<Письмо> ФСФР РФ от 31.07.2008 N 08-ВМ-02/16238 "О торгах на товарных биржах товарами предприятий-монополистов"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ
от 31 июля 2008 г. N 08-ВМ-02/16238
НА ТОВАРНЫХ БИРЖАХ ТОВАРАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ
В связи с выходом на товарные биржи некоторых предприятий-монополистов, а также предприятий, доминирующих на определенном товарном сегменте, ФСФР России считает необходимым довести до сведения участников рынка следующую позицию.
Товарные биржи являются организованными товарными площадками, на которых должны формироваться справедливые рыночные цены на биржевые товары. Со стороны биржи это условие будет выполняться при соблюдении и строгом следовании технологии и правилам проведения торгов, а также обеспечении необходимых конкурентных условий сторон - как покупателей, так и продавцов.
Организация торгов товарами предприятий-монополистов (при формальном соответствии их деятельности требованиям законодательства) зачастую не обеспечивает реализацию условий для формирования конкурентных рыночных цен. В ряде случаев это может провоцировать существенный рост цен.
При этом попытки бирж устанавливать предельные границы цен в целях предупреждения их необоснованного роста приводят к нарушению действующего законодательства о товарных биржах.
ФСФР России полагает, что биржевые торги продукцией товаропроизводителей-монополистов либо предприятий, доминирующих на определенном товарном сегменте, не всегда возможно признать рыночными.
В этой связи ФСФР России считает необходимым обратить внимание участников рынка на следующее. Статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон) предусмотрены критерии доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, причем данные критерии распространяются в том числе на группу лиц. В частности, одним из критериев доминирования, согласно пункту 3 указанной статьи, является тот факт, что "рост цены товара не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц". Кроме того, статьей 6 Закона определены критерии монопольно высокой цены товара, которую могут устанавливать хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение. В частности, одним из критериев монопольно высокой цены согласно части 2 пункта 1 статьи 6 Закона является превышение ею "суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли". В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона "установление, поддержание монопольно высокой цены" хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, запрещается.
При этом Закон не содержит исключений для случаев формирования в ходе биржевых торгов цен на продукцию предприятий-монополистов, либо предприятий, доминирующих на определенном товарном сегменте.
Товарная биржа в данных условиях может оказываться фактическим механизмом, способствующим установлению предприятиями, занимающими доминирующее положение, монопольно высоких цен, что в иных случаях попадало бы под запрет действующего законодательства Российской Федерации. Данная ситуация может быть оценена как уклонение от норм Закона и использование бирж в качестве механизма, обслуживающего сомнительные с правовой точки зрения схемы реализации товаров. Это ставит под угрозу работу товарных бирж как рыночных институтов.
При этом в некоторых случаях действия товарной биржи, в ходе биржевых торгов на которой происходит существенное изменение цен на товары предприятий, занимающих доминирующее положение, могут быть рассмотрены как нарушение законодательства о защите конкуренции, например, как согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
В то же время, в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317, контроль за соблюдением организациями антимонопольного законодательства и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства не входят в перечень полномочий, осуществляемых ФСФР России.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" ФСФР России вправе принять решение об аннулировании выданной товарной бирже лицензии или приостановлении ее действия, если товарная биржа нарушает законодательство.
В связи с вышеизложенным ФСФР России считает целесообразным обратить внимание товарных бирж, осуществляющих организацию биржевой торговли товарами предприятий-монополистов либо предприятий, доминирующих на определенном товарном сегменте, на необходимость отражения в Правилах биржевой торговли мер по контролю над процессом ценообразования, позволяющих предотвратить необоснованные изменения цен на указанные товары, а также на необходимость соблюдения участниками торгов правил биржевой торговли.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления