<Письмо> ФТС РФ от 05.04.2006 N 01-06/11281 "О последствиях пропуска сроков направления требований об уплате таможенных платежей"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 апреля 2006 г. N 01-06/11281
О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРОПУСКА СРОКОВ НАПРАВЛЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ОБ УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В ФТС России поступают жалобы лиц на нарушение таможенными органами сроков выставления требований об уплате таможенных платежей и в этой связи - порядка и сроков их принудительного взыскания. В целях устранения причин, порождающих обоснованные жалобы, ФТС России рекомендует таможенным органам при принятии решений о взыскании таможенных платежей учитывать следующее.
Пунктом 1 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки указанные пошлины, налоги взыскиваются таможенными органами принудительно. Порядок взыскания таможенных пошлин, налогов с юридических и физических лиц представляет собой определенную совокупность последовательных действий, совершаемых в рамках установленных Кодексом сроков. Это, в частности: общий срок для выставления требования об уплате таможенных платежей (срок давности выставления требования, за пределами которого принудительное взыскание не может быть осуществлено) - 3 года со дня истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов либо со дня наступления события, влекущего обязанность по их уплате; срок для направления требования лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, по конкретному факту их неуплаты или неполной уплаты - 10 дней со дня обнаружения такого факта; срок для добровольного исполнения лицом обязанности по уплате таможенных платежей - от 10 рабочих до 20 календарных дней со дня получения требования; срок для принятия решения о бесспорном взыскании таможенных платежей - 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей.
При этом не урегулированными Таможенным кодексом Российской Федерации остались вопросы относительно:
- правовых последствий нарушения таможенными органами 10-дневного срока направления требования об уплате таможенных платежей;
- сроков для обращения таможенных органов в суды с исками о взыскании причитающихся к уплате таможенных платежей.
Направление лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, требования об их уплате предшествует применению таможенными органами мер по их принудительному взысканию, является обязательным условием применения указанных мер и направляется лицу во всех случаях, за исключением прямо определенных Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункт 18.4 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 года N 647-р). Исходя из этого и принимая во внимание, что лицу всегда должно быть предложено исполнить обязанность по уплате таможенных платежей в добровольном порядке, требование об их уплате должно направляться и в случае пропуска таможенным органом 10-дневного срока направления требования (в пределах 3-летнего срока давности выставления требования).
Нарушение таможенным органом указанного срока направления требования об уплате таможенных платежей не является основанием к отмене требования и не препятствует их принудительному взысканию. Однако учитывая, что бесспорное взыскание предполагает лишение лица принадлежащих ему денежных средств помимо и вопреки его воле, несоблюдение срока направления требования об уплате таможенных платежей влечет недопустимость реализации таможенным органом полномочий по их бесспорному взысканию. В этом случае таможенные платежи могут быть взысканы только в судебном порядке. Иное имело бы следствием грубое нарушение прав лиц, ответственных за уплату таможенных платежей.
Относительно сроков для обращения таможенных органов в суды с исками о взыскании причитающихся к уплате таможенных платежей и порядка их исчисления сообщаем следующее. Отсутствие в Таможенном кодексе Российской Федерации нормы, определяющей сроки для обращения таможенных органов в суды с исками о взыскании таможенных платежей, не означает, что взыскание указанных платежей в судебном порядке не ограничено никакими временными пределами. Это противоречило бы принципам целесообразного и справедливого налогообложения. В этой связи и на основании пункта 1 статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации таможенным органам при определении сроков давности для обращения в суды с исками о взыскании подлежащих уплате таможенных платежей необходимо руководствоваться положениями части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими срок для взыскания в судебном порядке не уплаченного физическим лицом налога, равный 6 месяцам. При этом необходимо учитывать разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", о применении указанного срока давности также в отношении юридических лиц.
Исчисление указанного срока для взыскания таможенных платежей в судебном порядке должно производиться таким образом, как если бы требование об уплате таможенных платежей было направлено таможенным органом с соблюдением установленного Таможенным кодексом Российской Федерации 10-дневного срока. Аналогичным образом следует исчислять срок давности для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании неуплаченных таможенных платежей в случае пропуска таможенным органом 30-дневного срока для принятия решения об их бесспорном взыскании. Данная позиция основана на позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в названном выше Постановлении, а также в Обзоре практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, направленном информационным письмом от 17 марта 2003 года N 71.
Таким образом, срок для обращения таможенных органов в суды с исками о взыскании неуплаченных таможенных платежей следует исчислять с момента обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей путем сложения следующих сроков:
срок для направления требования лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, - 10 дней;
срок доставки требования указанному лицу, если требование направляется с использованием почтовой связи, - 6 дней со дня отправления заказного письма;
срок, определенный в требовании для добровольного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, - от 10 рабочих, но не более 20 календарных дней;
срок для принятия решения о бесспорном взыскании таможенных платежей - 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей;
пресекательный срок для обращения в суд налогового органа с иском о взыскании налогов, сборов - 6 месяцев с момента истечения срока, предусмотренного для бесспорного взыскания.
Необходимо также учитывать положения пункта 10 указанного выше Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о том, что если суд, принявший к рассмотрению иск налогоплательщика о признании недействительным требования налогового органа о взыскании недоимки и пеней, запретил ответчику производить взыскание оспариваемых сумм (статья 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), срок, в течение которого действует соответствующее определение суда, не включается в срок для принятия решения о бесспорном взыскании, так как в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.
Срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании таможенных платежей с физического лица складывается из аналогичных сроков, за исключением 30-дневного срока для принятия решения о бесспорном взыскании неуплаченных таможенных платежей.
генерал-майор
таможенной службы
Т.Н.ГОЛЕНДЕЕВА
Исходя из этого меры по принудительному взысканию таможенных платежей являются правомерными, если таможенный контроль и соответствующее решение по его результатам, в данном случае решение о корректировке таможенной стоимости, принимается в пределах одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. При этом требование об уплате таможенных платежей может быть выставлено и по истечении указанного годичного срока, так как оно не является решением, принимаемым по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, а является мерой по взысканию таможенных платежей. В свою очередь нарушение сроков выставления требования влечет невозможность бесспорного взыскания таможенных платежей (для юридических лиц) и влияет на сроки принудительного взыскания таможенных платежей в судебном порядке (письмо ФТС России от 05.04.2006 N 01-06/11281).
<*> Лицу должно быть предложено исполнить обязанность по уплате таможенных платежей в добровольном порядке, а требование об их уплате должно направляться и в случае пропуска таможенным органом 10-дневного срока направления требования. Нарушение таможенным органом срока направления требования об уплате таможенных платежей не является основанием к отмене требования и не препятствует принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов. Однако, учитывая, что бесспорное взыскание предполагает лишение лица принадлежащих ему денежных средств помимо и вопреки его воле, несоблюдение срока направления требования об уплате таможенных платежей влечет недопустимость реализации таможенным органом полномочий по их бесспорному взысканию. В этом случае таможенные платежи могут быть взысканы только в судебном порядке. Иное имело бы следствием грубое нарушение прав лиц, ответственных за уплату таможенных платежей (письмо ФТС России от 05.04.2006 N 01-06/11281).
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления