Законодательство РФ

Решение Верховного Суда РФ от 31.05.2023 N АКПИ23-252

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2023 г. N АКПИ23-252

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.

при секретаре Вознесенской Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пролив" об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2022 г. N 3880-р,

установил:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2022 г. N 3880-р (далее - Распоряжение) в соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" установлены специальные требования к участникам аукциона на право пользования участком недр Юбилейный Константиновского буроугольного месторождения, расположенным в Сахалинской области, для разведки и добычи бурых углей.

Правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 декабря 2022 г. и опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 26 декабря 2022 г., N 52, ст. 9653.

Общество с ограниченной ответственностью "Пролив" (далее также - Общество, ООО "Пролив") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Распоряжения, ссылаясь на то, что формирование специальных требований к участникам аукциона, предполагающих участие только одного лица, является грубым нарушением действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно пункта 8 статьи 4, пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как создает необоснованные преимущества для одного хозяйствующего субъекта и невозможность для реализации своих прав для других субъектов; Распоряжением установлены дискриминационные условия доступа на рынок угледобычи, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

По мнению административного истца, Распоряжение нарушает принципы закупочной деятельности, определенные в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", поскольку позволяет осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях, без проведения конкурентных процедур; независимо от наличия конкурентного рынка создает возможность определения исполнителя без проведения торгов, что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

В обоснование административного иска ООО "Пролив" указывает, что в результате установления специальных требований к участникам аукциона административный истец и другие угледобывающие компании Сахалина не смогли заявить свое участие в аукционе на право пользования участком недр Юбилейный Константиновского буроугольного месторождения, расположенным на территории Углегорского района Сахалинской области, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, чем нарушены права и законные интересы Общества.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что оспариваемое распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством, в установленном порядке, не нарушает прав и законных интересов ООО "Пролив".

В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Пролив" Каменщиков А.В. поддержал заявленное требование.

Представители Правительства Российской Федерации Сафина М.Н., Никишин Д.Л., Сорокин И.А., Танин Е.В. административный иск не признали.

Выслушав объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Пролив" Каменщикова А.В., возражения представителей Правительства Российской Федерации Сафиной М.Н., Никишина Д.Л., Сорокина И.А., Танина Е.В., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В силу статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "О недрах", согласно его преамбуле, содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, направлен на обеспечение защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Согласно части первой статьи 1 Закона Российской Федерации "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что статья 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции, действовавшей до 1 января 2022 г., предусматривала проведение как конкурсов, так и аукционов на право пользования участками недр.

Частью четвертой статьи 13.1 поименованного закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности порядка проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, в том числе в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливать по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и (или) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности ограничения допуска к участию в таких аукционах созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.

Правительство Российской Федерации в целях реализации документов стратегического планирования, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, а также соблюдения социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на соответствующей территории, и всех граждан Российской Федерации вправе устанавливать специальные требования к участникам аукциона на право пользования участками недр, указанными в части первой приведенной статьи (часть пятая статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах").

Реализуя делегированные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации издало Распоряжение.

Кроме того, специальные требования к участникам указанного аукциона на право пользования участком недр согласованы с Правительством Сахалинской области, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральным агентством по недропользованию, что подтверждается письмами от 11 ноября 2022 г. N 1.6-5607/22, от 1 ноября 2022 г. N ЕВ-111722/17, от 31 октября 2022 г. N СМ-15872/12 и от 25 октября 2022 г. N АГ-04-26/22038 соответственно.

Распоряжение официально опубликовано в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Таким образом, Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями законодательства к процедуре принятия, опубликования и вступления в силу.

Вопреки доводам Общества Распоряжение соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов административного истца и не создает препятствий к их осуществлению.

Согласно части первой статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Аукцион на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2499 утверждены Правила проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме (далее - Правила проведения аукциона).

Пункт 5 Правил проведения аукциона содержит аналогичное части пятой статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" положение, наделяющее Правительство Российской Федерации полномочиями в целях реализации документов стратегического планирования, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, а также соблюдения социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на соответствующей территории, и всех граждан Российской Федерации устанавливать специальные требования к участникам аукциона на право пользования участками недр, указанными в части первой статьи 13.1 поименованного закона.

Приведенные законоположения не предусматривают с необходимой точностью и полнотой конкретный перечень специальных требований к участникам аукциона на право пользования участками недр, их содержание определяется Правительством Российской Федерации как оптимальный вариант решения конкретного управленческого вопроса в данной ситуации в порядке реализации своих дискреционных полномочий с учетом указанных выше целей.

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" одной из основных задач стратегического планирования названо определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (пункт 3 статьи 8).

Статьей 11 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" установлен перечень документов стратегического планирования, к которым в том числе относятся ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; стратегии социально-экономического развития макрорегионов; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период; государственные программы Российской Федерации и другие.

Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. Правительству Российской Федерации поручено в том числе представить предложения по обеспечению долгосрочной устойчивости региональных и муниципальных финансов, повышению самостоятельности регионов. Для каждого региона необходимо предложить решения по доступу граждан к надежным и чистым источникам энергии. Это может быть электроэнергия, в том числе из возобновляемых источников, экологическое применение угля.

Специальные требования к участникам аукциона, установленные Распоряжением, не предрешают исхода аукциона, не создают преимуществ конкретным лицам, а направлены прежде всего на допуск к участию в аукционе лиц, которые по своим характеристикам соответствуют требованиям документов стратегического планирования и обеспечат соблюдение социальных, экономических и экологических интересов граждан, проживающих в Сахалинской области, и всех граждан Российской Федерации.

Вопреки доводам административного истца определение Распоряжением в качестве специальных требований к участникам аукциона условия о местонахождении юридического лица или его филиала в Углегорском районе Сахалинской области обеспечивает соблюдение требований документов стратегического планирования и направлено на защиту интересов жителей Сахалинской области; установление запрета на участие в аукционе лиц, у которых имеются в числе учредителей, акционеров лица, местом государственной регистрации которых являются иностранные недружественные государства и территории, направлено на реализацию стратегических документов в области национальной безопасности.

Определение размера уставного капитала по состоянию на 1 мая 2022 г. обусловлено необходимостью подтверждения достаточных финансовых возможностей потенциального недропользователя для проведения геологоразведочных работ и вывода месторождения на проектную мощность.

Поддержка действующих производств, сохранение текущих инвестиционных проектов, а также вовлечение организаций, включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики, обеспечивают наиболее эффективное и оперативное улучшение финансовых показателей региона в целях реализации документов стратегического планирования в области социально-экономического развития и направлены на обеспечение интересов населения Сахалинской области, занятого в производствах, расположенных на территории региона.

Установление требования к наличию опыта участия в процедурах государственной закупки направлено на реализацию указанных выше положений документов стратегического планирования и поддержку действующих добросовестных предприятий, на которых заняты работники региона и Российской Федерации в целом.

Требование к наличию у претендента на участие в аукционе действующих лицензий на пользование недрами направлено на поддержку угледобывающих предприятий Сахалинской области, что соответствует документам стратегического планирования в области социально-экономического развития и направлено на обеспечение интересов населения Сахалинской области, занятого на угледобывающем производстве.

Лишено правовых оснований утверждение Общества о том, что Распоряжение, в нарушение требований пункта 8 статьи 4, пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", создает дискриминационные условия, нарушает принципы закупочной деятельности, препятствует осуществлению и реализации законных прав и интересов Общества.

Антимонопольные требования при пользовании недрами установлены статьей 17 Закона Российской Федерации "О недрах" и в данном случае выражены в создании гарантий защиты прав и законных интересов пользователей недр в связи с доступом к недрам и их использованием, участием в аукционах, позволяющих приобрести право пользования недрами.

Установление правовым актом прав и вытекающих из них преимуществ на рынке для определенной категории хозяйствующих субъектов само по себе не свидетельствует о создании дискриминационных условий, если такая дифференциация допускается законодательством и обусловлена публичным интересом.

Пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Согласно пункту 4 указанной статьи торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Согласно пункту 3.1 части 3 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 названной статьи.

Исходя из анализа действующего законодательства торги представляют собой способ заключения договора, содержащий правовой механизм, обеспечивающий определенный порядок в действиях организатора и конкуренцию среди участников торгов с целью выявления победителя, предложение которого может быть признано лучшим среди других.

По существу, требования административного истца сводятся к изменению оспариваемого акта и определению иных (целесообразных, с его точки зрения) специальных требований к участникам аукциона, что недопустимо, поскольку федеральным законодателем полномочия по установлению особенностей порядка проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения относятся к дискреционным полномочиям Правительства Российской Федерации. Иное повлекло бы неизбежность вмешательства в целесообразность принимаемых решений.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый акт, принятый полномочным органом государственной власти в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца в указанном им аспекте не нарушает и не создает препятствий к их реализации, в связи с чем административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Пролив" об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2022 г. N 3880-р отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления