Законодательство РФ

Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 11.07.2023 N Р-2/23 <По заявлению Министерства юстиции Республики Беларусь о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и отдельных решений органов Евразийского экономического союза>


СУД ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 11 июля 2023 г. N Р-2/23

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе:

председательствующего Айриян Э.В.,

судьи-докладчика Ажибраимовой А.М.,

судей Баишева Ж.Н., Колоса Д.Г., Нешатаевой Т.Н., Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,

при секретаре судебного заседания Асаналиевой А.К.,

заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела,

руководствуясь пунктами 46, 47, 49, 50, 68, 69, 73, 96, 98 Статута Суда Евразийского экономического союза, статьями 72, 85 Регламента Суда Евразийского экономического союза,

предоставляет следующее консультативное заключение по заявлению Министерства юстиции Республики Беларусь о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельных решений органов Евразийского экономического союза.


Вопрос заявителя

Министерство юстиции Республики Беларусь обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее - Суд) от имени Республики Беларусь (далее - заявитель) с заявлением о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и отдельных решений органов Евразийского экономического союза (далее - Союз).

Заявитель ссылается на пункт 2 статьи 53 Договора, согласно которому продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза, выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза.

Заявитель отмечает, что в настоящее время технические средства, функционирующие в составе автоматических установок водяного и пенного пожаротушения (узлы управления и различное комплектующее оборудование (сигнальные и обратные клапаны, задвижки, затворы, краны, сигнализаторы давления и потока жидкости и т.д.)), являются объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 года N 40 (далее - ТР ЕАЭС 043/2017), и подлежат обязательному подтверждению соответствия.

Пунктом 91 ТР ЕАЭС 043/2017 предусматривается, что соответствие продукции указанному регламенту обеспечивается выполнением его требований непосредственно либо выполнением требований стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение ТР ЕАЭС 043/2017.

Пунктом 108 Перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 года N 200 (далее - перечень стандартов), предусматривается, что для подтверждения соответствия требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 в отношении рассматриваемой группы продукции на добровольной основе применяется национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51052-2002 "Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Узлы управления. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 51052-2002), а именно, пункты 6.2, 6.3 и 7 ГОСТ Р 51052-2002.

На основании изложенного заявитель просит разъяснить следующее:

порядок применения положений Договора, технического регламента ТР ЕЭАС 043/2017 и решения Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 года N 200 при подтверждении соответствия комплектующего оборудования установок пожаротушения в порядке добровольного выполнения требований взаимосвязанного с ТР ЕЭАС 043/2017 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51052-2002;

порядок оформления сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, выданных (зарегистрированных) на комплектующее оборудование установок пожаротушения для случая, когда требования ГОСТ Р 51052-2002 подтверждены не в объеме, установленном решением Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 года N 200;

с учетом правил оформления сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, утвержденных решением Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления", какой объем сведений о примененных отдельных разделах (пунктах, подпунктах) стандарта ГОСТ 51052-2002, в результате применения которого на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, должен отражаться в бланках документов об оценке соответствия (вся совокупность элементов стандарта, предусмотренная перечнем взаимосвязанных стандартов либо только перечисление элементов стандарта, требований которых фактически подтверждались заявителем при оценке соответствия).


Процедура в Суде

В рамках подготовки дела о разъяснении к рассмотрению в порядке статьи 75 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101, направлены запросы и получены ответы Евразийской экономической комиссии, Министерства юстиции Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, компетентных органов в области чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации, Кыргызской Республики, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Института государства и права Российской академии наук.

Большая коллегия Суда предоставляет консультативное заключение по вопросам, изложенным в заявлении от 5 апреля 2023 года (исх. N 07-20/424).


Выводы Большой коллегии Суда

Большая коллегия Суда считает, что для ответа на вопросы заявителя следует разъяснить порядок применения положений Договора, технического регламента ТР ЕАЭС 043/2017, а также решений органов Союза в области технического регулирования.

1. В Союзе действует система технического регулирования, которая является одним из составляющих элементов реализации принципа свободного движения товаров. Техническое регулирование подразумевает унификацию обязательных технических требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 526 (далее - единый перечень), и принятие для этих целей единых технических регламентов Союза.

Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору; далее - Протокол о техническом регулировании) в абзаце 27 пункта 2 устанавливается, что техническое регулирование в Союзе - это "правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия".

Согласно пункту 1 статьи 53 Договора продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной. Обеспечение безопасности продукции, то есть отсутствия недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба, как это предусмотрено абзацем вторым пункта 2 Протокола о техническом регулировании, является основной целью единого технического регулирования в Союзе.

Для подтверждения безопасности продукции и допуска ее оборота на территории Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора предусматривается, что продукция должна пройти необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

На этом основании в Союзе реализуется принцип единства правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия продукции, включенной в единый перечень, в соответствии с которым применение и исполнение в государствах - членах Союза технических регламентов Союза осуществляется без изъятий.

Большая коллегия Суда подчеркивает, что в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 53 Договора государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

Договором определен механизм выполнения установленных в техническом регламенте Союза обязательных требований к объектам технического регулирования через использование стандартов разного уровня.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Договора для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требований технического регламента Союза на добровольной основе могут применяться международные, региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных (межгосударственных) стандартов) - национальные (государственные) стандарты государств-членов.

В целях реализации данного механизма выполнения требований технического регламента Союза пункт 4 Протокола о техническом регулировании устанавливает полномочие Комиссии утверждать перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Союза.

При этом национальный стандарт применяется на добровольной основе и является достаточным условием соблюдения требований технического регламента (абзац 2 пункта 4 Протокола о техническом регулировании). Вместе с тем "добровольность" не есть "обязательность".

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 6 Договора, а также пунктом 13 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору), утверждаемые решением Комиссии технические регламенты Союза имеют нормативный правовой характер, входят в право Союза и не должны противоречить положениям Договора. Из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 51 и пункта 2 статьи 52 Договора следует, что технические регламенты Союза обладают свойствами прямого действия и непосредственного применения и должны исполняться без изъятий, кроме исключений, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 Протокола о техническом регулировании.

2. При этом в соответствии с пунктом 108 перечня стандартов до разработки соответствующего межгосударственного стандарта применяются пункты 6.2, 6.3, 7 ГОСТ Р 51052-2002.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 мая 2019 года N 81 утверждена Программа по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, пунктом 35 которой для проекта межгосударственного стандарта "Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Узлы управления. Общие технические требования. Методы испытаний" запланирована разработка ГОСТ на основе ГОСТ Р 51052-2002 (для определенных пунктов ТР ЕАЭС 043/2017) в период с 2018 по 2020 годы.

Большая коллегия Суда отмечает, что на сегодняшний день такой акт не принят, что предполагает необходимость применения пункта 120 Перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 года N 200, в котором содержится отсылка к положениям нормативного правого акта государства-члена (Российской Федерации) - ГОСТ Р 51052-2002.

Большая коллегия Суда отмечает, что данный перечень содержит межгосударственные и региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия - национальные (государственные) стандарты, которые включают правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов.

Таким образом, следует разграничивать два процесса.

Первый связан с применением на добровольной основе производителями для продукции "узлы управления установок водяного и пенного пожаротушения автоматические" ГОСТ Р 51052-2002 (пункты 6.2, 6.3, 7) или применением требований ТР ЕАЭС 043/2017.

Второй касается использования правил, методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов и осуществления оценки соответствия в отношении продукции "узлы управления установок водяного и пенного пожаротушения автоматических" на основании ГОСТ Р 51052-2002.

3. Разграничение в отношении ссылок на разные способы оценки соответствия безопасности продукции предусмотрено Правилами оформления сертификата соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления" (далее - правила).

При этом пунктом 6 правил установлены требования к содержанию сертификата соответствия. В частности, в поле 10 единой формы сертификата соответствия должно указываться наименование технического регламента (технических регламентов) независимо от того, применялись ли на добровольной основе требования международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов из перечня стандартов.

Согласно указанным правилам, в поле 11 указываются в том числе другие документы, представленные заявителем в качестве доказательства соответствия продукции требованиям технического регламента (технических регламентов), а в поле 12 - сведения об иных стандартах и документах (в случае их применения) и иная информация (при наличии). Это подтверждает, что форма сертификата предусматривает соответствующие поля для заполнения в случае неприменения стандартов, в которых должны быть указаны другие документы, послужившие основанием для оценки рисков сертифицирующим органом.

Таким образом, в случае выбора на добровольной основе хозяйствующим субъектом национального стандарта для оценки соответствия требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 в сертификате соответствия подлежат указанию все составляющие пунктов национального стандарта, предусмотренные пунктом 108 перечня стандартов для конкретного вида продукции.

На основании изложенного Большая коллегия Суда предоставляет следующие ответы на вопросы заявителя.

1. При осуществлении проверки соответствия требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 в случае добровольного соблюдения хозяйствующим субъектом национального стандарта, предусмотренного Перечнем стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ЕАЭС 043/2017, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 года N 200, оценке подлежат пункты национального стандарта в полном объеме, предусмотренные для конкретного вида продукции.

2. В сертификатах соответствия (поле 11) отражаются протоколы исследований (испытаний) и измерений (в случаях, предусмотренных схемой сертификации), составленные аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в единый реестр органов по оценке соответствия Союза, по видам исследований (испытаний) и измерений, предусмотренных в техническом регламенте, а также в стандартах, включенных в перечень стандартов для оценки соответствия, и выполненных указанными организациями.

3. В сертификате соответствия указываются пункты национального стандарта и их составляющие в полном объеме, предусмотренные для конкретного вида продукции.


Заключительные положения

1. Копию настоящего консультативного заключения направить заявителю.

2. Консультативное заключение разместить на официальном интернет-сайте Суда.

Председательствующий

Э.В.АЙРИЯН

Судья-докладчик

А.М.АЖИБРАИМОВА

Судьи

Ж.Н.БАИШЕВ

Д.Г.КОЛОС

Т.Н.НЕШАТАЕВА

В.Х.СЕЙТИМОВА

Г.А.СКРИПКИНА

А.Э.ТУМАНЯН

А.А.ФЕДОРЦОВ

К.Л.ЧАЙКА




ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ ЧАЙКИ К.Л.

(11 июля 2023 года)

11 июля 2023 года Большой коллегией Суда Евразийского экономического союза (далее - Большая коллегия) вынесено консультативное заключение по заявлению Министерства юстиции Республики Беларусь (далее - Министерство юстиции, заявитель) о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и отдельных решений органов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз).

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101, в случае несогласия с решением Суда или его отдельными положениями судья вправе заявить особое мнение.

Пользуясь предоставленным мне правом, заявляю особое мнение.

1. Большая коллегия осуществила разъяснение раздела X Договора "Техническое регулирование", Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС, являющегося приложением N 9 к Договору (далее - Протокол), а также Технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (далее - Технический регламент 043/2017).

Считаю, что Большая коллегия не ответила на все поставленные заявителем вопросы, ее выводы не соответствуют праву Союза и целям евразийской экономической интеграции, противоречат намерениям и установлениям государств-членов при создании Договора.

2. В соответствии с разделом X Договора и Протоколом в Союзе осуществляется техническое регулирование.

Большая коллегия, правильно установив, что технические регламенты Союза обладают свойствами прямого действия, непосредственного применения и должны исполняться без изъятий, не сформулировала вывод о сфере и целях их применения, а также о политике, которая осуществляется в области технического регулирования.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Договора к числу принципов технического регулирования в ЕАЭС относится установление в технических регламентах единых обязательных требований к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - Единый перечень). В развитие данного принципа абзацами четвертым и шестым пункта 1 статьи 52 Договора предусмотрено, что технические регламенты действуют только в отношении продукции, включенной в Единый перечень, который утверждается Комиссией, что исключает для государств-членов установление в своем законодательстве обязательных требований к продукции, не включенной в соответствующий перечень. Целью формирования и ведения Единого перечня и принятия в отношении включенной в него продукции технических регламентов Союза является преодоление технических барьеров в торговле товарами, что свидетельствует об унификации технического регулирования. Аналогичный вывод изложен в консультативном заключении от 31 октября 2019 года по делу N Р-3/19 по заявлению ЕЭК.

Изложенное позволяет установить, что сфера технического регулирования в Союзе отнесена к единой политике, которая согласно статье 2 Договора предполагает применение государствами-членами унифицированного правового регулирования, в том числе на основе решений органов ЕАЭС в рамках их полномочий. Унификация технического регулирования направлена на формирование единого рынка товаров в рамках Союза и обеспечение свободы их движения.

Исходя из пункта 1 статьи 52 Договора целью принятия технических регламентов Союза является защита жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей; обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС. Договор не допускает принятия технических регламентов в иных целях. Данным правовым нормам корреспондируют положения пункта 1 статьи 53 Договора, устанавливающие требование о безопасности продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза. Взаимосвязанное уяснение пункта 1 статьи 52 и пункта 1 статьи 53 Договора позволяет заключить, что обеспечение безопасности продукции является основной целью технического регулирования в Союзе.

3. Пунктом 2 статьи 53 Договора предусмотрено, что выпуск в обращение на территории Союза продукции, в отношении которой вступил в силу технический регламент, поставлен под условие прохождения необходимых процедур оценки соответствия, установленных техническим регламентом. Абзац шестой пункта 5 Протокола к понятию "заявитель при оценке соответствия" относит юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя на территории государства-члена на основании его законодательства, являющееся изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом. Согласно абзацу десятому пункта 5 Протокола оценку соответствия осуществляют аккредитованные органы (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры)), осуществляющие работы по оценке соответствия установленным техническим регламентом Союза требованиям, которые включены в единый реестр органов по оценке соответствия Союза. Из содержания данных правовых норм следует, что Протокол предоставляет полномочия по оценке соответствия исключительно аккредитованным органам. Пункт 2 Протокола определяет понятие "орган по аккредитации" как орган или юридическое лицо, уполномоченные в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации.

Пункт 3 статьи 52 Договора предусматривает, что право Союза допускает оценку соответствия требованиям технического регламента на основании самого технического регламента или международных, региональных (межгосударственных) стандартов (далее - региональные стандарты), а в случае их отсутствия - национальных государственных стандартов государств-членов (далее - национальные стандарты). Указанный механизм носит альтернативный характер, что предоставляет заявителю возможность выбора способа обеспечения соответствия продукции требованиям технического регламента.

В целях реализации положений пункта 3 статьи 52 Договора пункт 4 Протокола наделяет Комиссию полномочием по утверждению перечня международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Союза. Пунктом 4 Протокола также предусмотрено, что применение на добровольной основе соответствующих стандартов является достаточным условием соблюдения требований технического регламента.

Взаимосвязанное уяснение пункта 3 статьи 52 Договора и пункта 4 Протокола позволяет прийти к выводу о том, что в случае отсылки технического регламента к международному, региональному или национальному стандарту действует презумпция соответствия такого стандарта праву Союза. Следовательно, объем требований, выполнение которых необходимо для подтверждения соответствия, определяется на основе стандарта. Иное толкование, при котором следование международному, региональному или национальному стандарту не освобождает заявителя при оценке соответствия от обязанности подтвердить соответствие требованиям технического регламента, лишает эффективности норму пункта 3 статьи 52 Договора.

4. В развитие подпункта 2 пункта 1 статьи 51 и пункта 1 статьи 52 Договора принят Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза, который утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 526 (в редакции решения Совета ЕЭК от 14 ноября 2022 года N 163). Согласно пунктам 38 и 39 данного перечня в него включены средства обеспечения пожарной безопасности и средства пожаротушения.

Технические средства, функционирующие в составе автоматических установок пожаротушения, включая задвижки, а также автоматические затворы установок водяного и пенного пожаротушения (далее - Продукция), которые упомянуты в запросе заявителя, являются объектом регулирования Технического регламента 043/2017.

В силу пункта 12 Технического регламента 043/2017 средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения выпускаются в обращение на рынке ЕАЭС при их соответствии требованиям данного технического регламента и других вступивших в силу технических регламентов Союза, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли оценку соответствия в порядке раздела VII Технического регламента 043/2017.

Согласно пункту 93 Технического регламента 043/2017 перед выпуском в обращение средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, указанные в приложении к рассматриваемому техническому регламенту, подлежат оценке соответствия, которая проводится в форме сертификации или декларирования.

В силу пункта 91 Технического регламента 043/2017 соответствие средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований и требований других вступивших в силу технических регламентов Союза, действие которых на них распространяется, либо выполнением предписаний стандартов, включенных в соответствующий Перечень.

Пунктом 4 Технического регламента 043/2017 предусмотрено, что объекты технического регулирования, на которые распространяются его требования, включая схемы подтверждения соответствия в форме сертификации и декларирования, приведен в приложении к данному техническому регламенту.

Анализ указанного Технического регламента свидетельствует, что соответствие Продукции его требованиям обеспечивается выполнением пункта 38 Технического регламента, а также пунктов 35 - 47 приложения к данному акту.

Пунктом 108 Перечня стандартов установлено, что в отношении автоматических узлов управления установок водяного и пенного пожаротушения до разработки соответствующего межгосударственного стандарта применяются пункты 6.2, 6.3, 7 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51052-2002 "Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Узлы управления. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 51052-2002), о толковании которых просил заявитель. Большая коллегия, исключив указанные положения ГОСТ Р 51052-2002 из предмета консультативного заключения и не ответив на вопрос Министерства юстиции в соответствующей части, не аргументировала свою позицию. Свой вывод Большой коллегии следовало обосновать ссылками на следующие нормы.

Национальные стандарты являются частью правовой системы государств-членов и в силу положений статьи 6 Договора не входят в право Союза. Пункт 46 Статута ограничивает компетенцию Суда по предоставлению консультативного заключения по заявлению государства-члена разъяснением положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов ЕАЭС, что исключает толкование Судом норм национального права его государств-членов. Аналогичный вывод изложен в постановлении Суда от 3 февраля 2021 года по делу N Р-1/21 по заявлению ЕЭК и состоит в том, что в заявлении о разъяснении могут ставиться только вопросы, требующие толкования положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений его органов.

5. При предоставлении консультативного заключения в рамках ответа на вопросы Министерства юстиции о порядке оформления сертификатов и деклараций о соответствии на оборудование для установок пожаротушения, а также об объеме сведений о примененных нормах ГОСТР Р 5102-2002, Большая коллегия осуществила разъяснение не относящихся к предмету запроса норм решения ЕЭК от 25 декабря 2012 года N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления" (далее - Решение N 293).

Учитывая взаимосвязь вопросов Министерства юстиции, посвященных порядку и правилам оформления сертификатов и деклараций о соответствии на оборудование для установок пожаротушения, Большой коллегии надлежало объединить их для целей предоставления консультативного заключения и сформулировать следующую правовую позицию.

В силу абзацев второго и третьего пункта 5 Протокола обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования и сертификации соответствия на основе типовых схем оценки, утверждаемых Комиссией. Абзацем восьмым пункта 5 Протокола предусмотрено, что единые формы документов об оценке соответствия и правила их оформления утверждаются ЕЭК. Во исполнение данной правовой нормы Коллегией Комиссии принято Решение N 293.

Правила оформления сертификата и декларации о соответствии установлены в разделах II Единой формы сертификата соответствия требованиям Технического регламента ЕАЭС и Единой формы декларации о соответствии требованиям Технического регламента ЕАЭС, утвержденных Решением N 293.

Из взаимосвязанного уяснения абзацев второго, третьего и восьмого пункта 5 Протокола, а также Решения N 293 следует, что порядок оформления сертификата и декларации соответствия определен нормами права Союза.

Пункт 6 раздела II Правил оформления сертификата соответствия требованиям технического регламента ЕАЭС, утвержденных Решением N 293 (далее - Правила оформления сертификата соответствия), содержит перечень сведений, которые аккредитованный орган по оценке соответствия указывает в сертификате соответствия. Сведения, подлежащие отражению в декларации о соответствии, перечислены в пункте 5 раздела II Правила оформления декларации о соответствии требованиям технического регламента ЕАЭС (далее - Правила оформления декларации о соответствии).

В силу подпункта "м" пункта 6 Правил оформления сертификата соответствия и подпункта "з" пункта 5 Правил оформления декларации о соответствии в поле "дополнительная информация" сертификата соответствия и декларации о соответствии аккредитованный орган отражает обозначение и наименование стандарта, включенного в перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, или обозначение разделов (пунктов, подпунктов), обозначение и наименование такого стандарта, если соблюдение требований технического регламента может быть обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) этого стандарта, а не стандарта в целом.

Уяснение подпункта "м" пункта 6 Правил оформления сертификата соответствия и подпункта "з" пункта 5 Правил оформления декларации о соответствии в совокупности с пунктом 108 Перечня стандартов в аспекте вопроса заявителя позволяет прийти к выводу, что проверка соответствия Продукции требованиям Технического регламента 043/2017 обеспечивается применением отдельных подпунктов, относящихся к пунктам 6.2, 6.3 и 7 ГОСТ Р 51052-2002. Изложенное означает, что в сертификатах соответствия или декларациях о соответствии на Продукцию отражаются сведения об отдельных разделах (пунктах, подпунктах) ГОСТ Р 51052-2002, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента 043/2017. Продукция, на которую сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены в порядке, установленном правом ЕАЭС, отвечает требованиям Технического регламента 043/2017 и подлежит свободному обращению на территории Союза.

Большая коллегия, установив необходимость указания в сертификатах и декларациях о соответствии пунктов национального стандарта в полном объеме, необоснованно не приняла во внимание принцип взаимного признания, действующий в рамках Союза.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 53 Договора государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в нем требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия. В свете установленной в пункте 2 настоящего особого мнения направленности технического регулирования на обеспечение свободного движения товаров в рамках внутреннего рынка Союза норма абзаца 2 пункта 2 статьи 53 Договора означает взаимное признание результатов сертификационных испытаний, а также выданных на их основании аккредитованными органами по оценке соответствия одного государства-члена сертификатов или деклараций о соответствии на территории другого государства-члена. Данный вывод согласуется с подходом Суда, изложенным в консультативном заключении от 30 мая 2023 года по делу N Р-1/23 по заявлению Министерства юстиции Республики Беларусь, согласно которому взаимное признание как элемент принципа взаимовыгодного добросовестного сотрудничества следует из взаимосвязанного прочтения статей 25 и 28 Договора о свободе движения товаров и выражается в том, что товары, законно произведенные и выпущенные в оборот на территории одного государства-члена, могут свободно обращаться на территории другого государства-члена. Применение данной правовой позиции к обстоятельствам рассматриваемого дела означает, что товары, признанные соответствующими техническому регламенту в одном государстве-члене, подлежат свободному обращению на территории другого государства-члена.

6. На основании изложенного при ответе на вопросы заявителя Большой коллегии следовало сформулировать следующие выводы:

6.1. Перед выпуском в обращение на территориях государств-членов технические средства, функционирующие в составе установок пожаротушения автоматических, подлежат оценке соответствия Техническому регламенту 043/2017. Соответствие продукции Техническому регламенту 043/2017 обеспечивается выполнением пункта 38 данного Технического регламента, пунктов 35 - 47 приложения к данному акту или требований отдельных норм национального стандарта, указанных в Техническом регламенте.

6.2. Проверка соответствия технических средств, функционирующих в составе автоматических установок водяного и пенного пожаротушения требованиям Технического регламента 043/2017 может быть обеспечена применением отдельных пунктов национального стандарта.

Указание в сертификате соответствия или декларации о соответствии на отдельные пункты национального стандарта является достаточным основанием для выпуска товара в обращение на территории Союза и его свободного движения в рамках внутреннего рынка ЕАЭС.

Судья

К.Л.ЧАЙКА




ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ КОЛОСА Д.Г.

(12 июля 2023 года)

Большой коллегией Суда Евразийского экономического союза 11 июля 2023 г. предоставлено консультативное заключение по делу по заявлению Министерства юстиции Республики Беларусь о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее соответственно - Договор, Союз), технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40 (далее - ТР ЕАЭС 043/2017), а также решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 г. N 200 "О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования" (далее - Решение N 200).

Соглашаясь в целом с аргументацией Большой коллегии Суда Союза (далее - соответственно Большая коллегия, Суд) и логикой построения описательно-мотивировочной части консультативного заключения от 11 июля 2023 г. (далее - консультативное заключение), отмечаю, что предоставленные в резолютивной части консультативного заключения ответы на вопросы заявителя не в полной мере согласуются с аргументами, изложенными в описательно-мотивировочной части консультативного заключения, а ответы Большой коллегии на первый и третий вопросы заявителя в совокупности входят в противоречие с ответом на второй вопрос и не устраняют правовую неопределенность, послужившую основанием для обращения заявителя в Суд.

Регламент Суда, утвержденный Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 101 (далее - Регламент Суда), наделяет судью правом в случае несогласия с решением Суда или его отдельными положениями заявить особое мнение при вынесении решения Суда (пункт 1 статьи 79 Регламента Суда).

Пользуясь предоставленным мне правом, заявляю особое мнение.

В соответствии со статьей 1 Регламента Суда консультативное заключение Суда представляет собой акт Суда, принимаемый по результатам рассмотрения заявления о разъяснении.

Заявитель - Республика Беларусь в лице Министерства юстиции Республики Беларусь - просит Суд разъяснить:

порядок применения положений Договора, ТР ЕАЭС 043/2017 и Решения N 200 при подтверждении соответствия комплектующего оборудования установок пожаротушения в порядке добровольного выполнения требований взаимосвязанного с ТР ЕЭАС 043/2017 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51052-2002 "Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Узлы управления. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 51052-2002);

порядок оформления сертификата соответствия и декларации о соответствии, выданных (зарегистрированных) на комплектующее оборудование установок пожаротушения для случая, когда требования ГОСТ Р 51052-2002 подтверждены не в объеме, установленном Решением N 200;

с учетом правил оформления сертификата соответствия и декларации о соответствии, утвержденных решением Комиссии от 25 декабря 2012 г. N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления" (далее - Решение N 293), какой объем сведений о примененных отдельных разделах (пунктах, подпунктах) ГОСТ Р 51052-2002, в результате применения которого на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, должен отражаться в бланках документов об оценке соответствия (вся совокупность элементов стандарта, предусмотренная перечнем взаимосвязанных стандартов либо только перечисление элементов стандарта, требования которых фактически подтверждались заявителем при оценке соответствия).

Предоставляя ответы на вопросы заявителя, Большая коллегия в консультативном заключении сформулировала подходы относительно действующей правовой регламентации сферы технического регулирования в Союзе, отразила особенности применения ТР ЕАЭС 043/2017, ГОСТ Р 51052-2002 и Решения N 200.

Соглашаясь с аргументацией Большой коллегии в консультативном заключении, тем не менее отмечаю следующее.

Во-первых, некоторые тезисы консультативного заключения внутренне противоречивы и не согласуются с правом Союза.

Так, Большой коллегией разграничены два процесса, первый из которых связан с применением на добровольной основе национального стандарта или выполнением требований ТР ЕАЭС 043/2017, а второй - с использованием правил, методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов и осуществления оценки соответствия, на основании национального стандарта (стр. 6 консультативного заключения). В то же время такое разграничение не всегда учитывается Большой коллегией при формулировании выводов.

В частности, на странице 7 консультативного заключения указано, что "в случае выбора на добровольной основе хозяйствующим субъектом национального стандарта для оценки соответствия требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 в сертификате соответствия подлежат указанию все составляющие пунктов национального стандарта, предусмотренные пунктом 108 перечня стандартов [перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), утвержденный Решением N 200 (далее - Перечень N 1)] для конкретного вида продукции".

Между тем национальный стандарт может быть выбран на добровольной основе хозяйствующим субъектом не для целей оценки соответствия производимой им продукции уполномоченным органом, а для целей обеспечения соответствия производимой им продукции требованиям пунктов 6.2, 6.3, 7 ГОСТ Р 51052-2002 (пункт 108 Перечня N 1). Предписания Перечня N 1 и право их применять адресованы хозяйствующим субъектам - производителям продукции, указанной в Перечне N 1. В случае выполнения производителем условий пунктов 6.2, 6.3, 7 ГОСТ Р 51052-2002 продукция считается произведенной с соблюдением требований ТР ЕАЭС 043/2017.

В то же время пункт 120 перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденного Решением N 200 (далее - Перечень N 2), в отношении продукции "узлы управления установок водяного и пенного пожаротушения автоматических" предусматривает необходимость применения ГОСТ Р 51052-2002 в части оценки соответствия только органами по оценке соответствия.

Во-вторых, раздел 3 консультативного заключения построен на избирательном анализе положений Решения N 293, поскольку акцент сделан на содержании сертификата соответствия с включением в него сведений о техническом регламенте, а если на добровольной основе применялись стандарты - то и сведений о них.

Действительно, если производителем узлов управления установок водяного и пенного пожаротушения автоматических при их производстве применялись пункты 6.2, 6.3, 7 ГОСТ Р 51052-2002, то при обращении в орган по сертификации им предоставляются сведения о применяемых пунктах ГОСТ Р 51052-2002 (пункт 98 ТР ЕАЭС 043/2017). При декларировании соответствия самостоятельно производитель формирует и анализирует перечень документов, в том числе подтверждающих соответствие продукции пунктам 6.2, 6.3, 7 ГОСТ Р 51052-2002, регистрирует декларацию о соответствии и по требованию органов государственного контроля (надзора) должен предоставить им в том числе документы о применяемых пунктах 6.2, 6.3, 7 ГОСТ Р 51052-2002, подтверждающие соответствие средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 (пункты 112, 113, 117 ТР ЕАЭС 043/2017).

Между тем Большая коллегия не учла весь объем сведений в содержании документов об оценке соответствия.

Так, поле 11 единой формы сертификата соответствия, утвержденной Решением N 293, включает в себя сведения о документах, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента (технических регламентов) (протоколы исследований (испытаний) и измерений (в случаях, предусмотренных схемой сертификации) с указанием номера, даты, наименования испытательной лаборатории (центра), регистрационного номера аттестата аккредитации), сведения об акте анализа состояния производства (в случаях, предусмотренных схемой сертификации), о сертификате системы менеджмента (в случаях, предусмотренных схемой сертификации) с указанием номера, даты, наименования органа по сертификации систем менеджмента, выдавшего сертификат системы менеджмента, регистрационного номера аттестата аккредитации, сведения о заключении об исследовании проекта продукции (в случаях, предусмотренных схемой сертификации) с указанием номера, даты, наименования организации, выдавшей заключение об исследовании проекта продукции, регистрационного номера аттестата аккредитации, о заключении об исследовании типа продукции (в случаях, предусмотренных схемой сертификации) с указанием номера, даты, наименования организации, выдавшей заключение об исследовании типа продукции, регистрационного номера аттестата аккредитации, о других документах, представленных заявителем в качестве доказательства соответствия продукции требованиям технического регламента (технических регламентов), а также о примененной схеме сертификации.

Поле 7 единой формы декларации о соответствии, утвержденной Решением N 293, включает в себя сведения о документах, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента (технических регламентов) (протоколы исследований (испытаний) и измерений (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера, даты, наименования испытательной лаборатории (центра), регистрационного номера аттестата аккредитации (при наличии)), сведения о сертификате системы менеджмента (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера, даты, наименования органа по сертификации систем менеджмента, выдавшего сертификат системы менеджмента, регистрационного номера аттестата аккредитации, о других документах, представленных заявителем в качестве доказательства соответствия продукции требованиям технического регламента (технических регламентов), а также о примененной схеме декларирования соответствия.

Приведенное выше дает основания заключить, что в поле 11 единой формы сертификата соответствия и в поле 7 единой формы декларации о соответствии для целей отражения результатов исследований (испытаний) и измерений продукции указываются составленные аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в единый реестр органов по оценке соответствия Союза, протоколы выполненных непосредственно указанными организациями исследований (испытаний) и измерений, предусмотренных в техническом регламенте, а также в стандартах из Перечня N 2.

В-третьих, ответы на вопросы заявителя, предоставленные Большой коллегией, не в полной мере согласуются с описательно-мотивировочной частью консультативного заключения.

Отвечая на первый вопрос заявителя в резолютивной части консультативного заключения, Большая коллегия не определила порядок применения Договора, ТР ЕАЭС 043/2017 и Решения N 200 относительно особенностей оценки соответствия, а сами ответы Большой коллегии не основаны на анализе правовых норм, поскольку в описательно-мотивировочной части консультативного заключения соответствующее обоснование отсутствует.

Данное обстоятельство привело к тому, что содержательно ответы на первый и третий вопросы заявителя в резолютивной части консультативного заключения вступают в противоречие с его описательно-мотивировочной частью.

Кроме того, ответы на первый и третий вопросы заявителя не соответствуют ответу на второй вопрос. Так, ответ на второй вопрос заявителя отсылает для целей оценки соответствия к требованиям технического регламента и стандартов из Перечня N 1, устанавливая, что в сертификатах соответствия (поле 11) отражаются протоколы исследований (испытаний) и измерений (в случаях, предусмотренных схемой сертификации), составленные непосредственно аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в единый реестр органов по оценке соответствия Союза, по видам исследований (испытаний) и измерений, предусмотренных в техническом регламенте, а также в стандартах, включенных в перечень стандартов для оценки соответствия, и выполненных указанными организациями. В то же время первый и третий ответы на вопросы заявителя в совокупности предполагают, что оценка соответствия продукции требованиям национального стандарта проводится в отношении всех пунктов, применяемых производителями продукции в соответствии с Перечнем N 1.

Подобный подход с учетом отсутствия его аргументации и правового обоснования в консультативном заключении создает правовую неопределенность в применении норм права Союза.

Более того, предоставив ответы на первый и третий вопросы заявителя в консультативном заключении подобным образом, Большая коллегия фактически допустила разъяснение, выходящее за пределы компетенции Суда.

Так, ГОСТ Р 51052-2002, на который имеется ссылка в Перечнях N 1 и N 2, введен в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 июля 2002 г. N 288-ст, то есть является национальным нормативным правовым актом государства-члена, в связи с чем разъяснение его норм, включая правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, не относится к компетенции Суда. Непосредственное разъяснение содержания норм ГОСТ Р 51052-2002, на основании которого определяется достаточность правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, для целей оценки соответствия, проводимой в соответствии с ТР ЕАЭС 043/2017, может осуществляться исключительно уполномоченными государственными органами Российской Федерации.

О правовой природе ГОСТ Р 51052-2002 как национального акта упоминается в консультативном заключении (стр. 6), однако, несмотря на отсутствие у Суда компетенции на разъяснение норм законодательства государств - членов Союза, Большая коллегия при ответе на первый и третий вопросы заявителя фактически дала толкование ГОСТ Р 51052-2002, указав, что при "проверке соответствия требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 в случае добровольного соблюдения хозяйствующим субъектом национального стандарта... оценке подлежат пункты национального стандарта в полном объеме, предусмотренные для конкретного вида продукции".

Между тем оценка соответствия как прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического регулирования (пункт 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Союза, являющегося приложением N 9 к Договору) предполагает ее осуществление только органами по оценке соответствия, полномочными на проведение испытаний, отнесенных к их компетенции на основании ГОСТ Р 51052-2002, а установление содержания таких испытаний относится к исключительной компетенции государства-члена, которым принят соответствующий национальный стандарт.

Таким образом, с учетом выводов, изложенных в описательно-мотивировочной части консультативного заключения и настоящем особом мнении, предлагаю следующие ответы Большой коллегии на поставленные заявителем вопросы, при этом ответы на второй и третий вопросы заявителя полагаю возможным объединить как относящиеся к содержанию документов об оценке соответствия:

1. В силу пункта 2 статьи 53 Договора государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

ТР ЕАЭС 043/2017 закрепляет два альтернативных варианта обеспечения соответствия производимой продукции его требованиям - путем непосредственного применения ТР ЕАЭС 043/2017 либо применения на добровольной основе стандартов из Перечня N 1.

Для целей оценки соответствия продукции требованиям указанных стандартов применяется Перечень N 2.

На основании стандартов, включенных в Перечень N 2, определяются виды исследований (испытаний) и измерений, выполняемых органами по оценке соответствия.

2. В сертификатах соответствия (поле 11) и в декларациях о соответствии (поле 7) отражаются протоколы исследований (испытаний) и измерений (в случаях, предусмотренных схемой сертификации), составленные аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в единый реестр органов по оценке соответствия Союза, по видам исследований (испытаний) и измерений, предусмотренных в техническом регламенте, а также в стандартах из Перечня N 2, и выполненных непосредственно указанными организациями.

Судья

Д.Г.КОЛОС



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления