"Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Советом Министров - Правительством Российской Федерации на 1993 год"
МЕЖДУ ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ,
ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И СОВЕТОМ
МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1993 ГОД
Общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Совет Министров - Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" заключили настоящее Генеральное соглашение на 1993 год о согласованных позициях, обязательствах и действиях сторон по основным вопросам проведения социально-экономической политики и регулирования трудовых отношений, обеспечения социальных гарантий, гражданского мира и согласия в обществе.
Стороны определили в качестве приоритетных следующие цели и задачи:
предотвращение спада производства, усиление государственного регулирования процессов стабилизации социально-экономической обстановки, формирование рыночных отношений, развитие трудовой и предпринимательской активности;
проведение активной политики занятости населения;
сокращение разрыва между стоимостью жизни и доходами населения, обеспечение мотивации производительного труда;
обеспечение охраны труда и здоровья работников на производстве и экологической безопасности населения.
I. Создание условий для стабилизации экономики
1.1. Обеспечить избирательную государственную поддержку товаропроизводителей приоритетных отраслей и сфер жизнеобеспечения (топливно-энергетический, агропромышленный комплексы, транспорт и связь, конверсия оборонной промышленности, производство медикаментов, товаров народного потребления, строительство жилья).
1.2. Представить во II квартале 1993 г. в Верховный Совет Российской Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, прежде всего налоговое, направленных на стимулирование товаропроизводителей к наращиванию выпуска продукции и повышению ее качества.
1.3. В первом полугодии 1993 г. осуществить комплекс мер, направленных на обеспечение нормального функционирования системы взаиморасчетов хозяйствующих субъектов, повышение ответственности банковских и других кредитных учреждений за своевременное проведение операций.
1.4. Подготовить предложения и реализовать систему мер по защите российских товаропроизводителей на отечественном рынке.
1.5. Разработать первоочередные меры по государственной поддержке товаропроизводящих предприятий малого и среднего бизнеса.
Внести в Верховный Совет Российской Федерации предложения о переходе от разрешительной к уведомительной системе оформления малых предприятий при предоставлении им прав юридического лица.
1.6. Внести предложения в Верховный Совет Российской Федерации, направленные на решение следующих вопросов:
о расширении прав трудовых коллективов в принятии решений о способе приватизации;
о предоставлении права участия регионов в подготовке планов приватизации государственных предприятий, учреждений и организаций;
о стимулировании интеграционных процессов в ходе приватизации, усилении правовой базы участия хозяйствующих субъектов в приватизации технологически взаимосвязанных производственных комплексов и образовании промышленно-финансовых объединений, холдинговых, трастовых и других структур;
о дополнительных гарантиях населению на использование приватизационных чеков;
о предоставлении приоритетного права трудовым коллективам принимать решение о приватизации учреждений социальной сферы в составе единого имущественного комплекса предприятий, без изменения профиля их деятельности.
1.7. Продолжить в 1993 году государственное регулирование и контроль за ценами на энергоносители, группу социально значимых продуктов питания основных видов лекарственных средств и медикаментов, услуги пассажирского и грузового железнодорожного транспорта, коммунальные и другие жизненно важные услуги, оказываемые населению.
Подготовить в срок до 1 мая 1993 года предложения по обеспечению защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей установлению паритетных условий ценообразования на продукцию сельского хозяйства и промышленности.
Рассмотреть вопрос о поддержке из республиканского бюджета Российской Федерации предприятий, учреждений и организаций аптечной сети, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивающих поставку лекарственных средств в рамках закупок и поставок продукции для государственных нужд.
1.8. Считать необходимым во II квартале 1993 г. провести расширенное заседание Правительства Российской Федерации с участием директорского корпуса, профсоюзов, представителей территорий для рассмотрения комплекса вопросов по социально-экономическим аспектам конверсии оборонных отраслей промышленности на ближайшие годы и перспективу. Для этого разработать и внести в Правительство Российской Федерации в мае 1993 г. необходимые материалы и предложения.
II. Содействие занятости населения, развитию рынка труда
2.1. Подготовить и внести в апреле 1993 г. в Верховный Совет Российской Федерации Программу содействия занятости населения Российской Федерации, предусматривающую усиление государственного регулирования занятости, установление социально допустимых уровней безработицы с учетом региональных особенностей по предложениям трехсторонних комиссий, действующих в регионах в рамках социального партнерства.
В случаях превышения социально допустимого уровня безработицы на отдельных территориях местными администрациями Советом Министров - Правительством Российской Федерации с участием объединений профсоюзов и работодателей принимаются экстренные меры.
2.2. Разработать и внести в первом полугодии 1993 г. на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации предложения, предусматривающие установление налоговых льгот, введение механизма избирательной финансовой поддержки предприятий, создающих новые рабочие места, в том числе для лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, содействующих развитию мелкого предпринимательства, фермерства, организующих профессиональную подготовку, переподготовку работников.
2.3. Подготовить и внести в Верховный Совет Российской Федерации по предложению органов местной администрации, работодателей и профсоюзов дополнения в Положение об использовании части накопленных средств Фонда занятости как в порядке прямого инвестирования, так и на возвратной основе в качестве льготных субсидий предприятиям для создания или сохранения рабочих мест.
2.4. Подготовить и внести в Верховный Совет Российской Федерации в первом полугодии 1993 г. предложения:
о порядке придания статуса территорий приоритетного развития городам и поселкам России;
о мерах, стимулирующих создание дополнительных рабочих мест лицам с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда;
о системе контроля с участием профсоюзов и работодателей за использованием средств Фонда занятости.
2.5. При необходимости рекомендовать органам государственного управления всех уровней совместно с органами Федеральной службы занятости России и профсоюзами устанавливать нормативы на количество учебных мест по профессиональной переподготовке безработных граждан.
2.6. Принимать решения об организованном приеме иностранных граждан на работу на предприятия и в организации Российской Федерации в установленном порядке и по согласованию с соответствующими профсоюзами.
2.7. Содействовать созданию отраслевых и региональных негосударственных страховых фондов защиты от безработицы.
2.8. В апреле 1993 года создать Российский координационный комитет содействия занятости населения. Завершить образование соответствующих комитетов в республиках в составе Российской Федерации, краях и областях.
В мае 1993 г. Федеральной службе занятости России, объединениям профсоюзов, работодателей и заинтересованным общественным объединениям определить порядок деятельности Российского координационного комитета содействия занятости населения.
2.9. Подготовить предложения по совершенствованию статистического учета и отчетности по показателям, характеризующим положение на рынке труда.
3.1. Разработать и внести в Верховный Совет Российской Федерации в мае 1993 г. проекты законодательных актов о прожиточном минимуме и поэтапном сокращении разрыва между прожиточным минимумом и минимальным размером оплаты труда.
В августе 1993 г. рассмотреть вопрос о сокращении разрыва между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом.
3.2. Внести в установленном порядке предложения о сокращении периодичности корректировки размера тарифной ставки I разряда Единой тарифной сетки (ЕТС), а также пенсий, пособий, стипендий при росте цен на потребительские товары и услуги более чем на 20 процентов в месяц.
3.3. На основе анализа отраслевых тарифных соглашений и сложившегося уровня оплаты труда подготовить предложения о соотношениях тарифных ставок работников основных профессий в отраслях народного хозяйства, учитывающие объективно присущие этим профессиям особенности в условиях и содержании труда.
3.4. Подготовить и внести в Верховный Совет Российской Федерации проект Закона Российской Федерации "О регулировании оплаты труда в Российской Федерации", а также изменения и дополнения в действующее законодательство, направленные на совершенствование системы налогового регулирования средств, предназначенных на оплату труда, увязав размер нормируемой величины указанных средств предприятий с ростом объема реализуемой продукции в сопоставимых ценах или в натуре.
Разработать и предложить меры по регулированию средств на оплату труда работников банковской и страховой сферы.
3.5. Подготовить и ввести в установленном порядке в действие в первом полугодии 1993 г. порядок индексации пособий по безработице, оказания материальной помощи безработным, потерявшим право на пособие по безработице в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Принять нормативные документы о компенсационных выплатах наемным работникам, находящимся в вынужденных простоях, отпусках по независящим от предприятий обстоятельствам, или работающим неполную рабочую неделю.
3.6. Внести в Правительство Российской Федерации предложения об установлении тарифной ставки (оклада) I разряда ЕТС с 1 апреля 1993 г. в размере 4500 рублей в месяц.
3.7. Подготовить и внести в первом полугодии 1993 г. в Правительство Российской Федерации предложения об усовершенствовании ЕТС, исходя из практики ее применения. В частности, рассмотреть возможность перетарификации отдельных категорий работников I разряда бюджетных отраслей.
3.8. Подготовить в первом полугодии 1993 г. предложения о компенсациях за счет виновной стороны потерь, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы, пенсий и пособий, в соответствии с уровнем инфляции за период их задержки.
3.9. Внести в первом полугодии 1993 г. предложения в Правительство Российской Федерации о введении поправочных коэффициентов к разрядам ЕТС для работников бюджетной сферы в регионах с высокими уровнями потребительских расходов и заработной платы в промышленности.
3.10. Подготовить в месячный срок и внести в установленном порядке предложения об увеличении оплаты труда работников оборонной промышленности, включая повышение нормируемой величины средств, направляемых на оплату труда, и величины расходов на заработную плату в себестоимости продукции при установлении договорной цены.
IV. Социальная защита населения
4.1. Разработать в первом полугодии 1993 г. критерии, размеры и условия обеспечения государственных минимальных социальных гарантий.
4.2. Разработать предложения о мерах по повышению процентных ставок по сберегательным вкладам и ценным бумагам в соответствии с Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" и возможности компенсации ранее понесенных потерь сбережений граждан вследствие инфляции.
4.3. До 1 июля 1993 г. разработать программу решения социально-экономических проблем молодежи, включая строительство жилья, обеспечение занятости, профессиональной подготовки.
4.4. Рассмотреть до 1 мая 1993 г. предложения об установлении женщинам оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет.
4.5. Рассмотреть в апреле 1993 г. предложения профсоюзной Стороны о внесении изменений в налоговое законодательство Российской Федерации в части налогообложения учреждений социальной сферы системы профсоюзов, а также распространении нормативов и тарифов на различные виды услуг, предоставляемых для бюджетных учреждений, на профсоюзные организации.
4.6. Рассмотреть возможность дополнительного финансирования и льготного кредитования учреждений культуры, спортивных сооружений, внешкольных и просветительных учреждений, детских оздоровительных лагерей системы профсоюзов, не занимающихся коммерческой деятельностью, из бюджетов всех уровней.
4.7. Подготовить в срок до 1 июня 1993 г. предложения о поэтапном выполнении взятых Правительством Российской Федерации в 1990 - 1993 годах обязательств по реализации товаров владельцам государственных ценных бумаг (облигаций), целевых чеков и вкладов по стоимости, указанной в их номинале.
4.8. До 1 апреля 1993 г. принять постановление по организации отдыха и оздоровления детей и подростков в период летних каникул, создать межведомственную координационную комиссию из представителей исполнительной власти, работодателей и профсоюзов, возложив на нее обязанность участия в распределении и контроле за расходованием средств на финансирование мероприятий, связанных с детским отдыхом, выделенных в Республиканский фонд по возмещению расходов на летнюю оздоровительную кампанию.
V. Охрана труда и экологическая безопасность
5.1.1. Подготовить и представить на утверждение в первом полугодии 1993 г. Федеральную программу по охране труда и улучшению условий труда на 1993 - 1997 годы.
5.1.2. Разработать в первом полугодии 1993 г. Федеральную целевую программу по средствам индивидуальной защиты, предусмотрев в ней развитие производства этих изделий, создание эффективных средств защиты от опасных и вредных производственных факторов, а также систему льгот, стимулирующих их производство.
5.1.3. Разработать правила и типовые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим предприятий и организаций независимо от организационно-правовых форм спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
5.1.4. Разработать систему управления охраной труда, контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и правил по охране труда в новых экономических условиях.
5.1.5. Подготовить предложения о государственной статистической отчетности по охране труда, представляемой предприятиями, учреждениями и организациями всех организационно-правовых форм.
Образовать при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации межведомственную комиссию по охране труда.
5.2. Экологическая безопасность
5.2.1. Разработать в первом полугодии 1993 г. предложения по совершенствованию экономического механизма стимулирования деятельности предприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
5.2.2. Составить реестр реализуемых и намеченных к реализации, начиная с 1993 года, крупных программ и проектов, связанных с воздействием на природную среду, и обеспечить проведение государственной экологической экспертизы и оценки последствий их реализации.
5.2.3. Реализовать комплекс мер по формированию непрерывного экологического образования, а также профессиональной подготовки специалистов.
5.2.4. Обеспечить в 1993 году в пределах выделенных средств финансирование разработки и реализации федеральных научно-технических и целевых программ, направленных на решение вопросов экологической безопасности и оздоровление окружающей среды.
Организовать участие представителей работодателей и профсоюзов в разработке и реализации экологических программ.
5.2.5. Внести в первом полугодии 1993 г. предложения об использовании средств Федерального и региональных экологических фондов для финансирования экологических программ и производства продукции экологического назначения.
5.2.6. Внести в установленном порядке предложения по отнесению отдельных регионов к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия для осуществления в них комплекса мер по оздоровлению экологической обстановки.
VI. Развитие системы социального партнерства
6.1. Внести на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации предложения по ратификации Конвенций Международной организации труда, предусматривающих более льготные для работников условия по сравнению с законодательными и иными нормативными актами о труде, действующими в Российской Федерации.
6.2. Содействовать становлению и расширению практики трехсторонних консультаций по подготовке и принятию законодательных актов Российской Федерации, затрагивающих интересы работников и работодателей, других нормативных документов по вопросам регулирования трудовых отношений, занятости населения заработной платы, охраны труда, экологической безопасности, социального страхования, а также по разработке социально-экономических программ.
6.3. Правительству Российской Федерации при заключении двухсторонних соглашений с правительствами государств - участников СНГ предусматривать обязательства по обеспечению безопасности и социальных гарантий граждан России при выполнении ими служебных обязанностей на территории другой страны.
6.4. Подготовить и внести в установленном порядке в Верховный Совет Российской Федерации проекты законодательных актов Российской Федерации, регулирующих деятельность Российской трехсторонней комиссии, региональных и отраслевых комиссий.
6.5. Содействовать заключению трехсторонних соглашений на региональном уровне.
VII. Действие Генерального соглашения,
обеспечение контроля за ходом выполнения
Соглашения и ответственность Сторон за его реализацию
7.1. Генеральное соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течение 1993 года.
7.2. Включенные в Генеральное соглашение положения являются минимальными и не могут быть снижены при заключении отраслевых (тарифных) и специальных соглашений, коллективных договоров.
7.3. Стороны в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, нарушение и невыполнение обязательств, включенных в Генеральное соглашение.
7.4. В месячный срок после подписания Генерального соглашения каждая из Сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для выполнения совместно взятых на себя обязательств, представляет их на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), которые после одобрения прилагаются к настоящему Генеральному соглашению.
7.5. В развитие Генерального соглашения могут разрабатываться приложения и протоколы, конкретизирующие его отдельные положения и являющиеся неотъемлемой частью Генерального соглашения.
7.6. Изменения и дополнения в Генеральное соглашение вносятся по решению Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.7. Контроль за ходом выполнения Генерального соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
7.8. Все положения и условия настоящего Генерального соглашения обеспечиваются участвующими в его подписании сторонами в обязательном порядке, если иное не будет предусмотрено в приложениях и/или протоколах, включаемых в состав Генерального соглашения в качестве его неотъемлемой части.
Общероссийские объединения профсоюзов, другие общероссийские представительные органы трудящихся, общероссийские объединения работодателей, не имеющие своих представителей в составе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), имеют право присоединяться к настоящему Генеральному соглашению в течение всего срока его действия, а также участвовать в реализации всех или части его положений после оформления процедуры присоединения в установленном РТК порядке.
7.9. Стороны договорились, что коллективные переговоры о заключении Генерального соглашения на 1994 год будут начаты не позднее 1 октября 1993 г.
Каждая из Сторон, подписавших Генеральное соглашение, признает ответственность за реализацию его целей в пределах своих полномочий и прилагаемого к Генеральному соглашению плана мероприятий Сторон и обязуется сотрудничать в обеспечении включенных в Генеральное соглашение обязательств, разрешении возникающих проблем на принципах консенсуса, уступок или договоренностей.
Стороны пришли к согласию, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений регулярно рассматривает ход реализации положений настоящего Генерального соглашения и систематически информирует граждан России о результатах его выполнения через средства массовой информации.
Настоящее Генеральное соглашение подписали члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
к Генеральному соглашению
между общероссийскими
объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями
работодателей и Правительством
Российской Федерации на 1993 год
ПО ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ЧЛЕНОВ РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОТ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРОФСОЮЗОВ
В ходе консультаций и переговоров, в том числе на заседаниях Российской трехсторонней комиссии, не достигнуто согласие Сторон о включении в Генеральное соглашение следующих предложений, внесенных общероссийскими объединениями профсоюзов:
1. Дополнить пункт 2.1 раздела 2 "Содействие занятости населения, развитию рынка труда" текстом следующего содержания:
"В целях предотвращения массовой безработицы предусмотреть в Программе содействия занятости населения Российской Федерации комплекс мер, обеспечивающих недопущение роста числа безработных свыше 3,5 процентов от трудоспособного населения страны.
В случаях превышения указанного уровня безработицы в отдельных регионах Правительству Российской Федерации и органам местной администрации по предложению объединений профсоюзов и работодателей в месячный срок разрабатывать и осуществлять программу экстренных мер по защите трудящихся от безработицы с привлечением средств Фонда занятости, бюджетных и внебюджетных фондов".
2. Дополнить раздел 3 пункт 3.6 "Доходы и уровень жизни" следующим предложением:
"Внести в Верховный Совет Российской Федерации предложения об установлении с 1 апреля 1993 года минимального размера оплаты труда не менее 6 тыс. рублей в месяц с последующей индексацией и одновременным пересмотром пособий, стипендий, пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Общероссийские объединения профсоюзов, участвовавшие в переговорах по заключению настоящего Генерального соглашения, будут добиваться выполнения вышеизложенных предложений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления