Законодательство РФ

Разъяснения Банка России "По вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 28.12.2015 N 526-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования" (далее - Положение N 526-П)"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСАМ,

СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ

ОТ 28.12.2015 N 526-П "ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА "ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)

ОТЧЕТНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВ ВЗАИМНОГО

СТРАХОВАНИЯ" (ДАЛЕЕ - ПОЛОЖЕНИЕ N 526-П)

N вопроса

Вопрос

Разъяснения Банка России

1

Будут ли со стороны Банка России в дальнейшем предприняты шаги по унификации перечня обязательных раскрытий в квартальной отчетности?

Для целей подготовки квартальной отчетности Положение N 526-П ссылается на положения МСФО 34 "Промежуточная отчетность", согласно которому организации самостоятельно определяют объем существенной информации к раскрытию.

Банк России не планирует определять перечень обязательных примечаний, представляемых в промежуточной отчетности.

В соответствии с пунктом 15 МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность", введенного в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н, предприятие должно включить в свою промежуточную финансовую отчетность объяснения событий и операций, которые являются значительными для понимания изменений в финансовом положении и результатах деятельности организации, произошедших с даты окончания последнего годового отчетного периода.

То есть, количество раскрытий в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется конкретными обстоятельствами, которые индивидуальны для каждой организации.

Установление обязательного перечня раскрытий в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности для всех организаций одинаковым образом приведет к нарушению требований МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность" для некоторых из них, в то время как для других - к увеличению объема подлежащей раскрытию информации.

2

При составлении отчетности за 2017 год потребует ли Банк России предоставление ОСВ (оборотно-сальдовая ведомость) на едином плане счетов за 2016 год в качестве сравнительной информации, учитывая тот факт, что в 2016 году страховые организации осуществляли переход на новые ИТ-системы, в связи с чем ОСВ за 2016 год не может быть доступной к получению?

Положением N 526-П предоставление Банку России оборотно-сальдовой ведомости не предусмотрено.

3

Сравнительная информация в отчетности за 2017 год - в каком объеме она будет презентована?

Будут ли распространяться требования, аналогичные МСФО (IFRS) 1 "Первое применение", к отчетности за 2017 год?

Должны ли будут страховщики раскрывать информацию, связанную с переходом от РСБУ к новым требованиям стандартов?

В отношении отчетности за 2017 год, а также промежуточных (квартальных) отчетностей за любой из периодов 2017 года, а также отчетности на 31.12.2016 - будут ли требоваться сравнения РСБУ и ОСБУ данных (особенно важно в отношении статей капитала).

Нужна ли трансформационная таблица входящих остатков на 2016 год по РСБУ в новые отраслевые стандарты, а также по сравнительным данным за 2016 год имеет ли место и на какую дату изменение учетной политики?

В соответствии с пунктом 1.3 Положения N 526-П, вступающего в силу с 01.01.2017, по всем суммам, отраженным в бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, страховщик должен представить сопоставимую сравнительную информацию за предыдущий отчетный период.

В соответствии с пунктом 10.1 Положения N 526-П страховщики при составлении отчетности руководствуются МСФО и Разъяснениями МСФО, принимаемыми Фондом МСФО, введенными в действие на территории Российской Федерации. Страховщик самостоятельно определяет порядок подготовки сравнительной информации, не противоречащий отраслевым стандартам бухгалтерского учета, утвержденным нормативными актами Банка России, с учетом требований раздела "Сравнительная информация" МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", введенного в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н.

Отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, утвержденными нормативными актами Банка России, сравнение данных бухгалтерского учета, подготовленных в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России и данных бухгалтерского учета, подготовленных в соответствии с отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, утвержденными нормативными актами Банка России, не предусмотрено.

Положением N 526-П предоставление Банку России трансформационной таблицы входящих остатков на 2016 год не предусмотрено.

Согласно пунктам 2.2, 2.4, 2.5 Положения N 526-П страховыми организациями в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность включаются примечания, в том числе, примечание 4 "Принципы учетной политики, важные бухгалтерские оценки и профессиональные суждения в применении учетной политики". В данном примечании некредитные финансовые организации (далее - НФО) раскрывают учетную политику, применяемую НФО с 01.01.2017.

4

Планируется ли переходный период в отношении применения ОСБУ?

Будет ли выпущен отраслевой стандарт по первому применению ОСБУ и первому составлению отчетности по ОСБУ и какие-либо разъяснения (методические указания) по этому вопросу?

Когда и в какой форме должен быть сделан перенос остатков - должно ли это было быть сделано на начало 2016 года, чтобы остатки тестовой отчетности были входящими остатками для отчетности 2017 года или нет?

Переходный период в отношении применения отраслевых стандартов бухгалтерского учета для НФО не планируется.

Банком России подготовлено информационное письмо от 06.12.2016 N ИН-01-18/86 "О переходе с 1 января 2017 года на новый План счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета", которое размещено на официальном сайте Банка России для сведения НФО, содержащее подходы в отношении перехода на План счетов бухгалтерского учета и отраслевые стандарты для НФО в части подготовки отчетности, переноса остатков на счета Плана счетов бухгалтерского учета, переоценки остатков по балансовым счетам для НФО, которые переходят на План счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета с 01.01.2017.

Согласно разъяснениям данного информационного письма входящие остатки на 01.01.2017, сформированные в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России по ведению бухгалтерского учета, должны быть перенесены на счета Плана счетов бухгалтерского учета в НФО и соответствовать данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год.

При переносе остатков НФО рекомендуется руководствоваться Информационным письмом Банка России от 05.07.2016 N ИН-01-18/50 "О соответствии Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Плана счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях".

5

Смогут ли некредитные финансовые организации и каким образом в ближайшей перспективе формировать "Отчет о движении денежных средств" косвенным методом? Это принципиальная новация, однако, форма "Отчета о движении денежных средств" в стандарте по отчетности приведена только для прямого метода?

Использование косвенного метода при составлении отчета о потоках денежных средств Положением N 526-П не предусмотрено.

МСФО поощряет использование прямого метода представления денежных потоков, что прямо указано в пункте 19 МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств", введенного в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н. Прямой метод предоставляет информацию, которая может быть полезной для оценки будущих денежных потоков и которая недоступна в случае использования косвенного метода.

6

Должны ли страховые организации предоставить отдельный комплект отчетности за квартал или указанную информацию можно раскрыть в одном комплекте отчетности?

Согласно требованиям Положения N 526-П в рамках квартальной отчетности "Отчет о финансовых результатах" и примечания к нему предоставляются накопительным итогом за отчетный период и отдельно за квартал.

Страховщик включает в состав отчетности за первое полугодие отчетного года две формы отчета о финансовых результатах: за период с 1 января по 30 июня отчетного года и за период с 1 апреля по 30 июня отчетного года, а также необходимое количество примечаний, расшифровывающих статьи отчета о финансовых результатах.

Страховщик включает в состав отчетности за девять месяцев отчетного года две формы отчета о финансовых результатах: за период с 1 января по 30 сентября отчетного года и за период с 1 июля по 30 сентября отчетного года, а также необходимое количество примечаний, расшифровывающих статьи отчета о финансовых результатах.

7

Согласно Положению N 526-П обороты по символам 52801 и 53802 включаются в строку ОФР "Прочие доходы" и "Прочие расходы" соответственно. Однако в сборке Примечания N 57 "Прочие доходы и расходы" ссылки на указанные символы отсутствуют. Таким образом, при невключении оборотов по указанным символам в Примечание N 57 будет формироваться расхождение между итоговыми показателями в Примечании и показателями в ОФР.

Вопрос: В каких Примечаниях и по каким статьям указанных Примечаний должны отражаться доходы и расходы, отраженные по символам 52801 "Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году" и 53802 "Расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году"? Должна ли страховая организация разносить выявленные доходы и расходы прошлых лет по статьям ОФР, по которым отражаются текущие доходы и расходы такого же типа? Может ли страховая организация отразить общую сумму выявленных доходов и расходов прошлых лет в статьях ОФР "Прочие доходы" и "Прочие расходы", а в Примечаниях раскрыть их в качестве "Прочих доходов" и "Прочих расходов"?

Проектом указания "О внесении изменений в Положение Банка России от 28 декабря 2015 года N 526-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования" (далее - проект указания) символ 52801 добавлен в строку "Прочие доходы" таблицы 57.1 "Прочие доходы", а символ 53802 добавлен в строку "Прочие расходы" таблицы 57.2 "Прочие расходы" примечания 57 приложения 14 к Положению 526-П.

Указанием Банка России N 4178-У от 07.11.2016 "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 487-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций" определено:

Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, отражаются в ОФР по соответствующим символам исходя из их экономического содержания, а в случае невозможности такого отнесения - по символу 52801.

Расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, отражаются в ОФР по соответствующим символам исходя из их экономического содержания, а в случае невозможности такого отнесения - по символу 53802.

8

Согласно Положениям Банка России стабилизационный резерв формируется в учете, но не отражается в отчетности. Каким образом должен быть учтен стабилизационный резерв в отчетности? В составе нераспределенной прибыли?

Стабилизационный резерв не отражается в отчетности, так как не соответствует критериям признания обязательств.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления