<Письмо> ФНС России от 04.04.2012 N 11-2-04/0074@ "Об исчислении транспортного налога в отношении буксирных судов" (вместе с <Письмом> Минфина России от 23.03.2012 N 03-05-04-04/10, <Письмом> Минтранса России от 06.03.2012 N 05-10-713)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 4 апреля 2012 г. N 11-2-04/0074@
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
В ОТНОШЕНИИ БУКСИРНЫХ СУДОВ
Управление имущественных налогов Федеральной налоговой службы направляет разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2012 N 03-05-04-04/10 по вопросу непризнания объектами налогообложения транспортным налогом пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Управления имущественных налогов
Н.П.ФИЛАМОФИТСКАЯ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 марта 2012 г. N 03-05-04-04/10
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении буксирных судов (буксиров) и с учетом мнения Министерства транспорта Российской Федерации (письмо от 06.03.2012 N 05-10-713 прилагается) сообщает.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Указанная налоговая преференция предоставляется организации и индивидуальному предпринимателю в отношении предназначенных для перевозки соответственно пассажиров и грузов пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.
Аналогичный порядок применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса определен пунктом 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 359, к водным транспортным средствам согласно подразделу "Средства транспортные" относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, - подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).
Согласно пункту 8 "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620, понятие "грузовое судно" - означает любое судно, не являющееся пассажирским судном.
Аналогичные понятия грузового и пассажирского судов содержатся в Главе I Правила 2 приложения к Международной конвенции об охране человеческой жизни на море 1974 года, участницей которой является Российская Федерация.
И.В.ТРУНИН
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 марта 2012 г. N 05-10-713
Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России рассмотрел в пределах своей компетенции письмо по вопросу отнесения буксирных судов (буксиров) к грузовым судам, а также приложенное к нему письмо ФНС России в отношении применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которым не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, - к буксирным судам (буксирам), и сообщает следующее.
Необходимо отметить, что в статье 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признаются объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим характеристикам (статья 38 НК РФ), и объект зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
Учитывая, что перечень водных транспортных средств является открытым, а понятие "грузовое судно" в НК РФ не содержится, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ, при применении льготы по транспортному налогу, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ, следует исходить из терминов и понятий, данных в других отраслях законодательства Российской Федерации.
В частности, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 359, к водным транспортным средствам согласно подразделу "Средства транспортные" относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, - подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).
Согласно пункту 8 "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620, понятие "грузовое судно" означает любое судно, не являющееся пассажирским, соответственно "пассажирское судно" означает судно, предназначенное для перевозки и перевозящее более 12 пассажиров.
Аналогичные понятия грузового и пассажирского судов содержатся в Главе I Правила 2 приложения к Международной конвенции об охране человеческой жизни на море 1974 года, участницей которой является Российская Федерация.
Также считаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 17.2 "Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177 (действующим в настоящее время без изменений), необходимыми и достаточными документами, подтверждающими, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются: положения учредительных документов, предусматривающих перевозку в качестве цели создания организации, а также наличие действующих лицензий на осуществление таких перевозок.
С учетом вышеизложенного полагаем, что конструкция подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ предусматривает для транспортных организаций морского и внутреннего водного транспорта применение льготы по транспортному налогу в отношении принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов, включая буксиры, которые не являются объектом обложения транспортным налогом безотносительно привязки к конкретному типу судна, при условии наличия в учредительных документах организации положения о том, что основным видом ее деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, а также соответствующих действующих лицензий на право заниматься такой деятельностью.
Данный вывод поддержан Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 24 июля 2006 года по делу N А05-9115/2005-33, а также вытекает из постановления Федерального Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2009 г. N КА-А40/5271-09.
При этом обращаем внимание, что Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в соответствии с положением о Министерстве транспорта Российской Федерации (далее - положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395.
Согласно данному положению Министерство не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
В связи с этим данное письмо не является официальным разъяснением положений законодательства Российской Федерации.
государственной политики в области
морского и речного транспорта
К.Г.ПАЛЬНИКОВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления