Федеральный закон от 25.07.1998 N 131-ФЗ (с изм. от 30.12.2001) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ
КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ
Государственной Думой
2 июля 1998 года
Советом Федерации
9 июля 1998 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает:
условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
распределение средств федерального бюджета на жилищные субсидии, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год", по субъектам Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Статья 1. Установить, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона.
Граждане, получившие жилищные субсидии в соответствии с настоящим Федеральным законом, не имеют права на иные виды государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья.
Статья 2. Средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение таких субсидий. Предоставление средств на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, осуществляется под контролем законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Утвердить распределение по субъектам Российской Федерации средств, предусмотренных статьей 26 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также на строительство жилья взамен ветхого в зоне БАМа в объеме 1 200,0 млн. рублей, согласно приложению.
Статья 4. Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
Статья 5. Установить, что размер жилищной субсидии, предоставляемой гражданину при наличии договора о строительстве (приобретении) жилья, определяется исходя из:
социальной нормы площади жилья для выезжающих членов семьи, установленной на территории субъекта Российской Федерации, куда выезжают получившие жилищные субсидии граждане (далее - регион вселения);
средней сложившейся в регионе вселения стоимости строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилья, не превышающей средней сложившейся на территории Российской Федерации в целом стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в домах массовой застройки, в квартале, предшествующем времени предоставления жилищной субсидии;
стажа работы (времени проживания) гражданина в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Размер предоставляемой гражданину жилищной субсидии составляет 80 - 100 процентов стоимости строительства (приобретения) жилья в регионе вселения в зависимости от стажа его работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Статья 6. Установить, что зависимость размера предоставляемой гражданину жилищной субсидии от стажа его работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определяется по следующей шкале:
Стаж работы Размер (время проживания) предоставляемой жилищной субсидии, в процентах от стоимости строительства (приобретения) жилья от 15 до 20 лет 80 от 20 до 25 лет 85 от 25 до 30 лет 90 от 30 до 35 лет 95 свыше 35 лет 100
При исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях. Для инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, исчисление времени проживания в указанных районах и местностях для определения размера предоставляемых им жилищных субсидий ведется со дня рождения.
В случае ликвидации организаций и закрытия городов, поселков и полярных станций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по решению органов государственной власти жилищная субсидия гражданам устанавливается в размере 100 процентов стоимости строительства (приобретения) жилья.
Статья 7. Жилье государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемое выезжающими гражданами по договору найма или аренды, а также приватизированное жилье подлежат обязательной сдаче (передаче) по месту жительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья и регистрации этих граждан по новому месту жительства. Граждане, передавшие жилье по договору купли - продажи, имеют право на получение жилищных субсидий с вычетом из них стоимости переданного жилья.
Статья 8. Жилищные субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме путем перечисления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, соответствующих средств застройщикам (домовладельцам) в регионе вселения при наличии договоров о строительстве (приобретении) жилья.
Для заключения указанных договоров гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в пределах ассигнований, утвержденных статьей 3 настоящего Федерального закона, выдают соответствующие гарантийные письма с указанием в них общей площади приобретаемого жилья, состава семьи, а также размера предоставляемой гражданину жилищной субсидии.
Перечисление жилищной субсидии производится после внесения гражданином собственных и (или) заемных средств в размере недостающих средств на строительство (приобретение) жилья.
Статья 9. Гражданин, которому выделяется жилищная субсидия, имеет право приобрести жилье, соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для постоянного проживания, в пределах размера получаемой жилищной субсидии без привлечения собственных и (или) заемных средств. Допускается приобретение жилья, общая площадь которого меньше социальной нормы площади жилья на семью, но не меньше площади, установленной для постановки на учет для улучшения жилищных условий в регионе вселения.
Статья 10. Очередность предоставления жилищных субсидий гражданам, а также порядок сдачи выезжающими гражданами занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Правительству Российской Федерации:
при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 1999 год предусмотреть отдельной строкой ассигнования на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Распределение этих средств по субъектам Российской Федерации утверждается федеральным законом;
обеспечить выделение средств на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, строго пропорционально утвержденному настоящим Федеральным законом их распределению по субъектам Российской Федерации;
в месячный срок после вступления в силу настоящего Федерального закона разработать и ввести в действие порядок предоставления средств из федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.
Статья 12. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 13. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
25 июля 1998 года
N 131-ФЗ
к Федеральному закону
от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ
СРЕДСТВ НА ЖИЛИЩНЫЕ СУБСИДИИ ГРАЖДАНАМ,
ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ
К НИМ МЕСТНОСТЕЙ, А ТАКЖЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ
ВЗАМЕН ВЕТХОГО В ЗОНЕ БАМА ПО СУБЪЕКТАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1998 ГОДУ
(млн. рублей) В том числе на строительство в зоне БАМа Всего ассигнований 1 200,0 68,9 в том числе: Архангельская область 23,0 Республика Карелия 5,5 Республика Коми 164,0 Мурманская область 124,2 Ненецкий автономный округ 31,0 Коми - Пермяцкий автономный округ 9,6 Томская область 6,4 Республика Алтай 1,3 Ханты - Мансийский автономный округ 16,0 Ямало - Ненецкий автономный округ 78,0 Иркутская область 83,3 26,8 Республика Бурятия 26,6 6,6 Республика Тыва 1,4 Красноярский край 50,8 Читинская область 14,8 9,3 Таймырский (Долгано - Ненецкий) автономный округ 24,2 Эвенкийский автономный округ 10,7 Приморский край 8,3 Республика Саха (Якутия) 151,2 10,2 Хабаровский край 41,7 4,0 Амурская область 30,0 12,0 Камчатская область 66,1 Магаданская область 80,0 Сахалинская область 82,0 Корякский автономный округ 15,0 Чукотский автономный округ 54,9
В силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 23 апреля 2004 года N 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним, от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", государство, предусмотрев гарантии и компенсации для отдельных категорий граждан и взяв тем самым на себя соответствующие публично-правовые обязательства, вместе с тем вправе вносить изменения в ранее установленные правила, касающиеся условий и порядка реализации указанных гарантий, таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также сохранялась уверенность участников соответствующих правоотношений в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно статье 8 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (утратил силу с 1 января 2003 года) жилищные субсидии предоставлялись гражданам в безналичной форме путем перечисления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, соответствующих средств застройщикам (домовладельцам) в регионе вселения при наличии договора о строительстве (приобретении) жилья, что предполагало самостоятельный поиск гражданами застройщиков (домовладельцев) и заключение договоров на строительство (приобретение) жилья.
Вместе с тем, внося в ранее установленные правила изменения, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдать конституционные требования, в частности вытекающие из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). Следовательно, во всяком случае денежная компенсация дополнительного питания должна производиться, если указанный вид помощи был назначен застрахованному до вступления в силу оспариваемых законоположений в соответствии с программой реабилитации пострадавшего и в пределах установленных ею сроков. Это подтверждается и позицией Фонда социального страхования Российской Федерации, изложенной в письме от 23 июля 2003 года N 02-18/05-5101, содержащем разъяснение изменений, внесенных законодателем в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых ими в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
В рамках правовой регламентации этих конституционно-правовых отношений государство обязано защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя создания и использования эффективного правового механизма возмещения вреда здоровью граждан. Федеральный законодатель, в свою очередь, определяя порядок обеспечения функционирования данного механизма, может избирать различные способы возмещения вреда, однако не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда, - такой объем должен безусловно соблюдаться; иное означало бы нарушение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает разумную стабильность правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности руководителей (заместителей руководителей) дошкольных образовательных учреждений применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой допустимое внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Вместе с тем, определяя момент прекращения бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, федеральному законодателю надлежит учитывать, что граждане должны иметь возможность адаптироваться к вносимым изменениям в течение некоторого переходного периода (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О по жалобе гражданина С.В. Зимницкого на нарушение его конституционных прав положениями статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Пункт 10 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в редакции названного Федерального закона вступил в силу с 1 января 2006 года, а пункт 1 статьи 16 - с 1 июля 2006 года, т.е. спустя примерно пять месяцев и год после его принятия соответственно. Такой порядок вступления в силу оспариваемых законоположений согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Согласно этой правовой позиции допустимое внесение изменений в действующее правовое регулирование, которое может повлечь ухудшение положения граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставлением гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Вместе с тем в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Конституционным Судом Российской Федерации была сформулирована правовая позиция, в силу которой федеральный законодатель, принимая решения, затрагивающие социальные права граждан, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18, 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления