ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 ноября 2016 г. N АКПИ16-959
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОЮЗОКЕАН" о признании частично недействующим пункта 67 Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 602,
согласно пункту 67 Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами в случае если аукцион признан несостоявшимся в соответствии с подпунктом "а" пункта 66 названных Правил, за исключением случаев проведения аукциона в соответствии с подпунктом "л" пункта 2 указанных Правил, единственный участник аукциона не позднее чем через 20 дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор о закреплении долей и (или) договор пользования водными биоресурсами, а орган, уполномоченный на заключение договора о закреплении долей и (или) договора пользования водными биоресурсами, обязан заключить договор о закреплении долей и (или) договор пользования водными биоресурсами с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона (лота).
Общество с ограниченной ответственностью "СОЮЗОКЕАН" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 67 Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют абзацу 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 15 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьям 33.1, 33.3, 38 и части 4 статьи 57 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и нарушают его права.
Как указывает административный истец, ООО "СОЮЗОКЕАН" осуществляет добычу (вылов) водных биоресурсов на основании договоров, заключенных с научной организацией для проведения научно-исследовательских работ. Оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающие исключение для случаев проведения аукциона в соответствии с подпунктом "л" пункта 2 названных Правил, не позволяют административному истцу в случае участия в таких аукционах получить право на добычу (вылов) водных биоресурсов.
В суде представители ООО "СОЮЗОКЕАН" П.Д., П.А. поддержали заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (поручение от 16 сентября 2016 г. N АД-П11-5542).
Представитель Правительства Российской Федерации К. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Р., объяснения представителей ООО "СОЮЗОКЕАН" П.Д., П.А., Правительства Российской Федерации К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).
Порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными биоресурсами в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 602 утверждены Правила проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами (далее - Правила).
Нормативный правовой акт первоначально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 18 августа 2008 г., N 33, "Российской газете" 20 августа 2008 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 180 Правила дополнены пунктом 67. Нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http.//pravo.gov.ru) 4 марта 2016 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 9 марта 2016 г., N 10.
Правила устанавливают порядок организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами.
Пункт 67 Правил определяет последствия, связанные с признанием аукциона несостоявшимся, если в аукционе участвовали менее 2 участников, что соответствует пункту 15 части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции". Данная норма Федерального закона предусматривает право на заключение договора лица, подавшего единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лица, признанного единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 33.1, 33.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" являются несостоятельными, т.к. приведенные нормы не регулируют порядок проведения аукционов. Так, в статье 33.1 указанного Федерального закона раскрывается содержание договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, заключенного в целях осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства в отношении водных биоресурсов, а в статье 33.3 - содержание договора о предоставлении рыбопромыслового участка на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определяет, что договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договор пользования водными биоресурсами может заключаться по результатам аукциона и устанавливает случаи, в которых такой аукцион проводится (статья 38). К таким случаям данный Федеральный закон относит прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов по соглашению между лицом, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, и уполномоченным органом государственной власти (пункт 2 части 1 статьи 13); отказ лица, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, от права на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов (пункт 3 части 1 статьи 13); ликвидацию юридического лица, которому водные биоресурсы были предоставлены в пользование (пункт 4 части 1 статьи 13); принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов (часть 2 статьи 13); решение федерального органа исполнительной власти в области рыболовства в случае, если в отношении водных биоресурсов ранее не осуществлялись промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство, или добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в новых районах (часть 4 статьи 29).
Однако порядок проведения аукциона Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не устанавливает, определяя, что правовое регулирование в данной области осуществляется Правительством Российской Федерации.
Предметом аукциона (лотом) является право на заключение договора о закреплении долей и (или) договора пользования водными биоресурсами, в том числе в случае заключения договоров о закреплении долей, лицами, добывающими (вылавливающими) водные биоресурсы на основании договоров, заключенных с научными организациями, в соответствии с частью 4 статьи 57 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (подпункт "л" пункта 2 Правил).
Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", предоставляя лицам, добывающим водные биоресурсы, возможность осуществлять рыболовство в научно-исследовательских целях, в частях 1 и 4 статьи 57 не устанавливает каких-либо преференций для лиц, ранее осуществлявших добычу водных биологических ресурсов в соответствии с договорами с научными организациями, указывая, что такие лица должны участвовать в аукционах на общих основаниях, предусмотренных статьей 38 данного Федерального закона.
Результатом аукциона является определение победителя аукциона. Последствия признания аукциона несостоявшимся статьей 57 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не регулируются, так как они являются составной частью порядка проведения аукциона.
Осуществляя правовое регулирование в данной области, Правительство Российской Федерации не установило каких-либо ограничений для отдельных групп лиц, а в пункте 67 Правил определило единый порядок для всех участников открытого аукциона, включая лиц, упомянутых в подпункте "л" пункта 2 Правил. Эти лица не лишены возможности участия в открытых аукционах с применением последствий, предусмотренных оспариваемым пунктом 67 Правил, в случае признания аукциона несостоявшимся на основании подпункта "а" пункта 66 Правил, об обязании уполномоченного органа на заключение договора о закреплении долей с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "СОЮЗОКЕАН" о признании частично недействующим пункта 67 Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 602, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА
------------------------------------------------------------------