<Письмо> ФАС России от 16.06.2011 N АК/22793 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О рекламе"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
от 16 июня 2011 г. N АК/22793
В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"
С 17 июня 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 115-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (далее Закон N 115-ФЗ), которым были внесены изменения в положения Федерального закона "О рекламе", касающиеся регулирования социальной рекламы.
Вносимые изменения направлены на пресечение злоупотреблений при изготовлении и распространении социальной рекламы путем уточнения и расширения требований к социальной рекламе в части круга субъектов, упоминание которых в социальной рекламе допускается, в том числе в качестве спонсоров, и продолжительности такого упоминания.
Установленный частью 4 статьи 10 Федерального закона "О рекламе" перечень лиц, упоминание которых допускается в социальной рекламе, заменяется отсылочной нормой к вводимой Законом N 115-ФЗ части 5 статьи 10, согласно которой установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
Таким образом, с момента вступления Закона N 115-ФЗ в силу в перечень лиц, упоминание о которых допускается в социальной рекламе, дополнительно включены следующие субъекты:
- социально ориентированные некоммерческие организации,
- физические лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или нуждающиеся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
Понятие социально ориентированной некоммерческой организации и критерии отнесения некоммерческих организаций к числу "социально ориентированных некоммерческих организаций" определены в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ).
В силу пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 данного Федерального закона.
К таким видам деятельности относятся, в том числе:
- социальная поддержка и защита граждан,
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев, а также подготовка населения к преодолению последствий таких бедствий,
- охрана окружающей среды и защита животных; оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина,
- благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества,
- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
По смыслу части 3 статьи 14, части 1 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" сведения об осуществлении некоммерческой организацией деятельности, позволяющей ей получить статус социально ориентированной, должны содержаться в ее учредительных документах.
Таким образом, при решении вопроса о правомерности упоминания в социальной рекламе определенной некоммерческой организации необходимо установить, соответствует ли ее статус положениям Федерального закона "О некоммерческих организациях" о социально ориентированных некоммерческих организациях, путем исследования учредительных документов.
При этом следует учитывать, что упоминания о таких организациях в социальной рекламе допускается исключительно при условии, что содержание этой социальной рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
Указанной нормой также допускается упоминание в социальной рекламе о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
Предоставление возможности упоминания в социальной рекламе о физических лицах - получателях благотворительной помощи позволит расширить возможности привлечения средств массовой информации для проведения адресного сбора благотворительных пожертвований и будет способствовать привлечению к благотворительной деятельности дополнительного внимания граждан.
Благотворительный характер помощи таким физическим лицам определяется целями благотворительной деятельности, перечисленными в статье 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Наличие у лица заболевания, необходимое лечение и его стоимость могут подтверждаться различными документами, в первую очередь медицинскими справками и заключениями. О трудной жизненной ситуации могут свидетельствовать различные обстоятельства - заболевание или смерть родителей (одного из родителей), потеря ими работы по не зависящим от них обстоятельствам (незаконное увольнение, сокращение штата) в многодетной семье, утрата лицом жилья либо иного имущества в результате мошенничества, стихийного бедствия или воздействия техногенных факторов), иные обстоятельства, ограничивающие материальные ресурсы человека либо его семьи, в том числе иждивенцев.
С момента вступления в силу Закона N 115-ФЗ статья 10 Федерального закона "О рекламе" также дополняется частью 6, которой устанавливается ограничение продолжительности упоминания о спонсорах: в случае распространения звуковой информации о спонсоре социальной рекламы такое упоминание не может превышать три секунды, в случае распространения текстовой информации в кадре ему должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, в социальной рекламе, распространяемой другими способами, - не более чем пять процентов рекламной площади (пространства).
Данное ограничение введено в целях предотвращения злоупотреблений неправомерного использования статуса социальной рекламы в коммерческих целях. При этом на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи ограничения продолжительности не распространяются.
Ответственность за нарушение части 4, а также вновь введенных частей 5, 6 статьи 10 Федерального закона "О рекламе" возложена на рекламодателя.
Административный штраф за нарушение указанных положений Федерального закона "О рекламе", в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей - на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц; от ста тысяч до пятисот тысяч рублей - на юридических лиц.
Указанные положения статьи 10 Федерального закона "О рекламе" должны быть учтены при рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления