<Письмо> ФАС России от 26.09.2016 N РП/66095-ПР/16 "О рассмотрении обращения Губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова по вопросу об исключении работ по строительству и реконструкции социально значимых объектов капитального строительства из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
от 26 сентября 2016 г. N РП/66095-ПР/16
ОБРАЩЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В.В. ВЛАДИМИРОВА
ПО ВОПРОСУ ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
И РЕКОНСТРУКЦИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА ИЗ ПЕРЕЧНЯ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, В СЛУЧАЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК КОТОРЫХ ЗАКАЗЧИК ОБЯЗАН ПРОВОДИТЬ
АУКЦИОН В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН),
УТВЕРЖДЕННОГО РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21.03.2016 N 471-Р
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев обращение Губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова по вопросу об исключении работ по строительству и реконструкции социально значимых объектов капитального строительства из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р (далее - Обращение), направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 02.09.2016 N П13-44011, сообщает следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 N 890-р внесены изменения в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Аукционный перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р, в соответствии с которыми отбор подрядчика по строительству, в том числе типовых объектов на основании проектной документации повторного применения, должен осуществляться исключительно в форме электронного аукциона, независимо от цены контракта, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Таким образом, заказчик обязан провести электронный аукцион в случае закупки любых строительных работ, кроме работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
По мнению ФАС России, проведение конкурса с использованием субъективного критерия значительно повышает коррупционные риски и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, а также возможности выбора в качестве победителя "своего" участника закупки даже в случае предложения им цены в два раза превышающей наилучшее предложение.
При этом предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) порядок подачи заявок на участие в конкурсе в бумажных конвертах (часть 2 статьи 51 Закона о контрактной системе) также не обеспечивает честного определения победителя, так как позволяет недобросовестному заказчику не только ознакомиться с содержанием заявки, изменить ее содержание, но и физически воспрепятствовать ее подаче.
Кроме того, согласно сведениям мониторинга официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведенным ФАС России, наиболее высокая экономия бюджетных средств при проведении закупок в сравнении с конкурсом и конкурсом с ограниченным участием была достигнута при проведении электронного аукциона.
Дополнительно ФАС России сообщает, что соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) Приложением N 1 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
При этом, пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 установлено, что при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчик обязан установить дополнительное требование к участникам закупки, а именно, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
Таким образом, в соответствии с положениями Постановления N 99 заказчик обязан при осуществлении закупки на выполнение строительных работ, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установить дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта, в связи с чем участник закупки с целью подтверждения опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ должен представить контракт (договор) на выполнение строительных работ, относящихся к соответствующей группе работ. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вместе с тем, участник закупки, не имеющий соответствующего опыта выполнения строительных работ, не может стать победителем аукциона и выполнять строительные работы.
На основании изложенного, законодательством Российской Федерации в сфере контрактной системы установлен механизм, позволяющий выбрать квалифицированного подрядчика при осуществлении закупок работ по строительству и реконструкции социально значимых объектов капитального строительства.
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
В соответствии со статьей 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
На основании изложенного, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется исключительно в соответствии с проектной документацией, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, в том числе качество выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом заказчик вправе дополнительно указать в документации о закупке требования к качеству используемых материалов при осуществлении строительных работ в целях надлежащего исполнения контракта.
Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что Законом о контрактной системе установлены необходимые антидемпинговые меры при проведении аукциона, позволяющие обеспечить защиту заказчиков от недобросовестных действий участников закупки, необоснованно занижающих цену контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, участник закупки, предлагающий цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке. При этом, в случае непредоставления указанного обеспечения заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким участником.
Кроме того, в целях отбора наилучшего предложения по исполнению контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции социально значимых объектов капитального строительства заказчик вправе установить в техническом задании соответствующие требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
При этом в случае ненадлежащего исполнения условий контракта, заказчик вправе применить:
- штрафные санкции, в размере, предусмотренном контрактом;
- отказ от приемки некачественно выполненных работ до устранения недостатков;
- расторжение контракта, в том числе в одностороннем порядке.
При наступлении гарантийных случаев заказчик вправе требовать исполнения гарантийных обязательств.
Таким образом, по мнению ФАС России, закупка работ по строительству и реконструкции социально значимых объектов капитального строительства должна осуществляться исключительно путем проведения электронного аукциона, что значительно снижает коррупционные риски, способствует эффективному расходованию бюджетных средств и развитию конкуренции.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления