"Методические рекомендации по разработке нормативных правовых актов, определяющих угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности" (утв. ФСБ России 31.03.2015 N 149/7/2/6-432)
руководством 8 Центра ФСБ России
31 марта 2015 года N 149/7/2/6-432
ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, АКТУАЛЬНЫЕ
ПРИ ОБРАБОТКЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМАХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Настоящие методические рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов (далее - органы власти) которые, в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон), в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных (далее - ИСПДн), эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки (далее - НПА).
В методических рекомендациях отражены только необходимые для включения в проекты НПА положения, находящиеся в компетенции ФСБ России.
Настоящими методическими рекомендациями целесообразно также руководствоваться при разработке частных моделей угроз операторам информационных систем персональных данных, принявшим решение об использовании средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) для обеспечения безопасности персональных данных.
1. Общее описание информационных систем персональных
данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих
видов деятельности
В проекте НПА целесообразно, в первую очередь, привести перечень и общее описание информационных систем персональных данных, которые могут эксплуатироваться операторами при осуществлении соответствующих видов деятельности и (по возможности) определить уровни защищенности для таких информационных систем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119.
1. ИСПДн имеют сходную структуру, однотипны. В дальнейшем такие системы будут именоваться "однотипными системами". Примером может служить описание федеральным органом исполнительной власти угроз безопасности персональных данных, актуальных при обработке персональных данных в информационных системах территориальных подразделений этого органа.
В указанном случае целесообразно в проекте НПА указывать наиболее полную информацию об ИСПДн и среде их функционирования.
Следует отметить, что в зависимости от вида деятельности, для которого разрабатывается НПА, в проекте НПА может выделяться несколько категорий однотипных систем.
2. ИСПДн разноплановы, имеют различную структуру и могут содержать различные категории персональных данных. В дальнейшем такие системы будут именоваться "разноплановыми системами".
В этом случае целесообразно перечислить имеющиеся системы и указать общую информацию о возможной среде их функционирования, если такая информация имеется.
3. Эксплуатируются как одна или несколько однотипных, так и разноплановые системы.
В этом случае целесообразно указывать наиболее полную информацию о категориях однотипных систем и среде их функционирования, а также общую информацию о разноплановых системах и среде их функционирования.
При описании информационных систем следует, в частности, указывать:
- общие сведения об информационных системах (назначение, оператор (уполномоченное лицо);
- объем и содержание персональных данных, обрабатываемых в информационных системах;
- характеристики безопасности (конфиденциальность, целостность, доступность, подлинность), которые необходимо обеспечивать для обрабатываемых персональных данных.
При описании однотипных систем следует также указывать:
- объекты, в которых размещены ресурсы информационных систем;
- физические меры защиты объектов, в которых размещены ресурсы информационных систем;
- меры по обеспечению контролируемой зоны;
- типы информационных систем (например, единая информационная система для всех обрабатываемых персональных данных или совокупность изолированных и (или) взаимосвязанных информационных подсистем. В последнем случае необходимо приводить описание взаимосвязей между подсистемами и указывать объем и содержание персональных данных, обрабатываемых в каждой подсистеме);
- наличие или отсутствие информационного взаимодействия каждой подсистемы информационной системы или информационной системы в целом с другими информационными системами, а также наличие факта передачи персональных данных между ними;
- используемые в каждой подсистеме или в информационной системе в целом каналы (линии) связи, включая кабельные системы, и меры по ограничению несанкционированного доступа к защищаемой информации, передаваемой по этим каналам (линиям) связи, с указанием каналов (линий) связи, в которых невозможен несанкционированный доступ к передаваемой по ним защищаемой информации, и реализуемые для обеспечения этого качества меры;
- носители защищаемой информации, используемые в каждой подсистеме информационной системы или в информационной системе в целом (за исключением каналов (линий) связи).
2. Определение актуальности использования СКЗИ
для обеспечения безопасности персональных данных
Использование СКЗИ для обеспечения безопасности персональных данных необходимо в следующих случаях:
- если персональные данные подлежат криптографической защите в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- если в информационной системе существуют угрозы, которые могут быть нейтрализованы только с помощью СКЗИ.
Кроме того, решение о необходимости криптографической защиты персональных данных может быть принято конкретным оператором на основании технико-экономического сравнения альтернативных вариантов обеспечения требуемых характеристик безопасности информации, содержащей, в том числе, персональные данные.
К случаям, когда угрозы могут быть нейтрализованы только с помощью СКЗИ, относятся:
- передача персональных данных по каналам связи, не защищенным от перехвата нарушителем передаваемой по ним информации или от несанкционированных воздействий на эту информацию (например, при передаче персональных данных по информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования);
- хранение персональных данных на носителях информации, несанкционированный доступ к которым со стороны нарушителя не может быть исключен с помощью некриптографических методов и способов.
При этом необходимо учитывать следующее:
- криптографическая защита персональных данных может быть обеспечена при условии отсутствия возможности несанкционированного доступа нарушителя к ключевой информации СКЗИ;
- СКЗИ штатно функционируют совместно с техническими и программными средствами, которые способны повлиять на выполнение предъявляемых к СКЗИ требований и которые образуют среду функционирования СКЗИ;
- СКЗИ не предназначены для защиты информации от действий, выполняемых в рамках предоставленных субъекту действий полномочий (например, СКЗИ не предназначены для защиты персональных данных от раскрытия лицами, которым предоставлено право на доступ к этой информации);
- СКЗИ обеспечивают защиту информации при условии соблюдения требований эксплуатационно-технической документации на СКЗИ и требований действующих нормативных правовых документов в области реализации и эксплуатации СКЗИ;
- для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн должны использоваться СКЗИ, прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия. Перечень СКЗИ, сертифицированных ФСБ России, опубликован на официальном сайте Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (www.clsz.fsb.ru). Дополнительную информацию о конкретных средствах защиты информации рекомендуется получать непосредственно у разработчиков или производителей этих средств и, при необходимости, у специализированных организаций, проводивших тематические исследования этих средств;
- в случае отсутствия прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия СКЗИ, функционально пригодных для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в конкретной информационной системе, на этапе аванпроекта или эскизного (эскизно-технического) проекта разработчиком информационной системы с участием оператора (уполномоченного лица) и предполагаемого разработчика СКЗИ готовится обоснование целесообразности разработки нового типа СКЗИ и определяются требования к его функциональным свойствам. Решение о разработке нового типа СКЗИ может быть принято оператором в инициативном порядке в независимости от наличия СКЗИ, функционально пригодных для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в конкретной ИСПДн. Разработка нового типа СКЗИ осуществляется в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации, утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (далее - Положение ПКЗ-2005);
- СКЗИ являются как средством защиты персональных данных, так и объектом защиты.
3. Определение актуальных угроз
В случае, если для информационных систем персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, угрозы, которые могут быть нейтрализованы только с помощью СКЗИ, неактуальны, изложенные в настоящем разделе угрозы могут не учитываться при разработке НПА.
При использовании каналов (линий) связи, с которых невозможен перехват передаваемой по ним защищаемой информации и (или) в которых невозможно осуществление несанкционированных воздействий на эту информацию, при общем описании информационных систем необходимо указывать:
- описание методов и способов защиты этих каналов от несанкционированного доступа к ним;
- выводы по результатам исследований защищенности этих каналов (линий) связи от несанкционированного доступа к передаваемой по ним защищенной информации организацией, имеющей право проводить такие исследования, со ссылкой на документ, в котором содержатся эти выводы.
В случае, если НПА разрабатывается только для разноплановых систем, и при этом угрозы, которые могут быть нейтрализованы только с помощью СКЗИ, являются актуальными, изложенные ниже угрозы могут не учитываться при разработке НПА. При этом необходимо указать операторам о необходимости разработки для имеющихся ИСПДн частных моделей угроз с учетом настоящего раздела.
В случае, если НПА разрабатывается только для однотипных систем, и при этом угрозы, которые могут быть нейтрализованы только с помощью СКЗИ актуальны, изложенные в настоящем разделе угрозы в обязательном порядке должны быть учтены при разработке НПА.
При этом, в описании информационных систем необходимо указывать:
- меры по разграничению доступа в помещения, в которых размещены ресурсы информационной системы, имеющие отношение к криптографической защите персональных данных;
- информационные технологии, базы данных, технические средства, программное обеспечение, используемые в каждой подсистеме информационной системы или в информационной системе в целом для обработки персональных данных и имеющие отношение к криптографической защите персональных данных;
- отчуждаемые носители защищаемой информации, используемые в каждой подсистеме информационной системы или в информационной системе в целом, для которых несанкционированный доступ к хранимой на них информации не может быть исключен без использования криптографических методов и способов;
- область применения СКЗИ в информационной системе и цели применения СКЗИ в информационной системе.
В случае, если с учетом соответствующего вида деятельности в НПА необходимо отразить актуальные угрозы как для одной или нескольких категорий однотипных, так и для разноплановых систем, и при этом угрозы, которые могут быть нейтрализованы только с помощью СКЗИ актуальны, проект НПА должен содержать раздел о рассмотрении изложенных ниже угроз для категорий однотипных систем и указание операторам о необходимости разработки с учетом настоящего раздела частных моделей для разноплановых систем. В случае если оператор определил, что применение СКЗИ необходимо для обеспечения безопасности персональных данных в различных сегментах информационной системы персональных данных, то класс СКЗИ определяется для каждого объекта защиты в рамках одной информационной системы персональных данных. В случае применения СКЗИ для обеспечения безопасности различных объектов защиты, возможно в рамках одной информационной системы персональных данных использовать СКЗИ разных классов.
В случае, если угрозы, которые могут быть нейтрализованы только с помощью СКЗИ, актуальны или принято решение об использовании СКЗИ для обеспечения безопасности персональных данных вне зависимости от актуальности таких угроз, помимо исходных данных об информационных системах необходимо описать:
- объекты защиты и актуальные характеристики безопасности объектов защиты угрозы;
- классификация и характеристики нарушителей, а также их возможностей по реализации атак;
3.1. К объектам защиты, кроме персональных данных, относятся:
- среда функционирования СКЗИ (далее - СФ);
- информация, относящаяся к криптографической защите персональных данных, включая ключевую, парольную и аутентифицирующую информацию СКЗИ;
- документы, дела, журналы, картотеки, издания, технические документы, видео-, кино- и фотоматериалы, рабочие материалы и т.п., в которых отражена защищаемая информация, относящаяся к информационным системам персональных данных и их криптографической защите, включая документацию на СКЗИ и на технические и программные компоненты СФ;
- носители защищаемой информации, используемые в информационной системе в процессе криптографической защиты персональных данных, носители ключевой, парольной и аутентифицирующей информации СКЗИ и порядок доступа к ним;
- используемые информационной системой каналы (линии) связи, включая кабельные системы;
- помещения, в которых находятся ресурсы информационной системы, имеющие отношение к криптографической защите персональных данных.
Описание объектов защиты должно отражать специфику информационной системы.
3.2. При описании источников атак определяются категории физических лиц, имеющих право постоянного или разового доступа в контролируемую зону информационной системы.
К отдельной категории относятся привилегированные пользователи информационной системы (члены группы администраторов), которые назначаются из числа доверенных лиц и осуществляют техническое обслуживание технических и программных средств СКЗИ и СФ, включая их настройку, конфигурирование и распределение ключевой документации между непривилегированными пользователями.
Определяется возможность или невозможность доступа лиц каждой категории к объектам защиты.
Кроме того, определяется и обосновывается перечень категорий лиц, которые не рассматриваются в качестве потенциальных источников атак, перечень категорий лиц, которые рассматриваются в качестве потенциальных источников атак, а также констатируется наличие внешних источников атак (без их характеристики) и возможность или невозможность доступа внешних источников атак к объектам защиты.
На основании исходных данных об информационных системах, объектах защиты и источниках атак заполняется Таблица N 1 об обобщенных возможностях источников атак.
При этом заполнение пунктов 4, 5 и 6 Таблицы N 1 должно осуществляться с учетом объема и содержания обрабатываемых в информационных системах персональных данных, и результатов произведенной во исполнение пункта 5 части 1 статьи 18 [1] Закона оценке возможного вреда субъекту персональных данных.
3.3. Реализация угроз безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, определяется возможностями источников атак. Таким образом, актуальность использования возможностей источников атак определяет наличие соответствующих актуальных угроз.
В зависимости от положительных ответов в Таблице N 1 следует заполнить Таблицу N 2 по следующим правилам:
В случае, если выбрана только обобщенная возможность N 1, то в Таблице N 2 необходимо привести обоснование признания угроз 1.1 - 4.3 неактуальными.
При обосновании неактуальности угроз следует приводить перечень организационно-технических мер, реализация которых позволяет нейтрализовать такие угрозы, или особенности функционирования и организации эксплуатации информационной системы, делающие такие угрозы неактуальными.
Пример заполнения Таблицы N 2 в случае выбора обобщенной возможности N 1 приведен в Приложении N 1.
В случае, если в Таблице N 1 максимально выбранная обобщенная возможность не выше N 2, то в Таблице N 2 обязательно актуальна хотя бы одна из угроз 1.1 - 1.4, а также необходимо привести обоснование признания угроз 2.1 - 4.3 неактуальными.
В случае, если в Таблице N 1 максимально выбранная обобщенная возможность не выше N 3, то в Таблице N 2 обязательно актуальна хотя бы одна из угроз 1.1 - 2.2, а также необходимо привести обоснование признания угроз 3.1 - 4.3 неактуальными.
В случае, если в Таблице N 1 максимально выбранная обобщенная возможность не выше N 5, то в Таблице N 2 обязательно актуальна хотя бы одна из угроз 1.1 - 3.3, а также необходимо привести обоснование признания угроз 4.1 - 4.3 неактуальными.
Пример заполнения Таблицы N 2 в случае выбора обобщенной возможности N 5 приведен в Приложении N 2.
В случае, если в Таблице N 1 выбрана обобщенная возможность N 6, то заполнять Таблицу N 2 нет необходимости.
В случае, если по результатам заполнения Таблицы N 2 выявляется отсутствие организационно-технических мер в рассматриваемой информационной системе, реализация которых позволяет нейтрализовать рассматриваемую угрозу, или отсутствует обоснование отсутствия такой угрозы в связи с особенностями функционирования информационной системы, то такая угроза признается актуальной. В таком случае следует пересмотреть выбор обобщенных возможностей в Таблице N 1 и повторить заполнение Таблицы N 2 с учетом выбора новых обобщенных возможностей.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона проекты НПА подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
Согласование с ФСБ России частных моделей угроз операторов, подготовленных в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, не требуется.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления