Законодательство РФ

<Письмо> ГТК РФ от 02.03.1999 N 01-29/7370 "О контроле за целевым использованием гуманитарной помощи"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 марта 1999 г. N 01-29/7370

О КОНТРОЛЕ ЗА ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

Государственный таможенный комитет Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам обеспечения контроля за целевым использованием гуманитарной помощи и сообщает следующее.

Обращаю внимание на тот факт, что Приказом ГТК России от 10.10.97 N 598 Инструкция о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации, утвержденная Приказом ГТК России от 30.01.93 N 49, в части порядка взимания НДС при ввозе товаров признана утратившей силу. Инструкция о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденная Приказом ГТК России от 06.08.97 N 478, не содержит положений о том, что последующий контроль за целевым использованием товаров гуманитарной помощи осуществляют органы Госналогслужбы России по месту регистрации грузополучателя. Пунктом 5.4 данной инструкции лишь установлено, что таможенные органы информируют органы Госналогслужбы по месту регистрации грузополучателя о всех случаях ввоза товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате НДС.

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 29) условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Предоставление льгот по уплате таможенных платежей в отношении гуманитарной помощи сопряжено с выполнением ряда условий, выполнение которых невозможно проверить на этапе таможенного оформления данных товаров. Так, например, продажа грузов гуманитарной помощи (полная или частичная) запрещается. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.03.92 N 170 "О мерах по совершенствованию работы с гуманитарной помощью, поступающей из-за рубежа" с последующими изменениями и дополнениями к нему, контроль за использованием гуманитарной помощи осуществляется органами государственного управления Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 N 1244 установлено, что Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации осуществляет координацию на федеральном уровне деятельности органов, организаций и лиц по получению и распределению международной гуманитарной помощи. При этом Комиссия имеет право осуществлять контроль за правильностью использования гуманитарной помощи получателями в Российской Федерации, привлекая для этого необходимые компетентные органы.

Следует отметить, что нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации обязательны для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации. Таким образом, начальникам региональных таможенных управлений надлежит строго исполнять пункт 3 Приказа ГТК России от 15.03.96 N 142 "О порядке таможенного оформления и применения льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи", согласованного с Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (функции которой в настоящее время в части, касающейся гуманитарной помощи, возложены на Комиссию по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации), зарегистрированного в Минюсте России (рег. N 1128 от 22.07.96).

Данным Приказом установлено, что в целях усиления контроля за обоснованностью применения льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи, и повышения ответственности должностных лиц таможенных органов за реализацию указанных льгот решение о применении льгот по уплате таможенных платежей в отношении продовольствия, одежды, обуви, медикаментов и медицинского оборудования, ввозимых в качестве гуманитарной помощи, принимается:

- начальником таможенного органа при условии, что таможенная стоимость таких товаров, поступающих в адрес одного получателя в течение одного месяца, не превышает 10 тыс. ЭКЮ (ЕВРО),

- начальником таможенного органа по согласованию с вышестоящим таможенным органом или ГТК России, в случае, если таможенная стоимость таких товаров, поступающих в адрес одного получателя в течение одного месяца, составляет от 10 до 20 тыс. ЭКЮ (ЕВРО).

В отношении иных товаров, а также в случае, если таможенная стоимость указанных выше товаров, поступающих в адрес одного получателя в течение одного месяца, превышает 20 тыс. ЭКЮ (ЕВРО), применение льгот по уплате таможенных платежей осуществляется на основании выписок из протоколов заседания Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации.

Таким образом, по вопросу осуществления контроля за целевым использованием гуманитарной помощи информируем, что в случае, если таможенное оформление товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи с применением льгот по уплате таможенных платежей производилось по решению начальника таможенного органа либо по согласованию с вышестоящим таможенным органом (без соответствующего решения Комиссии), таможенные органы обязаны осуществлять контроль за целевым использованием таких товаров и после их таможенного оформления.

Кроме того, по отдельным решениям ГТК России, таможенные органы в конкретных случаях должны осуществлять проверки целевого использования гуманитарной помощи, таможенное оформление которой производилось на основании выписок из протоколов заседания Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации.

В иных случаях в отношении гуманитарной помощи таможенные органы могут ограничиваться документальным контролем на этапе таможенного оформления.

По вопросу установления единых форм учета и отчетности для получателей гуманитарной помощи следует отметить, что в настоящее время Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации разработана примерная форма отчетности, направляемая в Комиссию получателями товаров, признанных гуманитарной помощью решениями Комиссии. По мнению ГТК России, нецелесообразно устанавливать единые формы учета и отчетности для получателей гуманитарной помощи, поскольку невозможно охватить в каких-либо единых формах все случаи отнесения товаров к гуманитарной помощи и возможные варианты целевого использования данных товаров.

Заместитель председателя Комитета

А.А.КАУЛЬБАРС



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления