указанному договору квалифицированных и ответственных партнеров из числа субъектов МСП и не должны приводить к необоснованному сужению числа субъектов МСП, которые могут стать участниками программы партнерства.
2.6. Программы партнерства утверждаются заказчиком.
3. Рекомендации по содержанию договора присоединения
3.1. Предметом договора присоединения является реализация мероприятий, обеспечивающих достижение целей, указанных в пункте 1.3 настоящих Рекомендаций.
3.2. В договоре присоединения следует предусмотреть порядок и сроки рассмотрения заявок и принятия решения о возможности его заключения, а также перечень документов, которыми указанные субъекты подтверждают соответствие требованиям, в том числе документов, подтверждающих статус субъекта МСП в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; 2008, N 30, ст. 3615; 2009, N 31, ст. 3923; 2011, N 50, ст. 7343; 2013, N 30 (часть I), ст. 4071).
3.3. В договоре присоединения рекомендуется предусмотреть условия, в том числе определяющие:
обязательства заказчика по отношению к субъектам МСП, являющимся участниками программы партнерства в соответствии с программой партнерства;
обязательства субъектов МСП, являющихся участниками программ партнерства, по отношению к заказчику в соответствии с программой партнерства;
условия и порядок взаимодействия заказчика и субъектов МСП, являющихся участниками программ партнерства;
реализацию в рамках программ партнерства взаимодействия по обмену и внедрению новых технических и технологических решений между заказчиками и субъектами МСП;
условия, касающиеся обеспечения сторонами договора присоединения коммерческой тайны;
порядок рассмотрения споров, в том числе с участием объединений субъектов МСП, иных общественных объединений;
условия о расторжении договора присоединения, в том числе в одностороннем порядке.
3.4. Договор присоединения рекомендуется заключать на срок не менее трех лет с возможностью его пролонгации.
4. Реализация программ партнерства
4.1. Для целей реализации программ партнерства заказчику рекомендуется:
определить должностные лица, ответственные за реализацию программы партнерства;
определить структурные подразделения, ответственные за разработку и реализацию программы партнерства;
обеспечить создание и ведение открытых реестров субъектов МСП, участвующих в реализации программы партнерства;
обеспечить публичное ежегодное обсуждение хода реализации ПИР заказчика, не имеющих ограничений, связанных с доступом к информации, содержащейся в таких ПИР с привлечением представителей субъектов МСП и организаций, указанных в пункте 2.1 настоящих Рекомендаций;
обеспечить разработку корпоративных документов (локальных актов), направленных на устранение барьеров по применению инновационной продукции, производимой МСП;
заключить соглашения о сотрудничестве и разработать планы совместной работы с объединениями и институтами развития, которые осуществляют поддержку субъектов МСП.
4.2. В случае если реализация программы партнерства предусматривает особенности осуществления закупок у субъектов МСП, присоединившихся к такой программе, заказчику необходимо внести соответствующие изменения в правовой акт, указанный в части 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ и регламентирующий правила закупки (далее - положение о закупке), учитывающие положения нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающий особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие изменения не должны ограничивать возможность участия в закупках заказчиков иных хозяйствующих субъектов, не являющихся участниками программ партнерства.
4.3. Заказчику рекомендуется в рамках реализации программ партнерства обеспечить дополнительное информирование субъектов МСП, являющихся участниками программ партнерства, в том числе адресную рассылку сведений:
об изменениях плана закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
об изменениях положения о закупке.
4.4. Заказчикам рекомендуется организовывать не реже одного раза в полугодие встречи с представителями субъектов МСП, являющимися участниками программ партнерства, в целях обеспечения оперативного взаимодействия.
4.5. При реализации программ партнерства не допускаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению или устранению конкуренции, а также созданию дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, не являющихся участниками таких программ.
5. Информационное обеспечение реализации
программ партнерства
5.1. Информационное обеспечение реализации программ партнерства рекомендуется осуществлять заказчикам посредством создания сайта (раздела сайта) в информационно-текоммуникационной сети "Интернет" (в открытом доступе).
5.2. На указанном в пункте 5.1 настоящих Рекомендаций сайте целесообразно размещать:
программу партнерства, договор присоединения, в том числе условия присоединения к такому договору;
информацию о должностных лицах и структурных подразделениях, указанных в пункте 4.1 настоящих Рекомендаций;
перечень субъектов МСП, подавших заявки на присоединение к договору присоединения по видам экономической деятельности, в рамках которых осуществляется партнерство заказчиков с субъектами МСП, с указанием сроков рассмотрения таких заявок;
перечень субъектов МСП, являющихся участниками программ партнерства, классифицированных по видам экономической деятельности, в рамках которых осуществляется партнерство заказчиков с такими субъектами.
5.3. Заказчика рекомендуется обеспечить возможность размещения на сайте, указанном в пункте 5.1 настоящий Рекомендаций, отзывов и предложений представителями субъектов МСП, общественными объединениями, институтами развития, иными участниками программ партнерства по совершенствованию системы закупок заказчика.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления