Законодательство РФ

<Письмо> Минобрнауки России от 23.09.2021 N МН-10/3153-ПК "О методических рекомендациях"


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 сентября 2021 г. N МН-10/3153-ПК

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

В целях совершенствования оплаты труда научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направляет для использования в работе методические рекомендации по разработке образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу.

П.А.КУЧЕРЕНКО




Приложение

Утверждено

статс-секретарь -

заместитель Министра науки

и высшего образования

Российской Федерации

П.А.КУЧЕРЕНКО

23 сентября 2021 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ МИНИСТЕРСТВУ НАУКИ И ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ

К ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ

1. Методические рекомендации по разработке образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (далее - методические рекомендации), разработаны в соответствии с приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта", приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. N 71 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", Отраслевым соглашением по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 9 апреля 2021 г., на 2021 - 2023 годы (далее - Отраслевое соглашение), направлены на формирование единых организационных и правовых подходов при разработке показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и системы "Эффективного контракта" (далее - система ЭК) в образовательных организациях высшего образования (далее - ООВО) и определяют основные методологические подходы к оценке эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (далее соответственно - ППС, работник) в части показателей и критериев оценки эффективности указанной деятельности, сопряженной со стратегическими целями ООВО.

2. Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Понятие "эффективный контракт" не расширяет и тем более не заменяет правового понятия "трудовой договор".

ЭК содержит совокупность согласованных сторонами трудовых отношений показателей и критериев оценки эффективности деятельности работника, достижение которых или их перевыполнение напрямую влияет на назначение стимулирующих выплат. Указанные показатели и критерии оценки есть количественное выражение результативности и качества труда работника за определенный период.

Порядок и периодичность оценки результативности деятельности ППС, условия оплаты труда и назначения выплат стимулирующего характера по ЭК должны формироваться ООВО с учетом специфики ее деятельности.

Система эффективного контракта - это взаимосвязанная совокупность правовых, организационных и финансовых механизмов и процессов организации, отражающая принципы и методы формирования показателей эффективности и установления соответствующих показателям эффективности стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения. Система ЭК направлена на повышение качества реализации основных направлений деятельности ООВО путем стимулирования повышения эффективности деятельности работников, включающего в себя контроль за реализацией работником трудовой функции, оценку результативности труда и его качества, анализ достигнутых результатов, отражение в ЭК согласованных сторонами трудовых отношений показателей эффективности труда работника и порядок оплаты труда работников.

3. Основными целями внедрения системы ЭК в образовательной организации высшего образования являются:

сохранение и развитие кадрового потенциала, призванного обеспечить достижение стратегических целей ООВО;

повышение престижности и привлекательности работы в ООВО;

обеспечение соответствия оплаты труда работников эффективности их деятельности согласно установленным ООВО критериям.

4. Основные задачи системы ЭК в ООВО:

создание прозрачных механизмов системы оплаты труда работников на основе показателей и критериев оценки эффективности их труда, ориентированной на достижение конкретных показателей деятельности каждого конкретного работника и ООВО в целом;

совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности работников;

уменьшение доли стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности ООВО и работников;

устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда одной категории работников, работников и руководителя ООВО;

введение взаимосвязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных ООВО (программы развития университета) и работника.

5. В целях соблюдения трудовых прав работников при внедрении и реализации системы ЭК в ООВО образовательным организациям во взаимодействии с профсоюзными организациями работников (при наличии) необходимо руководствоваться следующими положениями:

применение системы ЭК не должно снижать уровень трудовых прав и гарантий ППС ООВО;

система ЭК должна иметь своей целью разработку дополнительных механизмов взаимодействия сторон трудовых отношений и правовых конструкций, позволяющих работникам, успешно выполняющим показатели эффективности, претендовать на дополнительные гарантии в виде материального и нематериального стимулирования;

модернизация системы оплаты труда должна быть ориентирована на осуществление справедливого вознаграждения за реальные результаты и качество работы, эффективность деятельности ППС;

применение системы ЭК не должно повышать квалификационные требования к работникам в сравнении с установленными действующими нормативными актами, не должно расширять должностные обязанности и перечень правовых оснований для уменьшения срока трудового договора или применения к работникам дисциплинарных взысканий, в том числе - увольнения; при этом система ЭК может конкретизировать требования к квалификации специалиста с учетом направлений деятельности ООВО или их отдельных подразделений, которые должны соответствовать общим требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), и/или соответствующими положениями профессиональных стандартов (при наличии);

система ЭК носит мотивирующий характер и направлена на повышение эффективности деятельности конкретных работников посредством объективной и регулярной оценки результатов их труда с последующим вознаграждением, закрепленным трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору).

6. Под эффективностью деятельности (в рамках реализации системы ЭК) ППС понимается качественное выполнение закрепленного в эффективном контракте объема работы и его результативность (в рамках установленной федеральным законодательством нормальной продолжительности рабочего времени).

Система ЭК должна отражать порядок и способы измерения объема, качества и результатов труда работников, а также порядок расчета оценки его эффективности на основе измеряемых показателей.

7. ООВО при внедрении системы ЭК необходимо разработать локальные нормативные акты (далее - ЛНА), регулирующие следующее:

порядок оформления трудовых отношений с ППС в форме ЭК, форму трудового договора (дополнительного соглашения);

перечень показателей и критериев оценки эффективности деятельности ППС (возможен по каждой из должностей), в отношении которых реализуется система ЭК, с учетом рекомендуемых данным документом и п. 36.1 Приказа Минобрнауки России от 01.02.2021 N 71 "Об утверждении примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование" (зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63182);

порядок расчета и оценки эффективности деятельности ППС;

процедуру сбора, подтверждения, фиксации и обработки данных в целях оценки эффективности деятельности ППС, распределение ответственности на всех этапах указанной процедуры в ООВО, порядок документооборота, в том числе с использованием информационных систем, автоматизирующих процесс сбора и обобщения данных;

порядок и периодичность осуществления стимулирующих выплат по результатам проведенной оценки эффективности деятельности ППС;

порядок разрешения спорных ситуаций, возникающих в процессе реализации системы ЭК.

В другие ЛНА, регулирующие вопросы оплаты труда и порядок заключения трудового договора, необходимо внести соответствующие изменения отсылочного характера.

8. ЛНА системы ЭК принимаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или по согласованию с ним, а при его отсутствии - с иным представительным органом работников (при наличии такого представительного органа).

9. С работником ООВО, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора (далее также - дополнительное соглашение к трудовому договору).

В соответствии с частью второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящих изменениях, определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.

Если в организации применяется действующая система эффективных контрактов, отвечающая целям, задачам и принципам настоящих методических рекомендаций, то с работниками не требуется перезаключать дополнительные соглашения к трудовому договору.

При заключении дополнительного соглашения к трудовому договору с работником организации, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности в зависимости от результатов труда, а также меры социальной поддержки (эффективный контракт), следует исходить из того, что такое соглашение может быть заключено при условии добровольного согласия работника, наличия разработанных показателей и критериев оценки эффективности труда работника, а достижение таких показателей и критериев осуществляется в рамках установленной федеральным законодательством нормальной продолжительности рабочего времени.

10. Условия осуществления выплат стимулирующего характера излагаются в трудовом договоре или в дополнительном соглашении к трудовому договору в форме, понятной работнику ООВО и работодателю и исключающей неоднозначное толкование этих условий. При этом не рекомендуется ограничиваться только ссылками на положения ЛНА, содержащие нормы, регулирующие выплаты стимулирующего характера по результатам проведенной оценки эффективности.

В случае если какие-либо выплаты устанавливаются в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется указывать этот размер в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору. Размер выплат, устанавливаемых в процентах, баллах и других единицах измерения, рекомендуется указывать в этих единицах с указанием условий, при достижении которых они осуществляются.

11. ООВО разрабатывает методику расчета и оценки эффективности деятельности ППС (рекомендуемый срок - не менее чем на 1 учебный год) и устанавливает стимулирующие выплаты. Периодичность выплат и срок, на который они устанавливаются, определяется в соответствии с ЛНА ООВО и трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору).

12. Показатель эффективности деятельности работника - рассчитываемая величина, выражающая количественные и (или) качественные результаты труда работника по определенному направлению его деятельности или виду работы.

Критерий (критериальное значение) показателя эффективности деятельности работника - это условие или пороговое значение показателя, достижение которого свидетельствует о выполнении работником условий ЭК по данному показателю эффективности. Для показателя может быть определено несколько критериальных значений на различных уровнях эффективности (шкала критериев).

Оценка эффективности деятельности работника - комплексная интегральная оценка, рассчитанная на основе набора показателей эффективности деятельности работника.

13. При разработке и утверждении в ООВО показателей и критериев эффективности работы в целях осуществления стимулирования качественного труда ППС учитываются следующие основные принципы:

системность - показатели эффективности должны разрабатываться в соответствии со стратегическими целями (миссией) образовательной организации и задачами конкретных подразделений (кафедр, деканатов, факультетов, центров, отделов и др.) для достижения общих целей;

создание условий - каждый показатель устанавливается при наличии в ООВО условий его достижимости (например, оплата командировочных расходов на конференции, реализация международных программ для преподавания дисциплин на иностранном языке, языковые курсы для преподавателей, читающих на иностранном языке и т.д.);

объективность - размер выплат стимулирующего характера работнику должен определяться на основе объективных данных о степени выполнения или перевыполнении плановых значений показателей эффективности его труда;

определенность - работник должен ясно понимать и четко знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;

соразмерность - вознаграждение должно соответствовать трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности ООВО, уровню квалификации;

своевременность - вознаграждение должно следовать за достижением результата в установленные ООВО сроки;

справедливость - правила определения вознаграждения должны быть едины для всех работников;

измеряемость - достижение значений показателей эффективности деятельности должны быть измеряемыми и оцениваться в динамике применительно к периодам времени, за которые начисляются выплаты стимулирующего характера;

достижимость - показатели и критерии эффективности соответствуют квалификационным требованиям к работнику и его должностным обязанностям;

прозрачность - обязательное опубликование на официальном сайте организации информации по утвержденным методическим указаниям, содержащим правила и сроки исполнения, ее доступность всем сотрудникам, обязательное опубликование достигнутых результатов в исполнении показателей; разработка показателей и критериев эффективности работы в целях осуществления стимулирования качественного труда ПП, осуществляться с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;

стимулирующий характер - результаты применения показателей и критериев эффективности работы должны стимулировать работников к повышению квалификации, производительности и качества труда и не могут быть основанием для уменьшения срока трудового договора, применения к работнику дисциплинарного взыскания, в том числе увольнения.

14. Показатели эффективности должны выражать оценку результативности деятельности ППС за определенный период, а также иметь взаимосвязь со стратегическими целями ООВО.

При выборе показателей ООВО необходимо определить виды работы и должностные обязанности работников, влияющие на успешность стратегического развития, усиление тех или иных направлений деятельности и улучшение результатов организации ООВО.

15. Перечень показателей эффективности для ППС разрабатывается и применяется ООВО для следующих видов работ:

учебной;

учебно-методической;

научно-исследовательской;

воспитательной;

других видов в соответствии с Программой развития каждой конкретной организации или субъекта РФ.

При заключении эффективного контракта с конкретным педагогическим работником, относящимся к профессорско-преподавательскому составу, формируется система индивидуальных показателей с учетом предложенных в пп. 17 - 21.

16. ООВО вправе самостоятельно снижать верхний предел учебной нагрузки за ставку заработной платы (в академических часах в год) для должностей профессорско-преподавательского состава с учетом объема выполняемых педагогическим работником научных исследований, публикационной активности, должностных обязанностей по занимаемой должности профессорско-преподавательского состава.

17. Рекомендовать в качестве показателей эффективности учебной работы ППС использовать следующие:

проведение занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

руководство подготовкой ВКР, выполненной по заявкам работодателей, с ее последующим внедрением;

проведение открытой лекции, учебно-методического семинара для обучающихся, профессорско-преподавательского состава вуза;

иные показатели эффективности, утвержденные ООВО.

18. Рекомендовать в качестве показателей эффективности учебно-методической работы ППС использовать следующие:

издание учебников, учебных пособий (учебно-методических пособий);

разработка ресурсов для применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, тренажеров, установок и пр.;

разработка по образовательной программе электронных курсов, электронных учебных пособий на русском языке,

разработка по образовательной программе электронных курсов, электронных учебных пособий на иностранном языке;

иные показатели эффективности, утвержденные ООВО.

19. Рекомендуется в качестве показателей эффективности научно-исследовательской работы ППС использовать следующие:

публикация научных работ в рецензируемых периодических изданиях, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных;

издание монографий;

получение патентов, свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ, баз данных и т.п.;

организация научных мероприятий;

присуждение ученой степени, ученого звания, почетного звания;

рецензирование научных работ;

участие в конференциях, семинарах и иных научных мероприятиях в качестве докладчика;

научное руководство аспирантами, защитившими диссертации в течение календарного года, следующего за годом выпуска;

научное консультирование докторантов, соискателей, защитивших диссертации в отчетном году;

руководство научно-исследовательской работой студентов;

руководство обучающимися - победителями, призерами, участниками всероссийских, международных, республиканских конференций, грантов, конкурсов научной направленности;

иные показатели эффективности, утвержденные ООВО.

ООВО может компенсировать расходы на публикацию результатов научных исследований в рецензируемых периодических изданиях, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных, подтвержденных документально.

20. Рекомендуется в качестве показателей эффективности воспитательной работы ППС использовать следующие:

руководство обучающимися - победителями, призерами, участниками всероссийских, международных, республиканских конференций (семинаров, круглых столов), грантов, конкурсов спортивной и/или культурно-массовой направленности;

организация и проведение профориентационных, воспитательных и культурно-массовых мероприятий в образовательной организации и на иных площадках;

руководство проектами студентов (волонтерство, популяризация здорового образа жизни, формирование толерантности в молодежной среде и т.п.);

кураторство академической группы, руководство обучающимися по иным направлениям воспитательной работы;

иные показатели эффективности, утвержденные ООВО.

21. Показатели эффективности других видов работы устанавливаются ООВО самостоятельно в зависимости от Программы развития данной организации или субъекта Российской Федерации.

Рекомендовать в качестве показателей эффективности других видов работ использовать следующие:

участие в деятельности общественных объединений, организаций сферы образования (с учетом статуса и занимаемой должности);

участие в деятельности иных общественных объединений, организаций (с учетом статуса и занимаемой должности);

участие в процедурах государственной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации в сфере образования;

участие в экспертных комиссиях, комитетах государственных (муниципальных) органов;

организация и проведение мероприятий по содействию трудоустройству выпускников.

22. Значения критериев и показателей эффективности труда работников устанавливаются исходя из тактических и стратегических задач, а также текущей ситуации в образовательной организации.

Критерии оценки труда работников могут выражаться, в том числе комбинироваться, в различных величинах:

баллы;

проценты;

абсолютный размер (рубли);

иное.

Конкретные значения критериев эффективности обусловлены значимостью показателей в интегральной оценке эффективности работника. Они должны определяться важностью для организации результата деятельности по данному направлению работы. Изменяя в процессе развития системы ЭК номенклатуру показателей эффективности и их весомость, можно корректировать систему, ориентируя ее в первую очередь на достижение стратегических целей или на решение актуальных для вуза задач.

Корректировка системы ЭК, изменение весомости показателей осуществляется путем внесения изменений в ЛНА с учетом мнения профкома (или по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации).

23. Образовательная организация самостоятельно устанавливает продолжительность отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год), а также периодичность (единовременные, систематические) стимулирующих выплат по итогам реализации ЭК.

24. Работник должен иметь полное представление о размере стимулирующих выплат, установленных ему по результатам применения системы ЭК.

25. Образовательная организация самостоятельно выбирает способы ознакомления работника с размером стимулирующих выплат, установленных работнику по результатам применения системы ЭК (личный кабинет работника, иные способы, установленные ООВО).

26. Образовательной организации рекомендуется доводить до ППС обобщенную информацию по результатам реализации ЭК:

максимальная, минимальная, средняя и медианная оценки эффективности;

средние оценки и распределение по отдельным показателям;

динамику эффективности и результативности работников;

анализ итогов и возможные корректировки показателей и критериев оценки работников в соответствии с программой стратегического развития образовательной организации следующего периода.

27. Технологическое сопровождение ЭК и автоматизация процессов его реализации должны коррелироваться с формированием совокупности ключевых показателей эффективности, методики их расчета, процесса сбора данных, а также измеримости показателей эффективности деятельности работника.

Все этапы системы ЭК рекомендуется регламентировать по срокам, методикам и ответственным лицам для исключения неоднозначных толкований результатов, потери данных, дублирования работы и т.д.

28. При реализации алгоритмов расчета показателей эффективности деятельности работника необходимо полностью опираться на утвержденный образовательной организацией перечень показателей эффективности и их критериев, регламенты сбора и обработки информации.

29. Образовательной организации рекомендуется предоставлять доступ работнику к промежуточным (предварительным) результатам расчетов показателей эффективности деятельности работника для заблаговременного принятия мер по корректировке данных.

30. Решение о формировании фонда стимулирующих выплат по итогам реализации ЭК образовательная организация принимает исходя из финансовых возможностей, а также с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на текущий год, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

31. В целях разрешения спорных ситуаций по вопросам системы ЭК в организации создается постоянно действующий орган (далее - Комиссия), в полномочиях которого должно быть предусмотрено рассмотрение заявлений работников и принятие соответствующих решений, либо такими полномочиями наделяется один из существующих рабочих органов (согласительная комиссия, комиссия по трудовым спорам, кадровая комиссия и др.). В состав Комиссии входят представители, делегированные выборным органом первичной профсоюзной организации (при их наличии). Работа по рассмотрению спорных ситуаций должна быть регламентирована, порядок и процедуру необходимо сделать прозрачной и доступной работникам.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления