Законодательство РФ

<Письмо> ФТС РФ от 26.08.2008 N 09-85/34902 "По вопросу оформления товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 26 августа 2008 г. N 09-85/34902

ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ

С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ

В последнее время участились случаи выявления в ходе таможенного оформления и таможенного контроля товаров, не относящихся к делящимся и радиоактивным материалам, но имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения (ИИ), которое по гамма-излучению зачастую в разы превышает уровень естественного радиационного фона.

Указанные товары рассматриваются как товары, оказывающие вредное воздействие на человека и окружающую природную среду, имеющие признаки радиоактивных отходов (ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен) и подпадающие под действие запретов и ограничений.

Таможенное оформление, а также пропуск указанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется на основании разрешительных документов, выданных государственными органами, компетентными в соответствующей области, и подтверждающих радиационную безопасность товаров с повышенным уровнем ИИ.

В связи с тем, что при принятии решений в отношении товаров с повышенным уровнем ИИ должностные лица таможенных органов должны четко представлять, каким документом в каждом конкретном случае подтверждается радиационная безопасность указанных товаров, ФТС России обратилась в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) за пояснениями по наиболее часто возникающим вопросам.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Роспотребнадзора (от 24.07.2008 N 01/7947-8-23), прошу довести до подчиненных таможенных органов позицию данного федерального органа исполнительной власти по следующим вопросам:

1. Каким документом должна подтверждаться радиационная безопасность товаров с повышенным уровнем ИИ, ввозимых на территорию Российской Федерации с целью транзита через ее территорию (помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита)?

По мнению Роспотребнадзора, продукция, поступающая на территорию Российской Федерации с целью транзита через ее территорию, не подлежит санитарно-эпидемиологической оценке, т.к. ее использование на территории страны не предполагается. Радиационная безопасность транспортировки регламентируется СанПиН 2.6.1.1281-03 "Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)". Документом, подтверждающим ее радиационную безопасность, является протокол измерения радиационных параметров.

При оформлении товаров с повышенным уровнем ИИ в режиме международного таможенного транзита должностные лица таможенных органов проводят таможенный осмотр товаров и транспортных средств, в ходе которого контролируется соответствие фактических радиационных параметров груза значениям, содержащимся в протоколе измерения, а также соответствие условий транспортирования данного товара пункту 1.6 СанПиН 2.6.1.1281-03.

В случае выявления каких-либо несоответствий либо отсутствия документа, подтверждающего радиационную безопасность транспортирования товара с повышенным уровнем ИИ, необходимо в письменной форме запросить орган санитарно-карантинного контроля в пункте пропуска (в случае его отсутствия - территориальный орган Роспотребнадзора) о возможности перемещения данного товара через таможенную границу, с приложением к запросу копий сопроводительных документов на товар и копии акта таможенного осмотра.

2. Каким документом должна подтверждаться радиационная безопасность товаров с повышенным уровнем ИИ в случаях, когда указанные товары не входят в перечень товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении (совместное письмо Роспотребнадзора и ФТС России от 27.03.2008 N 01-11/11534)?

В соответствии с позицией Роспотребнадзора продукция, не вошедшая в указанный перечень товаров, но имеющая повышенный уровень ИИ, подлежит оценке, и ее радиационная безопасность подтверждается письмом Роспотребнадзора или санитарно-эпидемиологическим заключением.

Таким образом, таможенное оформление товаров, имеющих повышенный уровень ИИ, но не вошедших в указанный перечень, может осуществляться только на основании письма Роспотребнадзора, а не его территориальных органов, в котором содержится оценка радиационной безопасности продукции, либо на основании санитарно-эпидемиологического заключения, выданного государственным органом, который обладает соответствующими полномочиями.

3. Каким документом должна подтверждаться радиационная безопасность товаров с повышенным уровнем ИИ в случаях, когда на указанные товары (например, пестициды и агрохимикаты) представлено санитарно-эпидемиологическое заключение, однако санитарно-эпидемиологическая оценка продукции проводилась по иным (отличным от радиационного) критериям безопасности?

В соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора в случаях, когда на товары с повышенным уровнем ИИ представлено санитарно-эпидемиологическое заключение, в котором не оценены показатели радиационной безопасности, документом, подтверждающим радиационную безопасность указанных товаров, является письмо Роспотребнадзора, в котором содержится оценка радиационной безопасности товаров с повышенным уровнем ИИ.

4. Каким документом должна подтверждаться радиационная безопасность ввозимого на территорию Российской Федерации табака и табачного сырья с повышенным уровнем ИИ?

Позиция Роспотребнадзора по данному вопросу заключается в том, что содержание радионуклидов в табаке и табачных изделиях не нормируется. Однако в каждом случае выявления повышенной мощности дозы гамма-излучения от данного вида продукции необходимо проводить санитарно-эпидемиологическое расследование для выявления причин повышенного уровня ИИ, по результатам которого оформляется письмо Роспотребнадзора или санитарно-эпидемиологическое заключение.

5. Каким документом должна подтверждаться радиационная безопасность товаров с повышенным уровнем ИИ в месте ввоза (прибытия) в случаях, когда данный товар следует для основного таможенного оформления в другой субъект Российской Федерации (отличный от места прибытия)?

По мнению Роспотребнадзора, в месте ввоза продукции должна подтверждаться безопасность транспортирования данного вида товара (в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.1281-03). Вопрос оценки безопасности продукции решается на месте таможенного оформления.

Таким образом, если на товар с повышенным уровнем ИИ не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение либо свидетельство о государственной регистрации, решение о его помещении под процедуру внутреннего таможенного транзита принимается на основании письменного подтверждения территориальных органов Роспотребнадзора о возможности ввоза данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, а оценка безопасности его использования проводится в месте его таможенного оформления.

Заместитель начальника

Главного управления

информационных технологий

Н.Э.КРАВЧЕНКО



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления