Законодательство РФ

<Письмо> ФНС РФ от 26.11.2008 N 3-5-03/727@ "О налогообложении членов общин коренных малочисленных народов Севера"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 26 ноября 2008 г. N 3-5-03/727@

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

ЧЛЕНОВ ОБЩИН КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам, касающимся налогообложения доходов членов общин коренных малочисленных народов Севера, и сообщает следующее.

На основании статьи 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ) семейными (родовыми) общинами малочисленных народов признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона N 104-ФЗ созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица. Деятельность общин носит некоммерческий характер (статья 5 Федерального закона N 104-ФЗ).

В соответствии со статьей 246 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации. При этом особого порядка налогообложения прибыли некоммерческих организаций, образованных в виде Общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, главой 25 Кодекса не предусмотрено, в связи с чем при формировании налоговой базы в целях налогообложения прибыли нет необходимости учитывать отдельно доход, полученный от традиционных и нетрадиционных видов деятельности.

Федеральным законом N 104-ФЗ не определен перечень традиционных видов деятельности, но приводятся понятия "традиционное хозяйствование" и "традиционные промыслы". В этой связи целесообразно использовать нормы, содержащиеся в законодательных актах, посвященных конкретным видам природопользования.

В частности, статьей 10 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ) определены участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, к которым относятся оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений.

В статье 21 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" указывается на то, что в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера образ жизни, занятость и экономика традиционно основываются на промысле живых ресурсов.

В пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) определены виды рыболовства, осуществляемые гражданами и юридическими лицами, в том числе рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Кроме того, в разделе 1 Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" (далее - Федеральная целевая программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2001 N 564, приведен примерный перечень традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов (оленеводство; охотничий и морской зверобойный промысел; рыболовство; клеточное звероводство; промысел полевой пушнины; добыча морепродукции, отличная от добычи рыбы и морского зверя).

На основании изложенного можно заключить, что под традиционными отраслями хозяйствования (промысла) коренных малочисленных народов Российской Федерации подразумеваются виды деятельности, осуществляемые в рамках традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

Ввиду отсутствия законодательно утвержденного перечня традиционных отраслей хозяйствования, которыми занимаются семейные общины коренных малочисленных народов Севера, ФНС России полагает, что налоговые органы для целей налогообложения вправе относить к традиционным те отрасли хозяйствования, которые поименованы в статье 10 Федерального закона N 49-ФЗ, в пункте 1 статьи 16 Федерального закона N 166-ФЗ, в разделе 1 Федеральной целевой программы, а также в Разделе А "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" и Разделе В "Рыболовство, рыбоводство" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст (ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)), а именно:

01.12.32 Сбор лесных грибов и трюфелей;

01.13.24 Сбор плодов, ягод и орехов, в том числе дикорастущих;

01.25.4 Разведение оленей;

01.50 Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях;

02.01.2 Сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов;

05.01.12 Вылов рыбы и водных биоресурсов в открытых районах и внутренних морских водах несельскохозяйственными товаропроизводителями;

05.01.22 Вылов рыбы и водных биоресурсов в реках, озерах, водохранилищах и прудах несельскохозяйственными товаропроизводителями.

Согласно пункту 4.1 Устава семейной общины коренных малочисленных народов Севера "Сородичи" воля к вступлению в общину должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания членов общины малочисленных народов. Источником формирования имущества общины в денежной и иных формах являются: имущество, переданное членами общины в качестве вклада при организации общины; доходы, получаемые от собственности общины; выручка от реализации товаров, работ, услуг; доходы от предпринимательской деятельности; другие поступления.

Высшим органом управления общины является общее собрание членов общины (пункт 5.1.1 Устава), при этом избираемый общим собранием Совет общины является постоянно действующим коллегиальным органом управления общины. К компетенции Совета общины, в частности, относится решение таких вопросов, как прием и исключение из членов общины; определение количества работников, привлекаемых общиной по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда; определение размера имущества или его стоимости, получаемой членами общины в случае ликвидации (пункты 5.2.1 и 5.2.2 Устава).

Пунктом 6.5 Устава предусмотрено, что доходы общины, получаемые от продажи излишков продуктов традиционного хозяйствования и от предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации направляются в фонд общины для осуществления расчета с кредиторами и выплат членам общины. Кроме того, средства общины могут использоваться на оплату труда аппарата общины и лиц, сотрудничающих с общиной по гражданско-правовым договорам, поощрение членов общины, а также для других целей, необходимых для обеспечения уставной деятельности общины.

На основании положений пункта 16 статьи 217 Кодекса и подпункта 6 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом доходы в виде выплат членам зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемых от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

Вместе с тем из письма следует, что все члены общины, включая АУП, получают заработную плату согласно штатному расписанию, из чего можно сделать вывод, что общиной заключены трудовые договора с членами общины.

В этом случае доходы, получаемые членами общины в виде оплаты труда, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Н.ШУЛЬГИН



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления