Законодательство РФ

<Письмо> ФАС России от 26.09.2016 N РП/66095-ПР/16 "О рассмотрении обращения Губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова по вопросу об исключении работ по строительству и реконструкции социально значимых объектов капитального строительства из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 26 сентября 2016 г. N РП/66095-ПР/16

О РАССМОТРЕНИИ

ОБРАЩЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В.В. ВЛАДИМИРОВА

ПО ВОПРОСУ ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

И РЕКОНСТРУКЦИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА ИЗ ПЕРЕЧНЯ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, В СЛУЧАЕ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК КОТОРЫХ ЗАКАЗЧИК ОБЯЗАН ПРОВОДИТЬ

АУКЦИОН В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН),

УТВЕРЖДЕННОГО РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21.03.2016 N 471-Р

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев обращение Губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова по вопросу об исключении работ по строительству и реконструкции социально значимых объектов капитального строительства из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р (далее - Обращение), направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 02.09.2016 N П13-44011, сообщает следующее.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 N 890-р внесены изменения в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Аукционный перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р, в соответствии с которыми отбор подрядчика по строительству, в том числе типовых объектов на основании проектной документации повторного применения, должен осуществляться исключительно в форме электронного аукциона, независимо от цены контракта, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Таким образом, заказчик обязан провести электронный аукцион в случае закупки любых строительных работ, кроме работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

По мнению ФАС России, проведение конкурса с использованием субъективного критерия значительно повышает коррупционные риски и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, а также возможности выбора в качестве победителя "своего" участника закупки даже в случае предложения им цены в два раза превышающей наилучшее предложение.

При этом предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) порядок подачи заявок на участие в конкурсе в бумажных конвертах (часть 2 статьи 51 Закона о контрактной системе) также не обеспечивает честного определения победителя, так как позволяет недобросовестному заказчику не только ознакомиться с содержанием заявки, изменить ее содержание, но и физически воспрепятствовать ее подаче.

Кроме того, согласно сведениям мониторинга официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведенным ФАС России, наиболее высокая экономия бюджетных средств при проведении закупок в сравнении с конкурсом и конкурсом с ограниченным участием была достигнута при проведении электронного аукциона.

Дополнительно ФАС России сообщает, что соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) Приложением N 1 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

При этом, пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 установлено, что при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчик обязан установить дополнительное требование к участникам закупки, а именно, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.

Таким образом, в соответствии с положениями Постановления N 99 заказчик обязан при осуществлении закупки на выполнение строительных работ, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установить дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта, в связи с чем участник закупки с целью подтверждения опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ должен представить контракт (договор) на выполнение строительных работ, относящихся к соответствующей группе работ. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Вместе с тем, участник закупки, не имеющий соответствующего опыта выполнения строительных работ, не может стать победителем аукциона и выполнять строительные работы.

На основании изложенного, законодательством Российской Федерации в сфере контрактной системы установлен механизм, позволяющий выбрать квалифицированного подрядчика при осуществлении закупок работ по строительству и реконструкции социально значимых объектов капитального строительства.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

В соответствии со статьей 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

На основании изложенного, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется исключительно в соответствии с проектной документацией, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, в том числе качество выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом заказчик вправе дополнительно указать в документации о закупке требования к качеству используемых материалов при осуществлении строительных работ в целях надлежащего исполнения контракта.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что Законом о контрактной системе установлены необходимые антидемпинговые меры при проведении аукциона, позволяющие обеспечить защиту заказчиков от недобросовестных действий участников закупки, необоснованно занижающих цену контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Таким образом, участник закупки, предлагающий цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке. При этом, в случае непредоставления указанного обеспечения заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким участником.

Кроме того, в целях отбора наилучшего предложения по исполнению контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции социально значимых объектов капитального строительства заказчик вправе установить в техническом задании соответствующие требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.

При этом в случае ненадлежащего исполнения условий контракта, заказчик вправе применить:

- штрафные санкции, в размере, предусмотренном контрактом;

- отказ от приемки некачественно выполненных работ до устранения недостатков;

- расторжение контракта, в том числе в одностороннем порядке.

При наступлении гарантийных случаев заказчик вправе требовать исполнения гарантийных обязательств.

Таким образом, по мнению ФАС России, закупка работ по строительству и реконструкции социально значимых объектов капитального строительства должна осуществляться исключительно путем проведения электронного аукциона, что значительно снижает коррупционные риски, способствует эффективному расходованию бюджетных средств и развитию конкуренции.

Р.А.ПЕТРОСЯН



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления